«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»
методическая разработка (средняя, старшая группа)

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

город Новый Уренгой Ямало-Ненецкий автономный округ

«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»

Подготовила: К.Л. Парсаданян

воспитатель

МБДОУ «ДС «Берёзка»

Новый Уренгой

2021 год

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

  • формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;
  • воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;
  • учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
  • использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии.  Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

  • разбор и моделирование  ситуативных  игровых заданий;
  • экскурсии, целевые прогулки, походы;
  • подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;
  • сочинение историй;
  • наблюдения;
  • беседы групповые и индивидуальные;
  • чтение специальной детской литературы;
  • анализ заданных ситуаций;
  • выполнение поручений;
  • экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

  • сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • плакаты, иллюстрации;
  • настольно-печатные игры, дидактические игры;
  • компьютерные презентации;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;
  • муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

  • разработку системы планирования;
  • определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);
  • разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;
  • разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

  • содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
  • обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
  • в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
  • педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

- через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

- через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.
  • Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:
  • наблюдение;
  • фиксация высказываний детей;
  • опросы;
  • сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;
  • рисунки с заданиями, творческие рисунки;
  • обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

Картотека

дидактических игр по ОБЖ

в подготовительной к школе группы

«Слушай сигнал»

Цель:развивать ловкость, стимулировать внимание.

Материал:две дуги, две скамейки, два забора, лестница.

Содержание.

По сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передаёт каску следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

«Пожарный шланг» (правила ПБ)

Цели:стимулировать быстроту реакции, ловкость.

Материал:два пожарных рукава.

Содержание.

Дети делятся на две команды и по сигналу сначала разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

«Вызов службы спасения»

Цель:стимулировать развитие связной речи.

Содержание.

Составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.

«Найди предмет» (правила ПБ)

Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.

Материал:бинокль

Содержание.

Представьте, что мы на пожарной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне. Молодцы, ребята, и Карлсон молодец!

Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».

«Спаси игрушку»  (правила ПБ)

Цели: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; стимулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.

Материал:картинки с различными игрушками, защитные очки.

Содержание:

Иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки. По которой  нужно найти  и спасти игрушку,  находящуюся в «задымлённой помещении.

«Луч фонарика»

Цели:развивать умение узнавать изображения по их части, детали.

Материал:картинки с различными частями от предметов.

Содержание.

Быстро узнать предмет по детали изображения.

«Пожароопасные предметы» (правила ПБ)

Цели:стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Материал:картинки: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

Содержание.

Дети называют предметы по порядку, а  при назывании пожароопасных предметов – хлопают в ладоши.

«Опасно - неопасно» (правила ОБЖ)

Цели: формировать умение  отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций  (ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.);  карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры.

Содержание.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«Если я сделаю так»

Цели:обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой -  ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Материал:набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Содержание.

Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.  

«Скорая помощь»

Цель:закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Материал:картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Содержание.

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек обжег руку, ногу, локоть. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.

«Наши спасатели»

Цели:закреплять знания телефона службы  спасения.

Содержание.

  • Дети, давайте представим, что  вы дома одни и,  вдруг с вами случилась беда, кто к вам первый придет на помощь?   (ответ детей)

Правильно, в беде вас выручат всегда наши верные друзья – спасатели, это пожарные, полицейские, врачи. Но, чтобы они пришли во время, нужно наизусть знать единый номер службы спасения. Какой это номер? 112

  • А теперь помогите сказочным героям вызвать  службу спасения  (воспитатель читает отрывки из известных сказок)

А рядом бегемотики схватились за животики,

У них, у бегемотиков животики болят.

Я кровожадный, я беспощадный

Я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,

А только маленький, да очень маленьких детей.

Бом-бом! Бом-бом! Загорелся Кошкин дом.

Что случилось? На вокзале,
Плачет мальчик лет пяти.
Потерял он маму в зале.
Как теперь её найти?

«Обезопась пожароопасные слова» (правила ПБ)

Цель: развитие словарного запаса, внимания, быстроты реакции.

Содержание.

Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам  "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.

  • ПЛАМЯ  -  _ _ _ _ _   (первобытная семья).
  • ИСКРА  -  _ _ _ _  (рыбный деликатес). 
  • ГАЗ  -  _ _ _ _  (око)  -  _ _ _  (шум).
  • ОКУРОК  -  _ _ _ _ _ _   (вкусный мясной продукт).
  • ПОРОХ  -  _ _ _ _ _   (усатое бобовое растение).
  • ЛУЧИНА  -  _ _ _ _ _ _  (старинное название маски).
  • ГАРЬ  -   _ _ _ _  (сундук для зерна и муки).
  • ТОРФ  -  _ _ _ _  (самый праздничный пирог).
  • СПИРТ  -  _ _ _ _ _  (полезное для здоровья занятие).
  • СЕРА  -  _ _ _ _ _  (горная антилопа).
  • ПОЛЕНО  -  _ _ _ _ _ _  (сустав ноги).
  • УТЕЧКА (газа)  -  _ _ _ _ _ _  (домашняя птица).
  • ТРАВМА  -  _ _ _ _ _   (природный зелёный ковёр).

(Ответы: пламя - племя, искра - икра, газ - глаз - гам, окурок - окорок, порох - горох, лучина - личина, гарь - ларь, торф - торт, спирт - спорт, сера - серна, полено - колено, утечка - уточка, травма - трава.)

«Да или нет» (правила ПБ)

Цель:закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Содержание.

  • Когда я скажу вам «Детям можно...», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать самим в отсутствии родителей, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете «нет» и топаете ногами.
  • Детям можно...  играть со спичками; рисовать; жечь фотопленку; включить телевизор и отправиться на прогулку; играть в куклы; включать плиту; поставить разогревать завтрак и уйти гулять; ремонтировать испорченный электрочайник; вместе с мамой утюжить белье; пользоваться ножом; вскипятить себе кипятильником воду для чая; играть с легковоспламеняющимися предметами; оставлять без присмотра включенную газовую плиту; включать и пользоваться утюгом.

«Автомобили, пешеходы и светофор» (Правила ПДД)

Цели: закреплять знания о правилах ПДД

Материал: рули, сумки, коляски, два кружка желтого цвета, один – красного и другой – зеленого.

Содержание.

Одной группе участников раздаются рули - они «автомобили»; другой - сумки, коляски - они «пешеходы». Ведущий показывает два кружка разного цвета (красного и зеленого цветов), два кружка желтого цвета. Затем поясняет, для кого какой сигнал «загорается» (для водителей или пешеходов).

Автомобили на зеленый сигнал – едут, а на - желтый стоят; на красный - приседают. Пешеходы на зеленый сигнал переходят дорогу по пешеходному переходу, а на - желтый останавливаются, на красный - все берутся за руки.

«Если возник пожар» (правила ПБ)

Цели: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем, закрепить знание единого номера телефона службы спасения – 112.

Материал:воздушный шар.

Содержание.

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный  … (передает ребенку воздушный шар) - пожар

Раз, два, три, четыре ¬ у кого пожар ...?  (передает ребенку воздушный шар) – в квартире

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?    (передает ребенку воздушный шар) - утюг

Красный отблеск пробегает

Кто со спичками …?     (передает ребенку воздушный шар) - играет

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …?     (передает ребенку воздушный шар) – газом

«Три сигнала светофора» (правила ПДД)

Цели: закрепить знание о цветах светофора.

Материал:три флажка красного, желтого, зеленого цвета.

Содержание:

Наши ребята идут в детский сад

Наши ребята очень спешат!

Хоть у вас терпенья нет,                

Подождите – красный свет!          

(ведущий поднимает красный флажок)

Подождите – нет пути!                  

(дети хлопают в ладоши, желтый свет засветил)

Желтый свет засветил –                

(ведущий показывает желтый флажок)

Приготовьтесь в путь идти.                            

(дети подают друг другу руки, берутся  за руки)      

Свет зеленый впереди

Вот теперь переходи!                      

(ведущий показывает зеленый флажок, дети топают ногами.)

«Найди свой автобус»

Цель:развивать  внимание, память.

Материал:  билеты с номерами автобусов, шапочки для водителей автобуса с номерами, рули для водителей.

Содержание.

  • Получите билеты на автобус у капитанов команд. Водители наденьте свои шапочки.

Пассажиры  будьте внимательны: надо сесть в автобус согласно, номеру вашего билета.

Дети-водители надевают шапочки с номером автобуса, пассажиры получают билеты, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, пассажиры находят свой автобус, контролёр проверяет правильность посадки пассажиров.

«Едет, летает, плавает»

Цели:закрепить названия классификации видов транспорта.

Содержание.

Воспитатель называет вид транспорта (автобус, самолет, пароход и т. д), дети классифицируют его, называют (наземный, водный, воздушный) и выполняют соответствующее движение  (руки в стороны - летят, руки в стороны  - плывут, руки перед собой - рулят)

«Вопрос - ответ» (правила ПДД)

Цель: закрепить знание правил ПДД.

Содержание.

Быстрая в городе очень езда:

Правила знаешь движения? (да)

Вот на светофоре горит красный свет-

Можно пройти через улицу?  (нет)

Ну, а зеленый горит – вот тогда

Можно пройти через улицу?  (да)

Сел в трамвай, но не взял билет –

Так поступать полагается? (нет)

Старушке в преклонные очень года

Ты место в трамвае уступишь? (да)

«Назови вид спорта» (правила ПДД)

Цель: закрепить знание правил ПДД.

Содержание.

Всем кто любит погулять

Всем без исключения

Нужно помнить

Нужно знать

Правила движения.

Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается:

  • Переходить улицу на зеленый свет …
  • Играть на дороге …
  • Помогать переходить дорогу пожилым людям …
  • Перебегать улицу перед близко идущим транспортом …
  • Выбегать на проезжую часть …
  • Переходить улицу по подземному переходу.
  • Переходить улицу, при красном свете светофора.
  • Переходить улицу при желтом сигнале светофора.
  • Цепляться за проезжающие машины.
  • Переждать поток машин на островке безопасности...
  • Уважать правила движения.

«Автобус» (правила ПДД)

Цели:закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

Материал: руль, стулья.

Содержание.

С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.

На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

«Дорожные знаки» (правила ПДД)

Цель:знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.

Материал:  картинки с дорожными знаками, карточки с различными дорожными ситуациями.

Содержание.

Варианты игры

  • «Разное среди общего»  - детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.
  • «Играем сами»    - детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями и они должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.
  • «Улица города»    - детям предлагается выступить в роли инспекторов ДПС в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

«Светофор» (правила ПДД)

Цель:закреплять  знания детей о сигналах светофора,  о правилах движения по сигналам светофора.

Материал: картинка  светофор, нагрудный знак «светофор», рули.

Содержание.

Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов. Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

«Чтобы не случилось беды» (правила ПДД)

Цель:продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, на дороге; закреплять знания о дорожных знаках.

Материал: макет улицы.

Содержание.

Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).

«Перекресток» (правила ПДД)

Цель:знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с правилами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять знание дорожных знаков.

Материал:  макет перекрестка.

Содержание.

Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

«Найди свой знак» (правила ПДД)

Цели:закрепить знания о различных видах дорожных знаков.

Материал: картинки различных дорожных знаков (предупреждающие, информационные, указательные, запрещающие), геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

Содержание.

Дети получают знаки и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом воспитатель ставит на   подставке геометрически фигуры  (круг, квадрат, треугольник)         По сигналу воспитателя «Знаки разбежались». Дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.    

Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.  

«Трамвай» (правила ПДД)

        

Цель:закреплять знания  о сигналах светофора,   правилах поведения в общественном транспорте,

Материал:  шнур, три флажка – красный, желтый, зеленый.

Содержание.

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка - жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

Если желающих много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и  останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят.

«Цветные автомобили» (правила ПДД)

Цель: закреплять знания детей о Правилах дорожного движения через «вождение автомобилей» по специально подготовленной площадке; развивать внимание и выдержку.

Материал: флажки у воспитателя – красный, желтый, зеленый; у детей в разнобой флажки – красный, желтый, зеленый.

Содержание.

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — «автомобили». Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (соблюдая Правила дорожного движения, разметку, знаки), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой «гараж». Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все «автомобили» выезжают из своих «гаражей».

«Помогите, полиция!»

Цель:сформировать представление о том,  в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.

Материал:карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан единый номер – 112; наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

Содержание.

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции.  Играющие стараются, как можно 6ыстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

«Тротуар и дети» (правила ПДД)

Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать умение  правильно выбирать место для игр.

Материал:  кубики

Содержание.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цели: Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал:  картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ДПС.

Содержание.

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Незнакомец»

Цель:упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

Содержание.

Незнакомка. Здравствуйте, ребята. Какие вы замечательные! Угощайтесь конфетами.

Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмёт конфеты (мандарины), воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили.

Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и интересные игрушки... Пойдёмте со мной!

Карлсон собирается идти с Незнакомкой.

В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К кому вы пришли?

Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!

Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.

В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь.) Женщина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.

Дети провожают Незнакомку и отдают   коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.

Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерялся! Малыш, скажи, где ты?

Малыш (по громкой связи телефона). Я потерялся. Заигрался с друзьями...

Карлсон. Где же тебя найти?

Малыш. Тебе помогут мои фотографии. Я передам их по Интернету.

В. К нам не приходила электронная почта?

В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.

В. Ребята, мы получили фотографии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песочница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглашают в службу «Юный спасатель».

«Если чужой стучится в дверь»

Цели: формировать представления о том, что открывать дверь, когда дети дома одни, только людям,  живущим с ними в одной квартире.

Содержание.

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарство для бабушки;

- мамина подруга пришла гости;

- соседи просят  зеленку для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Снежная Королева»

Цель: помочь детям увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Материал:картинки с изображениемдетей в опасной ситуации

Содержание.

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал:повязка на глаза - по количеству пар детей; предметы -«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Содержание.

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Дорожная азбука» (правила ПДД)

Цель: закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.

Материал:карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.

Содержание.

Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.

«Светофор и регулировщик» (правила ПДД)

Цели: уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; формировать умение соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал:палочка регулировщика, знаки светофора.

Содержание.

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли  регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

«Разрезные знаки» (правила ПДД)

Цели: развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал:разрезные знаки; образцы знаков.

Содержание.

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения  он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

Проект «Азбука дорожной безопасности!»

Тип проекта:  долгосрочный, информационный, творческо-исследовательский.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители (законные представители) воспитанников, инструктор физического воспитания детей, музыкальный работник. 

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май) 

Проблема:   Эта тема выбрана  неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в настоящее время особенно актуальной. Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Цель проекта:   Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.

Задачи проекта: 

 - углублять представления детей о Правилах дорожного движения; 
- познакомить детей со значением дорожных знаков;

- учить устанавливать связь при встрече разных дорожных знаков в жизни, на дороге;

-учить нести ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих;
- сформировать у детей элементарные представления о светоотражающих элементах. 
Развивающие:
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД; 
- развивать умение ориентироваться в дорожно - транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию; 
- развивать память, речь, логическое мышление, внимание. 
Воспитательные:

-воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил

дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

-активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

-воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

-систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем

проигрывания проблемных ситуаций.

Предполагаемый результат: 

 Для детей

- Развитие интереса детей к изучению правил дорожного движения.

- Закрепление умений детей изготавливать атрибуты разными способами применяя различный материал .

- Расширение кругозора воспитанников;

- Повышение социальной компетенции дошкольников;

- Повышение культуры поведения детей на улице и в общественном

транспорте.

Дети должны знать и называть:

-Названия и обозначение дорожных знаков для пешеходов, и некоторые знаки для водителей;

-Чем опасно не соблюдение правил дорожного движения и к чему может привести их нарушение;

-В каком месте можно переходить дорогу и кто помогает осуществлять безопасное движение на дороге;

-Что нельзя делать вблизи проезжей части дороги.

Для родителей

-Активное участие родителей в жизни дошкольной группы.

- Вовлечение родителей в педагогический процесс ОУ,

- Помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка,

- Рост уровня информированности родителей о деятельности ОУ.

Этапы работы над проектом

I этап: Подготовительный: разработка проекта;

II этап: Практический

III этап: Заключительный: подведение итогов и презентация проекта

1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Постановка проблемы:

- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила

дорожного движения?»;

2.Определить продукт проекта:

а) создание макета по ПДД;

б) выставка детско -родительских поделок «Азбука безопасности на дороге»

в) знание правил дорожного движения;

г) проведение развлечения для детей старшей - подготовительной группы «Если вышел в путь, ты про фликер не забудь!»

3. Обсуждение проблемы, принятие задач:

-Постановка цели и задач.

-Определение методов исследования.

-Подбор материала по Правилам дорожного движения.

-Подбор художественной литературы по теме.

-Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

-Подбор методической литературы, интернет -ресурсов.

-Оформление книжного уголка по теме «Правила дорожного движения»

-Создание картотеки игр по ПДД.

-Организация развивающей среды в группе –изготовление макета.

-Оформление стенда и консультативного материала для родителей:

Памятка для родителей «Ребёнок переходит улицу»,

Консультации: «Стань заметней на дороге», «Безопасность на дорогах», Буклет «Фликеры. Стань заметнее в темноте»,

Папка – передвижка «Взрослые! Вам подражают дети!».

II этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ

Работа с детьми:

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Как кошка дорогу переходила», «Дорога», «Помоги Тане, Ване перейти дорогу», «Подумай - отгадай», «Угадай транспорт», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», «Дорожные знаки».

Настольно – печатные игры, лото«Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Будь внимательным», «Набери номер правильно», «Найди такой же знак», «Собери знак», «Лото», «Лото с загадками», «Домино по ПДД», «Кто быстрее»

Сюжетно-ролевые игры (на выбор из картотеки): «На дорогах города», «Поездка на автобусе», «Пешеходы», «Регулировщик», «Мы автомобилисты», «Путешествуем по миру», «Скорая помощь», «Пожарные спешат на помощь», «Полиция на дороге», «Веселый перекресток».

Конструирование макета «Наш город», конструирование «Автобус», «Сделаем машину», подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Скорая, пожарная, полиция спешат на помощь…», «Пешеходы и водители», изготовление дорожных знаков, совместная работа по конструированию макета светофора.

Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворения «Веселые правила дорожного движения»; кукольный театр, обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу»,

Чтение художественной литературы.

Носов Н. «Автомобиль»; Михалков С. «Дядя Степа –милиционер. Моя улица.

Велосипедист»; Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам светофор»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А.«Моя улица»; Л.Гальперштейн «Шлагбаум», Г.Юрмин «Любопытный мышонок».

Загадки, считалки, пословицы о транспорте, о дорожных знаках.

«Речевое развитие»:

Развитие речи

-НОД: Составление творческих рассказов:

«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Интересный случай на дороге».

-Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г.Шалаева «Правила дорожного движения для малышей»

-Викторина по ПДД

«Художественно-эстетическое развитие»:

Художественное творчество:

-Рисование: «Улицы моего села», «Машины едут по улице», «Придумай новый дорожный знак», «Регулировщик»;

-Лепка (пластилинография) - «Дорожный знак», «Весёлый светофор»,

-Аппликация «Машины едут по улице» «Дорожный знак».

-Раскрашивание картинок по теме.

-Штриховка «Машина»

-Создание детьми нарисованных книжек «Вот они, какие эти знаки», «Моя улица.

-Конкурс на лучшую разукрашку (тематика «светофорчик», раскрась правильно знак»);

Музыка:

-Прослушивание песен: Светофор, Трамвай, Дорожные знаки. Разучивание песни «По улице, по улице…» (композитор Т. Шутенко), игровые упражнения «Веселые путешественники», игры, эстафеты.

«Познавательное развитие»

-НОД: «О чем говорят дорожные знаки», «Транспорт нашего города», «Фликер - важный помощник на дороге».

- Беседы: «Безопасность на дороге», «Знаки дорожные помни всегда», «Правила перехода улицы», «Правила для пассажиров». «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»,

-Просмотр электронных презентаций:

«Правила дорожного движения»

«В стране дорожных знаков»;

Видеоролик «Осторожно, дорога!»;

Мультфильм «Смешарики на дороге»;

Мультфильм «Правила дорожного движения»

-Рассматривание плакатов «Всем без исключения по правилам движения», «Смело шагайте по улицам, дети, если запомните правила эти!», «Наш помощник светофор», рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Правила дорожного движения».

-Проведение экскурсий: «Наша улица», к перекрестку «Правила маленького пешехода».

«Физическое развитие»:

-Физкультурный досуг «Как мы учили Ириску правилам дорожного движения».

-Физкультминутки: «На зарядку становись», «Светофор», «На улице нашей», «Пешеходы», «Дорога без разметки», Машина». 
- Пальчиковая гимнастика.: «Все машины по порядку Подъезжают на заправку…», «Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой».

-Подвижные игры: «Светофорчик», Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки иавтомобили», «Светофор», «Поезд», «Регулировщик», «Зебра», «Передай жезл», игра «Стоп — Идите».,«Будь внимательным»; 
игра малой подвижности «Транспорт», игра «Ловкий пешеход» (забросить мяч в зеленый глазок светофора)

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей вести себя на улице.

Памятки, буклеты, информационные листки.

Проведение акция «Засветись! Носи Световозвращатель!» Проведение конкурса детско -родительских поделок «Азбука безопасности на дороге»

Приобретение родителями фликеров.

3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1 Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2 Выставка рисунков «Мои друзья дорожные знаки».

3. Конкурс детско -родительских поделок «Азбука безопасности на дороге»

4. Викторина по ПДД в группе «Мы знаем правила дорожного движения».

5. Создание макета по ПДД.

6. Развлечения для детей старшей - подготовительной группы «Школа  Светофорчика».  

Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:

С детьми

- повышена эффективность обучения дошкольников по ПДД;

- с помощью моделирования и распределения ролей в игровой деятельности закреплены теоретические знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути;

- дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару;

- имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения;

- знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге и применяют эти знания в дорожных ситуациях;

- знают, как можно защитить себя на дороге в темное время суток с помощью фликеров.
С родителями:

- тесное сотрудничество с педагогами;

- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам

безопасного поведения детей на дорогах;

-участие в конкурсе детско-родительских поделок и Акции «Засветись! Носи Световозвращатель!».

С педагогами:

- повышение знаний по безопасности;

- взаимосвязь с родителями по созданию совместных мероприятий.

Итог:

В ходе реализации данного проекта у детей сформировались необходимые навыки безопасного поведения на улице и дороге. Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации.

Список литературы:

1 Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие п основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998

2.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010

3.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.С. -П. Детство-пресс. 2009

4.Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010

5.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера»,2010

6.Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.

7.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010

8.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004

Игра – викторина в подготовительной группе «Соблюдайте правила дорожного движения»

Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Наглядные пособия :

Эмблемы - картинки: светофор, регулировщик; стенд с дорожными знаками

Предварительная работа. Чтение художественной литературы по теме. Заучивание стихотворений по теме;

Беседы по теме;

Отгадывание загадок.

Оформление уголка в группе «Соблюдайте правила дорожного движения».

Ход игры - викторины

Дети сидят полукругом.

Воспитатель.

- Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.

У нас большой, красивый город с широкими улицами. По проезжей части, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.

Как называются эти правила?

Дети. Правила дорожного движения.

Воспитатель.

                     По городу, по улице

                     Не ходят просто так.

                     Когда не знаешь правила,

                     Легко попасть впросак.

                     Всё время будь внимательным

                     И помни наперед:

                     Свои имеют правила

                     Шофёр и пешеход.

Воспитатель.

- Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания.

Выбираем капитанов команд и название команд по загадкам:

1 загадка:

Вот стоит на улице

В чёрном сапоге –

Чучело трёхглазое

На одной ноге.     (Светофор)

2 загадка:

Посмотри, силач, какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.   (Регулировщик)

Командам присваиваются названия. Команды приветствуют друг друга.

Присаживаются на свои места.

Воспитатель.

1 конкурс: «Какая команда лучше знает правила дорожного движения»

1. Как называют людей, идущих по улице?

(Пешеходы)

2. Где должны ходить пешеходы?

(По тротуару)

3. Где ездят машины?

(По дороге)

4. Где разрешается переходить улицу?

(По светофору, по пешеходному переходу)

5. Как определить, где находится пешеходный переход?

(На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)

6. Как нужно переходить улицу?

(Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате…)

7. Какие пешеходные переходы вы знаете?

(Подземный, наземный, надземный)

8. Что делать, если мяч выкатился на дорогу?

(Попросить взрослого достать его)

10. Назовите правила поведения в транспорте.

(Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

11. Что регулирует движение на улице?

(Светофор)

12. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить?

(Надо придерживаться правой стороны)

13. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

(На зеленый)

14. А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрестке?

(Регулировщик)

Дополнительные вопросы при необходимости:

15. Можно ли тротуару бегать, прыгать?

(Нет. Нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части)

16. Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступите в этой ситуации?

(Ходить группой по тротуару нельзя – это мешает другим пешеходам. С друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим)

Подводятся итоги 1 конкурса.

2 конкурс: «Капитанов»

Задание: «Кто быстрее и правильно соберёт светофор»

Капитаны собирают бумажные «светофоры». Победитель тот, кто быстрее и правильно соберет светофор.

Воспитатель. Я хочу рассказать про светофор.

Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Значение слова «свет» - всем понятно. А вот слово «фор» - от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью и даже в тумане. Зеленый сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.

Воспитатель читает стихотворение про светофор:

Если свет зажегся красный, -

Значит, двигаться ОПАСНО.

Свет зеленый говорит:

Проходите – путь ОТКРЫТ!

Жёлтый свет предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Подводятся итоги 2 конкурса.

3 конкурс: «В стране дорожных знаков»

Выдвигается стенд с дорожными знаками.

Воспитатель: На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать), запрещающие, указательные.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. (В зале оборудованы игровые уголки со стойками). Некоторые из знаков дети могут назвать без загадок. (Можно выбрать только 4 загадки, остальные 4 знака – дети объясняют сами)

1. Что за знак такой стоит?

   Стоп – машинам он велит.

   Пешеход, идите смело

   По полоскам черно – белым.   («Пешеходный переход»)

2. Посмотрите, мальчик Федя

   Едет на велосипеде

   Отгадайте, отчего же

   Недовольство у прохожих?   («Движение на велосипеде запрещено»)

3. Покажите знак дорожный,

   Где кататься Феде можно.  («Велосипедная дорожка»)

4. Заболел живот у Тома,

   Не дойти ему до дома

   В ситуации такой

   Нужно знак найти, какой?   (Пункт медицинской помощи»)

5. В этом месте, как ни странно,

   Ждут чего – то постоянно.

   Кто – то сидя, кто – то стоя

   Что за место здесь такое?   («Автобусная остановка»)

6. В синем круге пешеход –

   Не торопится, идет!

   Дорожка безопасна,

   Здесь ему не страшно!   («Пешеходная дорожка»)

7. Этот знак нам друг большой,

   От беды спасает,

   И у самой мостовой,

   Водителей предупреждает:

   «Осторожно, дети!»   («Дети»)

8. В дождь и в ясную погоду -

Здесь не ходят пешеходы. 

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!" («Движение пешеходов запрещено»).

Подводятся итоги конкурса.

4 конкурс на внимание: «Игровой».

Дети встают.

1 игра «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель (объясняет правила):

Когда я поднимаю красный кружок – вы замираете;

Жёлтый – хлопаете в ладоши;

Зелёный – двигаетесь, маршируете.

Дети выполняют задания.

2 игра «Такси»

Две команды, (две колонны) водитель такси – берет обруч, встает в него и перевозит детей – пассажиров (по одному) в другой конец зала по сигналу светофора. Побеждает та команда, в которой водитель быстрее перевезет всех пассажиров.

Объявляется победитель. Подводятся итоги конкурса.

5 конкурс: «Разрешается или запрещается»

Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.

- Идти толпой по тротуару … (запрещается)

- Перебегать дорогу… (запрещается)

- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)

- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)

- Уважать правила дорожного движения … (разрешается) 

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы точно знаете, чего нельзя делать на дороге!

Предлагаю всем подвести общий итог нашей игры – викторины.

Команда «Светофор» заработала … очков, команда «Регулировщик» … очков.

Все дети принимают участие в общей перекличке:

Воспитатель:

Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся -

Дети: Стой!

Воспитатель: Жёлтый вспыхнул –

Дети: Подожди!

Воспитатель: А зеленый свет –

Дети: Иди!

Воспитатель: Молодцы! Всё верно! Вот мы и посоревновались, проверили свои знания о правилах дорожного движения, которые обязательно будем соблюдать и выполнять!

Награждение!

Конспект НОД по ППД

на тему:

«Путешествие в страну Светофорию»

(для детей подготовительной к школе группы дошкольного возраста)

Программное содержание:

— формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей.

— расширять знания об улице (тротуары);

— совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

— воспитывать навыки безопасного поведения развивать, умение детей

использовать правила дорожного движения в повседневной жизни.

Ход:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости из сказочного города пришёл Буратино

В группу входит Буратино (мальчик из старшей группы)

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Буратино, похоже, ты чем-то огорчен? Скажи нам, что случилось с тобой?

Буратино: Ребята, скоро я пойду в школу, как и вы. Мне придется ходить в школу по улицам, переходить дороги. Но я не знаю, как вести себя на дорогах, где перейти улицу:

Кругом машины, поезда,

То вдруг автобус на пути.  

Признаться честно, я не знаю

Где мне дорогу перейти,

Ребята вы мне помогите,

И, если можно, расскажите.  

Воспитатель: Ну что ж, поможем Буратино?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с Буратино совершим путешествие в страну Светофорию. По дороге нам предстоит показать свои знания и узнать много нового и полезного. Как вы думаете, кто правит страной Светофорией?

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу перейти.

Дети: это светофор (выставить светофор).

Воспитатель: Правильно, ребята, это светофор!

Он вежливый и строгий, известен на весь мир.

На улице широкой самый главный командир.

Воспитатель: Оказывается, весь транспорт - машины, автобусы, самолеты - это жители страны Светофории.

Воспитатель: Вы хотите отправиться в путешествие в страну Светофорию?

Воспитатель: Ну, поехали! (воспитатель включает интерактивную доску)

Физминутка

Завели мотор (круговые движения руками)

Едем, едем, едем, едем.

Очень длинный этот путь, (крутим руль)  

Скоро, скоро мы доедем, (наклоняемся, имитируя поворот)

Там мы сможем отдохнуть.

Воспитатель: Чтоб сохранить свое здоровье и жизнь, не попасть в аварию и не получить травму, мы должны четко соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним. Пока мы едем мы пассажиры, а когда мы идем - мы кто?

Дети: Пешеходы!

Воспитатель: 

 В школе мы ученики, а в театре - зрители,

А в музеи, зоопарке - все мы посетители.

Но коль на улицу ты вышел

Ты запомни наперед

Всех названий стал ты, выше -

Стал ты сразу ПЕШЕХОД!!!

Воспитатель: Ребята запомните: пешеход и транспорт - являются участниками дорожного движения. Давайте вспомним и повторим правила дорожного движения все вместе: Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки, и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.

Загадки по ПДД (отгадки появляются на доске)

Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет... (Пешеходный переход)

На машинах здесь, друзья,  

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на.... («Велосипедная дорожка»)

А здесь, ребята, не до смеха,        

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка)

Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный - двигаться опасно.

Для кого зеленый свет - проезжай, запрета нет. (Светофор)

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге ... (дети).

Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкою

И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

Тормози водитель. Стой!

Знак - запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать. (Въезд запрещен).

Остановка, толпится народ.

Скоро автобус подойдёт.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой,

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете! (Место остановки автобуса)

Долго ехали, устали,

И желудки заурчали,

Это нам они признались,

Что давно проголодались.

Не прошло пяти минут

Знак висит - обедай тут. (Пункт питания)

Этот знак для тех, кто болен    

Кто здоровьем не доволен.        

Придорожный Айболит.

Вас подлечит, подбодрит. (Пункт первой медицинской помощи)

Я знаток дорожных правил

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды

Отдыхать ей тоже надо! (Место стоянки)

 «Интеллектуальная мини-викторина по ПДД»

- где должны идти пешеходы? (по тротуару);

- с какой стороны тротуара надо идти? (с правой, чтобы не мешать людям, идущим навстречу);

можно ли играть на проезжей части? (нет)

почему нельзя играть на проезжей части?

- где нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу);

с каким животным сравнивают пешеходный переход и почему?

Пешеход, пешеход помни ты про переход,

Только «зебра», пешеход, от машин тебя спасет.

- на какой сигнал светофора разрешается переходить улицу?

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся - СТОЙ!

Желтый, скажет пешеходу - ПРИГОТОВЬСЯ к переходу.

А зеленый впереди - Говорит он всем - ИДИ!!!

Воспитатель: А как перейти улицу, если нет нашего помощника светофора? Надо посмотреть налево, потом направо, убедиться, что нет машин и идти строго по «зебре». А, Вам, маленьким детям, надо переходить дорогу только в сопровождении взрослого! Запомните это, пожалуйста!

Воспитатель: И в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще одну игру.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет - то молчите.

Вопросы:

1. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

3. Знает кто, что свет зеленый

 Означает, путь открыт.

 А что желтый свет всегда

О вниманье говорит?

4. Знает кто, что красный свет

Это значит, хода нет?

5. Кто из вас в вагоне тесном

уступил старушке место?

Буратино: Ох, и трудное было задание, но ребята - молодцы, справились, надо было и мне ходить в детский сад.

Нужно слушаться без спора указаний светофора.

Нужно правила движения  выполнять без возражения!

Вы , много знаете, и меня научили. Мне было у вас интересно. Теперь я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Теперь я действительно стану лучшим учеником светофорных наук.

Воспитатель:

Молодцы, вы очень старались, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. Не забывайте правила, которые мы узнали в стране Светофории. Удачи вам на дорогах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме

Интегрированное сюжетно - игровое театрализованное представление "Осень в гостях у сказки"...

"Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме"

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и ...

Конспект НОД по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме «Путешествие в страну Светофорию»

формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей.— расширять знания об улице (тротуары);&mda...

«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованн...

Программа по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме»

Данная программа направлена на овладение профессиональными педагогическими компетенциями по вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающем социальном и при...