Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
проект

Проект

 

«Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»









Автор проекта:

Смирнова Ольга Алексеевна



ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Автор проекта: Смирнова Ольга Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники проекта: дети, воспитатель,  родители.

Возраст детей: дети старшей  группы (5-6 лет).

Срок реализации проекта: ноябрь 2020 г. – апрель 2021 г.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, поэтому еще на этапе становления речи детей родителям приходиться обращаться к дополнительным квалифицированным специалистам, таким как логопед, дефектолог и т.д.

Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать технологию ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Основной целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.

ЦЕЛЬ: Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ

ЗАДАЧИ:1. Повышать профессиональный уровень развития по вопросу развития речи, речевого общения и воображения детей через ТРИЗ технологию.

2. Создать условия для развития речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста.

3. Пополнять и расширять развивающею предметно-пространственную среду группы.

Для детей

Образовательные:

1. Обогащать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.

3. Совершенствовать изобразительные навыки детей.

Развивающие:

1. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

2. Развивать индивидуальность детей.

3. Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно образовательной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать умение общаться в кругу сверстников и взрослых, учитывая правила общения (умение выслушать не перебивая ответы детей и т.д.)

Для родителей

1.Повышать компетентность родителей в вопросах речевого воспитания детей.

2.Привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.

3.Вовлечь родителей в детско – родительские отношения, через совместное участие в проекте.

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  1. Подбор художественной литературы, информации для консультирования родителей.
  2. Подбор картинного материала, материалов для проведения совместной художественно-эстетической деятельности и т.д.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный

(сентябрь, октябрь 2020 г.)

  • Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
  • Постановка цели, задач.
  • Составление перспективного плана.
  • Оформление проекта.
  • Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
  • Проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей.
  • Создание речевой среды по технологии ТРИЗ (картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры и т.д.).

Основной

(ноябрь 2020г.- апрель 2021 г.)

  • Проведение мероприятий по теме проекта, в том числе реализация перспективного плана

Заключительный

(май 2021 г.)

  • Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников.
  • Анализ проделанной работы.
  • Презентация опыта работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • У детей обогатился активный и пассивный словарь, усовершенствовалась монологическая и диалогическая речь.
  • Повысилась умственная активность: память, внимание, мышление, воображение.
  • Усовершенствовались изобразительные навыки детей.
  • Повысился уровень социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональная отзывчивость, сопереживание.
  • Развитие индивидуальности детей.
  • Повысился уровень активности детей как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.
  • Повышение профессионального уровня развития педагогов ДОО.
  • Повышение компетентности родителей по данному направлению.

РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Пассивность детей в общение со сверстниками и взрослыми (монолог и диалог), в связи с компьютеризацией общества (игра в планшетах, телефонах, компьютерах). Нежелание родителей общаться в семье с детьми, в связи с занятостью и компьютеризацией.

Для преодоления данных рисков необходимо подбирать мероприятия наиболее интересные для всех участников проекта, активно привлекать родителей в участие проекта, проводить индивидуальные консультац

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ноябрь

Моя родина – Россия

Мозговой штурм (интересные вопросы с подвохом) итог -рисование одной отгадки (09.11.20)

Развивать у детей способность к анализу; стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы; дать осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Край, в котором я живу

Творческое рисование на тему «Где бы я хотел жить» (подготовительная группа) (16.11.2020)

Развивать воображение детей; активизировать мышление детей; мелкую моторику рук.

Моя семья

Словесная игра «Угадай по описанию», рассматривание картины «Семья» (23.11.2020)

Учить отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта; учить детей выделять признаки объектов.

Зимушка - зима

«Противоречия в погоде» рассматривание картины «Дети на горке» (7.12.2020)

Учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине;

учить устанавливать взаимосвязи между объектами, правильно задавать вопросы; активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы.

Декабрь

Зимушка – зима

Описание картины «У елки»

- игра с «подзорной трубой» (06.12.2020)

Учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине; учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами; активизировать мышление детей; учить сравнивать и анализировать свойства объектов.

Новый Год

Картина «У елки» - составление загадок по картине (14.12.2020)

Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество; активизировать мышление детей; развивать воображение; формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки.

Новый Год

Описание картины «Зима». Игра «Сказочный паровозик времени»

(21.12.2020)

Учить описывать картину используя карты-схемы; учить выстраивать сюжет «сказки» по порядку; развивать связную монологическую речь; устанавливать причинно-следственные связи «что было», «что будет».

Новый Год

Игра «Веселый мяч»

(28.12.2020)

Систематизировать знания детей об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умения сравнивать и обобщать.

Январь

В здоровом теле – здоровый дух

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мойдодыр»

(11.01.2021)

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; учить выстраивать сюжет сказки по порядку; развивать связную монологическую речь; устанавливать причинно-следственные связи.

Время идет

Игра «Путешествие во времени»

18.01.2021

Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины; учить детей выделять проблемную ситуацию в задаче; продолжать знакомить детей с понятием объекты и его части; учить детей группировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, форме, массе).

Время идет

Составление загадок на тему «Зима» по схеме ТРИЗ

29.01.2021

Учить детей выделять признаки объектов; формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки; развивать речевые способности детей посредством игры.

Февраль

Животные вокруг нас. Друзья природы

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (используя метод кодировки)

- игра машина времени «Что было, что будет»

01.02.2021

Учить детей пересказывать сюжет рассказа, используя метод кодировки; учить представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом; развивать речевые способности детей посредством игры.

Наша Армия сильна

Творческое рисование на тему «Армия будущего»

Формировать умение оценивать созданные изображения; развивать творческие способности детей; развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; развивать внимание, память, мышление и воображение средствами изодеятельности.

Наша Армия сильна

Круги Лилия «Военная техника», составление описания предмета.

Учить детей выделять признаки объектов; формировать умение составлять описательный рассказ, опираясь на характерные признаки; развивать речевые способности детей посредством игры.

Удивительные вопросы

Мозговой штурм

Задача: «Надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.»

Научить детей генерировать идеи;научить детей смело высказывать свои идеи "на людях"; научить детей фантазировать; научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

Март

Мама –солнышко мое

Творческое рисование на тему: «Мамочка любимая моя»

Развивать воображение детей; активизировать мышление детей; развивать мелкую моторику рук.

Удивительные растения и животные

Сочинение сказки про животных.

Уточнять знания детей в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов; активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление, воображение.

Удивительные изобретения

Заучивание стихотворений о технике по мнемотаблице

15.03.2021

Учить рассказывать стихотворение по мнемотаблице; развивать связную монологическую речь.

Удивительные эксперименты

Проведение эксперимента «Реактивный шарик»

22.03.2021

Показать детям силу воздуха, которая находиться в шарике; выслушать ответы детей, на тему что нужно для того, чтобы шарик летел дольше и быстрее.

Апрель

Космические путешествия

Творческое рисование на тему «Космос-гратажж»

Развивать воображение детей; активизировать мышление детей; развивать мелкую моторику рук.

В стране песочных замков

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Обогащать и закреплять словарный запас детей; развивать внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

День победы

Составление рассказа по картине «День Победы»

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине; учить выстраивать сюжет рассказа по порядку; развивать связную монологическую речь; устанавливать причинно-следственные связи.

Изготовление лепбука «Говорушки» совместно с родителями

Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среде группы

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
  • - родительское собрание сентябрь «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
  • Изготовление лэпбука «Говорушки»
  • Буклет «Артикуляционная гимнастика с детьми дома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.

Технология ТРИЗ способствует решению  речевых задач:- создание условий для развития образной стороны речи;- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;- разви...

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...

План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...

Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...

ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"

Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...