Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_detey_s_narush_rechi.docx | 672.82 КБ |
Предварительный просмотр:
В. В. Тхорикова
Педагог-психолог первой квалификационной категории,
ГБДОУ детский сад № 38 Василеостровского района
Санкт-Петербург
Методическая разработка
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает развитие психических функций, таких как память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
«Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Это отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой» [9].
Овладение ребенком фразовой речью ведет к формированию мышления. Во время игр с предметами у дошкольника появляется стимул для оречевления своих действий: играя, ребенок проговаривает выполняемые действия, и, как следствие, учится размышлять и делать умозаключения. Речь ребёнка способствует появлению и улучшению целых образов, и использованию их в мыслительном плане. У него формируются более гибкие и динамичные образы – представления.
«Речевые нарушения у дошкольников влияют на их общее развитие: тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации» [9].
В процессе диагностики отмечается отставание в формировании мышления у детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи.
«Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте» [9].
Общее недоразвитие речи наблюдается и при более сложных формах речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии и заикании. У детей нарушается звукопроизношение, медленно формируются фонематические процессы, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас ниже возрастной нормы при достаточно сформированной импрессивной речи. Скудность активного словаря ведет к нарушению связной речи. Исследование детей – логопатов свидетельствует о нарушении логико – временных связей в повествовании: они переставляют местами части текста, не выделяют и пропускают важные события. Рассказ ребенка сводится либо к перечислениям предметов, либо к двум - трем простым предложениям.
У детей – логопатов речевой опыт крайне беден, языковые средства не сформированы, поэтому часто отсутствует потребность в речевом общении. Разговорная речь малословная, тесно связана с конкретной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Нередко слова и предложения заменяются жестами.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления:
- «Предметно – действенное (наглядно- действенное), инструментом которого является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок» [9].
У дошкольников с речевым нарушением отмечается отставание в темпе развития и становления наглядно – действенного мышления. Дети сами не могут обобщить свой опыт ежедневного действия с предметами, имеющими определенное назначение. Вследствие этого, они не могут осмыслить ситуацию, требующую применения конкретных предметов.
Отмечается недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, наблюдается явный разрыв между действием и словом. Так как опыт действия не зафиксирован в слове, действия недостаточно осознаны, то и образы – представления формируются более медленно и фрагментарно.
- «Наглядно – образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира. На этом этапе ребенка не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое – то действие» [9].
До конца дошкольного возраста дети с ОНР практически не могут решать наглядно – образные задачи. У них наблюдается отсутствие связи между словом и образом, отмечается слабая взаимосвязь между основными составляющими мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
- «Словесно – логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами» [9].
Так как речь и мышление неразрывно связаны между собой, то и словесно – логическое у дошкольников с ОНР ниже возрастной нормы. Дети затрудняются классифицировать и обобщать предметы, явления и признаки. Их суждения и умозаключения отрывочны, бедны, логически не связаны между собой.
«Три вида мышления (наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое) тесно взаимосвязаны. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно – логического мышления. С другой – развитие словесно – логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач» [9].
Развитие логических функций мышления старших дошкольников в детском саду осуществляется преимущественно через познавательную деятельность. Деятельность, направленная на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию связной речи.
Мышление ребенка формируется в процессе предметной, игровой деятельности, общения. В единстве с процессом овладения речью. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольников.
У дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.
Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому.
Приемы, используемые при формировании мышления, традиционны: наглядные – картинки, практические – упражнения, игры, словесные – ответы на вопросы, составление предложений с определенным набором слов.
Одним из наглядных приемов является использование мультимедийных презентаций в логопедической работе. При составлении игр – презентаций необходимо руководствоваться следующими задачами:
- использовать упражнения на развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);
- располагать задания в порядке нарастания сложности;
- при выполнении заданий, стимулировать речевую деятельность ребенка (требовать от дошкольников развернутых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств);
- упражнения повышенной трудности следуете чередовать с более легкими, чтобы повысить уверенность ребенка в своих возможностях и настроить на дальнейшую работу.
Наблюдается, что регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций повышает готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставляет удовольствие от их выполнения.
Важно отметить, что при решении интеллектуальных задач ребенку требуется подсказка, совет педагога, родителя. Участие в игре взрослого помогает дошкольнику справиться с поставленной целью и делает совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Примеры игр на формирование разных видов мышления:
- Игры, направленные на формирование наглядно –действенного мышления («Покорми мишку!» «Достань игрушку», «Угадай, что в трубке лежит», «Почему скатился мячик» и т.д.).
- Игры, направленные на формирование элементов логического мышления («Что где находится?», «Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Что быстрее, кто сильнее?», «Угадай сказку», «Разгадай головоломку», «История в картинках» и т.д.).
Примеры упражнений для развития словесно – логического мышления.
- Соедини попарно подходящие друг другу предметы. Объясни свои действия. Ребенок ставит нужную картинку в пустой прямоугольник и объясняет свои действия, например: Я съел апельсин, но оставил кожуру.
- Определи, кому принадлежит лодочка. Объясни свой выбор. Ребенок находит нужную лодочку и нажимает мышкой. Образец ответа: Эта лодочка Петина, потому что парус и рубашка сшиты из одной ткани.
3. Проанализируй ситуацию, изображенную на рисунке. Подробно объясни – в чем состоит ее нелепость, неправдоподобность.
4. Найди связь между предметами, изображенными в верхней части рамки (на образце). По аналогии выбери недостающий предмет среди рисунков, данных справа, и поставь в пустой квадрат. Подробно объясни свой выбор.
5. Поставь игрушку на соответствующую тень.
Составь предложения с данным предметом.
6. Найди одинаковые листочки и составь слова. Прочитай слова и составь с ними предложения.
7. Собери все мягкие предметы в бочку. Объясни свои действия.
8. Определи, кому, какой подарок подходит. Составь предложения с союзом «потому что».
Мышление – исключительно сложный психический процесс. «Большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, т.е. на материальной оболочка мышления – речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие.
Список литературы:
- Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. – Владос, 2012.
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993.
- Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: Монография. – М., 2003.
- Волковская Т. Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
- Жукова Н.С,, Мастюкова Е.М,, Филичева Т.Е, Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. СМ. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. Владос, 2002
- Лурия А.Р. Речь и мышление.- М., 1975.
- Психолого – педагогическая диагностика/ Под редакцией Ю.А. Левченко, С.Д, Забрамной.- М., 2003.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
"Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме"
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и ...
«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.Работа по воспитанию безопасного п...
Методическая разработка Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения
Статья.Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения...
Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста основ культурно-гигиенических навыков и интереса к здоровому образу жизни
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методический кейс для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему "Чистота - залог здоровья"Методический кейс включает в себя:1. Познавате...
«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»
Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованн...
Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.
Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...