Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.
статья по логопедии на тему

Мунтян Ольга Владимировна

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а 84 звуковой анализ – в более позднем возрасте, на пятом году жизни. Уже в пять – шесть лет ребенок должен различать на слух такие группы звуков, как с-з, с-ц, ж-ш, с-ш, л-р, глухие и звонкие согласные (п-б, т-д, к-г, ф-в), твердые и мягкие согласные ( п-пь, т-ть, в-вь, л-ль). Фонематическое восприятие – это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ – способ- ность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zvukovogo_analiza_i_sinteza_u_doshkolnikov.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР.

 Методы и приемы звукового анализа.

 Игры и упражнения.

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Не сформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде. Звуковой анализ может быть простым, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия фонематического анализа у дошкольников.

 Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1.Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по обеззвученной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

 2.Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием персонажей. Дети учатся считать количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, и т.д. Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

ЗАДАНИЯ.

1.Цель:учить узнавать звук на фоне слова. Взрослый называет слово, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

 2.Цель: развивать фонематический слух. (цветные фишки – красные, синие). Взрослый произносит звуки, а дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета.

3.Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук. Взрослый читает стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышали.

4.Цель: учить определять наличие звука в слове. (предметные картинки) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5.Цель: учить определять первый звук в слове (предметные картинки). Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный или согласный звук.(первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).

 6.Цель: учить определять первый звук в слове (фишки красного и синего цвета). Взрослый называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю фишку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7.Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах. Взрослый называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа КОТ, МОХ, СОК, КУСТ, БАНАН.

8.Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). У каждого ребенка на столе карточка – полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки определенного цвета (красные, синие, зеленые) в зависимости от изучаемого звука. Взрослый называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в нужный квадрат.

9.Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.(цветные фишки) Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе. (слоги сначала берутся закрытого типа (ОХ,АМ), а слова односложные, из трех звуков (ДОМ,БЫК)

10.ЦЕЛЬ:учить определять количество звуков в слове. Выбрать картинки в названии которых: три звука, четыре звука, пять звуков.

ИГРЫ. - «Брось мяч». ЦЕЛЬ: учить выделять первый и последний звуки в словах, последовательность их в слове.

1.Убрать первый звук в слове. Какое слово получится? Взрослый бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему-взрослому.

- «Где спрятался звук?» ЦЕЛЬ: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Детям раздаются картинки, ее надо назвать и сказать где стоит заданный звук в слове.(можно определить позицию звука фишкой).

 - «Помоги проводнику». ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове. (вагончики, сделанные из бумаги с окошками-прорезями, в каждом вагончике по три окна; предметные картинки с изображением зверей. Взрослый объясняет, что каждый из зверей едет в своем вагончике. В первом едут те звери, в названии которых -3 звука, во втором – 4 звука, в третьем- 4(5). Дети берут картинки, определяют количество звуков в названии и укрепляют их магнитом в окно нужного вагончика (картинки для игры: лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, лошадь, корова, барсук, медведь.

ЗАГАДКИ. Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа. Методы и приемы формирования звукового анализа.

ПЕРВЫЙ БЛОК. 1.Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.Развитие зрительно-моторной координации. 3.Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела. 4.Развитие пространственно-временных представлений.

 ВТОРОЙ БЛОК. 1.Развитие слухового внимания.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование фонологического структурирования. Развитие слухового внимания.

ЗАДАЧИ. - Расширение рамок слухового восприятия. - Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти. - Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки. - Совершенствование фонематического восприятия. - Осознание звуковой стороны речи.

ПРИЕМЫ. - Привлечение внимания к звучащему предмету. - Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом. - Определение местонахождения и направленности звука. - Знакомство с характером звучащих предметов. - Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов. - Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов. - Различение и запоминание цепочки слогов. - Членение речевого потока на смысловые фрагменты. Формирование фонологического структурирования.

ЗАДАЧИ. - Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных. - Анализ слогов и слов. - Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков. - Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова. - Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

ПРИЕМЫ. - Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков. - Упражнения в повторении слоговых цепочек. - Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге. - Определение первого, второго, третьего слога. - Определение лишнего слога в ряду одинаковых. - Упражнение на добавление недостающего слога. - Дифференциация слов с различной слоговой структурой. - Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу. - Определение наличия заданного звука в слове. - Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух. - Определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова). - Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный. - Выделение первого звука в слове. - Угадывание слова, произнесенного по звукам. - Определение количества звуков в слове. - Дифференциация слов, сходных по звуковому составу. - Различение слов, отличающихся ударением. Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

© Ссылка на источник: 
http://gym1506.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_715/obrazovanie/stranichka_logopeda/formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza_u_starshih_doshkol_nikov_s_onr/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Повышение педагогической компетентности воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза  у  детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов МДОУ №35 "Ёлочка" "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ" 11.12.2019

Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ. Подготовительная к школе группа. составление схемы предложения и звуко-буквенный анализ слова домик....

"Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Уточнить и закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию звукового анализ...

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...

"Технология работы по развитию звукового анализа и синтеза у дошкольников с ТНР с помощью камешков Марблс"

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная речь. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»...

Семинар "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Одно из направлений современной логопедии формирование навыков анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?...