Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».
Выполнили: Бородина Ю.А. учитель-логопед МБДОУ № 118
Руденко Т.А. педагог-психолог МБДОУ № 118
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста.
Пояснительная записка
Наш детский сад участвует в проекте Управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Бикинском муниципальном районе», создавая свой проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ». В рамках этого проекта для оснащения предметно - развивающей среды учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей с ОВЗ были изготовлены: дидактическое пособие «Сенсорная юбка» и дидактическая игрушка «Кукла Люся на фартуке».
Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Воспитание у детей с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Прежде всего детей с ОВЗ необходимо научить самостоятельно мыть руки, вытирать их полотенцем, самостоятельно принимать пищу, одеваться и раздеваться с минимальной помощью взрослого. Для этого необходимо развивать общую и мелкую моторику рук ребёнка. В этом нам помогают дидактическое пособие «Сенсорная юбка» и дидактическая игрушка «Кукла Люся на фартуке».
Для изготовления юбки требуется: ткань четырёх разных цветов, для разных клиньев.
На юбку нашиваются:
- карманы, пуговицы, замочки разных размеров и цветов;
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
- мешочки с крупой, песком, фасолью, ватой.
А также дополнительно:
- геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
- катушки для наматывания ленты;
- бусинки разных цветов и размеров;
Задачи:
1.Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти).
4.Развитие творческих способностей, воображения, речи. (художественно-эстетическое развитие, речевое развитие).
5.Развитие познавательной и исследовательской активности. (познавательное развитие)
7.Развитие мелкой моторики.
8. Развитие коммуникативных способностей.
9.Развитие навыков самообслуживания (социально-коммуникативное развитие)
Правила, при создании юбки:
1.Юбка должна быть обучающей и развивающей.
2.Юбка должна быть многофункциональна.
3.Юбка должна быть привлекательна для детей.
4.Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
5.Юбка должна быть удобна для детей и педагога.
Юбка проста в изготовлении, многофункциональна.
1.Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
2.Все детали можно снять, поменять, добавить.
3.Одновременно несколько детей могут на ней играть.
4.Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается в развивающий коврик.
5.Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.
Игровые приемы с сенсорной юбкой
«Дифференциация по цвету»
Ребенку предлагаются геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек – зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные, в синие - синие.
«Дифференциация по размеру»
Ребенку предлагается разложить фигуры по размеру в большой карман- большие , а маленькие –в маленький .
«Что в мешочках?»
Наполните полотняные мешочки гречкой, ватой, фасолью, песком и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на пуговицы.
"Угадай на ощупь"
Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, "кирпичик"). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудить, что из них можно построить, например, гараж для машинки, домик для куклы.
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек веревки, большие и маленькие палочки, клеенка или фольга, бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.).
«Разноцветные прищепки»
Предложите ребенку тремя пальцами прицепить прищепки на ленту.
Прицепить правой рукой,а отцепить левой .
Прицепляя прищепки чередовать по цвету.
«Заплети косички»
Предлагаем ребёнку заплести косичку из лент.
Юбка служит не только пособием для сенсорно-моторного развития. Действуя с предметами, ребёнок с ОВЗ приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей с ОВЗ к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста
Играя с пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
«Дидактическое пособие сенсорная ,адаптационно – дидактическая юбка»
Цель: распространение и передача личного профессионального опыта с последующим ее использованием в педагогической деятельности.Задачи:1. Познакомить с сенсорной, адаптационно-дидактической юбкой2. Обр...