ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
консультация по логопедии
Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности.
Важной педагогической задачей учреждений компенсаторного вида является коррекция речевых нарушений дошкольников с такими расстройствами, которая осуществляется посредством самых разнообразных педагогических методов, среди которых особое место занимает художественно-эстетическое воспитание, предполагающая изобразительную, музыкальную, художественную деятельность, а также театрализованную деятельность. Театрализация является методом социально-культурной деятельности и предполагает организацию игровой деятельности на основе включения ребенка в зрелищное действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности.
Важной педагогической задачей учреждений компенсаторного вида является коррекция речевых нарушений дошкольников с такими расстройствами, которая осуществляется посредством самых разнообразных педагогических методов, среди которых особое место занимает художественно-эстетическое воспитание, предполагающая изобразительную, музыкальную, художественную деятельность, а также театрализованную деятельность. Театрализация является методом социально-культурной деятельности и предполагает организацию игровой деятельности на основе включения ребенка в зрелищное действие. Элементы театрализации присутствуют в игротерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии. Театрализованная деятельность направлена на развитие речевых, творческих и коммуникативных способностей ребенка, а также на формирование его эмоциональной сферы.В основе театральной деятельности лежит игра, которая является средством духовного и физического воспитания ребенка, фактором формирования его характера и мировоззрения. Театрализованные игры привлекают внимание детей, так как воспроизводят знакомые литературные, сказочные сюжеты. Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке знакомых произведений, перевоплощаясь в полюбившейся образ, часто идентфициря себя с героями тех или иных сказок и других произведений.
Организация и методика театрализованной деятельности интересовала многих отечественных педагогов: Н. Карпинскую, А. Николаичеву, Л. Фурмину, И. Реуцкую, Т. Шишковойу и др.
Зависимость театрализованной деятельности и развития творческих способностей отмечал Л.С. Выготский, который понимал под театрализованной творческую деятельность человека, созданную определенным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Театрализованная деятельность является достаточно эффективным педагогическим средством, так как во время игры ребенок чувствует себя более свободно и естественно, при этом она оказывает разностороннее влияние на его личность. Театрализованные игры развивают умственную и познавательную активность, так как участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через разнообразные красочные и звуковые образы. Ребенок получает представление об окружающем мире, особенностях человеческих взаимоотношений и поступков, повышает свою творческую активность, развивает воображение, эмоциональную память, логическое и ассоциативное мышление, получает этикетные представления. Ребенок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Участие в театрализованных постановках развивает чувства, глубокие переживания и открытия ребенка. В основе театрализованных игр, как уже отмечалось, лежат сказки или литературные произведения. Через ролевые высказывания, драматическую разработку сказочных сюжетов дети усваивают смысл, овладевают различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля, учатся связно рассказывать, чувствовать, передавая интонацию, активно пользуясь движениями, мимикой и жестами.
Участие дошкольников с речевыми нарушениями в театрализованной деятельности способствуют развитию моторики, координации, целенаправленности движений. Яркость, зрелищность и иносказательность, присущих искусству театра, способствуют формированию у ребенка возвышенных предоставлений о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Безусловно, театрализованная игра оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка, который усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Сказки богаты изобразительными средствами: метафорами, сравнениями, эпитетами, образными выражениями, помогающими ребенку не только запомнить сказку, но и обогатить свой словарный запас, используя в своей речи слова, пословицы и поговорки из сценария. Речь их становится более выразительной, грамотной, совершенствуется звуковая культура его речи. Исполняемая роль, произносимые высказывания актуализируют необходимость ясно, четко строить свои фразы, что способствует повышению грамотности диалогической речи.
Театрализованная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, в частности представления о театре как об искусстве, что усиливает интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствуются музыкальные способности дошкольников с речевыми отклонениями. Театрализованная деятельность создает атмосферу праздника, радостное эмоциональное настроение, снимая напряженность, а иногда, способствуя решению конфликтных ситуаций через игру. Полученный положительный эмоциональный заряд от участия или просмотра спектакля повышает самооценку детей с речевыми нарушениями, которые, как правило, не уверены в себе и помогают отчасти справляться со своими комплексами, размышляя, анализируя, сопоставляя свое поведение с поведением других людей, становятся внимательнее и толерантнее друг к другу. В целом игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер ,эмоциональную насыщенность. Театрализованная деятельность способствует формированию социального поведения детей, развитию способностей распознавания эмоционального состояния человека по мимике, жестам, интонации, совершенствованию не только вербального, но и невербального общения. Дошкольники с речевыми отклонениями в развитии учатся идентифицировать себя с героями театральных постановок в различных ситуациях, выражать свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность воспитывает у детей организованность, самостоятельность, инициативность, солидарность и
сотрудничество. Для эффективной коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности дошкольников с речевым нарушениями необходимо придерживаться определенных педагогических условий, в первую очередь, компетентности педагога как организатора театрализованной деятельности, который должен обладать не только психологическими и педагогическими знаниями, но и высоким уровнем профессионального мастерства. Важную роль в процессе театрализованной деятельности играет взаимодействие педагога и ребенка, которое должно базироваться на определенных принципах:
– принцип последовательности;
– принцип наглядности
– принцип индивидуального подхода;
– принцип привлечения.
Следует отметить, что желательно включать театрализованные игры и упражнения в повседневную жизнь группы;
Формированию у дошкольников с речевыми отклонениями устойчивого интереса к театральной деятельности способствует сотрудничество педагогов с семьями воспитанников, в частности, привлечение родителей к участию в театральных постановках в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Интересу к театральной деятельности способствует посещение детских спектаклей, разыгрывание определенных сценок в домашних условиях на семейных праздниках. Таким образом, совместная работа педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому и речевому развитию детей посредством их участия в театрализованной деятельности.
Список литературы
1. Большой психологический словарь. М.: ПраймЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
2. Выготский Л.С., Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации
Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с т...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...
Организация театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной помощи. При этом нарушения в эмоционально-волевой сфере зачастую...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоровья детей, в частности рост детей с нарушениями речевой деятельности. Важной педагогической задачей учреждений компенсат...
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как способ коррекции речевого развития
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Одной из проблем современной российской действительности является снижение здоров...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...