Развитие воображения детей дошкольного возраста посредством малого сенсорного панно.
методическая разработка по коррекционной педагогике
инновационная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_malogo_sensornogo_panno.docx | 81.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Развитие воображения детей дошкольного возраста посредством малого сенсорного панно.
Автор-составитель:
Иванова Т.Н., педагог-психолог
Красноярск 2018
Актуальность. Одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО является способность ребенка использовать воображение в разных видах деятельности, прежде всего в игровой. Однако, изучив отечественную и зарубежную литературу (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) можно выделить специфические особенности воображения у детей с ТНР:
1) снижение мотивации в деятельности;
2) снижение познавательных интересов;
3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;
4) отсутствие целенаправленности в деятельности;
5) несформированность операционных компонентов;
6) сложность в создании воображаемой ситуации;
7) недостаточную точность предметных образов — представлений;
8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Проведенные отечественными учеными исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Дети старшего дошкольного возраста, страдающие тяжелыми нарушениями речи, отстают от сверстников по уровню продуктивной деятельности воображения.
2. Для детей с общим речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость комбинаторных функций воображения и более низкий уровень пространственного оперирования образами.
3. Дети испытывают сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов — представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами.
Исследования указывают на необходимость особого внимания к развитию воображения детей с речевой патологией, учитывая важнейшую роль этого процесса в общем познавательном развитии ребенка.
Таким образом, цель исследования: развитие воображения детей дошкольного возраста с ТНР посредством малого сенсорного панно.
Задачи:
- Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме;
- разработать диагностический инструментарий;
- провести диагностику уровня развития воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- на основе результатов диагностики сделать промежуточные выводы и определить возрастную группу для занятий по развитию воображения;
- разработать правила работы с малым сенсорным панно;
- составить примерный годовой план занятий с детьми и родителями по выбранной теме.
Примерный план работы на 2018-2019 уч.гг
Срок | Содержание работы | Результат |
Август | -Планирование инновационной деятельности; -разработка и написание плана работы. | - план работы составлен. |
Сентябрь-ноябрь | -Составление диагностического инструментария; -диагностика средних и старших групп для выявления уровня развития воображения | -Диагностический инструментарий составлен; -проведено диагностического обследование старших и средних групп детского сада (Приложение 1). |
Декабрь | -Обработка результатов диагностического обследования; -оформление промежуточных выводов на основе диагностического обследования. | -Результаты обработаны; -на основе диагностического обследования сделаны промежуточные выводы (Приложение 2). |
Январь-март | -Составление правил работы с малым сенсорным панно; -оформление данных правил в методическое пособие | |
Апрель-май | -Составление примерного годового плана занятий с детьми и родителями по выбранной теме. |
Приложение 1.
Диагностика воображения. Методика «Где чье место?»
Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком - общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:
Рис. 1
Отдельно вырезаются кружки-вставки:
Рис. 2
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались». Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.
Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.
Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.
Творческое задание «Дорисовывание кругов»
(автор Комарова Т. С.)
Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностический характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»—количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе.
Оценка 3- высокий уровень—ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным, образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа.
Оценка 2 -средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.).
Оценка 1 —низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).
Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя, он и повторяется в рисунках других детей).
Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);
2) по группе в целом (выводя общее число баллов).
Анализ выполнения детьми задания позволяет получить:
- представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.
- использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов
- разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем:
- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;
- в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;
- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);
Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.
С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.
Критерий «разработанность образа» включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения (высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла):
3 балла—рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.
2 балла— изображение, в котором передавалось 2—3 признака и аккуратно закрашивалось.
1 балл — дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).
Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.
Составление изображений (тест Гилфорда) |
Задача : Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором
фигур.
Инструкция для испытуемого : "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг.
Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый
рисунок." Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка). Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.
Оценивание
Оценивание производится по двум показателям.
1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:
n 1 — число изображенных элементов (деталей);
n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
Одна деталь — 0,1 балла.
Один класс фигур — 1 балл.
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
Одна ошибка — 0,1 балла.
Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i ) . где Б — беглость, i — номер
рисунка (от 1 до 4).
Баллы Б суммируются по четырем рисункам.
2) Оригинальность
k 1 — число оригинальных элементов рисунка.
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное
расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1.
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)
Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i . где Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1
до 4).
Т 5 = Б + 0р.
Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста,
Б — беглость,
0р — оригинальность.
Приложение 2.
Результаты диагностического обследования средних групп (по 3 методикам):
Результаты диагностического обследования старших групп (по 3 методикам):
Выводы:
- Дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания;
- используют штампы, инертность, длительные перерывы в работе, отмечается повышенная утомляемость;
- часто не понимают смысл инструкции, переспрашивают или вовсе отказываются от выполнения.
Исходя из диагностического обследования, развитие воображения с использованием малого сенсорного панно необходимо начинать со средней группы для более успешный результатов в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»
« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление на педагогическом совете....
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Народный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)
Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора
Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки
Сказка — чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь,А без сказки в этой жизни -Непременно пропадешь...
Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»...
Аналитический отчет за межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Аналитический отчет за 2018-2022 межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии" на высшую квалификационную категори...