Развитие звукового анализа и синтеза
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Данная статья поможет родителям и специалистам развивать у детей речь, мелкую и общую моторику, координацию, дыхание с помощью логопедической ритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_attestatsii.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей младшего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка методов их развития средствами логопедической ритмики является одной из главных задач логопедии настоящего времени.
Моторное развитие детей третьего года жизни отличается такими особенностями: улучшение равновесия при ходьбе и стоянии; дети ходят с предметом в руке; шагают по лестнице; бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие; начинают есть самостоятельно; у детей развивается представление о схеме тела; в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети различают предметы по массе, форме, цвету и величине; складывают разрезную картинку из двух частей.
Речевое развитие детей отличие в наличии слов со сложной слоговой структурой. Звукопроизношение не соответствует норме: нет шипящих и сонорных звуков. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных. Усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Пользуются всеми частями речи. В словарном запасе имеются не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями. При помощи развернутых фраз активно общаться с окружающими. Дети много вопросов. Хорошо запоминают текст и его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки.
Нарушения моторного развития детей от 2 до 3 лет характеризуются следующими особенностями: дети не могут удерживать равновесие при ходьбе, им тяжело выполнять действия с предметами, они не ориентируются в схеме тела и в пространстве. По уровню речевого развития дети третьего года жизни делятся на три подгруппы: с высоким уровнем развития, со средним и с низким.
Дети первой подгруппы (с высоким уровнем речевого развития) владеют всеми средствами речи в соответствии с развитием.
Дети со средним уровнем развития речи неправильно употребляют в речи предлоги, используют простые двусловные предложения. В звукопроизношении наблюдаются пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносятся смягченно.
При низком уровне развития речи у детей нарушено понимание речи, словарный запас беден, с преобладанием слов бытовой тематики. Фразы нет. Грамматический строй нарушен. Существительные употребляются в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не используются. При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций не выявляется четкой взаимозависимости между данными параметрами. Наблюдается группа детей, моторный и речевой уровень которых одинаково высокий. Таких детей немного. Однако встречаются дети, моторный уровень которых более высокий, чем уровень речевого развития. Есть дети, моторный уровень которых ниже уровня речевого развития. И последнюю группу составляют дети, моторный и речевой уровень которых одинаково низкий.
Преодоление нарушений моторики и речи детей раннего возраста требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций и логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляют «метод сенсорно - двигательной интеграции, слухо - двигательно - кинестетической интеграции, двигательно - кинестетические упражнения».
Проведение логоритмических занятий для детей младшего возраста является желательным. В этом случае осуществляется один из ведущих принципов коррекционной работы - интегративного обучения. Логоритмические занятия желательно проводить два раза в неделю в первой половине дня. Длительность занятий 15- 20 минут. Материал подбирается с учетом возможностей детей.
Ходьба, как средство развития общей моторики используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. С каждым занятием вводятся более сложные упражнения.
Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Можно использовать дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой воздушной струи. Каждое упражнение требуется повторять 4 раза. Упражнения для развития координации движений и речи развивают умение сочетать движения с речевым сопровождением. Стихотворения выбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.
Упражнения для развития речевого внимания помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения выполняются под речевое или музыкальное сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту или сильной доле музыки. Упражнения с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки.
Упражнения для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность и координацию движений, эмоциональность, чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку.
Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте
Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....
Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза
Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленн...
Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»
Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...
Задания для развития звукового анализа и синтеза
Перечень заданий...
Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.
Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...
Авторские дидактические игры по развитию звукового анализа и синтеза, мелкой моторики, фонематического слуха
Игры по развитию мелкой моьорики, звуко-буквенного анализа и синтеза....
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов».
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов»....