Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель:
Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Задачи:
- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.
- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoe_posobie_didakticheskaya_kukla.docx | 507.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 38 ПОСЕЛКА КУБАНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _______2021 года протокол №1
Заведующий МАДОУ № 38
________ Н.П. Тюльпинова
Методические рекомендации
к дидактическому пособию
«Дидактическая кукла Катя»
Воспитатель МАДОУ № 38
Береснева Е.Н.
п.Кубанский, 2021 год
Предисловие: В младшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие ребенка, его знакомство с многообразием окружающего мира. Ребенок знакомится с окружающим миром постепенно. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет познавательная и игровая деятельность.
Учиться, играя! Главная идея труда известного педагога Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложней мир познания.
В своей педагогической деятельности я постоянно стараюсь найти новые формы и методы работы, чтобы ребенок был увлечен, занимался с интересом. Поэтому всегда стараюсь использовать сюрпризные моменты, дидактические пособия, созданные своими руками.
Согласно ФГОС ДО, «познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Для повышения эффективности сенсорного воспитания детей мною было изготовлено дидактическое пособие «Дидактическая кукла Катя». Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной. Я постаралась изготовить дидактическое пособие, опираясь на эти требования.
Данное пособие рекомендовано, воспитателям в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого.
Введение: Данное методическое пособие представлено в виде куклы Кати, одетой в дидактическую юбку, с нашитыми на нее яркими карманами, поясом с разноцветными лентами, шнурочками, геометрическими фигурами. Так же данную юбку может одеть на себя воспитатель или любой сотрудник детского сада.
В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая их необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть. Между взрослым и ребенком налаживается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.
Помимо установления контактов в период адаптации, данное пособие интегрирует со всеми образовательными областями по ФГОС ДО, это:
-физическое развитие (ребенок развивает мелкую моторику)
-социально-коммуникативное (главное назначение юбки)
-познавательное (развитие сенсорных эталонов)
-речевое (предпосылки к коммуникативному развитию)
-художественно-эстетическое (развитие творческих способностей).
Актуальность: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Дидактическое пособие - «Дидактическая кукла Катя» представлено на заседании педагогического совета №1 т от 30.08. 2021г.
Пособие успешно апробировано в работе с детьми младшего дошкольного возраста в МАДОУ № 38.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Задачи:
• Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
• Развитие восприятия, сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
• Развитие творческих способностей, воображения, речи.
• Развитие познавательной и исследовательской активности.
• Развитие коммуникативных способностей.
• Развитие мелкой моторики.
- Основная часть: Первый клин (красный) (Приложение 1)
Цель:
Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Задачи:
- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.
- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», «широкая», «узкая», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.
Описание: Красный клин имеет форму трапеции (размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см). На клине расположены ленты разной длины и цвета (красного, желтого, синего, зеленого). На них расположены фломастеры для закручивания. В клине пришита молния для застегивания и расстегивания (развитие моторики пальцев(. Так же расположены по всему периметру геометрические фигуры на липучках (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
Варианты заданий:
1 задание «Сравни ленточку»
Цель: Закреплять знания о цвете, развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям сравнить ленточки по длине, ответить на вопрос «Какая ленточка длиннее, какого она цвета».
2 задание «Заплети косичку»
Цель: научить детей заплетать косы, соблюдая определенный порядок перемещения прядей.
Описание игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривает косички у куклы Кати, показывает, как заплетать косички из ленточек. Предлагает детям самостоятельно заплести косички.
3 задание «Катушки на ленточках»
Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных умений и навыков с помощью игры.
Описание: Воспитатель показывает, как скручивать ленточку на катушку.
4 задание «Застегни молнию»
Цель: использовать молнию для развития мелкой моторики, тактильного восприятия и получения положительных эмоций.
Описание: Воспитатель показывает детям, как застегивать и расстегивать молнию.
5 задание «Геометрические фигуры»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Описание игр: Воспитатель показывает геометрическую фигуру, обводя пальцем спрашивает «Как называется данная фигура», «Какой она формы» и т.д. Затем фиксирует каждую фигуру на юбке.
- Второй клин (синий) (Приложение 2)
Цель:
- Учить детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры, продолжать учить узнавать цвета.
- Развивать зрительную память, развивать мышление, развивать мелкую моторику.
- Воспитывать усидчивость, дружеское взаимоотношение со сверстниками.
Задачи:
- Закреплять знания основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный).
- Упражнять в нахождении и назывании геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).
- Познакомить с геометрической фигурой-прямоугольником, показав на практике способом наложения, что он состоит из двух одинаковых квадратов.
Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.
Описание: Синий клин имеет размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см, форма клина трапеция. На клине расположен домик на липучках, состоящий из геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник) и разных цветов. Так же имеются пуговицы и помпончики на петельках, для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия.
Варианты заданий:
1 задание «Построй домик»
Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики. Все детали крепятся на липучку. Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям построит домик для куклы Кати из тех геометрических фигур которые у них есть(квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
- задание «Ветерок»
Цель: слуховое и зрительское внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с помпонами, прикрепить их на пуговице. Так же предлагает подуть на них, как ветерок. Воспитатель предлагает детям посмотреть на домик и построить такой же из геометрических фигур.
3.Третий клин (желтый) (Приложение 3)
Цель: учить детей различать фрукты их форму, цвет, величину.
Задачи:
- Развивать у детей логическое мышление, сенсорное восприятие, разговорную речь.
- Учить собирать фрукты (по размеру, по цвету) в разные корзинки(«большая, маленькая»).
- Развивать мелкую моторику рук;
Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.
Описание: Желтый клин имеет размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см, форма клина трапеция. На клине расположено дерево с пуговицами к ним крепятся яблоки (красного и желтого цвета), так к этим пуговицам крепятся листья разного цвета (зеленый, желтый, красный), так же под деревом находится корзинка. Имеется полянки с цветами из фетра на пуговицах разного цвета.
Варианты заданий:
1 задание «Собери яблоки в корзину»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закреплять способ прикрепления предметов к липучке.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на дерево. Спрашивает: «Что вы видите на дереве?». Предлагает собрать детям яблоки в корзину.
2 задание «Собери листочки»
Цель: закреплять знаний цветов (зеленый, желтый, красный) в процессе совместной игровой деятельности.
Описание игр: Воспитатель предлагает собрать детям листочки в корзину. Обращает внимание на цвет и размер листочков.
- задание «Собери цветы на полянке»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, сенсорное восприятие и познавательный интерес.
Описание игр: Воспитатель предлагает собрать детям цветочки в корзину. Обращает внимание на цвет и размер цветочков.
4.Четвертый клин (зеленый) (Приложение 4)
Цель:
- Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, память.
Задачи:
- Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине.
- Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику рук, способствовать развитию тактильных анализаторов.
-Закреплять знания геометрических фигур, цвета, размера, развивать познавательные и творческие способности.
Методы и приемы обучения: используется словесный метод, наглядный, практический.
Описание: Зеленый клин имеет размер: длина 112 см, ширина верхнего клина 20 см, ширина нижнего клина 96 см, форма клина трапеция. На клину расположено солнышко из фетра, у которой лучики крепятся на липучках. Так же есть тучка, которая с молнией и из нее идет дождик. Еще имеется гусеничка на липучках круглой формы, так же есть божья коровка с молнией где в нутрии находятся маленькие божьи коровки. Так же расположены цветы из фетра на липучках.
Варианты заданий.
1 задание «Собери гусеницу».
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, сенсорное восприятие, логическое мышление.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям собрать гусеницу в определенной последовательности, как на юбке.
2 задание «Солнышко».
Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знание цвета.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть лучики у Солнышка и собрать их.
3 задание «Тучка»
Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру.
Описание игр: Воспитатель предлагает детям рассмотреть тучку, далее моделируют ситуацию «Идет дождь или нет».
Заключение:
Пособие «Дидактическая кукла Катя» - прекрасное средство обучения и развития, используемое как в образовательной деятельности, игровой деятельности так и режимных моментах.
Обучение с применением данного дидактического пособия значительно позволяет повысить интерес младших дошкольников, а также активизировать сенсорную, речевую познавательную деятельность. При использовании дидактического пособия дети усовершенствовали и развили психические процессы:
-восприятие - научились анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;
-внимание - сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;
-память - слуховая, тактильная, зрительная.
При реализации дидактического пособия наблюдается следующая положительная динамика:
- развивается внимание, терпение;
- проявляются творческие способности;
- осваиваются начало геометрии;
- воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.
Обучая воспитанников в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в дальнейшем в радость учения. С использованием игровых моментов усвоение сложных понятий происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры.
Как видим, вариантов применения моего пособия множество. Оно красочное, удобное в использовании и не требует больших затрат, а многофункциональность позволяет применять его на разных этапах воспитательной работы.
Творческий подход и фантазия воспитателя позволяет использовать дидактическое пособие очень широко, что делает игровые занятия более увлекательными и разнообразными.
Оглавление
- Предисловие стр 2
- Введение стр 2
- Основная часть стр 3
- Заключение стр 7
- Оглавление стр 8
- Приложения стр 8
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Пособие «Дидактическая кукла Катя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "заболела кукла Катя"
Формировать социально-нравственное воспитание. Обогащать игровой опыт детей....
Методическая разработка для группы младшего возраста. Кукла Катя проснулась.
Методическая разработка позволяет прививать детям младшего возраста культурно - гигенические навыки ....
Дидактическая игра "Поможем кукле Кате"
Дидактическая игра «Поможем кукле Кате» Цели: развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков [к] и [к`] в словах. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации по разработке пособии, дидактических игр по этнокультурному образованию.
Этнокультурное образование – целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс воспитания на традициях культуры. Для реализации этнокультурн...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Дидактические игры с фонариком на лексические темы: фрукты и ягоды, овощи, обитатели леса, насекомые»
Данное методическое пособие включает в себя серию дидактических игр на лексические темы: «Овощи», «Насекомые», «Фрукты и ягоды», «Обитатели леса» ...