«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
консультация (старшая группа)
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»
Консультация для родителей детей ствршей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»
Консультация для родителей
старшей логопедической группы
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»
Автор:
Сикорская Инна Сергеевна,
воспитатель высшей категории
Г. МЫТИЩИ
2019г.
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу - овладению письмом и письменной речью. К условиям формирования нормальной речи относятся: сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Причины, вызывающие нарушения речи.
1. Биологические: патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития, а также в первые месяцы жизни после рождения; семейная отягощенность речевыми нарушениями.
2. Социально-психологические: недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми; необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.
В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей, поступающих в логопедическую группу – это ОНР и ФФНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия и тщательное, времязатратное закрепление достигнутых результатов дома.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем (звуков) родного языка.
У таких детей наблюдаются: неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, л, р); недостаточное восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы и большого усердия родителей в работе с ребенком дома.
Чем же коварны эти нарушения речи в дальнейшем?
Если не уделять должного внимания своему ребенку для закрепления результатов работы логопеда, не следовать его инструкциям и рекомендациям, в дальнейшем при обучении в школе могут возникнуть довольно серьезные проблемы. И заключаются они в нарушении письма и чтения.
Может возникнуть дисграфия, которая проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. У ребенка с дисграфией, как правило, с трудом формируются графические навыки, в результате чего почерк неровный. Затруднения ребенка при выборе нужной буквы придают характерный небрежный вид письму. Оно пестрит поправками и исправлениями.
Дислексия, как частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляется в многочисленных повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п., что обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением. Ошибки при дислексии носят стойкий характер.
Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.
Для таких детей характерно своеобразие учебной деятельности.
У детей с ОНР к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформированными языковые средства, задержано развитие коммуникативной и обобщающей функций речи.
У детей с ФФНР, возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слов. Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся, разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
Нарушение общей и речевой моторики в учебной деятельности влияет на то, что дети не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении учебного действия до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, утомляемость затрудняют включение в групповую работу.
Основная и ведущая роль на пути к успешному вступлению ребенка в школьную жизнь отводится семье.
Только мягкая настойчивость, внимание, понимание, заинтересованность и взаимоуважение приведет к легкому преодолению нового жизненного этапа.
Три главных педагогических «У», три главных кита, на которых должно базироваться обучение в подготовительной группе и поддерживаться в семье – это успех, удивление и уверенность.
Успех.
Известно, что любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека. У каждого ребёнка свой «порог» успеха, и поэтому удачи и неудачи можно сравнивать лишь с его личными достижениями, а не с успехами товарищей.
Главной целью должно быть становление личности ребёнка: результативное психическое развитие и способность к самообразованию. Мы должны научить его учить себя! А для этого радоваться его даже самым малым успехам, поощрять в ребенке стремление к успехам более высоким.
Удивление.
Почему ребёнок, с таким нетерпением мечтающий наконец-то стать учеником, так быстро теряет интерес к учению? Почему он отбывает время в школе, а не проживает его?
Ребенок многие знания о мире получает от взрослых, но он остаётся при этом главным инициатором происходящего: двигается, щупает, задаёт вопросы, играет, ломает. Придя в школу, он теряет инициативу, подчиняясь деятельности в команде. Но! В семье он может и должен оставаться естествоиспытателем. И поощрять его к этому, стимулировать его интерес к обучению – задача родителей. Наступает момент удивления: ваш ребенок учится ДЛЯ ВАС! Нет, не для себя. Он еще очень далек от того, чтобы понять необходимость образования. Пока его успех – ваша заслуга. Если вам интересно все то, что изучает малыш, что узнает и до чего додумывается – успех обеспечен.
Уверенность – третье педагогическое «У», третий кит успеха. Уверенность ребёнок приобретает тогда, когда может использовать свои способности, знания и приобретенные умения и навыки для достижения какой-то цели. В данном случае помощниками опять же должны выступать родители.
Справедливую критику никто не отменял, но как преподнести ее ребенку, могут знать только родители, чувствуя душой и сердцем своего малыша. Небезразличность к успехам и трудностям – одно из ведущих качеств родителя. Справедливая критика и помощь, справедливая похвала вселяет уверенность в свои силы и способности.
Успех в преодолении речевых нарушений, как и любых других барьеров у детей в большинстве случаев зависит именно от родителей.
Значительными факторами успешности ребенка являются позитивное отношение и вера в его возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста условий для успешной адаптации к школьному обучению.
Игровое занятие «Сказочный мир», проводится в рамках развивающей образовательной программы «Дорога в школу!» по предшкольной подготовке воспитанников подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/09/picture-923049-1494309604.jpg)
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-950446-1506667252.jpg)
Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Гибкость является одним из важнейших показателей здоровья....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья об особенностях развития связной и правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-490669-1412778957.jpg)
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-53117-1578495118.jpg)
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста1. СЛАЙД РЕЧЬ – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.Язык являясь важнейшим с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305785-1610911099.jpg)
Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста".
Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста"....