Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
учебно-методический материал
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ТРИЗ»
Цель: Обучение составлению сказок по методу «Каталог» и с помощью дидактической игры «Круги Луллия»
Задачи:
1 Образовательные:
Учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно и не случайно выбранные объекты, давать им описание, краткую характеристику. Формировать умение составлять сказочный текст по модели, преобразовывать образы в символы.
Воспитательные:
Формировать интерес к сочинительству сказок. Создавать условия для воспитания доброты, отзывчивости.
Развивающие:
Активизировать словарь детей. Развивать творческое воображение нестандартное мышление, внимание, память, связную речь.
Чтобы сделать процесс обучения детей составлению сказок более интересным, я свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ(это теория решения изобретательских задач) так как именно эта технология позволяет сделать учебный процесс не только результативным , но и увлекательным. Главным достоинством этой теории, как я думаю, является то , что она позволяет резко повысить способности каждого ребенка. И еще мне нравится то, что можно говорить всё и обо всем. И дети раскрепощаются, и придумывают и изобретают.
Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимании, что большой интерес у детей моей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода « Каталог».
Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результат, затем переходить к другим моделям
Алгоритм построения тренинга
- Небольшой группе детей предлагаю сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
- Задаю вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста или в «копилке сказок»
(это коробочки с картинками, которые мы вместе с детьми собрали, вырезали и разложили в коробки) Ответы, "найденные" в книге или в коробках постепенно собираются в единую сюжетную линию и записываются. Когда сказка составлена дети придумывают ей название
Примерная цепочка вопросов для детей 5 лет. «Жил – был кто..? Какой он был (по внешности, по характеру. Какое дело умел делать?) Пошел гулять (путешествовать, смотреть) Куда? Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил? Был у нашего героя друг? Кто он был? ( по внешности, характеру) Как он помог главному герою? Что стало со злым героем? Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Затем мы рисуем к ней иллюстрации. Прошу вечером рассказать дома придуманную сказку. Во время работы дети иногда теряют интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта эмоционально реагирую на каждый найденный ответ (удивление, радость, ужас и т д..) Использую приемы драматизации.
Для составления сказок ещё я использую дидактическую игру «Круги Луллия», мы с детьми называем их волшебными, изготовили мы ее вместе . Это пособие для развивает способностей детей, оно вносит элемент игры в занятие, помогает поддержать интерес к фантазированию .Принцип изготовления игры заключается в следующем .В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Например , ставлю цель: закрепление знакомой сказки . На кругах 6 (или 4 сектора) секторов. На нижнем - герои знакомых сказок, на среднем место происходящих событий, на самом верхнем предметы из этих сказок. Дети соединяют героя , место где происходят события и атрибуты под стрелкой. Для того чтобы сочинить новую сказку, один круг остается неподвижным, два других вращаются в любом направлении. Предлагаю сочинить сказку, которая получается в результат превращения кругов под стрелкой. Как видно из описания вариантов проведения игры, данный вид деятельности многовариантен и продуктивен . И это очень нравится мне и детям. Сказка «Колобок» всем нам знакома с детства. Казалось бы , что новое в ней можно найти. Но в «В волшебных кругах» есть ресурсы ,т.е . возможности. И «Колобок» превращается в фантастическую сказку
Для того ,чтобы детям легче было рассказывать придуманную сказку, для последовательности и логичности в рассказывании, я составляю мнемотаблицу по содержанию текста или прошу детей на полоске бумаги простым карандашом схематично изобразить персонажей (составить своеобразный «план» пересказа). Мнемотаблица – это схема , в которой заложена определенная информация. В данном случае сначала я сама составляла мнемотаблицу (упор делала на изображение главных героев) и дети по ней рассказывали новую сказку. Детям сначала было трудно работать с мнемотаблицами , но потом им понравилось прообразовывать абстрактные образы в символы с моей помощью.
Как же происходит пересказ сочиненной сказки с помощью мнемотаблиц?
Сначала дети рассматривают таблицу и то, что на ней изображено. Затем объясняют символы таблицы. Следующий этап – рассказывание детьми сказки с опорой на символы мнемотаблицы.
Мы с детьми собрали копилку сказок «Сочиняйка», состоящую из книжек – самоделок. Нашу копилка пополняется сказками, которые дети сочинили дома вместе с родителями после проведенного мной мастеркласса . Сюжеты сказок получились интересными, так как сочетание призвольно выбранных сюжетов рождало совершенно неожиданные характеристики и сравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531506-1416302549.jpg)
обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-685170-1578565813.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-685170-1578565813.jpg)
Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания
В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/06/picture-803362-1591432977.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Консультация для родителей на тему:«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-477283-1410012371.jpg)
НОД по речевому развитию "Обучение детей составлению текста сказочного содержания"
В занятии показана методика составления текстов сказочного содержания по методу "Каталога" ("Чудесный мешочек")....
Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"
Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направлен...