Рабочая программа инструктора по физической культуре, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
методическая разработка по физкультуре
Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре
Рабочая программа инструктора по физической культуре разрабатывается на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБДОУ № 6, в соответствии с требованиями ФГОС ДО по физическому развитию обучающихся.
Программа нацелена на решение следующих задач:
1. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного физического развития детей, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций;
2. сохранение и укрепление здоровья, физического и психического развития детей с учетом их индивидуальных особенностей;
3. приобщение детей к нравственным ценностям, формированию здорового образа жизни.
4. охрана и укрепление здоровья детей с целью нормального функционирования всех органов и систем организма.
Программа нацеливает на последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе и бегу; умению прыгать с места и с разбега, содействует усвоению разных видов метания, лазания, движений с мячами; развитию умения четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного образца, а также под музыку.
В программе представлена краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития) 4-7 лет, целевые ориентиры освоения программы по физическому развитию воспитанниками, комплексно-тематическое планирование.
Срок реализации рабочей программы 2021-2022 учебный год (01 сентября 2021 – 30 июня 2022 года).
Программа состоит из трех разделов. В целевом разделе представлена пояснительная записка, срок реализации рабочей программы, цель, задачи, принципы формирования программы, характеристика контингента воспитанников, целевые ориентиры освоения программы.
В содержательном разделе представлено содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию, вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, взаимодействие с педагогами, специалистами, с семьей при реализации программы, система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных программ ОУ.
В организационном разделе описывается максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по физическому развитию), организация двигательного режима, создание развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое и методическое обеспечение образовательной деятельности, комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fizo_zpr.docx | 74.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета Образовательного учреждения (протокол от 30.08.2021 № 1) | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего ГБДОУ детского сада № 6 Василеостровского района Ю.В. Румянцевой (приказ от 30.08.2021 г. № 43-ОД) |
Рабочая программа инструктора по физической культуре
Ященко Л.Г.
для группы компенсирующей направленности
по реализации
Образовательной программы
дошкольного образования, адаптированной для обучающихся детей
с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 6 комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
на 2021 – 2022 учебный год
Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание
1. | Целевой раздел рабочей программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка Цель Задачи Принципы и подходы к формированию рабочей программы Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей Срок реализации рабочей программы Целевые ориентиры освоения воспитанниками групп образовательной программы | 3
4 5 5 5 |
2. | Содержательный раздел рабочей программы | 6 |
2.1. | Содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию | 6 |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников | 8 |
2.3. | Взаимодействие с педагогами, специалистами, с семьей при реализации программы | 11 |
2.4. | Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных программ ОУ. | 12 |
3. | Организационный раздел рабочей программы. | 13 |
3.1. | Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по физическому развитию) | 13 |
3.2. | Организация двигательного режима | 13 |
3.3. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | 14 |
3.4. | Материально-техническое и методическое обеспечение образовательной деятельности | 14 |
Приложение № 1 Календарные планы воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год | 17 | |
Приложение № 2 Календарное планирование по физическому развитию на 2021-2022 | 18 | |
Приложение № 3 Диагностика по разделу «Физическое развитие» комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с проблемами в развитии А. Зарин | 20 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цель | - создание условий для развития детей с ЗПР дошкольного возраста, их физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. |
Задачи | - поддерживать у детей интерес к движениям и желание самостоятельно их выполнить; - развивать у детей соответствующую их индивидуально типологическими особенностям динамическую и зрительно - моторную координацию; - создавать условия для физической активности детей в подвижных играх с использованием физкультурного оборудования; - развивать у детей двигательную память и зрительное внимание в процессе выполнения двигательных цепочек; - формировать у детей навык владения телом в пространстве и сохранения равновесия; - развивать одновременность и согласованность движений детей; - стимулировать детей к выполнению разноименных разнонаправленных движений; - учить детей выполнять построения и перестроения с опорой на ориентиры; - учить детей выполнять повороты в сторону; - развивать способность детей выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе; - учить детей соблюдать заданное направление, выполнять упражнения с напряжением (не сгибать руки в локтях, ноги в коленях); - учить детей сохранять правильную осанку во время ходьбы, заданный темп (быстрый, средний, медленный); - учить детей выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне; при беге парами согласовывать свои движения с движениями партнера; - учить детей энергично отталкиваться для прыжка, мягко приземляться с сохранением равновесия; - учить детей ловить мяч, отбивать его от пола; - учить детей принимать исходное положение при метании; - учить детей ползать разными способами; - формировать умения детей лазать по гимнастической лестнице; - развивать ритмичность, пластичность и выразительность движений детей в соответствии с вербальным и невербальным образом; - учить детей выполнять движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу); - воспитывать у детей стремление действовать по правилам, соблюдая их на протяжении подвижной игры, эстафеты, общеразвивающих упражнений. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | • Принцип научности. • Принцип связи теории с практикой. • Принцип активности и сознательности в обучении. • Принцип доступности. • Принцип последовательности и систематичности. • Принцип прочности усвоения знаний. • Принцип наглядности. • Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. • Дифференцированный подход в условиях коллективного образовательного процесса. • Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. • Принцип социально-адаптирующей направленности образования. • Этиопатогенетический принцип. • Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. • Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. • Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. • Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. • Принцип единства диагностики и коррекции. • Принцип приоритетности коррекции каузального типа. • Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач • Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. • Принцип ранней педагогической помощи. • Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия. • Принцип развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления. • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. • Принцип необходимости специального педагогического руководства. • Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования. • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. |
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей | Разновозрастная группа для детей с задержкой психического развития (с 4 до 7 лет) Отмечаются следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность полностью не сформирована. Восприятие характеризуется замедленностью. У этих детей страдают все виды памяти, замедлено восприятие отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание неустойчивое. Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе деятельности. |
Срок реализации рабочей программы | 2021-2022 учебный год (01 сентября 2021 – 30 июня 2022 года) |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы | Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к 5 годам) Ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором «Лего», крупной мозаикой, предметами одежды и обуви. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с ЗПР (к 7-8 годам): • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму; • подвижен, владеет основными движениями, их техникой; • может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений; • обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.); • развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма; • проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям. |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
по физическому развитию
Разновозрастная группа для детей с ЗПР (с 4 до 7 лет)
Физическое развитие и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы. Это могут быть занятия физкультурой, утренняя зарядка в сочетании с воздушными ваннами, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание. И все же основной формой организации работы по физическому воспитанию детей являются комплексные игровые занятия, обеспечивающие реализацию основных задач, определенных «Программой». Особое внимание обращается на проведение в первой и второй половине дня прогулки, во время которой организуются совместные со взрослым подвижные игры и проводятся физические упражнения. Взрослые обучают детей правилам игр, воспитывают умение играть вместе, подражать взрослым в игре и выполнять игровые действия по образцу взрослого, а затем и самостоятельно.
На первом этапе обучения занятия организуются в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность детей в двигательной активности, доставляющие им удовольствие и радость.
Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуальны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года.
На первом этапе обучения задачи и содержание занятий по физическому развитию детей тесно связаны задачами и содержанием занятий по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, по развитию ритмических движений под музыку, с отобразительными, подвижными и театрализованными играми. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР направлена, прежде всего, на преодоление у них двигательного негативизма. Поэтому на адаптационном этапе работы с детьми рекомендуется проводить подвижные игры и занятия, по возможности привлекая для этого родителей, а также других специалистов, работающих с детьми. Это могут быть совместные занятия детей и взрослых (родителей, педагогов группы) на комплексной основе.
На втором этапе коррекционно-развивающей работы основное внимание педагогов должно быть направлено на становление мотивации детей к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании. В подвижных играх и в ходе комплексных занятий в группе, в физкультурном зале поддерживается и развивается интерес детей к использованию специального оборудования. В этот период у детей формируются первичные представления о спортивных играх. Дети среднего дошкольного возраста участвуют в совместных с детьми старшего возраста спортивных праздниках и досугах, перенимая их опыт и расширяя свой кругозор. Взрослые принимают самое активное участие в играх, занятиях и других мероприятиях. Они показывают детям образцы инициативности, активности, произвольности во всех формах двигательной деятельности, демонстрируют примеры сотрудничества и помощи при выполнении основных движений, спортивных упражнений и подвижных игр. В совместной деятельности взрослые стремятся активизировать детей, развивать их двигательные способности, воспитывать у детей стремление действовать по правилам, соблюдать их по ходу всей игры.
Детям с ЗПР соматогенного генеза свойственны явления стойкой физической и психической астении, поэтому важно на втором этапе коррекционно-развивающей работы в процессе занятий по физическому воспитанию и подвижных игр обратить особое внимание на создание условий для преодоления таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность.
Учитывая, что у детей с ЗПР психогенного генеза наблюдаются стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, проявляющиеся в невротических и неврозоподобных нарушениях, нарушениях эмоционально-волевой сферы, в снижении работоспособности, в не сформированности произвольной регуляции поведения, содержание занятий и подвижные игры для этих детей должны быть умеренной нагрузки и сопровождаться четким визуальным и речевым алгоритмом действий.
При организации игр и занятий с детьми с ЗПР органического генеза прежде всего обращается внимание на формирование устойчивости интереса, целенаправленности двигательной деятельности детей, преодоление импульсивности их поведения. На этом этапе работы с детьми данной категории особенно важно направить физические упражнения и подвижные игры на развитие наглядных форм мышления. Следует отметить, что второй этап работы (возраст пять- шесть лет) в образовательной области «Физическое воспитание» является одним из основных для дальнейшего целостного развития детей. Это период воспитания культуры движений, становления физических качеств ребенка, период физической подготовки его к обучению в школе.
Третий этап коррекционно-развивающей работы посвящен в основном побуждению детей к самостоятельной двигательной деятельности, совершенствованию культуры движений детей и техники их выполнения. Детей продолжают обучать разнообразным подвижным играм на занятиях и в режимные моменты, вовлекают их в досуговые мероприятия, в игры-соревнования со взрослыми. При этом дети знакомятся с различными комбинациями подвижных игр (две-три игры по мере овладения). Особое внимание в этот период обращается на развитие мыслительной деятельности детей в процессе придумывания вместе со взрослыми новых игр, а затем и участия в этих играх. Это оказывается особенно трудно детям с ЗПР, но в то же время необходимо для развития их мыслительной деятельности, прежде всего для формирования операций программирования, аналитикосинтетической деятельности, развития связной речи и т. д. В занятия детей активно вводятся элементы спортивных игр (в городки, бадминтон, элементы баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса). У детей расширяются и обогащаются представления о спортивных играх, об их многообразии.
Таким образом, в ходе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на формирование у них представлений о здоровом образе жизни, на приобщение их к физической культуре.
Задачи физического воспитания дошкольников с ЗПР решаются:
-в ходе специально организованных занятий по физическому воспитанию, во время утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников;
-в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур);
-на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в процессе имитационных игр, игр с реальными и воображаемыми объектами, движений под музыку и т. д.);
-в играх и упражнениях с использованием полифункционального оборудования, направленных на сенсомоторное развитие детей;
-в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика;
-в подвижных играх, в том числе с музыкальным сопровождением;
-на занятиях, требующих правильного восприятия и воспроизведения выразительных движений по подражанию действиям взрослого и по образцу для понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных состояний и др.;
-в процессе выполнения трудовых поручений с помощью взрослого и в различных видах предметно-практической деятельности;
-в индивидуальной коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
Наряду с общефизическими упражнениями, в работе с детьми с задержкой психического развития, исходя из их индивидуально-типологических особенностей, широко используются упражнения с элементами логоритмики, различные порядковые упражнения под музыку, общеразвивающие упражнения под музыку или в сопровождении стихотворных текстов, которые читает взрослый, простейшие упражнения пальцевой гимнастики.
Следует помнить, что в группах детей с ЗПР основной целью коррекционной работы является преодоление психомоторных нарушений. Поэтому в основе всех форм двигательной деятельности детей лежит игровой метод, который реализуется в использовании сюжетных подвижных игр, физкультминуток, спортивно-досуговой деятельности.
Перспективное планирование работы с детьми представлено в Календарном планирование
по физическому развитию на 2021-2022 уч.г. (по Программе воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. (Приложение № 2)
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Занятие тренировочного типа, направлены на развитие двигательных функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие движений (циклических, ритмических, акробатических и др.) и комплекс общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров простого и сложного устройства. В занятие данного типа входят упражнения на спортивных комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по канату, шесту, веревочной лестнице и др.
Тематические занятия, направлены на обучение дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (бадминтон, городки, хоккей, настольный теннис, футбол, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Данный тип занятия в основном проводится на воздухе в зависимости от сезона.
Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.
Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.
Групповой способ. Дети по указанию педагога распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом). Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.
Контрольно-диагностические занятия, целью которых является выявление состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений.
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Занятия по физическому развитию | ||
Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании | Беседа, рассказ, чтение Рассматривание Интегративная деятельность детей, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры | фронтальная (групповая), индивидуальная |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | Утренняя гимнастика Совместная деятельность взрослого и детей преимущественно тематического, тренировочного, игрового и интегративного характера Контрольно-диагностическая деятельность Физкультурные досуги Соревновательные состязания | |
Развитие физических качеств | ||
Развитие интереса к подвижным играм и упражнениям | Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры (с элементами спортивных игр) Физкультурные досуги | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании | Аналогичные формы работы во всех компонентах режима дня | фронтальная (групповая), по подгруппам, индивидуальная |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | ||
Развитие физических качеств | ||
Развитие интереса к подвижным играм и упражнениям | ||
Самостоятельная деятельность детей | ||
Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании | Во всех видах самостоятельной деятельности детей (в том числе в условиях исследовательских и игровых проектов, сюжетно – ролевых играх, дидактических играх, театрализованных играх) | по подгруппам, индивидуальная |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | Двигательная активность:
| |
Развитие физических качеств | Подвижные игры Двигательная активность (в том числе в сюжетно – ролевых играх, играх-драматизациях, музыкально двигательных и др.) | |
Развитие интереса к подвижным играм и упражнениям | Самостоятельные спортивные игры и упражнения |
Структура физкультурного занятия
Структура физкультурных занятий общепринята: занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Выделение частей занятия обусловлено физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Вводная часть обеспечивает постепенное включение детей в двигательную деятельность. Основная часть (самая большая по объему и значимости) способствует достижению оптимального уровня работоспособности в соответствии с задачами занятия. Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей.
Вводная часть. В эту часть включают упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания.
Основная часть. В эту часть включают упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, физических и морально – волевых качеств личности. Это общеразвивающие упражнения, проводимые с разным темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве. Одно из ведущих мест в основной части занятия занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. В содержание основной части занятия входят также подвижные игры большой и средней интенсивности.
Заключительная часть. В содержание этой части входят упражнения в ходьбе, игры малой подвижности, хороводы, несложные игровые задания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, коррекцию осанки, развитие двигательных навыков, занятия некоторыми видами спорта и на тренажерах, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. По этому направлению составлены:
- комплексы утренней гимнастики;
- комплексы физкультминуток;
- комплексы упражнений по профилактике нарушений осанки, стоп;
- комплексы дыхательных упражнений;
- гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на формирование у воспитанников, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.
Физкультурно-досуговые мероприятия направлены на формирование у детей выносливости, смекалки, ловкости, умения жить в коллективе, усиление интереса к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни.
Физкультурные досуги и праздники проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах и праздниках не только закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.), но и способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.
2.3. Взаимодействие с педагогами, специалистами, с семьей при реализации Программы
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и медицинского работника Основными проблемами, требующими совместной деятельности прежде всего, являются:
- физическое состояние детей, посещающих детский сад (в начале и в конце года, совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физической подготовленности детей);
- профилактика заболеваний ОДА, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем;
- предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда (учителя-дефектолога)
- преодоление нарушений общей моторики, координации движений;
- формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха с помощью специальных гимнастик;
- включение в занятия элементов фонетической ритмики на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- использование текстовых игр и упражнений на согласование речи с движением;
- речевое сопровождение всех спортивных заданий и движений;
- развитие связности высказывания путём объяснения детьми правил игры, последовательности и способа выполнения упражнений;
- обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального руководителя Музыка воздействует:
- на эмоции детей;
- создает у них хорошее настроение;
- помогает активировать умственную деятельность;
- способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;
- освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;
6. привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя
Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическая культура» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:
- «Здоровье» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов, и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.
- «Социализация» — взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а также в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности.
- «Безопасность» — формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.
- «Труд» — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п.
- «Познание» — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.
Взаимодействие с родителями
Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе.
Цель работы инструктора по физической культуре с родителями воспитанников - консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а также коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования физических качеств детей можно используются такие формы работы:
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальное консультирование;
- занятия – практикумы (занятия предусматривают участие воспитателей, специалистов, совместную работу с детьми).
- проведение праздников и развлечений.
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства. В “родительском уголке” размещать полезную информацию, которую пришедшие за детьми родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещать статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг, конкретные советы, актуальные для родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста. Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома.
План взаимодействия с родителями на 2021-2022 учебный год
Месяц | Темы | Формы работы | Отметка о выполнении |
сентябрь | «Совместная работа семьи и ДОУ по воспитанию здорового ребенка» | Выступление на родительских собраниях |
|
октябрь | «Особенности физического развития детей» | Индивидуальные консультации |
|
декабрь | «Красивая осанка - залог здоровья!» | Консультация | |
январь | «Любимые зимние развлечения» | Консультация | |
март
| «Физические упражнения - как средство предупреждения плоскостопия» | Консультация | |
апрель | «Наши спортивные успехи» | Индивидуальные консультации Фоторепортаж |
|
июнь | «День защиты детей» «Лето – прекрасная и опасная пора!» | Тематический праздник Стендовое консультирование |
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательных программ ОУ.
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемыми программами в ОУ.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностик | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагоги- ческой диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте образовательной области: «Физическое развитие» (физическая культура) | Наблюдения, диагностические задания, упражнения
| 2 раза в год | 1-2 недели | Сентябрь Май |
Диагностический инструментарий инструктора по физической культуре: раздел «Физическое развитие»: Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии/Учебно-методическое пособие. А. Зарин.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. (Приложение № 3)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по физическому развитию)
Группа | Возраст | Длительность занятия (минут) | Количество раз в неделю |
разновозрастная группа | 4-7 лет | 20 | 3 |
3.2. Организация двигательного режима
Формы работы | Виды двигательной активности | Количество и длительность (в минутах) |
3-7 лет | ||
НОД | Физкультурные занятия | 3 раза в неделю |
20 | ||
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | |
20 | ||
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика | ежедневно |
6-8 | ||
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно: 2 раза (утром и вечером) | |
20 - 25 | ||
Двигательная разминка во время перерыва между видами образовательной деятельности | Ежедневно | |
10 | ||
Физкультминутки (в середине статического занятия) | 3 – 5 | |
ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | ||
Оздоровительный бег | Ежедневно во время утренней прогулки 3- 5 | |
Совместные игры в помещении малой и средней активности | Ежедневно 20 | |
Гимнастика после сна в сочетании с воздушными ваннами | 6 – 8 | |
Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей | ||
Активный отдых | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц |
20 | ||
Музыкальный досуг | 1 раз в неделю | |
20 - 25 | ||
Физкультурный праздник | 2 раза в год | |
до 30 мин. | ||
День здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная активность | Самостоятельное использование физкультурного и спортивно- игрового оборудования; индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно |
20 - 25 | ||
Самостоятельные подвижные и спортивные игры на прогулке и в помещении. | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) | |
20 - 25 | ||
Всего в день | 2часа45мин 3часа11мин |
3.3. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная область | Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды физкультурного зала | |
Содержание | Срок (месяц) | |
Физическое развитие | Изготовление атрибутов к подвижным играм | Сентябрь - октябрь |
Подготовка и изготовление пособий к совместному проекту с родителями | Октябрь-ноябрь | |
Наглядный материал | Декабрь | |
Пополнение наглядного материала «Зимние виды спорта» | Январь | |
Пополнение оформления к проведению праздника, посвященному 23 февраля | Февраль | |
Изготовление пособий к спортивному досугу «Мы – юные космонавты!» | Март - апрель | |
Пополнение наглядного материала на тему: «Наши спортивные успехи!» | Апрель | |
Изготовление атрибутов к летним досугам и пополнение наглядного материала | Май - Июнь |
3.4. Материально-техническое и методическое обеспечение образовательной деятельности
Физкультурное оборудование и инвентарь спортивного зала
Наименование | Количество |
Гимнастическая лестница | 2 пролета |
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 1.5м) | 2 шт. |
Мячи:
|
12шт. 15 шт. 20 шт. |
Гимнастический мат (длина 100 см) | 1 шт. |
Палка гимнастическая (длина 76 см) | 24шт. |
Скакалка детская • для детей подготовительной группы (длина 170см) |
15 шт. |
Кольцеброс | 1 шт. |
Лента-гусеница №2 | 2шт. |
Обруч пластиковый детский
|
5 шт. 25 шт. |
Конус для эстафет | 4 шт. |
Дуга для ползания (высота 50 и 60см) | 4 шт. |
Кубики пластмассовые | 16 шт. |
Цветные ленточки (длина 60 см) | 30 шт. |
Бубен | 1 шт. |
Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см) | 2 шт. |
Бревно для ходьбы,3м | 1шт. |
Набор вертикальных стоек | 2 шт. |
Канат для перетягивания (12м) | 1шт. |
Стойки для прыжков в высоту | 2шт. |
Игровой комплекс «Набрось кольцо» | 1шт. |
Мягкие мешочки 3х15х15 | 24 шт. |
Мешочек с песком (200гр.) | 15 шт. |
Мешочек с песком (250гр.) | 15 шт. |
Погремушки | 10шт. |
Учебно - методический комплекс
Программа: Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
- Физическое воспитание в детском саду» / Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2006.
- «Физическая культура – дошкольникам» / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.
- «Физическая культура в младшей (средней) группе детского сада» / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
- «Физкультурные праздники в детском саду» / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.
- Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. – М., 2005.
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы во второй младшей группе.
- Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе.
- Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет.
- Давидчук А.Н., Ивашко И.Н. Планирование образовательной работы в ДОУ: Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. -40с.
- Филиппова С.О. Пономарев Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников.
- Парциальная программа «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).
- Педагогический мониторинг «Освоение образовательной программы» (область «Физическое развитие)
Приложение № 1
Календарные планы воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год
Наименование мероприятия | Категория участников | Ориентировочные сроки проведения | Ответственный за проведение | Отметка о проведении | ||||
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | ||||||||
Модуль «Воспитание культуры здорового образа жизни» | ||||||||
Цель: формирование ценностей здорового образа жизни. Задачи: 1.Обеспечить построение образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечить условия для гармоничного физического и эстетического развития ребенка. 2.Проводить закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды. 3.Укреплять опорно-двигательный аппарат. 4.Развивать двигательные способности, обучать двигательным навыкам и умениям. 5.Формировать элементарные представления в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни. | ||||||||
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ | Педагоги | В течение учебного года | Инструктор по физической культуре | |||||
Проведение спортивных праздников и соревнований (с 4-х лет) | Воспитанники | В соответствии с календарным учебным графиком ДОУ | Инструктор по физической культуре | |||||
Информирование родителей по направлению здоровьесбережения | Педагоги | В течение учебного года | Инструктор по физической культуре | |||||
Проведение тематических дней здоровья | Воспитанники | В соответствии с календарным учебным графиком ДОУ | Инструктор по ФК | |||||
Реализация режима двигательной активности | Воспитанники | В течение учебного года | Инструктор по ФК | |||||
Индивидуальное консультирование родителей по теме | Родители | В течение учебного года | Инструктор по ФК |
Приложение № 2
Календарное планирование по физическому развитию на 2021-2022
Месяц | Дата проведения | Тема | Основные задачи работы с детьми |
сентябрь | «Осень» | 1.Учить ходьбе по ребристой доске, положенной на пол, руки на поясе. 2.Учить подлезанию под шнур, не касаясь руками пола. 3.Учить прокатывание мяч друг другу двумя руками, исходное положение – стоя на коленях. 4. Учить пролезать в обруч боком, не задевая за его край; перепрыгивать канат правым и левым боком. | |
октябрь | «Золотая осень» | 1. Учить ходьбе по скамейке с перешагиванием через кубики. 2.Учить прыжкам на двух ногах из обруча в обруч. 3.Учить подбрасывать мяча вверх двумя руками. 4. Упражнять в ползание на четвереньках с переполнением через препятствия (скамейку) | |
ноябрь | «Моя страна - Россия» | 1.Учить ходьбе по шнуру (прямо), приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки на поясе. 2. Учить прыжкам на двух ногах, с продвижением вперед, перепрыгивая через шнуры. 3.Учить прокатыванию мяча между предметами, поставленными в одну линию 4.Учить отбивать мяч об пол с хлопком. | |
декабрь | «Спортивная Зима! | 1.Учить ходьбе по гимнастической скамейке, на середине присесть, хлопок руками, встать и пройти дальше. 2.Учить ползанию по наклонной доске на четвереньках, хват с боков (вверх, вниз). 3.Учить перебрасыванию мяча друг другу стоя в шеренгах (2 раза снизу). 4. Повторить ходьбу и бег по кругу; упражнять в лазанье на гимнастическую стенку, не пропуская реек. | |
январь | «Зимние забавы» | 1.Ходьба по гимнастической скамейке, на середине – приседание, встать и пройти дальше, спрыгнуть. 2. Прыжки на двух ногах вдоль шнура, перепрыгивая через него слева и справа. 3.Перебрасывание мячей друг другу (руки внизу). 4.Учить катать мяч по наклонной доске. | |
февраль | «Мы - будущие солдаты!» | 1. Ходьба с перешагиванием через мячи, высоко поднимая колени. 2. Метание мешочков в вертикальную цель правой и левой руками (5–6 раз). 3. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях, коленях. 4. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре; повторить задания в прыжках и с мячом. | |
март | «Подарок любимой маме! | 1. Лазание по наклонной лестнице, закрепленной за вторую рейку. 2. Перебрасывание мешочков через шнур. 3.Прокатывание мяча между кеглями, поставленными в один ряд (1м). 4. Упражнять в метании в горизонтальную цель; в лазанье и равновесии. | |
апрель | «22 апреля - День Космонавтики!» | 1.Прыжки в длину с места (фронтально). 2.Отбивание мяча о пол одной рукой несколько раз 3.Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики. 4.Упражнять в прыжках со скакалкой, в прыжках на возвышенность. | |
май | «Первомай спортом встречай!» | 1. Прыжки через скакалку на двух ногах на месте. 2.Ползание на животе по гимнастической скамейке, хват с боков. 3.Перебрасывание мячей друг другу – двумя руками снизу. 4.Упражнять в кручении обруча на руке. | |
июнь | «Здоровье нам дарит физкультура!» | 1. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» (досуг) 2.«Приключения Незнайки на дороге!» (спортивный праздник о ПДД) 3.«Морское путешествие на необитаемый остров» (развлечение) 4.Приключение зверей летом на полянке!» (развлечение) |
Приложение № 3
Диагностика по разделу «Физическое развитие» комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с проблемами в развитии А. Зарин
Физическое развитие
Интерпретация результатов
Максимальная оценка каждого параметра составляет 4 балла.
Уровни развития:
уровень (очень низкий) — 0 — 4 баллов;
II уровень (низкий) — 5 — 9 баллов;
III уровень (средний) — 10 — 13 баллов;
IV уровень (высокий) — 14 - 16 баллов.
Параметры
Понимание инструкций:
0 — инструкции не понимает, не пытается подражать движениям, выполняемым взрослым;
1 — инструкции не понимает, но делает попытки подражать отдельным движениям, выполняемым взрослым;
2 — понимает и выполняет инструкцию, если она предъявляется поэлементно и подкрепляется выполнением каждого движения;
3 — понимает и выполняет инструкцию, если она предъявляется поэлементно, а отдельные движения демонстрируются;
4 — понимает и выполняет полную инструкцию, если она состоит из двух-трех элементов и способ выполнения движений предварительно демонстрируется.
Координация движений при ходьбе:
0 — движения рук и ног не координированы, делает несколько шагов и падает;
1 — движения рук и ног координированы очень слабо, что делает ходьбу неуверенной и нередко приводит к падению;
2 — движения рук и ног координированы слабо, что делает ходьбу неуверенной и нередко приводит к падению, ходьба неритмичная, неуверенная;
3 — движения рук и ног относительно координированы, ходьба не всегда уверенная, но равновесие сохраняет;
4 - движения рук и ног координированы слабо, ходьба не всегда уверенная, но равновесие сохраняет.
Координация Движений при беге:
0 — движения рук и ног не координированы, делает несколько шагов и падает;
1 — движения рук и ног координированы очень слабо, что делает бег неуверенным и нередко приводит к падениям;
2 — движения рук и ног координированы слабо, что делает бег неуверенным и иногда приводит к падениям, бег неритмичный, неуверенный;
3 — движения рук и ног относительно координированы, бег, как правило, неритмичный и неуверенный, но равновесие сохраняет;
4- движения рук и ног координированы, бег не всегда ритмичный и уверенный, но равновесие сохраняет.
Координация движений при прыжках:
0 — движения рук, ног и туловища не координированы, любая попытка прыгнуть заканчивается падением;
1— движения рук, ног и туловища координированы очень слабо, что делает прыжки крайне неуверенными и очень часто приводит к падениям;
2 — движения рук, ног и туловища координированы слабо, что делает прыжки неуверенными и часто приводит к падениям;
3 — движения рук, ног и туловища относительно координированы, прыжки не всегда уверенные, равновесие сохраняет с трудом и иногда падает;
- — движения рук, ног и туловища координированы, прыжки не всегда уверенные, но равновесие, как правило, сохраняет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа инструктора по физической культуре в ДОУ ( образовательная область "Физическое развитие")
Рабочая программа инструктора по физкультуре в соответствии с ФГОС...
ФРАГМЕНТ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
вашему вниманию представлена разработка фрагмента целевого раздела адаптированной образовательной программы дошкольного образования одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (дет...
Работа инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методы и приемы работы по физическому развитию с детьми с овз...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...
Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...
«Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди детей имеющих ОВЗ...