Проект «Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
проект
Проект
«Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
Автор проекта:
Смирнова Ольга Алексеевна
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Автор проекта: Смирнова Ольга Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: дети старшей группы (5-6 лет).
Срок реализации проекта: ноябрь 2020 г. – апрель 2021 г.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, поэтому еще на этапе становления речи детей родителям приходиться обращаться к дополнительным квалифицированным специалистам, таким как логопед, дефектолог и т.д.
Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.
Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать технологию ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Основной целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.
ЦЕЛЬ: Развитие речи, речевого общения и воображения детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ
ЗАДАЧИ:1. Повышать профессиональный уровень развития по вопросу развития речи, речевого общения и воображения детей через ТРИЗ технологию.
2. Создать условия для развития речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Пополнять и расширять развивающею предметно-пространственную среду группы.
Для детей
Образовательные:
1. Обогащать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
3. Совершенствовать изобразительные навыки детей.
Развивающие:
1. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
2. Развивать индивидуальность детей.
3. Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно образовательной деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать умение общаться в кругу сверстников и взрослых, учитывая правила общения (умение выслушать не перебивая ответы детей и т.д.)
Для родителей
1.Повышать компетентность родителей в вопросах речевого воспитания детей.
2.Привлечь родителей к пополнению и обогащению развивающей среды группы.
3.Вовлечь родителей в детско – родительские отношения, через совместное участие в проекте.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
- Подбор художественной литературы, информации для консультирования родителей.
- Подбор картинного материала, материалов для проведения совместной художественно-эстетической деятельности и т.д.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный
(сентябрь, октябрь 2020 г.)
- Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
- Постановка цели, задач.
- Составление перспективного плана.
- Оформление проекта.
- Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
- Проведение педагогической диагностики по речевому развитию детей.
- Создание речевой среды по технологии ТРИЗ (картотеки, учебно-дидактические пособия, дидактические игры и т.д.).
Основной
(ноябрь 2020г.- апрель 2021 г.)
- Проведение мероприятий по теме проекта, в том числе реализация перспективного плана
Заключительный
(май 2021 г.)
- Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников.
- Анализ проделанной работы.
- Презентация опыта работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- У детей обогатился активный и пассивный словарь, усовершенствовалась монологическая и диалогическая речь.
- Повысилась умственная активность: память, внимание, мышление, воображение.
- Усовершенствовались изобразительные навыки детей.
- Повысился уровень социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональная отзывчивость, сопереживание.
- Развитие индивидуальности детей.
- Повысился уровень активности детей как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.
- Повышение профессионального уровня развития педагогов ДОО.
- Повышение компетентности родителей по данному направлению.
РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Пассивность детей в общение со сверстниками и взрослыми (монолог и диалог), в связи с компьютеризацией общества (игра в планшетах, телефонах, компьютерах). Нежелание родителей общаться в семье с детьми, в связи с занятостью и компьютеризацией.
Для преодоления данных рисков необходимо подбирать мероприятия наиболее интересные для всех участников проекта, активно привлекать родителей в участие проекта, проводить индивидуальные консультац
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ноябрь
Моя родина – Россия
Мозговой штурм (интересные вопросы с подвохом) итог -рисование одной отгадки (09.11.20)
Развивать у детей способность к анализу; стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы; дать осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Край, в котором я живу
Творческое рисование на тему «Где бы я хотел жить» (подготовительная группа) (16.11.2020)
Развивать воображение детей; активизировать мышление детей; мелкую моторику рук.
Моя семья
Словесная игра «Угадай по описанию», рассматривание картины «Семья» (23.11.2020)
Учить отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта; учить детей выделять признаки объектов.
Зимушка - зима
«Противоречия в погоде» рассматривание картины «Дети на горке» (7.12.2020)
Учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине;
учить устанавливать взаимосвязи между объектами, правильно задавать вопросы; активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы.
Декабрь
Зимушка – зима
Описание картины «У елки»
- игра с «подзорной трубой» (06.12.2020)
Учить детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине; учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами; активизировать мышление детей; учить сравнивать и анализировать свойства объектов.
Новый Год
Картина «У елки» - составление загадок по картине (14.12.2020)
Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество; активизировать мышление детей; развивать воображение; формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки.
Новый Год
Описание картины «Зима». Игра «Сказочный паровозик времени»
(21.12.2020)
Учить описывать картину используя карты-схемы; учить выстраивать сюжет «сказки» по порядку; развивать связную монологическую речь; устанавливать причинно-следственные связи «что было», «что будет».
Новый Год
Игра «Веселый мяч»
(28.12.2020)
Систематизировать знания детей об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умения сравнивать и обобщать.
Январь
В здоровом теле – здоровый дух
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Мойдодыр»
(11.01.2021)
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; учить выстраивать сюжет сказки по порядку; развивать связную монологическую речь; устанавливать причинно-следственные связи.
Время идет
Игра «Путешествие во времени»
18.01.2021
Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины; учить детей выделять проблемную ситуацию в задаче; продолжать знакомить детей с понятием объекты и его части; учить детей группировать объекты по разным признакам (цвету, размеру, форме, массе).
Время идет
Составление загадок на тему «Зима» по схеме ТРИЗ
29.01.2021
Учить детей выделять признаки объектов; формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки; развивать речевые способности детей посредством игры.
Февраль
Животные вокруг нас. Друзья природы
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (используя метод кодировки)
- игра машина времени «Что было, что будет»
01.02.2021
Учить детей пересказывать сюжет рассказа, используя метод кодировки; учить представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом; развивать речевые способности детей посредством игры.
Наша Армия сильна
Творческое рисование на тему «Армия будущего»
Формировать умение оценивать созданные изображения; развивать творческие способности детей; развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; развивать внимание, память, мышление и воображение средствами изодеятельности.
Наша Армия сильна
Круги Лилия «Военная техника», составление описания предмета.
Учить детей выделять признаки объектов; формировать умение составлять описательный рассказ, опираясь на характерные признаки; развивать речевые способности детей посредством игры.
Удивительные вопросы
Мозговой штурм
Задача: «Надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.»
Научить детей генерировать идеи;научить детей смело высказывать свои идеи "на людях"; научить детей фантазировать; научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
Март
Мама –солнышко мое
Творческое рисование на тему: «Мамочка любимая моя»
Развивать воображение детей; активизировать мышление детей; развивать мелкую моторику рук.
Удивительные растения и животные
Сочинение сказки про животных.
Уточнять знания детей в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов; активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление, воображение.
Удивительные изобретения
Заучивание стихотворений о технике по мнемотаблице
15.03.2021
Учить рассказывать стихотворение по мнемотаблице; развивать связную монологическую речь.
Удивительные эксперименты
Проведение эксперимента «Реактивный шарик»
22.03.2021
Показать детям силу воздуха, которая находиться в шарике; выслушать ответы детей, на тему что нужно для того, чтобы шарик летел дольше и быстрее.
Апрель
Космические путешествия
Творческое рисование на тему «Космос-гратажж»
Развивать воображение детей; активизировать мышление детей; развивать мелкую моторику рук.
В стране песочных замков
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
Обогащать и закреплять словарный запас детей; развивать внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.
День победы
Составление рассказа по картине «День Победы»
Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине; учить выстраивать сюжет рассказа по порядку; развивать связную монологическую речь; устанавливать причинно-следственные связи.
Изготовление лепбука «Говорушки» совместно с родителями
Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среде группы
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
- - родительское собрание сентябрь «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
- Изготовление лэпбука «Говорушки»
- Буклет «Артикуляционная гимнастика с детьми дома»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»
« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление на педагогическом совете....
Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"
В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.
Технология ТРИЗ способствует решению речевых задач:- создание условий для развития образной стороны речи;- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;- разви...
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»
План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...
План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...
ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"
Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...