РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)
методическая разработка (средняя группа) на тему
Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить эту проблему, исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, нами была выбрана тема опыта: «Развитие воображения детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования». Целью стало использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Объедкова Ольга Александровна
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Монаковский детский сад «Дубравушка»
Тема: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»
Автор опыта:
Объедкова Ольга Александровна
воспитатель
2014г
Содержание
Информация об опыте……………………………………………….3
Технология опыта……………………………………………………13
Результативность опыта……………………………………………..15
Библиографический список………………………………………… 18
Приложение к опыту…………………………………………………20
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Тема опыта: «Развитие воображения детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Условия возникновения опыта
Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Монаковский детский сад «Дубравушка» в 20011-2013 годах в группе детей среднего дошкольного возраста.
В МБДОУ «Монаковский детский сад «Дубравушка» функционируют 4 группы, в них воспитываются 80 детей с 1,5 до 7 лет. В нашем дошкольном учреждении постоянно используются современные передовые педагогические технологии.
Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед системой образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических и педагогических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Однако в педагогической науке вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения дошкольников, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможности учебных занятий в плане развития творческого воображения дошкольников.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования, влияющих на развитие воображения детей в изобразительной деятельности, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, педагог заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход.
Проанализировав рисунки дошкольников, воспитатель пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Приобщая детей к искусству, педагог выбрал направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности и воображение. (Приложение №1)
Актуальность опыта
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей и воображения – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Исследования психологов (Л.С. Выготского [7], Я.В. Пономарева[35], Е.И. игнатьев[17]) и педагогов ( Н.П.Сакулина [45], Е.А. Флерина [53]) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях.
Особое место у дошкольников занимает творческое воображение, как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия ряда психических функций.
Изучение проблемы развития творческого воображения детей тесно соприкасаются с положениями психологии и педагогики. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготского [8], О.М. Дьяченко [13], Г.Д. и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев [17] и др.)
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития творческого воображения, доказывается, что оно успешно развивается в дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становиться выбор средств (Е.А. Флерина – на примере обучения изобразительной деятельности[53], В.П. Сохина – на примере конструирования [46]).
Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая младший школьный возраст. По ходу детского развития воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный — содержательно-обобщающий характер.
Необходимо, чтобы уровень развития воображения, достигнутый в дошкольном детстве, становился одним из компонентов школьной готовности и одновременно условием формирования полноценной структуры учебной деятельности.
Таким образом, проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить эту проблему, исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, нами была выбрана тема опыта: «Развитие воображения детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Целью стало использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения дошкольников. Мы предполагаем, что эффективному развитию творческого воображения дошкольников будут способствовать ряд условий:
- Использование нетрадиционных техник рисования (таких как: рисование ладошкой, оттиск пробкой, обводка форм, кляксография, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, отпечатки листьев, рисование по сырому, рисунок с мылом, флористика или фитодизайн, смешанная техника)
- Комбинирование нетрадиционных и традиционных техник рисования в обучении дошкольников.
Для последующего мониторинга необходимо решить следующие задачи:
- Изучить уровень развития творческого воображения в рисовании и особенности использования нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте
- Подобрать и апробировать нетрадиционные техники рисования, развивающие творческое воображение детей дошкольного возраста.
- Разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников средствами обучения нетрадиционным техникам рисования.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении того, как влияет организация творческой деятельности детей дошкольного возраста и использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие творческого воображения.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 20011 г. по май 20013 г.
- этап - начальный - сентябрь 2011г- май 2012г., цель которого состояла в выявлении проблемы.
- этап - основной - сентябрь 2012г - апрель 2013г., цель данного этапа заключалась во внедрении в учебно-воспитательный процесс нетрадиционных методов, приемов и способов работы, направленных на развитие творческого воображения дошкольников в системе непосредственно образовательной деятельности изобразительным искусством.
- этап - обобщающий - май 2013г. Оценка полученных результатов.
Диапазон опыта представлен системой работы, нацеленной на развитие творческого воображения, обогащение интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Новизна опыта состоит в создании нестандартного, интерактивного построения НОД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.
Теоретическая база опыта
Вопросам изучения развития творческого воображения дошкольников посвящено немало педагогических исследований Н.П. Саккулина [45], А.М. Страунинг [47] – развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности; Т.С. Комарова [23] – развитие художественного творчества детей и др.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие другие.
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливался его важностью для развития личности ребенка. С годами потребность в изобразительной деятельности не ослабевает, а все более увеличивается в ней.
Формируются психические процессы: восприятие, воображение, память, внимание ребенка.
Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда» [45].
Изобразительная деятельность детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности. В. Н. Шацкая подчеркивала, что детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее, как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей [57]
Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, конструировании, лепке, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [54].
Таким образом Е.А. Флерина подчеркивает, что в основе творчества детей лежит именно воображение. Данный аспект подчеркивается А.А. Волковой, которая выделяет воображение как непременный компонент творческой деятельности объединения ее в одну группу с знаниями и мышлением. При этом воспитание этих сторон личности у ребенка выделяются ей, как особая задача, которая способствует развитию творчества [5].
И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты, которые характеризуют и воображение, а именно:
—самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
—видение новой функции предмета (объекта);
—видение проблемы в стандартной ситуации;
—видение структуры объекта;
—способность к альтернативным решениям;
—комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения. Следовательно, и воображение можно и нужно развивать [35]
Формирование этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, по мнению Т.С. Комаровой, может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
Т.С. Комарова отмечает, что знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы сходной формы. Овладение способами рисования линий разного характера (сплошной, слитной, пунктирной, волнистой, тонкой, толстой и др.) позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Так рисуя птичку, некоторые дети могут изображать ее с раскрытым клювом и по своему замыслу передавать, как она поет. В других рисунках дети волнистой линией передают бегущий ручеек, змейку, вьющийся стебель цветка, а пунктирная линия позволяет изобразить дождик, передать перышки птицы и т.п.
Таким образом, приобретая знания и умения в изобразительной деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения.
Вторая черта творчества и творческого воображения — видение новой функции предмета (объекта) — как будто выделена самой природой ребенка. Она заложена в использовании детьми в игре предметов-заместителей. Так, по предложению воспитателя нарисованные детьми пластины листьев могут превратиться в кроны волшебных деревьев. Для этого они закрашиваются не так ярко и красочно, как это бывает в период золотой осени, а расписываются разнообразными разноцветными линиями, их пересечениями, конфигурациями. Ребенком могут быть раскрашены пасхальные яички, фартучки для кукол и т.д. Обыкновенные узкие полоски бумаги в аппликации могут превратиться в бревнышки, доски, из которых дети смогут создать изображение дома, «построить» лесенку, заборчик, скамейку, стул, железнодорожное полотно (рельсы, шпалы); изобразить деревья, кусты, цветы и многое другое.
Как показывает опыт и исследования Т.С. Комаровой, для этого необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке и аппликации, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся. Это способствует развитию творческого воображения. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей, что позволяет сформировать у детей представление о том, что один и тот же предмет (объект) можно изображать по-разному, закрепить навыки и умения вариативного изображения. Все это способствует развитию творческого воображения.
Таким образом создавая изображение, ребенок осмысливает качества воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации, активно комбинирует их.
Большинство исследователей Н.Н. Палагина, Б.М. Теплов и др., считают, что необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству, работа по развитию творческого воображения. У большинства дошкольников творчество и творческое воображение само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития, формирования художественно-творческих способностей, развития творческого воображения детей необходимы определенные условия.
- Приоритетное внимание должно быть уделено игре, нетрадиционному рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием
- Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
- Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей.
- В детском саду, в школе, в классах, в кабинетах необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
- Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
- Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
- Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
- Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдается ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую историю, культуру. Учитываются местные традиции, характерное для региона народное искусство.
Развитие творческого воображения уделяет большое внимание развитию умения представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе замысла рисунка, лепки, аппликации; умению адекватно передать замысел, в соответствии с требованиями задания и достаточно аргументировано оценить результат, умению выделить наиболее характерные, выразительные особенности изображения предмета, персонажа.
Успех этого процесса зависит от понимания детьми художественного образа как в произведениях искусства, так и в собственных рисунках; умения эстетически воспринимать и оценивать предметы и явления действительности; от сформировано изобразительных навыков и умений.
Для развития творческого воображения необходимы определенные условия:
а) опыт художественных впечатлений;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной
деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое
воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
По мнению Т.С. Комаровой разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования, лепки, аппликации. Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво, причем такую работу нужно вести уже в младшей группе. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать [20]. Считаем, что это тоже влияет на развитие творческого воображения дошкольников.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станет развиваться детское воображение.
Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике — это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это — художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен[23]
Выделяют следующие недостатки, влияющие на развитие творческого воображения.
Одним из существенных недостатков организации учебных занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации, лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Распространено мнение (Э.Г. Пилюгина, О.Г. Тихонова [28]), согласно которому детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, это, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут выделить и воспроизвести определенные способы изображения.
Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений.
Для отработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения, например, раскрашивание с разным нажимом «перьев», из которых затем составляют хвост и крылья сказочной Синей птицы, Жар-птицы, дымковского петуха; раскрашивание лепестков для Аленького цветочка или просто красивого цветка, цветов для декоративной композиции; раскрашивание рыбок, плавающих в ручейке. Творчески работающий воспитатель может придумать и предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но, прежде чем предложить детям использование какого-то приема, педагогу следует попробовать его самому. Постепенно в это придумывание следует включать и детей.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Этот период – сенситивный для формирования воображения. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готов к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связанно с необходимостью что-то представить, вообразить. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать. Одним из эффективных способов развития творческого воображения детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность.
Технология описания опыта
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Развивает уверенность в своих силах ;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает чувство фактурности и объёмности;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- Развивает воображение, творческие способности и полёт фантазии;
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Мы попробовали многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе детям. Использование нетрадиционных техник рисования так же включает в себя экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Рисование необычными материалами: (зубной щёткой, расческой, поролоном, пробками, целлофаном, пенопластом, катушкой ниток, свечей, солью, трубочками и т.д.), оригинальными техниками, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, инициативы, выражения индивидуальности, проявлению самостоятельности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Таким образом, при выполнении заданий с применением нетрадиционных техник рисования обеспечивается большая свобода для деятельности воображения, поскольку создавая образы дети могут использовать не только традиционные техники, но и дополнить их. Нетрадиционные техники рисования развивают направленность процессов воображения, их пластичность, формируют у детей способность создавать сложные целостные изображения. Так же необходимо обратить внимание на активное руководство детской изобразительной деятельностью и процессом формирования техники рисования со стороны взрослого. По мнению Т.С. Комаровой создание изображения с помощью нетрадиционных техник рисования является значительно более трудным, чем рисование карандашом и кистью, и имеет положительные черты «в манипулировании материалами»: богатство технических приемов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша и др.[25]. Таким образом, нетрадиционные техники рисования дают возможность увидеть тот или иной образ в получаемом изображении. К сожалению не все техники в равной степени развивают творческое воображение дошкольников.
Результативность опыта
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческого воображения дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что
в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом. Успешное развитие творческих способностей детей зависит от:
1. Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.
2. Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.
Проанализировав результаты проведенных тестов, при помощи которых мы исследовали реальную картину развития воображения детей 4-5лет, можно сказать, что:
В исследуемой подгруппе четко прослеживаются три уровня развития творческого воображения. Представляем сводную таблицу данных по трем проведенным методикам:
Уровень | методика «На что это похоже?» | методика «Нарисуй что-нибудь» | методика «Дорисовывание фигур» |
1 уровень | 4 человека | 6 человек | |
2 уровень | 3 человека | 2 человека | |
3 уровень | 1 человек |
2011-2012 г
2012-2013 г
Уровень | методика «На что это похоже?» | методика «Нарисуй что-нибудь» | методика «Дорисовывание фигур» |
1 уровень | 6 человек | 8 человек | |
2 уровень | 2 человек | ||
3 уровень |
Из предложенных таблиц видно, что уровни выполнения тестовых заданий в 2012-2013 учебном году у детей занимающихся нетрадиционными техниками рисования выше, чем в 2011-2012 учебном году.
Процентное соотношение уровней творческого воображения дошкольников (средняя группа) на основании (по результатам) трех методик.
По итогам обследования, делаем вывод о том, что результаты диагностики развития творческого воображения детей свидетельствуют о положительной динамике.
Результатом своей работы педагог считает не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы автор опыта увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Чтобы помочь воспитателям в поисках разнообразных решений, приведем конспекты занятий с применением таких нетрадиционных техник рисования как: оттиск, печать по трафарету, печать листьями, кляксография, метод тычка, монотипия, рисование пальчиками, рисование ладошкой, обертывание, скатывание, тиснение бумаги и др. (Приложение № )
Особо необходимо отметить, что для стимулирования детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними (уголок для ИЗО деятельности), где в свободном доступе детям будут предоставлены карандаши, бумага, краски, фломастеры, мелки и предметы для техник (штампы, трафареты, трубочки, тампоны, валики), а так же поощрять творческие интересы ребенка.
Таким образом, мы предполагаем, что предложенные нами в данных методических рекомендациях формы работ, методы, приемы и средства позволят активизировать творческое воображение дошкольников.
Библиографический список
- Батюшков Ф. Д. Творчество. [Текст] / Ф.Т. Батюшков –
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1901.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество. [Текст] // А. В. Брушлинский //Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967.
- Брушлинский А.В Воображение и познание. [Текст] / А. В. Брушлинский // «Вопросы философии», 1967, № 11.
- Волкова А. А. Воспитание воображения. [Текст] / А. А. Волкова // Дошкольное воспитание. 1933. №7 - 8.
- Выготский А. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. [Текст] / А.С. Выготский // 2- е изд. - М., 1967.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет.сада [Текст] / Г. Г. Григорьева – М.: Просвещение, 1995.
- Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. [Текст] / Л. А. Григорьевич – М., 1997.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. [Текст] / О. М. Дьченко
М., 1986.
- Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. канд.дис. [Текст] / В. Г. Золотников – М., 1966.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. [Текст] / Е.И. Игнатьев — М., 1961. С 35.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. [Текст]/ Т.С. Комарова – М., 1990.
- Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. [Текст] / Т. С. Комарова — М., 1976.
- Комарова Т.С, Савенков, А. И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т. С. Комарова, А. И. Савенков - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Комарова ТС, ЗацепинаМ.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 4-5 лет. [Текст] / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина — М.: Аркти, 2003.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. [Текст]/Т.С. Комарова – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество, [Текст ] / Т. С. Комарова — М., 1990.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И. Я.
Лернер — М., 1981. С.52
- Лилов А. Природа художественного творчества. [Текст] / А. Лилов - М., 1981. С. 91.
- Палагина Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. [Текст]/ Н. Н. Палагина - М-, 1992.
- Пьянкова Н. В. Особенности воображения младших школьников. в творческой деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. [Текст] / Н. В. Пьянкова– М., 1978.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст] /Я.А. Понамарев – М., «Педагогика», 1976.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют. [Текст] / Ю. А. Полуянов - М., Педагогика, 1988.
- Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. [Текст] / Н. П. Саккулина - М., 1965.
- Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование. В кн. Психология дошкольника. Хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2 – е изд., стереотип. – М.: М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / А.М. Страунинг– Обнинск, 1996.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого Мышления ребенка. [Текст]/Ю.Г. Тамберг – СПб.:Речь, 2002.
- Утробина К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. [Текст] / К.К.Утробина, Г.Ф. Утробин - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
- Филлипчук Г. Знаете лм вы своего ребенка. Книга для родителей. [Текст]/ Г. Филлипчук - М., 1978. С 37 -38.
- Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под общей ред. Н.А. Ветлугиной. - М., «Педагогика», 1972.
- Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание советского школьника // Художественное воспитание советского школьника [Текст ] / В.Н. Шацкая – М., 1947. С. 8.
- Якобсон П.М. Психология чувств. [Текст] / П.М. Якобсон - М-, 1956. С. 169.
Приложение к опыту
Приложение
Приложение № 1. – перспективный план работы по нетрадиционному рисованию.
Приложение № 2 – нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию творческого воображения.
Приложение № 3 – конспекты занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
Приложение №4 – методика «На что это похоже?».
Приложение № 5 – методика «Нарисуй что-нибудь».
Приложение №6 – методика «Дорисовывание фигур»
Приложение № 7 – фотоматериал.
Приложение № 1
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию
в средней группе.
Техники рисования | тема | задачи |
Рисуем пальцами или ватной палочкой | Рассыпались бусы. | Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. |
Ягоды в тарелке. | ||
Разноцветный дождь. | ||
Гроздь калинки, кисть рябины | ||
Украсим ёлку к Новому году. | ||
Следы животных | ||
Ветка сирени | ||
Рисование ладошкой | Красивые деревья | Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление. |
Весёлые бабочки | ||
Рыбки в аквариуме | ||
Набрызг | Листопад | Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность. |
Зимний лес | ||
Печатание природными материалами | Пушистые зверята | Расширять представления детей о возможных способах художественного изображения, знакомить с методом печатания листьями. Закреплять знания о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой |
Подсолнух | ||
Тампонирование | Снеговик | Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. |
Облака | ||
Рисование методом тычка | Праздничный салют | Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. |
Хитрый ёжик | ||
Одуванчики | ||
Рисование ниточками | Яркий букет | Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность. |
Солнышко | ||
Печатка | Узор в круге | Учить самостоятельно находить и применять разные печатки, составлять различные композиции. Закреплять умение аккуратно пользоваться краской. |
Украсим новогоднюю игрушку | ||
Кляксография | Кто это? | Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение. |
Чудесные превращения |
Приложение №2
ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ .
Очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей. Пальчиковый прием помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель, ее свойства вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.) Гуашевые краски наливают в плоские тарелочки, обмакивают пальцы и рисуют.
ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ .
Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной. Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.
Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.
МОНОТИПИЯ .
Одна из наиболее распространенных и простейших техник.
Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.
Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали.
ТАМПОНИРОВАНИЕ .
Увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–нибудь пушистое, легкое, воздушное, (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев. При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.
МЕТОД ТЫЧКА .
При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка жесткой, подрезанной на 2-3мм. Самое главное - кисть не нужно окунать в воду перед началом рисования. Она должна быть сухой. При нанесении тычка кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
Воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, лапы, нос, усы и др.) дорисовывают дети концом тонкой кисти. Или же им помогает воспитатель.
Данную технику можно применять при изготовлении приглашений на праздник или подарков. Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
МЕТОД НАПЫЛЕНИЯ.
На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска ложится на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
РИСОВАНИЕ КЛЯКСАМИ.
Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ
Возьмите нитки длиной 25-30 см., окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист... А нитки-то волшебные!
ОТТИСКИ РАСТЕНИЙ
Можно использовать в осенний период. Сначала нужно заготовить листья деревьев разной формы и цвета. Наносим краску на лист дерева, переворачиваем, прикладываем к листу бумаги и прижимаем. Получился отпечаток осеннего листа.
Приложение № 3
Конспекты занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
"Во что превращаются кляксы?"
Программные задачи: Познакомить детей с техникой монотипии, последовательностью ее выполнения, развивать творческое воображение, наблюдательность.
Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь семи цветов, кисти мягкие, кафельная плитка или оргстекло.
Зрительный ряд: монотипии с изображением разных узоров, силуэтов.
Ход занятия:
Педагог: "Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу - карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины – гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)
Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?
- Я не только умею рисовать, - гордо ответила Клякса, - но и уже нарисовала одну из замечательных картин. Вот она. И клякса показала на изображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?
- В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать”. На столе разложены гуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать:
1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.
2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные
слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?" 3. Движением руки открыть листок, на котором будет монотипия.
По окончании занятия детские работы рассматриваются, обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в нем другие образы.
Рисование в технике “кляксография”
“Заколдованные фигуры”.
Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получить предметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительных материалов.
Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур, нарисованных фломастером.
Ход занятия:
Педагог раскладывает листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы: например, от чудесного домика, который стоял на опушке красивого леса, остался лишь маленький треугольник, и т. п.
Получив согласие детей “расколдовать” картинки, педагог предлагает каждому выбрать ту, при работе с которой он сможет справиться с “колдовскими чарами” и восстановить те предметы, которые были заколдованы.
Дети по-разному реагируют на геометрические формы. Воображение одних детей будит круг (ассоциируется с часами, мячом, капустой, тарелкой). Для других ближе треугольник (крыша дома, собачья будка, шапочка и т.д.). Третьих привлекает овал (яйцо, камень, картофель). Поэтому необходимо предоставить детям возможность свободного выбора формы. В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т. п.).
“Расколдуем фигуры”.
Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать их устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами и путем дорисовки получать цельное изображение.
Материал: листы бумаги с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитры, значки из картона на каждого ребенка.
Ход занятия:
На столе раскладываются все листы с наклеенными на них геометрическими формами. Затем педагог рассказывает о том, “что злой волшебник пошел на новую хитрость и заколдовал различные предметы в цветные геометрические формы”. Теперь стало гораздо труднее что-либо распознать в них. Но он надеется, что и сейчас дети не растеряются и «расколдуют» предметы, дорисовав их. Благодаря этому по их картинкам всем сразу станет понятно, какие предметы были «заколдованы». Затем педагог предоставляет возможность каждому ребенку на основе возникших у него ассоциаций выбрать листок с теми или иными геометрическими формами и дорисовать их до получения предметной или сюжетной картинки. В конце занятия каждый ребенок награждается значком «Волшебник II степени».
“Сегодня мы - волшебники”.
Программные задачи: познакомить с кляксографией, развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.
Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.
Ход занятия:
Педагог: “Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы – волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.
Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.
- Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?
В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черный котенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же “вытянет” рожки или ножки.
- Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус…
Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или что вы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?”
Рисование в технике “цветные нитки”.
“Морозные узоры”.
Программные задачи: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года, познакомить с техникой “рисование нитками”.
Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.
Ход занятия: Педагог: “Каждое время года по-своему прекрасно. Весна – это пробуждение природы, время появления молодых листочков и пения птиц. Лето – это яркие краски и солнечное тепло. Осень – богатство оттенков от огненно-красного до золотисто-желтого. А чем может порадовать нас зима, как вы думаете? Одна из прекрасных тайн зимы – это волшебные узоры на окнах. Фантазия мороза безгранична, и вот, он рисует на стеклах неведомые леса, им самим придуманных животных, загадочные растения… Рисунки мороза никогда не повторяются. Сегодня мы тоже попробуем составить зимний узор. А чтобы он получился таким же необычным и неповторимым, мы будем создавать свой узор с помощью ниточек. У каждого времени года есть свой характерный цвет. Посмотрите на палитру и скажите, какие цвета помогут нам показать, что это зимние узоры? Представьте себе, что вы сейчас в зимнем лесу. Холод. Озноб. Какие цвета подошли бы для этого случая? (синий, голубой, фиолетовый). Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким зимним цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Интересно, что за рисунок на стекле у нас получился? Давайте подумаем ”.
Дети дают название узорам, называют увиденные образы. “Посмотрите, а ведь у нас получилось ни чуть не хуже, чем у самой зимы! В наших узорах есть и дремучие леса, и светлые заснеженные полянки, а вот и загадочный зимний цветок… ”
“Цветные сны”
Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей.
Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.
Ход занятия:
Педагог: “Все мы видим сны. Конечно, они у всех разные, но всегда необычные и волшебные. Яркий, красочный сон создаст хорошее настроение на весь день. Ну, а если сон приснился страшный, наутро о нем останется лишь воспоминание. Иногда нам снится целый фильм или мультфильм. Такой сон мы можем легко изобразить на бумаге. Но иногда приснятся лишь цветные узоры, вспышки, что-то волшебное, радостное. Хочется оставить воспоминание об этом сне, но только как? В этом нам помогут волшебные ниточки. Посмотрите на палитру и подумайте, какие цвета помогут нам изобразить теплый, солнечный, а какие – снежный, зимний сон. Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Попробуем разгадать, что же нам приснилось”.
Дети называют увиденные в полученном изображении образы или говорят, с каким настроением ассоциируется рисунок. Дают название своей работе.
Приложение №4
Методика « На что это похоже?»
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.
Процедура проведения.
Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Анализ результатов:
Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием
Приложение № 5
Методика «Нарисуй что-нибудь». (Немов Р.С.)
Методика предназначена для диагностики изобразительных аспектов воображения.
Ребёнку даётся лист бумаги, фломастеры, карандаши, а потом нужно придумать и нарисовать что-нибудь необычное. На выполнение задания отводится 4 мин.
Оценка результатов ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 баллов – ребёнок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Уровни развития:
10 б – очень высокий
8-9 б – высокий
5-7 б – средний
3-4 б – низкий
0-2 б – очень низкий
Приложение № 6
Методика «Дорисовывание фигур» (Дьяченко)
Направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих изобразительных способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники». Опыт работы.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так - как оно связано с самостоятельной практической деятельностью ребенка. По...
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)...
"Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности" опыт работы воспитателя СМБУСОССЗН "Краснояружский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
В данной работе полно и содержательно отражена работа по формированию художественных способностей детей дошкольного возраста за последние два года. Работа проходила в рамках реализациидополнительной о...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством художественной литературы (опыт работы)
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духов...
Опыт работы" РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ"
Опыт работы"Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам нетрадиционного рисования"...
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет/Опыт работы.
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет. Мой опыт работы .кружок "Веселые пальчики"...