"Диагностические карты социально-коммуникативного развития" по программе "Тропинки"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Ребенок имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», определяет моральную норму и правила поведения, понимает их, делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации. Может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики. Может привести простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sotsialno-kommunikativnogo_razvitiya.docx | 53.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие
3.1. Критерий: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
3.1.2. Показатель: планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
А.
Инструкция: ребенку в индивидуальной беседе предлагается прослушать ситуации и закончить каждую из них своим рассказом, а затем ответить на вопросы для уточнения ответа.
Оценка
3 балла – ребенок имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», определяет моральную норму и правила поведения, понимает их, делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации. Может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики. Может привести простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни;
2 балла – знает моральную норму и правила поведения, понимает их, но затрудняется объяснить свой выбор в предлагаемой ситуации с помощью соответствующей оценочной лексики. Может привести простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни;
1 балл – не имеет элементарных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», не знает моральную норму и правил поведения, не понимает их, не может объяснить, не делает осознанный выбор (или делает неосознанный выбор, наугад) в предлагаемой ситуации.
Фамилия, имя ребенка | «Катя и Сережа рисовали. К ним подошел Витя и стал говорить, что и как нужно рисовать, какие карандаши брать, сколько рисунков сделать. Тогда Сережа сказал Вите...» Что же сказал Сережа? Почему он так сказал? Какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое? | «Вика и Оля занимались постройкой замка. Неожиданно к ним подошёл Серёжа и сломал их постройку. Оля заплакала. Вика ему сказала…» Что сказала Вика? Почему? Какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?» | «Владик принёс в группу детского сада свою новую игрушку – робота. Все дети хотели с ним поиграть. Неожиданно к Владику подошёл Игорь и, выхватив робота, стал с ним играть. Тогда Владик…» Что сделал Владик? Что он сказал? Почему он так сделал? Было ли у тебя такое?» | «Ваня играл в солдатиков. Изображая битву, он кричал: ”Ура! В бой! В атаку!“ В соседней комнате мама укладывала спать его маленького братика. Малыш никак не мог заснуть и плакал. Тогда мама попросила Ваню не шуметь. На это Ваня ей ответил…» Что ответил Ваня? Почему он так сказал? Было ли у тебя такое?» | ||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Б.
Материалы: картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому и сверстнику в различных ситуациях.
1-я серия заданий
Инструкция: педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что происходит на картинке?». Далее ребёнок выбирает картинку в соответствии с изображенной ситуацией: «Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо», «Покажи картинку, где девочка поступает хорошо».
Оценка
3 балла – ребенок отметил ситуацию, в которой персонаж проявляет самостоятельность, помогая взрослому (уступает место в транспорте, несет сумки, подает больному стакан воды и др.), делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации, может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики;
2 балла – отметил ситуацию, в которой персонаж, видя трудности взрослого, не проявляет самостоятельности, а обращается за помощью к другому взрослому (предлагает взрослому уступить место бабушке, помочь донести сумки и т. д.), затрудняется объяснить свой выбор в предлагаемой ситуации с помощью соответствующей оценочной лексики;
1 балл – отметил ситуацию, в которой персонаж не помогает взрослому или не понимает его затруднения, не может объяснить свой выбор с помощью оценочной лексики, или делает неосознанный выбор, наугад в предлагаемой ситуации.
2-я серия заданий
Инструкция: педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что происходит на картинке?». Далее ребенок выбирает картинку в соответствии с изображенной ситуацией: «Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо», «Покажи картинку, где девочка поступает хорошо».
Оценка
3 балла – ребенок отметил ситуацию, в которой персонаж проявляет самостоятельность, помогая сверстнику (защищает слабого, помогает подняться упавшей девочке, помогает девочке построить башню и др.), делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации, может объяснить при помощи соответствующей оценочной лексики;
2 балла – отметил ситуацию, в которой персонаж, видя трудности сверстника, не проявляет самостоятельности, а обращается за помощью к взрослому (предлагает взрослому защитить малыша или помочь упавшей девочке и т.д.), затрудняется объяснить свой выбор в предлагаемой ситуации при помощи соответствующей оценочной лексики;
1 балл – отметил ситуацию, в которой персонаж не помогает сверстнику или не понимает его затруднения, не может объяснить свой выбор при помощи оценочной лексики, или делает неосознанный выбор, наугад в предлагаемой ситуации.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Способен отметить ситуацию, в которой персонаж проявляет самостоятельность в помощи взрослому, сверстнику; может объяснить свой выбор с помощью соответствующей оценочной лексики | Всего баллов (от 21 до 0) | ||||||
Лист 24[1] | Лист 25 | Лист 26 | Лист 27 | Лист 28 | Лист 29 | Лист 30 | |||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
В.
Инструкция: наблюдение за поведением ребёнка проводится в процессе непосредственно образовательной и во время свободной деятельности.
Оценка
3 балла – во время совместной и самостоятельной деятельности ребенок контролирует себя в различных ситуациях, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил, умеет самостоятельно и своевременно подготовить и убрать свое рабочее место. Осознанно соблюдает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками, подражает положительным примерам, делает правильный нравственный выбор;
2 балла – во время совместной и самостоятельной деятельности ребенок не всегда контролирует себя в различных ситуациях, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил, не всегда самостоятельно и своевременно готовит и убирает свое рабочее место. Не всегда осознанно соблюдает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками, подражает положительным примерам, как правило, делает правильный нравственный выбор;
1 балл – во время совместной и самостоятельной деятельности ребенок редко контролирует себя в различных ситуациях, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил, никогда самостоятельно и своевременно не готовит и не убирает свое рабочее место. Не соблюдает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками, редко подражает положительным примерам, затрудняется сделать правильный нравственный выбор.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Способен самостоятельно себя контролировать в различных ситуациях, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил; умеет самостоятельно и своевременно подготовить и убрать свое рабочее место. Осознанно соблюдает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками, подражает положительным примерам, делает правильный нравственный выбор | Всего баллов (от 63 до 0) |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
После проведения трех этапов диагностики (А, Б, В) выводится общая оценка по данному показателю
Оценка первичных ценностных представлений у детей 6-7 лет (в баллах)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Определяет моральную норму и правило поведения, понимает его, может объяснить, делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации (А) | Способен отметить ситуацию, в которой персонаж проявляет самостоятельность в помощи взрослому, сверстнику (Б) | Способен самостоятельно себя контролировать в различных ситуациях, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил; умеет самостоятельно и своевременно подготовить и убрать свое рабочее место. Осознанно соблюдает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками, подражает положительным примерам, делает правильный нравственный выбор (В) | Всего баллов (от 42 до 0) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
3.2. Критерий: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
3.2.1. Показатель: взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности
Инструкция: Во время наблюдения педагог отслеживает проявление указанных характеристик в различных видах деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, трудовой).
Оценка: 3 балла – все характеристики проявляются полностью и/или постоянно; 2 балла – характеристики проявляются частично и/или непостоянно; 1 балл – не проявляются.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Отзывается на просьбу взрослых и сверстников во время деятельности | Умеет подавать реплику, пояснять свою мысль, возражать; ясно, последовательно выражать свои мысли | Свободно и правильно пользуется словами речевого этикета | Участвует в коллективном творческом деле | Всего баллов (от 12 до 0) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
3.3. Критерий: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
3.3.1. Показатель: способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Инструкция: наблюдение за ребёнком проводится в естественных условиях и в процессе осуществления им различных видов детской деятельности.
Оценка
3 балла – все характеристики проявляются ярко;
2 балла – проявляются нестабильно, неустойчиво, ребенку требуется поддержка в данном направлении;
1 балл – почти не проявляется.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Адекватно воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, понимает смысл и мотив предстоящей деятельности | Проявляет активность в выполнении умственных действий, а также в поиске решений умственной проблемы | При решении задач учебной деятельности следует инструкции, данной взрослым, и образцу | Активно выполняет учебные действия: сравнивает, сопоставляет, обобщает, создает модели и схемы в соответствии с поставленной задачей | Использует различные формы выполнения умственных действий: с опорой на наглядную схему, модель, с на внутренний план действий; действует самостоятельно или после стимуляции взрослого | Производит самостоятельный выбор необходимых материалов в результате анализа учебной задачи | Всего баллов (от 18 до 0) |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
3.4. Критерий: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
3.4.1. Показатель: откликается на эмоции близких людей и друзей
Инструкция: наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.
Оценка
3 балла – ребенок различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их. Проявляет стремление оказать помощь, утешить, порадовать другого человека;
2 балла – не проявляет стремления помочь, пожалеть или обрадовать другого человека, но при напоминании взрослого может оказать помощь, проявить сочувствие;
1 балл – отсутствуют проявления сопереживания, сочувствия, стремления оказать помощь, утешить или обрадовать другого человека.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Игровая | Познавательно-исследовательская | Музыкальная | Двигательная | Изобразительная, конструирование | Восприятие художественной литературы и фольклора | Коммуникативная | Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Всего баллов (от 48 до 0) | ||||||||
Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Р Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | Различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их | Проявляет стремление оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его | |||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 |
- Критерий: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
3.5.1. Показатель: способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельной деятельности ребенка.
А.
Оценка
3 балла – ребенок охотно участвует в общих делах, в разных видах совместной деятельности;
2 балла – положительно отвечает на предложение участвовать в общих делах, в разных видах совместной деятельности;
1 балл – равнодушен или отрицательно относится к предложению участвовать в общих делах, в разных видах совместной деятельности.
Б.
Оценка
3 балла – ребенок пользуется симпатией и популярностью у сверстников, доброжелательно относится к сверстникам, способен уступить, принять и согласовать общий замысел;
2 балла – пользуется симпатией у многих сверстников, чаще всего доброжелательно относится к сверстникам, способен принять общий замысел;
1 балл – не пользуется симпатией и популярностью у сверстников, не способен уступить, не принимает общий замысел деятельности.
В.
Оценка
3 балла – ребенок учитывает интересы других детей в ситуациях выбора, стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности;
2 балла – способен учитывать интересы других детей в ситуациях выбора, соблюдать правила распределения и очередности после стимуляции взрослым;
1 балл – не учитывает интересы других детей в ситуациях выбора.
Г.
Оценка
3 балла – ребенок может сдержать свои реакции, если этого требует ситуация общения;
2 балла – старается сдерживать проявления своих эмоций;
1 балл – эмоционально не сдержан.
Д.
Оценка
3 балла – ребенок словесно выражает желания и чувства, участвует в коллективных обсуждениях, умеет выслушать других, действовать согласованно;
2 балла – затрудняется словесно выражать свои желания и чувства, чаще всего участвует в коллективных обсуждениях, умеет выслушать других и/или действовать согласованно;
1 балл – не способен словесно выражать свои желания и чувства, отказывается от участия в коллективных обсуждениях, не умеет выслушать других и действовать согласованно.
Е.
Оценка
3 балла – ребенок соблюдает формы культурного общения со сверстниками;
2 балла – знает, но не соблюдает формы культурного общения со сверстниками или соблюдает их после стимуляции взрослым;
1 балл – не знает и не соблюдает формы культурного общения со сверстниками.
Ж.
Оценка
3 балла – на конкретных примерах ребенок может раскрыть содержание понятий «дружба», «доброта», «честность», «сочувствие», «справедливость» и т.п.; может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений; стремится в оценках и поступках к социально-приемлемому поведению, правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний;
2 балла – на конкретных примерах может раскрыть содержание понятий «дружба», «доброта», «честность», «сочувствие», «справедливость» и т.п.; чаще всего стремится в оценках и поступках к социально-приемлемому поведению, с ошибками оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний;
1 балл – не может раскрыть содержание понятий «дружба», «доброта», «честность», «сочувствие», «справедливость» и т.п.; не может оценить поступки с позиции «правил» и нравственных представлений; не стремится к социально-приемлемому поведению, неправильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Охотно участвует в общих делах, в разных видах совместной деятельности детей | Пользуется симпатией и популярностью у сверстников, доброжелательно относится к сверстникам, способен уступить, принять и согласовать общий замысел | Учитывает интересы других детей в ситуациях выбора, стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности | Может сдержать свои эмоциональные реакции, если этого требует ситуация общения | Словесно выражает желания и чувства, участвует в групповых обсуждениях, умеет выслушать других, действовать согласованно | Соблюдает формы культурного общения со сверстниками | На конкретных примерах может раскрыть содержание понятий «дружб»а, «доброта», «честность», «сочувствие», «справедливость» и т.п.; обнаруживает знание норм и правил общения и отношений; может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений; стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению; | Всего баллов (от 21 до 0) |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
3.6. Критерий: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
3.6.1. Показатель: отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения
Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельной деятельности ребенка.
Оценка
3 балла – все характеристики проявляются полностью и/или постоянно;
2 балла – характеристики проявляются частично и/или непостоянно;
1 балл – не проявляются.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Проявляет доброжелательное отношение к окружающим | Умеет дружить, взаимодействовать в игре и при выполнении выбранного дела, договариваться, помогать друг другу | Готов проявлять отзывчивость – уступить в транспорте место пожилому человеку, помочь другу в затруднительной ситуации, заботиться о малышах | Всего баллов (от 9 до 0) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
3.7. Критерий: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
3.7.1. Показатель: сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе совместной образовательной деятельности и свободной самостоятельной деятельности ребенка.
Оценка
3 балла – все характеристики проявляются полностью и/или постоянно;
2 балла – характеристики проявляются частично и/или непостоянно;
1 балл – не проявляются.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Аккуратно выполняет поручения | Бережет материалы и предметы | Проявляет желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремится быть полезным окружающим и радуется результатам коллективного труда | Интересуется различными профессиями, высказывает уважение к людям труда | Всего баллов (от 12 до 0) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
3.7.2. Показатель: проявляет интерес к художественному творчеству – рисованию, лепке, конструированию
Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе совместной образовательной деятельности и свободной самостоятельной деятельности ребенка.
Оценка
3 балла – все характеристики проявляются полностью и/или постоянно;
2 балла – характеристики проявляются частично и/или непостоянно;
1 балл – не проявляются.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Обнаруживает интерес к освоению «языка искусства» для более свободного «общения» с художником, народным мастером, художником-конструктором, дизайнером | Проявляет культуру «зрителя» | Стремится к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью | С интересом изображает человека, самостоятельно выбирая замысел, тему, образ, сюжет, материалы, инструменты, технические способы и приёмы | Всего баллов (от 12 до 0) |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
3.8. Критерий: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
3.8.1. Показатель: соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (детском саду и др.), на природе
Инструкция: с ребенком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
Оценка
3 балла – ребенок знает правило, понимает его, может объяснить, ориентирован на его соблюдение, испытывает радость от соблюдения социальной нормы поведения; в определённых опасных ситуациях может обратиться за помощью к взрослому;
2 балла – знает правило, понимает его, затрудняется объяснить свой выбор в воображаемой (или из личного опыта) ситуации;
1 балл – не знает правило, не понимает его, не может объяснить его, не делает осознанный выбор (или делает неосознанный выбор, наугад) в воображаемой (или из личного опыта) ситуации.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и осознанно соблюдает правила пребывания в детском саду и поведения на улице, на природе; правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с различными видами деятельности (игровой, трудовой, двигательной, продуктивной, музыкально-художественной) | Имеет опыт осторожного обращения с разного рода предметами, умеет пользоваться столовыми приборами и инструментами в различных видах деятельности | Всего баллов (от 45 до 0) | |||||||||||||
Как ты будешь себя вести при встрече с собакой или кошкой на улице? Если кто-то из них тебя укусит или поцарапает, что ты будешь делать? | Для чего придуманы правила поведения на дороге? Какие из них ты знаешь? | Можно ли играть на улице? Объясни | Умеешь ли ты кататься на велосипеде? Как правильно на нем кататься? | Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и позовет тебя с собой? | Знаешь ли ты правила на воде, у воды? Умеешь ли ты плавать? | Известны ли тебе правила сбора грибов и ягод? Расскажи, как нужно вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды | Что нужно делать в случае пожара дома и в лесу? | Как нужно спускаться по лестнице? Если один ребенок толкает другого на лестнице, что может случиться? | Как нужно вести себя в раздевалке? Можно ли там прыгать, бегать и играть? | Какие правила приема пищи ты знаешь? Можно ли разговаривать во время еды? | Что можно и чего нельзя делать, когда пользуешься во время еды ножом и вилкой? | Как правильно пользоваться спортивным уголком? Что можно и чего нельзя делать? | Как правильно открывать кран с водой? Покажи, как ты это будешь делать | Знаешь ли ты, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом, цветами и полками? | |||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 |
Выявление уровней социально-личностного развития детей 6-7 лет (в баллах)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» | Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности | Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Откликается на эмоции близких людей и друзей | Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации | Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения | Сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам | Проявляет интерес к художественному творчеству - рисованию, лепке, конструированию | Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (детском саду и др.), на природе | Уровень социально-личностного развития (в баллах) | ||
высокий (273-201) | средний (200-131) | низкий (130 и менее) | |||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 |
Характеристика уровней социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет
Высокий уровень (273 -201 баллов) – ребенок различает оттенки эмоциональных состояний другого человека, правильно называет их. Стремится оказать помощь другому человеку, утешить, порадовать его. Ребенок испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми, успешно инициируя различные формы коммуникации. С положительным настроем участвует в коллективных формах речевого общения. Поводами для взаимодействия со сверстниками и взрослыми чаще становятся познавательные, социальные и личностные мотивы. В общении свободно реализует основные коммуникативными умения адекватно ситуации; адекватно пользуется речевым этикетом. Знает и осознанно соблюдает правила пребывания в детском саду, на улице, на природе; правила безопасного поведения в различных ситуациях, имеет опыт осторожного обращения с разного рода предметами, умеет пользоваться столовыми приборами и инструментами в различных видах деятельности. Имеет представления о моральных нормах и правилах поведения, осознанно соблюдает их при общении со взрослыми и сверстниками, подражает положительным примерам, делает правильный нравственный выбор как в воображаемом, так и в реальном плане. Способен самостоятельно себя контролировать в различных ситуациях, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил; умеет самостоятельно и своевременно подготовить и убрать свое рабочее место. Адекватно воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, понимает смысл и мотив предстоящей деятельности. Проявляет активность в выполнении умственных действий, а также в поиске решений умственной проблемы. При решении задач учебной деятельности следует инструкции, данной взрослым, и образцу. Активно выполняет учебные действия: сравнивает, сопоставляет, обобщает, создает модели и схемы в соответствии с поставленной задачей. Использует различные формы выполнения умственных действий: с опорой на наглядную схему, модель, на внутренний план действий, действует самостоятельно или после стимуляции взрослого. Самостоятельно выбирает необходимые материалы в результате анализа учебной задачи.
Средний уровень (200-131 баллов) – не проявляет стремления помочь другому человеку, пожалеть или обрадовать его, но при напоминании взрослого может оказать помощь, проявить сочувствие. В течение дня ребенок больше испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми, чем реализует её, на предложенное общение отвечает согласием. Поводами для общения со сверстниками чаще становятся деловые и эмоциональные ситуации. В ситуациях общения правильно понимает мысль собеседника, отвечает адекватно, используя при этом чаще простые предложения и фразы. Испытывает затруднения в построении монолога при изложении своих мыслей. Речевым этикетом пользуется после напоминания взрослого. Знает, но не всегда осознанно соблюдает правила пребывания в детском саду, на улице, на природе; правила безопасного поведения в различных ситуациях. Имеет представления о моральных нормах и правилах поведения, но не всегда осознанно соблюдает их при общении со взрослыми и сверстниками, не всегда стремится подражать положительным примерам, не всегда делает правильный нравственный выбор как в воображаемом, так и в реальном плане. Способен себя контролировать в различных ситуациях при напоминании взрослого, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил; умеет при помощи педагога или сверстника своевременно подготовить и убрать свое рабочее место. Адекватно воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, понимает смысл и мотив предстоящей деятельности. Проявляет активность в выполнении умственных действий при помощи педагога, а также в поиске решений умственной проблемы. Решая задачи учебной деятельности, следует инструкции, данной взрослым, и образцу. При помощи взрослого выполняет учебные действия: сравнивает, сопоставляет, обобщает, создает модели и схемы в соответствии с поставленной задачей. Использует различные формы выполнения умственных действий: с опорой на наглядную схему, модель, на внутренний план действий, действует самостоятельно или после стимуляции взрослого. Выбирает необходимые материалы в результате анализа учебной задачи только при помощи педагога.
Низкий уровень (130 и менее баллов) – у ребенка отсутствуют проявления сопереживания, сочувствия, стремления оказать помощь другому человеку, утешить или обрадовать его. Ребенок не испытывает потребности в общении и взаимодействии со сверстниками. Со взрослыми взаимодействует по их инициативе. В коллективных формах общения занимает пассивную позицию (роль пассивного слушателя). Поводами для общения с окружающими людьми, как правило, являются бытовые ситуации. Использование коммуникативных умений затруднено: чаще всего мысли выражаются в простых нераспространенных предложениях, теряется общая канва разговора, контекст. Формы речевого этикета использует редко или не использует вообще. не знает и не соблюдает правила пребывания в детском саду и на улице, правила безопасного поведения в различных ситуациях, не имеет опыт осторожного обращения с разного рода предметами, не умеет пользоваться столовыми приборами и инструментами в различных видах деятельности. Не имеет представлений о моральных нормах и правилах поведения, не соблюдает их при общении со взрослыми и сверстниками, не подражает положительным примерам, делает неправильный нравственный выбор как в воображаемом, так и в реальном плане. Часто не способен себя контролировать в различных ситуациях даже по напоминаю взрослого, а также при самообслуживании, соблюдении гигиенических норм и правил; не умеет даже при помощи педагога или сверстника своевременно подготовить и убрать свое рабочее место. Часто неадекватно воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, не понимает смысл и мотив предстоящей деятельности. Проявляет пассивность в выполнении умственных действий, а также в поиске решений умственной проблемы. При решении задач учебной деятельности не соблюдает инструкцию, данную взрослым. С большим трудом выполняет учебные действия: сравнивает, сопоставляет, обобщает, создает модели и схемы в соответствии с поставленной задачей. Не производит самостоятельный выбор необходимых материалов.
Инструкция: Запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приемы) для Вашей образовательной деятельности с ребенком по физическому развитию детей, затем внесите эту деятельность в свой календарный план
Рекомендации по планированию социально-коммуникативного развития у детей 6-7 лет
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» | Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности | Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Откликается на эмоции близких людей и друзей | Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации | Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения | Сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам | Проявляет интерес к художественному творчеству - рисованию, лепке, конструированию | Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (детском саду и др.), на природе |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты "Социально-коммуникативное развитие"
Социально-коммуникативное развитие...
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...
Диагностическая карта обследования (Педагогический мониторинг) детей от 6 до 7 лет группы « КРИСТАЛЛИКИ» по ОО «Социально- коммуникативное развитие» (входная)
Цель: выявить уровень индивидуального развития ребенка в освоении ОО «Социально- коммуникативное развитие» для построения дальнейшей деятельности с деть...
Диагностическая карта обследования (Педагогический мониторинг) детей от 4 до 5 лет группы «Лучики» по ОО «Социально-коммуникативное развитие» ( входная)
Цель: выявить уровень индивидуального развития ребенка в освоении ОО «Социально-коммуникативное развитие » для построения индивидуальной образовательной траектории (маршрута)...
Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Социально-коммуникативное развитие" (2023 г.)
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы «Социально-коммуникативное развитие"...
Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативной области
Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детейсоциально-коммуникативной области...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....