Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
Выполнили: Бородина Ю.А. учитель-логопед МБДОУ № 118
Руденко Т.А. педагог-психолог МБДОУ № 118
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста.
Наш детский сад участвует в проекте Управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Бикинском муниципальном районе», создавая свой проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ». В рамках этого проекта для оснащения предметно - развивающей среды учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей с ОВЗ были изготовлены: дидактическое пособие «Сенсорная юбка» и дидактическая игрушка «Кукла Люся на фартуке».
Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Воспитание у детей с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Прежде всего детей с ОВЗ необходимо научить самостоятельно мыть руки, вытирать их полотенцем, самостоятельно принимать пищу, одеваться и раздеваться с минимальной помощью взрослого.
Качество коррекционно-развивающей работы в ДОУ во многом зависит от успешного взаимодействия специалистов службы сопровождения. Доминирующая роль в реализации коррекционных задач принадлежит педагогу-психологу и учителю-логопеду.
Педагог-психолог Руденко Татьяна Александровна и учитель-логопед Бородина Юлия Александровна изготовили дидактическое пособие «Кукла Люся на фартуке».
Работу с дидактическим пособием «Кукла Люся на фартуке» строится, основываясь на основных педагогических принципах:
- Принцип доступности, который подразумевает учёт возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста, т.е. доступность используемых мной методов и приёмов работы. Игра - самая доступная и привлекательная для ребёнка деятельность, поэтому вся работа воспитателя с детьми проходит в игровой форме.
- Принцип индивидуального подхода – необходим, т.к. каждый малыш в группе особенный, единственный. Моя задача найти ключик к каждому ребёнку.
- Принцип последовательности, опережающего развития. Всю работу необходимо строить с учётом зоны ближайшего развития детей, от простого к сложному.
- Принцип систематичности, ведь самая главная особенность работы с детьми раннего возраста – терпение, многократное повторение для выработки поведенческих стереотипов.
Дидактическое пособие решает вопросы социально-коммуникативного развития.
Цель работы- использование дидактического пособия «Кукла Люся на фартуке» в разнообразных формах работы с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в период адаптации к условиям ДОУ. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Создать атмосферу психологического комфорта.
- Преодолеть стрессовое состояние детей
- Формировать у детей положительное отношение к условиям детского сада: доверительное отношение к взрослым, привычку к режиму ,к окружающей среде.
- Формировать культурно-гигиенических навыки
Средства работы с детьми раннего возраста разнообразны и используются комплексно на протяжении всего дня как в режимных моментах, так для привития культурно-гигиенических навыков, в играх, индивидуальной работе
Причиной, создания этого дидактического пособия, стала необходимость всегда, каждую минуту быть готовой к общению с одним ребёнком и следить за другими, имея свободными руки. Мою куклу не нужно держать, а это очень важно, ведь некоторым моим воспитанникам на момент поступления в детский сад не исполнилось и полтора года. Нужно вовремя взять за ручку, поддержать, погладить по головке, помочь. Любую трудную ситуацию, благодаря Люсе, педагог может преодолеть, общаясь с ребёнком и как взрослый, и от имени куклы, что позволяет перевести обучение в игру. Яркость и доступность куклы помогает переключить внимание ребёнка с раздражителя на игрушку. С каждым ребёнком Люся общается по разному, позволяя учитывать особенности его темперамента.
Так в начале кукла Люся помогает встречать детей по утрам. Расставание с мамой один из наиболее тяжёлых моментов в течение дня. Люся кого-то брала за ручку, кого-то обнимала, предлагала новую игрушку, приглашала играть.
Кукла Люся стала желанным гостем для ребят. Её появление всегда игра и веселье. Она вместе с детьми играет, танцует, рассматривает книги.
Очень помогает Люся в индивидуальной работе, ведь в группе есть и непоседы, и замкнутые детишки, ко всем с помощью куклы нахожу подход.
Для привития КГ навыков педагоги тоже используют куклу Люсю. Она помогает научить детей мыть руки, пользоваться полотенцем.
В адаптационный период, как известно, возможно не проводить занятия, но игры-ситуации, игры-развлечения помогают детям быстрее привыкнуть к воспитателю, друг к другу, к режиму, сформировать навыки самообслуживания.
Перспективный план работы с дидактическим пособием «Кукла Люся на фартуке»
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
1нед. | «Кукла Люся пришла», «Люсины пузыри» | Цель: познакомить детей с куклой Люсей, вызвать интерес к ней | Кукла на фартуке, мыльные пузыри |
2 нед. | «Люся с зеркальцем» | Цель: способствовать созданию комфортной психологической обстановки в группе | Зеркальце на ручке |
3 нед. | «Люся здоровается» | Цель: помочь детям легче перенести расставание с мамой | Колокольчик |
4 нед. | «Люсины подарки» | Цель: вызвать у детей доверие к кукле, радость от её появления | Полотняный мешочек с игрушками |
5 нед. | «Люся учит умываться» | Цель: помочь детям запомнить последовательность действий при умывании | Кукла на фартуке |
6 нед. | «Люся приглашает кушать» | Цель: помочь детям преодолеть психологический барьер перед новым видом деятельности, развивать навык приёма пищи | Кукольная посуда |
7 нед. | «Люся помогает одеваться» | Цель: развивать умение одеваться и раздеваться с помощью взрослого. | Кукла на фартуке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста
Играя с пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....
Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»
Пособие направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....
Методические рекомендации к дидактическому пособию "Математический ковёр "Геометроград"
В жизни дошкольников большое место занимает игровая деятельность. Дидактическое пособие «Математический ковёр «Геометроград» – новейший способ организации учебно – ...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»
Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное ...
Дидактическое пособие «Кукла маша на фартуке»
Детский сад - это новый этап в жизни маленького человека. Не каждый ребенок сразу принимает новых людей, новую обстановку, правила. Случается, что родители, отдавшие ребенка в детский сад, начинают ра...