Задания для воспитателей (старшая группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Задания для воспитателей составлены в соответствии с календарно-тематическим планированием в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ III неделя «Ранняя осень. Деревья, кустарники» |
1. Уметь называть время года, месяц. Знать названия осенних месяцев. 2.Знать приметы осени: Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. Начался листопад. Исчезли насекомые. Собираются в стаи и улетают на юг птицы. Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай. Люди стали теплее одеваться. Дети пошли в школу. 3. Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам. 4. Помогите ребёнку найти на прогулке листья клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их. Помогите ребёнку нарисовать листья в тетради, подпишите их. Ребёнок должен их различать. 5. Игры: «С какого дерева лист, веточка?» Лист березы – березовый; Ветка березы – березовая и т.д. «Большой - маленький» (словообразование) 6. Связная речь Учить составить связный рассказ «Осень» по символам, первым словам в предложении: 7. Закрепите с ребёнком понятие «речь» (только человек умеет говорить. Всё, что мы говорим – это речь). Побеседуйте о том, для чего человеку нужна речь. Выучите пословицы о речи: Хорошую речь приятно слушать. Хорошая речь слаще мёда. |
СЕНТЯБРЬ IV неделя «Овощи – фрукты», «Звуки речи» |
сок из персиков (какой?) – персиковый; варенье из яблок (какое?) – начинка из груши (какая?) – джем из апельсина (какой?) - конфеты из банана (какие?) – из моркови сок морковный; из капусты – из помидоров (томатов) - из огурцов –
яблоко – яблочко; лимон – огурец - банан - ананас - капуста – помидор - лук - картошка -
Мы делили апельсин. Эта долька – для котят, Много нас, а он один. Эта долька – для бобра. Эта долька – для ежа, А для волка…кожура. Эта долька – для стрижа. Он сердит на нас – беда! Эта долька – для утят, Разбегайтесь кто куда. - Чтобы с волком помириться, надо долькой поделиться. 5. Вспомнить: - что такое звук? (звуки мы слышим и говорим) - какие звуки называют гласными? (звуки, при произнесении которых во рту нет преграды, их произносим легко, с голосом) - какие звуки называют согласными? (при произнесении во рту встречается преграда) - какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие) 6. Повторить: Буквы мы видим, пишем, читаем. ОКТЯБРЬ I неделя «Золотая осень. От зерна до булочки» |
1. Повторить название времени года, осенние месяцы. Помочь объяснить выражение «золотая осень». 2. Знать и называть хлебобулочные изделия. Знать, как получается хлеб (от зерна до булочки); профессии людей, которые участвуют в производстве хлеба; машины помощницы и т.д. 3.Учить: «Бублик, баранку, Батон и буханку Пекарь из теста Испёк спозаранку». 4.«Какой бывает хлеб?» Пшенич…, ржа…, све…, чёрст…, жёст…, вкус…, хрустя…, паху…, аромат…, аппетит…, поджарис…, сдоб… 5.Что лишнее и почему? Пряник, калач, конфета, батон Молоко, торт, пирожное, кекс 6.Упражнение «Мука, какая?» мука из пшеницы (какая?) – пшеничная; мука из овса (какая?) – мука из ржи (какая?) – мука из кукурузы (какая) – 7. Игра «Один – много» Батон – батоны – много батонов Пряник – … много … Бублик – … много … Пирожок – … много … Калач – … много … Сухарь – … много … Ватрушка – … много … 8. Игра «Великан и Гномик» У Великана хлеб, а у Гномика хлебушек. У Великана пирожок, а у Гномика … У Великана пряник, а у Гномика … У Великана бублик, а у Гномика … У Великана батон, а у Гномика … У Великана калач, а у Гномика … У Великана торт, а у Гномика … У Великана сухарь, а у Гномика … У Великана ватрушка, а у Гномика …
« Без соли не вкусно, без хлеба не сытно» и т.д. |
ОКТЯБРЬ II неделя «Профессии» |
1.Беседа о разных профессиях, называть профессии, знать, чем заняты люди разных профессий и какие предметы нужны им для выполнения своих обязанностей. Отвечать на вопросы: - что такое профессия (дело, работа, занятие); - назвать профессии своих родителей; - для чего нужна профессия (работа); - кем хочешь стать, когда вырастишь; - где обучаются профессиям. 2. Выучите с ребёнком загадку: Это кто, прищурив глаз, Чинит часики для нас. (часовщик) 3.Упражнение «Назови профессию» машину водит – водитель; управляет самолётом – сталь варит - дом строит – тушит пожары - детей учит – 4.Игры и упражнения: «Кому что нужно?» «Кто что делает?» Учитель – учит врач – … Строитель – … повар – … Воспитатель – … парикмахер – … Водитель – … пожарный – … Продавец – … хирург – … Певица – … почтальон – «Он, она и они» Он, она учит, а они учат. Он, она лечит, а они … Он, она стрижёт, а они … Он, она воспитывает, а они … Он, она продаёт, а они «Кто работает на этом виде транспорта?» На тракторе работает … (тракторист). На экскаваторе работает … На кране работает … Поезд водит … Машину водит … На самолёте летает … «Сосчитай до 5» Один повар, два …, три …, четыре …, пять … Один почтальон, два …, три …, четыре …, пять … |
ОКТЯБРЬ III неделя «Я и моё тело. Моё настроение» |
1.Закрепите с детьми названия частей тела; предложите показать и назвать правую и левую руку (ногу, ухо, глаз и т.д.). 2.Закрепите умение ребёнка ориентироваться в пространстве: что слева от тебя, что справа от тебя; называть эмоции человека (радость, грусть, страх, злость, удивление, печаль, испуг); с помощью мимики, жестов, речи изображать радость, испуг, удивление, злость. Побеседуйте о том, что помогает сохранить здоровье: гигиене дома, гигиене тела, правильном питании, гигиене одежды, о вредных и полезных привычках. 3. Проговаривать стихотворения: «Мой лев» Б. Заходер «Лошадка» А.Барто Подарил мне папа льва! Я люблю свою лошадку, Ох, и струсил я сперва! Причешу ей шерстку гладко, Я два дня его боялся. Гребешком приглажу хвостик А на третий - он сломался. И верхом поеду в гости. - О каких эмоциях говорится в стихах? 4. «Закончи предложение Я радуюсь, когда…. Я злюсь, когда…. Я удивляюсь, когда… Я обижаюсь, когда
«Для чего?» (отвечать полным предложением) Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть). Для чего нужны: уши, нос, рот, язык, ноги, зубы, руки. «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно» Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу. «Подумай и ответь» Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза) Сколько ушей у трёх мальчиков? Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на правой ноге? Сколько носов у четырёх мальчиков. «Великан и Гномик» Жили-были Великан и Гномик. У Великана было всё громадное, а у Гномика маленькое. Нос: У Великана носище, а у Гномика носик. 6. Составить звуковую схемы слов, типа КИТ. 7. Повторить: В предложении всегда о чём – то говорится. Предложение состоит из одного или нескольких слов. В конце предложения ставится точка. Составлять схемы предложений из 2-3 слов. |
ОКТЯБРЬ IV неделя «Посуда. Продукты питания» |
1.Предложите назвать продукты питания: мясные, рыбные, молочные продукты, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия; назвать продукты готовые к употреблению и продукты, которые нужно готовить; рассказать, как нужно правильно питаться и почему. 2. Выучить: Рыбу, мясо, сок и фрукты – Называем мы «продукты». Молоко и творожок, И крупу и пирожок. Что едим мы и что пьём – Всё продуктами зовём. 3. Игры и упражнения: «Что лишнее и почему?» Молоко, сыр, огурец, сметана Сарделька, сосиска, ветчина, зефир Торт, мармелад, рыба жареная, шоколад «Как называется?» Бульон Каша Суп из курицы - куриный из гречи - гречневая из грибов - … из рыбы - … из риса - … из риса - … из мяса - … из пшена - … из гороха - … «Сосчитай до 5» одна жареная котлета, две жареные котлеты… один яблочный пирог, два яблочных пирога… 4. Называть посуду: кухонную, столовую, чайную. 5.Игры и упражнения:
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник? Что кладут в салатник, селедочницу, солонку, масленку, сухарницу?
Носик есть у … Дырочки есть у … Крышка есть у … Одна ручка есть у … Две ручки есть у … Лезвие есть у … Четыре зуба есть у …
Кастрюля, ложка, суп, тарелка. Нож, вилка, сковорода, мясо.
Один стакан, два …, три …, четыре …, пять … Одна миска, две …, три …, четыре …, пять … Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …
мясорубка – рубит мясо, самовар - … овощерезка - … хлеборезка - соковыжималка - … яйцерезка - … 6.Знать: слог – это часть слова. Делить слова на слоги хлопками. |
ОКТЯБРЬ V неделя « День народного единства» |
2. Формировать умение: составлять небольшой рассказ творческого характера; формулировать личную оценку поступков героев; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно. |
НОЯБРЬ I I неделя «Поздняя осень» |
1.Повторить с ребёнком приметы «поздней осени» (сильно похолодало, заморозки, первый лёд, первый снег, снег с дождём, солнце светит, но не греет, небо серое, хмурое; деревья сбросили листву; перелётные птицы улетели в теплые края, дикие животные готовятся к зиме; люди утепляют жилье, одеваются теплее);- запомнить народное название ноября – предзимье;- сравнивать периоды осени (ранняя, золотая, поздняя);- назвать деревья и кустарники ( дуб, берёза, клён, липа, сосна, ель, рябина, акация, сирень..)- какое дерево не сбрасывает листву? 2. Упражнение «Какая погода бывает осенью?» если идут дожди – погода дождливая; дует ветер – погода… на улице холодно – погода… пасмурно – погода… сыро – погода… хмуро – погода… солнечно – погода… ясно – погода… 3. Упражнение «Назови листья» у дуба –дубовые; у берёзы - у рябины – у клёна - у ивы - у осины - 4. Прочитать рассказ по Н.Калининой «Осень». Предложить ребёнку пересказать. При затруднении помочь пересказывать наводящими вопросами. Осень. На дворе дождь, ветер, холодно. Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!» Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс. - Какая погода была на дворе? - Что увидел Саша из окна? - Почему ребята не смогла увидеть последний листок? 5.Называть слова с гласными звуками в начале, в середине, в конце слова. Делить слова на слоги. Придумывать с этими словами предложения. 6.Звукослоговой анализ коротких слов. 7.Чтение слогов в букваре. |
НОЯБРЬ III неделя «Дикие животные» |
1.Закрепите с ребёнком обобщающее понятие «животные» (тело покрыто шерстью, кормят своих детёнышей молоком). 2.Помогите вспомнить названия диких животных; - их внешние особенности (части тела, цвет окраски) -названия детёнышей, -чем питаются, -жилище диких животных. 3.Помогите объяснить выражения: «Голодный, как волк», «Трусливый, как заяц» 4.Игра «Закончи предложение» У человека лицо, а у зверя – морда. У человека рот, а у зверя – У человека руки, ноги, а у зверя - У человека живот, а у зверя – У человека ногти, а у зверя – 5.Игра «Кто как передвигается?» Медведь - …(лазает, ходит, плавает, бегает) и т.д. 6.У каждого животного — свой характер. Помогите ребёнку угадать, про какое животное сказаны эти слова, предложите запомнить их: рыжая, пушистая, хитрая — ..; трусливый, пугливый, длинноухий — ..; злой, голодный, хищный — ..; сердитый, колючий — ..; мохнатый, бурый, неуклюжий — ...; ловкая, бережливая, проворная - … 7.Побеседуйте о том, как дикие животные готовятся к зиме ( например, медведь ищет корм, много ест, чтобы накопить жир на всю зиму, делает берлогу, а ёж – запасов на зиму не делает, осенью готовит нору и ложится спать на всю зиму.. и т.д. ) 8.Упражнение «Один – много» (как сказать про несколько детёнышей?) медвежонок – медвежата; волчонок – лисёнок - зайчонок – ежонок - бельчонок - |
НОЯБРЬ IV неделя «Домашние животные» |
1.Знать, кто такие домашние животные, почему называют домашними, уметь перечислять; 2.Игра «Кто?» лает - …., ржёт - …, мычит - …,блеет - …, хрюкает - …мекает- .. 3. «Назови всю семью» мама папа детёныш детёныши овца баран ягнёнок ягнята лошадь … … … корова … … … свинья … … … коза … … … собака … … … кошка … … …
4.«Что делает он, а что делают они?» Котёнок лакает, а котята лакают. Телёнок мычит, а телята … Щенок бежит, а щенята … Козлёнок скачет, а козлята … Поросёнок ест, а поросята … Жеребёнок прыгает, а жеребята … Ягнёнок жуёт, а ягнята … 5.«Чей, чья, чьи?» хвост, нос голова уши у коровы коровий коровья коровьи у собаки … … … у кошки … … … у козы … … … у барана … … … 6.Составлять короткий рассказ о домашнем животном по плану: - назвать части тела, внешние особенности; - назвать помещение, где живут (корова – в коровнике); - чем питается; - назвать детёныша; - как голос подаёт ( кошка – мяукает, лошадь – ржёт, овца - …) - какую пользу приносят человеку. 7. Игры и упражнения, типа «Четвертый лишний», «Кого не стало» и т. д |
ДЕКАБРЬ I неделя « Зима» |
Рекомендовано родителям по теме: «Зима» 1.Предложите ребёнку назвать время года (зима): - назвать первый месяц зимы, народное название – «студень». 2.Помочь ребёнку рассказать о зиме по плану: - после чего наступает зима; - назовите зимние месяцы; - что происходит в природе зимой; - какие стоят деревья; - что лежит на крышах домов и на улице; - что надевают люди зимой; - как живётся зверям и птицам зимой; - как им можно помочь; - назовите зимние праздники; - какие вы знаете зимние игры и развлечения. 3. Выучить с ребёнком: Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам Песни Севера петь По лесам и степям. 4.Упражнение «Сосчитай!» (от 1до 5) снежинки – одна снежинка, две снежинки, три снежинки и т.д. до 5; сосульки 5.«Продолжи предложения» - Зимой люди ходят в шапках, … - Зима приносит морозы, … - Вода замёрзла на реках, … - Я люблю кататься зимой на …
Декабрь за ноябрём и перед январём; Январь за … и перед … Февраль за … и перед …
Зимой ночь длинная, а день … Снег белый, а асфальт … Зимой ветер холодный, а летом … |
ДЕКАБРЬ II - III неделя « Зимующие птицы»» |
воробей летит – воробьи летят; воробей чирикает – воробьи… воробей клюёт – воробьи…. воробей замёрз – воробьи…
Здесь – синица, там – синицы, много синиц Здесь – голубь, там … много … Здесь – сорока, там … много … Здесь – сова, там … много … Здесь – ворона, там … много … Здесь – воробей, там … много … Здесь – снегирь, там … много …
чёрное перо – чёрненькое пёрышко серая спина - … (серенькая спинка) пёстрые крылья - … белая шея - … красная грудь - … острые когти - … длинный хвост - …
краси… , быстр… , сме… , пою… , крича… , лёг… , малень… , забот… , голод… , сыта….
Для чего птичке клюв? Для чего птичке крылья? Для чего птичке ноги? Для чего птичке глазки?
длиннохвостая птица - у птицы длинный хвост; сероглазая - …, красногрудая - …, черноглазая - …, пёстроголовая - …, громкоголосая - …, быстрокрылая - …, теплолюбивая - …, остроклювая - …, насекомоядная - …, быстроногая - …
Один снегирь, два … пять … Одна ворона, две … пять …
Ворона, воробей, ласточка, снегирь. Скворец, соловей, журавль, сорока.
У человека – дети, а у птицы – птенцы. У человека – нос, а у птицы – к… У животных – шерсть, а у птиц – п… У кошки – лапы, а у птицы – н …
Проглотил червячка, Попил воды из родничка. По лужайке скок да прыг: «Чик – чи – рик, чик – чи – рик!!!»
|
ДЕКАБРЬ IV неделя « Новый год. Зимние игры и забавы» |
1.Побеседовать о новогоднем празднике: -в какое время года встречаем Новый год; -что означает название (смена календарного года: начинается другой год); -как готовимся к празднику. 2«Продолжи предложение!» «Если бы я был Дедом Морозом (Снегурочкой)……» 3Выучить: Ёлка наряжается, Праздник приближается. Новый год у ворот, Ребятишек ёлка ждёт. 4. Упражнение «Чем украсим нашу ёлку?» Назвать какими ёлочными украшениями можно украсить ёлку: шарами, … 5. Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме. Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку … Мы показали соседям нашего … Мы играли со … Мы рассказали о … 6.«Сосчитай пары до 5» Одна пара лыж, две пары …, три пары …, четыре пары …, пять пар …; Одна пара коньков, две пары …, три пары …, четыре пары …, пять пар … 7.«Что ты будешь делать на новогоднем празднике?» Буду веселиться – (что сделаю?) повеселюсь Буду кружиться - … Буду радоваться - … Буду смеяться - … Буду наряжаться - … 8.Отгадывать загадки: Невидимкой, осторожно Он пушистый, серебристый, Покружилась звездочка В белом бархате деревня – Меня не растили - из снега слепили. Ее всегда в лесу найдешь, Без досок, без топоров Из-за серых гор высоких, Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Подо льдами крепкими Дремлют воды рек. Белыми сугробами Лёг на крыши снег. В небе звёзды яркие Водят хоровод. Старый год прощается – Входит …(Новый год) |
ЯНВАРЬ II неделя «Начало года. Календарь» |
1. Вспомнить, что второй месяц зимы – январь, народное название- глухозимье (середина зимы); поговорить о признаках середины зимы (сильные морозы, снегопад, холодный ветер); о явлениях природы зимой (гололедица, изморозь, оттепель) 2. Рассмотреть с ребёнком календари. Побеседовать о том, что: - что такое календарь, для чего он нужен; - Новый год – смена года (2015 – 2016), в году 4 времени года, 12 месяцев, в месяце 4 недели, неделя – 7 дней; - смена времён года: зима, весна, лето, осень и снова зима (круглый год); - виды календарей: перекидной, настольный, настенный, карманный, отрывной; - называть месяцы года: зимние, весенние, летние, осенние. - называть дни недели. 3. Выучить: Открываем календарь- Начинается январь! В январе, в январе Много снега на дворе. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идёт столбом. |
ЯНВАРЬ IV неделя «Материалы для изготовления предметов.» |
1.Упражнение «Рассмотри предмет». Рассмотреть предметы: под стулом, на шкафу, за дверью, под шкафчиком, на окне, в шкафу, на столе. - из чего сделан каждый предмет? (машинка из железа, мячик из резины, кубик из дерева, самолёт из пластмассы, пузырёк из стекла, кораблик из бумаги, коробочка из картона, зайка из меха, сумочка из ткани) Беседа: - какие материалы используют для изготовления предметов? (железо, стекло, резина, дерево, бумага, картон, пластик, глина); - какие предметы можно делать из железа, стекла, бумаги, дерева, пластика и т.д. - какой материал самый прочный? (железо) - какой материал хрупкий? (стекло) - какой материал мнётся, рвётся? (бумага, картон, ткань) - какой материал не тонет в воде? (дерево, бумага, картон, резина, пластик) - какой материал тяжелее? (железо) - какой материал прозрачный? (стекло) 2. Игра «Раздели все предметы на несколько групп» - на какие группы разделили предметы (по материалу). 3. Игра «Чудесный мешочек» Узнай предмет на ощупь, назови, из какого материала сделан «Какой? Какое? Какая? Какие?» Зайка из резины – он резиновый и т.д. Пальчиковая гимнастика «Спрячь платок в кулачок» Комканье платка одной рукой. У меня живёт проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота! Логическая задача. «Найди предмет» Дети играли в игру «Спрячь предмет». Таня спрятала в карман, Женя – в коробку, Вова – за кубик, Вася – в стакан. Когда Оля стала искать игрушки, то сразу нашла Васину игрушку. Почему Оля без труда отыскала Васину игрушку? Дети рассуждают и делают выводы. 4.Упражнение «Какой? Какая? Какое?» мяч из резины – резиновый; матрёшка из дерева – машина из металла - стакан из стекла – подушка из ткани - ведёрко из пластмассы – |
ФЕВРАЛЬ I неделя «Одежда» |
1.Вспомните названия предметов одежды. Назовите верхнюю и нижнюю одежду. Выясните, помнит ли ребёнок, что летом носят легкую одежду, а осенью — более теплую. Пусть объяснит почему. Поговорите о процессе изготовления одежды (ткань – раскрой – шитьё). 2.Рассмотрите с ребенком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит, из чего сделана одежда; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч. Свитер из шерсти. — Шерстяной свитер. Брюки из вельвета. — Вельветовые брюки. Юбка из шелка. — Шелковая юбка. Блузка из льна. — Льняная блузка. Жилет из меха. — Меховой жилет. Пальто из кожи. — Кожаное пальто. 3.Помогите ребёнку составить рассказ о любимой одежде по плану: - Что это? - Из какого материала? - Из каких частей состоит? - В какое время года носят? - Где и когда используют? 4. «Что лишнее и почему?» Куртка, шапка, сапоги, шарф; Туфли, тапки, кроссовки, шуба. 5.«Одежда или обувь?» Распределить предметы по назначению: туфли, кеды, халат, босоножки, платье, валенки, шуба, шарф, сапоги, куртка, шорты, футболка, кроссовки, брюки, свитер. ОДЕЖДА: ОБУВЬ:
взрослая одежда - … (детская одежда) большие сапоги - … чистые туфли - … длинный шарф - … сухие перчатки - …
У меня рубашка, а у вас рубашки. У меня куртка, а у вас … У меня майка, а у вас … У меня платье, а у вас … У меня шарф, а у вас … У меня плащ, а у вас … |
ФЕВРАЛЬ I I неделя « Обувь. Головные уборы» |
1.Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть обувь и головные уборы, и ответить на вопрос: — Почему в разные сезоны люди носят разные одежду, обувь и головные уборы? (Одежда, обувь, головные уборы должны соответствовать сезону и погоде.) — Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?(Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что идут дожди, кругом лужи, можно промочить ноги. Почему летом ты не носишь теплую шапку? Я не ношу летом шапку, потому что жарко. - Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках? — Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги. 3. Закрепить детали обуви: носок, задник, каблук, язычок, шнурки. 4. Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова: шап-ка, туфли, бе-рет, са-по-ги, крос-сов-ки, . 5. Игра «Какой? Какое? Какая?» Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана обувь или головной убор; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Кроссовки из кожи. — Кожаные кроссовки. Шляпа из соломы – соломенная шляпа Тапки из вельвета. — Шапка из меха - Ботинки из замши. — Платок из шелка - 6.Называть слова со звуками «в», «вь». Звук «в» - согласный, твёрдый, бывает мягким, звонкий. 7. Проговаривать: Воробей просил ворону вызвать волка к телефону. 8. Анализ слова вата 9. Составь предложения из слов: Ваня, море, в, плавал. Ворона, дерево, на, села. Ворота, в, вошёл, Вася. 10.Дописать до конца строки. |
ФЕВРАЛЬ III неделя «Родина. Защитники Отечества» |
1.Беседа о празднике «День защитника Отечества». Расширять знания о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике. Закрепить знания о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов. 2. Выучить стихотворение: За то, что солнце светит нам, За то, что нет войны, Спасибо тем, кто бережет Покой родной страны. 3. Помогите ребенку разделить на слоги названия профессий военных: лет-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник. 4.Упражнение «Продолжи предложение»В армии служат много….( солдат, пехотинцев, …) Наши защитники умеют.. (стрелять, сражаться, …) 5.Называть слова со звуками «д», «дь». Звук «д» - согласный, твёрдый, бывает мягким, звонкий. Называть ударный слог в словах. 6.Проговаривать: Дятел жил в дупле пустом Дуб долбил как долотом. 7.Анализ слов: дом диван 8.Составить схему предложения: В саду дубы. - назовите предлог, в схеме обозначьте его зеленымпрямоугольником; - сколько слов в предложении? - назови третье слово. - какое слово написано с большой буквы? Почему? |
ФЕВРАЛЬ IV неделя «Домашние птицы» |
Тема: «Домашние птицы» Звук [г, г'].Буквы Г, г. 1.Предложите назвать домашних птиц, их внешние особенности, повадки; повторите с ребёнком, для чего люди разводят птиц; как называется помещение, где живут домашние птицы; чем питаются эти птицы; названия птенцов домашних птиц. 2.Поиграйте в игру «Назови птичье семейство» у цыплёнка – курица, петух; у гусёнка – у утёнка - у индюшонка – 3.Помогите составить рассказ – описание о домашней птице по плану-схеме (приложение) 4. Предложите назвать слова со звуками «г», «гь». Звук «г» - согласный, твёрдый, бывает мягким, звонкий. 5.Звуковой анализ слов (выделение ударного гласного). Составление слов из букв разрезной азбуки. 6.Упр –е: «Про что можно сказать голубой, голубая, голубые, голубое?»: голубая голубой голубое голубые чашка бант платье круги 7. Проговаривать: Гриб растёт среди дорожки, Голова на тонкой ножке. 8. Закрепить букву Г. Из скольких элементов состоит буква? |
МАРТ I неделя «Весна. Женский день» |
- после какого времени года наступает весна; - назвать весенние месяцы; - какие изменения в природе происходят ранней весной? - что надевают люди весной, почему? - что такое оттепель, проталина, капель? - называть весенние праздники.
Уходи, мороз, март весну принес. К нам грачи летят, и ручьи звенят!
Льётся, журчит – … Дует, шумит – … Пригревает, ослепляет – … Голубое, высокое, чистое –
Засветило солнышко, потому что стало тепло. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Тает снег, потому что текут ручьи.
Тепло – … День – … Грязно – … Утро – … Светло – … Весна – …
Моя мама добрая, ласковая,…
уш… мыш… ш…пы ш…шки
|
МАРТ II неделя «Мой дом. Моя семья» |
1.Знать и уметь объяснять понятия «семья, дядя, тётя, племянник, племянница» (дядя – брат мамы или папы), 2. Уметь рассказывать о своей семье: - кто кому кем приходится? - фамилия, имя, отчество мамы, папы; - профессия, где работают; - чем занимаются дома мама, папа, бабушка, дедушка; - как ты помогаешь родителям. 3. Выучить стихотворение, придумать похожее стихотворение о своей семье: Бабушка и дедушка, Мама, папа, Брат и я – Вместе дружная семья. 4.Игры и упражнения: Игра «А у вас?» Наша семья большая, а у нас больше. Наша семья крепкая, а у нас … Наша семья маленькая, а у нас … Наша семья дружная, а у нас … Наша семья добрая, а у нас … Наша семья смелая, а у нас … «Кто старше, а кто младше?» Дочка – мама: Дочка младше мамы, а мама старше дочки. Папа – дедушка … Сын – папа … Дедушка – мама … Бабушка – папа … Бабушка – внучка … Дедушка – внук … Сын – мама … Исправь Незнайку и скажи правильно» Мама старше бабушки. Папа младше сына. Дедушка младше папы. Дочь старше мамы. Внучка старше бабушки. Дедушка младше внука. 5.Называть слова со звуками «л», «ль», находить ударный звук в словах. Звук «л» - согласный, твёрдый, бывает мягким, звонкий. 6. Звуковой и слоговой анализ слов с Л 7. Составлять схемы предложений 10.Закрепить букву Л. Работа в кассах букв. |
МАРТ IV неделя «Родина. Родной город» |
Продолжать формировать представления о достопримечательностях столицы России, родного города. Рассказать об истории происхождения города Троицка. Закреплять представления детей о доме, семье (знание отчества ребенка, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек, представления о родственных отношениях). Воспитывать интерес к окружающему миру и ближайшему окружению. Игры и упражнения
Здесь дом, а там дома Здесь улица, а там … Здесь магазин, а там … Здесь аптека, а там … Здесь площадь, а там …
У Гномика дом низкий, а у Великана дом высокий. У Гномика улица узкая, а у Великана улица … У Гномика дом маленький, а у Великана дом … У Гномика балкон короткий, а у Великана балкон … У Гномика комната светлая, а у Великана комната …
У Великан дом, а у Гномика домик. У Великана магазин, а у Гномика … У Великана рынок, а у Гномика … У Великана больница, а у Гномика …
Один магазин, два … три … четыре … пять … Одна улица, две … три … четыре … пять …
Знать, что звук «р» - согласный, твёрдый, бывает мягким, звонкий.
Для Бориса суп из риса. А Борис Ларису Угостил ирисом.
|
Затем назовите 11 существительных в единственном числе: стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок. Результаты можно считать хорошими, если ребенок допустил не более двух ошибок.
Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов: Книга - тетрадь День - ночь Лошадь - корова Дерево - куст Телефон - радио Помидор - огурец Самолет - ракета Стол - стул
Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).
- стол, стул, шкаф - это... - собака, кошка, корова - это... - чашка, блюдце, тарелка - это... - василек, ромашка, тюльпан - это...
Весна. К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Верно, очень теплые Ноги у весны. |
АПРЕЛЬ I неделя « Середина весны. Прилёт птиц» |
2. Называть приметы середины весны: - в погоде (тает снег, текут ручьи, половодье, ледоход, солнце яркое, тёплое, день становится длиннее, а ночь короче); - в неживой природе ( сокодвижение, на деревьях набухают почки, появляется первая травка, подснежники); - в живой природе (прилетают птицы, вьют гнезда, выводятся птенцы, появляются насекомые). 3.Называть перелётных птиц. Знать, когда прилетают из тёплых стран, что сразу начинают делать, когда выводят птенцов. Игру и упражнения: Назвать перелётную птицу на звук: [А], [Ц], [Г], [Л], [Ль], [С], [Ж], [К]. «Один – много» он грач – они грачи - много грачей он аист – они … - много … он скворец – они … - много … он журавль – они … - много … он соловей – они … - много … она ласточка – они … - много … она кукушка – они … - много … «Кто лишний и почему?» Ласточка, кукушка, попугай, соловей Журавль, аист, цапля, курица «Назови детёныша птицы» грач – он грачонок – они грачата аист - … - … журавль - … - … кукушка - … - … лебедь - … - … скворец - … - … «Угадай и назови» У какой птицы самая длинная шея? ... (у лебедя) У какой птицы самые длинные ноги? … У какой птицы самый длинный клюв? … Какие птицы лучше всех поют? … «Чьи крылья?» у журавля – журавлиные у гуся - … у грача - … у соловья - … Составлять рассказы описания перелетных птиц по плану-схеме. 5.Называть слова со звуком «й», определять место звука в слове. Звук «й» - согласный, всегда мягкий. Знать букву Й. 6.Звуковой и слоговой анализ слов с Й, составление слов с Й в кассах. 7. Составление схем предложений. |
АПРЕЛЬ I I неделя « Планета Земля. Космос» |
1. Уметь объяснять понятие «космос»: - как называется наша планета; - знаете ли вы ещё какие – нибудь планеты кроме Земли; - что можно увидеть на небе ночью; - какая звезда освещает и согревает нашу Землю днём; - на чём можно полететь в космос; - как называется человек, который летает в космос; - рассмотри рисунок, расскажи, как одет космонавт; - как звали первого на Земле космонавта. 2.Выучить: По порядку все планеты назовёт любой из нас: 3.Игры и упражнения
В космосе много …
Ракета – ракеты – много ракет Планета – … много … Комета – … много … Звезда – … много … Спутник – … много …
Одна ракета, две … три … четыре … пять … Один спутник, два … три … четыре … пять …
земля – он земной, она земная, оно земное солнце - он … она … оно … луна - он … она … оно … звезда – он … она … оно … космос – он … она … оно …
Луна, это, Земля, спутник. Луна, Земля, меньше. Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Далеко – близко Высоко – … Темно – … Тесно – … Улететь – … Взлетать – …
Придумывать слова с Ч, делить на слоги, определять место звука в слове.
8. Работа в кассах: составить слова - чай, чудо, часы. |
АПРЕЛЬ III неделя « Рыбы» |
1.Называть рыб (щука, ёрш, сом, карась, окунь, камбала, акула, сельдь, треска): - где живут рыбы; - чем питаются; - в каких водоёмах могут жить рыбы (в реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме); - как называют детёнышей рыб; - из чего они выводятся; - чем покрыта кожа рыбы; - как называется человек, который ловит рыбу; - чем ловят рыбу. 2. Рассмотреть рисунок рыбы. Закрепить названия частей тела рыбы (туловище и чешуя, голова, глаз, рот, плавник, брюхо, хвост). 3. Игры и упражнения: Скажи одним словом, какие это рыбы: Ёрш, сом, окунь, щука живут в реке – это … (речные рыбы); Камбала, горбуша, сельдь живут в море – это … Золотая рыбка, гуппи, скалярия живут в аквариуме – это .. Какая это рыба? Рыбу законсервировали – это консервированная рыба Рыбу поджарили – это … Рыбу сварили – это … Рыбу подкоптили – это … Рыбу засолили – это … Сосчитай рыб до пяти. Одна щука, две … три … четыре … пять … Один окунь, два … три … четыре … пять … Одна акула, две … три … четыре … пять … Один карась, два … три … четыре … пять … «Великан и Гномик на рыбалке» Великан поймал карася, а Гномик – карасика. Великан поймал пескаря, а Гномик – … Великан поймал леща, а Гномик – … Великан поймал сома, а Гномик – … Великан поймал карпа, а Гномик – … Великан поймал ерша, а Гномик – … «Какой? Какая? Какое? Какие?» котлеты из рыбы (какие?) – рыбные; суп из рыбы – икра из рыбы – заливное – салат – 4.Называть слова со звуком «ц», делить слова на слоги. Звук «ц» - согласный, глухой, всегда твердый. 5. Звуковой и слоговой анализ слова с Ц. 6.Составлять схемы предложений 7. Закрепить букву Ц. Из скольких элементов состоит буква? Работа в кассах. Печатать слова с Ц в тетрадях. |
АПРЕЛЬ I V неделя «Транспорт. Правила дорожного движения» |
- наземный, воздушный, водный, подземный, специальный транспорт; - профессии людей, которые работают на транспорте ( пилот, капитан, матрос, кондуктор, механик, водитель и т.д.); - правила поведения в транспорте; - правила дорожного движения. 2. Игры и упражнения: Что лишнее и почему? Самолёт, вертолёт, орёл, ракета. Трамвай, автомобиль, остановка, автобус. Скажи наоборот: Отъехал от дома – подъехал к дому Въехал на горку – … Выехал из гаража – ... Улетел на самолёте – … Уплыл на катере – … Исправь ошибки Незнайки: Дом подъехал к машине. Бензин кончился потому, что машина остановилась. 3. Выучить: Если свет зажегся красный, Значит двигаться опасно Желтый – предупрежденье, А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт». 4. Упражнение «Собери предложения из слов» Машина, ехать, по, городской, улица. Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус. 5. Называть слова со звуком «щ». Звук «щ» - согласный, всегда мягкий, глухой. Придумать с этими словами предложения. 6. Выучить: Этой щеткой чищу зубы. Этой щёткой – сапоги. Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны. 7. Звуковой и слоговой анализ слов с Щ. 8. Знать правило: ЩА – пиши с буквой А, ЩУ – пиши с буквой У. 9. Составить схемы предложений 10. Закрепить букву Щ. составлять слова с Щ в кассах. Печатать короткие слова под диктовку в тетради. |
МАЙ I неделя «День Победы» |
- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, … - Этому посвящено много фильмов, … (чего ещё?) - Не все герои остались живы, очень многие … - Им поставлены … -В их честь горит … - К Вечному огню люди возлагают … - В этот день проходит военный …
молодой – старый сильный - … храбрый - … умный -
Ветеран – ветераны – много ветеранов Воин - … много … Орден - … много … Герой - … много … Награда - … много …
«Майский праздник – День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды боевые ордена. Их с утра зовёт дорога на торжественный парад, И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят»
Звук «ф» - согласный, глухой, может быть твердым и мягким. 7. Звуко - слоговой анализ слов с Ф. 8. Игра «Замени первый звук слова на звук «ф». пара – фара; бантик - … вены -… норма –… плот -… марш -… 9. Составлять схемы предложений. 10. Закрепить букву Ф. Чтение букваря. Работа в кассах. Печатать слова с Ф в тетради. |
МАЙ II неделя «Весна цветёт. Весенние работы в саду и огороде» |
- какие явления природы можно наблюдать в мае (гроза, гром, молния, радуга); - какие насекомые появляются в мае; - чем заняты люди в конце весны (работы в саду и огороде); - виды работ в саду и огороде (вскапывание земли, подготовка грядок и т.д.); - какие инструменты нужны для работы в саду и огороде. 2. Выучить пословицу, уметь объяснять: «Весной не поработаешь, зимой не поешь» 3. Упражнение «Сравни!» тёплый – теплее – самый тёплый; светлый – быстрый – громкий – 4. Упражнение «Скажи наоборот» холод – тепло; солнечный - ветреный – радостный - глубокий - быстрый – Упражнения: «Измени слово» сажать - пересаживать - расса… - отса… капать – перекапывать - за… - от … - о… «Исправь ошибки Незнайки» Цветы полили потому, что они выросли. Выкопали мы картофель, а потом его полили и окучили. «Что вначале, что – потом и что – в конце?» Лук посеяли раньше редиса, но позже чеснока. Помидоры посадили раньше огурцов, но позже перцев. «Что лишнее и почему?» Копать, сажать, мариновать, поливать Сад, огород, грабли, клумба. Грабли, кукла, лопата, тяпка 5. Знать: буквы «Е», «Ё» - гласные. Е и Ё – родные сёстры, Различать сестёр не просто, Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки. 6. Знать, что буква одна, а звуков два. Е – й,э. Ё – й.о. 7. Игра «Измени слово» нос – нёс; воз - вол – 8. Составлять схемы слов, типа – ель, ёж. Составлять схемы предложений.
|
МАЙ III неделя «Цветы. Насекомые» |
- назвать части тела насекомого; - чем питаются насекомые; - кто из насекомых ползает, летает, прыгает; - назвать вредных и полезных насекомых; - куда насекомые прячутся зимой; - в какое время года насекомые просыпаются. 2. Выучить: Я нашёл(а) себе жука Лапок шесть, а глаза два На большой ромашке Трещинка на спинке. Не хочу держать в руке – Вот хорошая трава - Пусть лежит в кармашке. На поешь травинку. 3.Упражнение «Назови насекомых со словом «много»: Муха – много мух; муравей - паук – Стрекоза - бабочка - пчела – 4. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут в лесу, это … цветы «Составь предложения» Вырос, поляне, на, василёк. Купаются, реке, дети, в. На, села, бабочка, цветок. «Какое слово длиннее?» июнь – август мак – ромашка роза – колокольчик дуб - берёза 5.Знать буквы Я, Ю. Я и Ю- гласные буквы, обозначают по 2 звука. Я – «й, а» . Ю – «й,у». 6. Составлять схемы слов. Составлять схемы предложений. 7. Запомнить: имена, отчества, фамилии людей пишем с большой буквы. Составлять в кассах: Таня, Маня, Петя, Вася, Коля. 10. Чтение букваря. |
МАЙ IV неделя «До свидания, детский сад. Школа» |
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Новый дом несу в руке, То в клетку, то в линейку, Двери дома - на замке. Написать на мне сумей – ка. Тут жильцы бумажные Можешь и нарисовать Все ужасно важные. Что такое я?....... Носик – как у Буратино, Любит рисовать картины.
- какие ещё учебные принадлежности знаете; - для чего нужна каждая из этих принадлежностей; - для чего дети ходят в школу; - кто учит детей в школе; - как называют детей, которые учатся в школе; - какие школьные предметы преподают в школе. 3. Запомни: Парта – это не кровать И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя пристойно. 4. Игра «Исправь ошибку» Это мой книга – Это моя книга. Это моя карандаш.- Это моё тетрадь. - Это моя портфель – 5.Упражнение «Сосчитай школьные принадлежности» (до 5) Одна тетрадь, две тетради, три тетради, четыре тетради, пят… Один пенал, … 6. Найти в газете по 2 слова с буквами Ь и Ъ, наклеить в тетрадь. 7. Знать: если последний согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак: лось, гусь, дверь, пыль. 8. Упражнение «Вставь букву Ъ или Ь, прочитай слова» под…езд, пен…ки, с…ел, лист…я, об…явление, пен…ки, кол…ца 9. Составить схемы предложений: Татьяна гладит бельё. Дети съели фрукты
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспкт подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Конспект по формированию матических представлений в старшей группе для детей с ЗПР....
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»
В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....
Рабочая программа учителя логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии со ...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития "Знакомство с миром звуков и букв"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»
Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...