Индивидуальные планы коррекционно - развивающей работы с детьми с КИ
материал по коррекционной педагогике
Индивидуальные планы коррекционно - развивающей работы для детей с КИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_plany_dlya_detey_s_ki.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы.
Нулевой этап
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Образовательное учреждение:
Содержание работы:
Нулевой этап (период до операции кохлеарной имплантации — первые месяцы после подключения речевого процессора кохлеаного импланта)
Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
- Вызывать и поддерживать интерес к звукам окружающего мира.
- Формировать понимание связи наличия звуков с кохлеарным имплантом.
- Формировать умение соотносить звук с источником, запоминать связь между звуком и предметом (объектом, явлением).
- Вырабатывать сначала на слухо – зрительной, а затем на слуховой основе условную двигательную реакцию на неречевые звучания разной частоты (в ответ на звук ребенок выполняет какое-либо игровое действие: снимает/надевает кольцо пирамидки, складывает кубики в грузовичок, бросает шарики в баночку и др.). Усложнение работы осуществляется за счет: постепенного увеличения расстояния; изменения положения источника звука в пространстве: слева, справа, сзади, впереди. Изменение места источника звука осуществляется на основе зрительного контроля (используются указательные жесты в сторону места расположения источника звука).
- Вырабатывать голосовые реакции в ответ на восприятие звука.
- Формировать умение различать на слух неречевые звуки разной частоты при выборе из двух с опорой на наглядность (картинки). Сигналы для восприятия подаются при постоянном увеличении расстояния.
- Формировать умение определять наличие/отсутствие звука.
- Формировать умение на слухо – зрительной и слуховой основе реагировать на начало и конец звучания музыкальных инструментов (мишка топает, пока барабан стучит, останавливается, когда звука нет).
- Формировать умение различать на слух силу неречевых звучаний (источник звука – музыкальные инструменты).
- Соотносить с различными по размеру игрушками: громкие удары барабана — большая игрушка (мишка топает), тихие удары барабана — маленькая игрушка (медвежонок топает).
- Формировать умение различать на слух высоту неречевых звучаний (источник звука — музыкальные инструменты). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: низкий звук — идет медведь, высокий звук — летит птичка.
- Формировать умение различать на слух длительность неречевых звучаний (долгий звук — краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длинной или короткой дорожке. Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, лучики солнышка и др.
- Формировать умение различать на слух слитные и прерывистые звучания. Ребенок реагирует на звук, выполняя игровое действие: слитный звук — зайка бежит по дорожке, прерывистый звук — лягушка прыгает с кочки на кочку).
- Формировать умение различать слухо – зрительно и на слух количество звучаний музыкальных инструментов (один — много, один — два — много). Ребенок реагирует, указывая на соответствующее обозначение. При наличии умения отраженно проговаривать — ребенок повторяет слоги, слогосочетания.
Развитие слухового восприятия речью.
- Вырабатывать условную двигательную реакцию на речевые стимулы: под трехкратный речевой сигнал («ПА-ПА-ПА», «ТУ-ТУ-ТУ», «ПИ-ПИПИ») выполнять определенное действие (нанизывать кольцо пирамидки, бросать камешки, пуговицы, ракушки в банку, в коробку и др.).
- Вырабатывать реакцию ребенка на собственное имя.
- Формировать умение различать на слух силу речевых звучаний (тихо — громко).
- Соотносить с различными по размеру игрушками, выполняя игровые действия: «ТОП-ТОП-ТОП» (громкий звук) — большой мишка топает, «топ-топ» (тихий звук) — маленький мишка топает.
- Формировать умение различать на слух длительность речевых звучаний (А_______ — долгий звук; А — краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длинной или короткой дорожке. Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, тесемки к машинкам, воздушным шарам, длинные и короткие лучики солнышка и др.
- Формировать умение различать на слух высоту голоса (высокий звук — низкий звук). Ребенок реагирует на звук, указывая на игрушку, по возможности произносит слогосочетание, услышанное и характерное для данной игрушки (мишка «ТОП-ТОП-ТОП», птичка «пи-пи-пи»; поезд «ТУТУ-ТУ», машина «би-би-би» и др.).
- Формировать умение различать на слух при выборе из двух (при усложнении — из трех) резко различные по звуковому составу звукоподражания: «ав-ав» (собака), «му_» (корова), «пи-пи-пи» (птичка), «ко-ко-ко» (курица), «ква-ква-ква» (лягушка), «мяу_» (кот), «би-би» (машина), «ту-ту» (поезд), «в-в-в» (самолет), «топ-топ-топ» (мишка), «оп-опоп» (мяч), «бам-бам» (барабан), «ляля» (кукла) и др.
Дата составления: _________ Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________
Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы.
1 – й год обучения
(с первых месяцев после подключения речевого процессора кохлеарного импланта до одного года пользования системой кохлеарного импланта)
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Образовательное учреждение:
Содержание работы:
Развитие слухового восприятия неречевыми звуками.
- Вырабатывать умение определять наличие или отсутствие звука.
Примерные источники звука:
коробочки из – под киндер – сюрприза (3 заполненные на 1/3 горохом, гречкой, манкой и 1 пустая); игрушки – «пищалки» и игрушки – «молчалки»; пластиковые баночки, пустые и заполненные камешками; музыкальные игрушки; музыкальные инструменты.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6 – 8 бытовые шумы.
Примерные источники звуков: звонок (будильника, телефона), дверной звонок, звон ключей, звук падающего предмета, капающей и текущей воды, звон посуды, стук ложки о край чашки, стук ножа о разделочную доску, звук работающего телевизора, чайника, микроволновой печи и других бытовых приборов.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 6 – 8 звуки улицы.
Примерные источники звука: гул самолета (вертолета), шум работающего мотора, двигающейся машины, звук сирены скорой помощи, пожарной и милицейской машин, гудок паровоза, шум двигающегося поезда, трамвая и т. д. Источники звука должны быть знакомы ребенку.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4 – 6 звуки природы.
Примерные источники звуков: шум ветра и дождя, шорох листьев, раскаты грома и т. д. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6 – 8 голоса животных и птиц. Примерные источники звуков: лай собаки, мяуканье и мурлыканье кошки, мычание коровы, пение и щебетание птиц, карканье вороны, стук дятла, цокот копыт и ржанье лошади и т. д. Перечень звучаний на начальных этапах работы определяется личным опытом ребенка.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4 неречевые звуки, издаваемые человеком.
Примерные звуковые стимулы: кашель, чихание, смех, храп, свист, шаги разной интенсивности. Вырабатывать ответные слуховые реакции на наличие и отсутствие звуков разного содержания («есть», «нет», «слышу», «не слышу», «тут слышу» и т. д.).
- Формировать умения определять: 1) источник звучания; 2) местоположение звука: на улице, дома; в ванной, кухне, детской и др.; 3) силу звучания; 4) длительность звучания.
Развитие слухового восприятия речью.
- Вырабатывать дифференцированную условную двигательную реакцию на речевые стимулы разной частотной характеристики: слогосочетание «папа-па», звуки: «ш-ш-ш», «с-с-с» и др.
Данное умение важно для последующей корректировки программы настройки речевого процессора кохлеарного импланта. Каждое звучание соотносится с определенным действием (например: «па-па-па» — мишка идет по синей дорожке, «ш-ш-ш» — по красной, «с-с-с» — по зеленой; или «па-па-па» — идет мишка, «ш-ш-ш» — бежит мышка; «с-с-с» — летит самолет). Работа осуществляется слухозрительно и на слух. Постепенно увеличивается расстояние.
- Развивать умение различать наличие или отсутствие речевого звучания.
(показывая «Слышу или не слышу».
- Формировать умение отзываться на свое имя («Я» или «Я тут»).
- Развивать умение различать силу звука, длительность, количество, высоту, слитность звучаний речи (на материале слогосочетаний).
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух звукоподражания и лепетные слова, соотносить их с полным словом.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух слова при парном сравнении: односложные — трехсложные (дом — машина; мяч — собака и т. д.); односложные — двухсложные (дом — рыба).
- Развивать умение различать слова разной длины (одно — двух — трехсложные) при постепенно увеличивающемся выборе (от 3 до 6 слов).
- Формировать умение воспринимать, различать и опознавать часто используемые вопросительные фразы, понимать их значение и отвечать на них (например: «Где мама?»).
- Развивать умение различать инструкции типа «Где БОЛЬШОЙ (мишка)?», «Где маленький (мишка)?».
- Развивать умение выполнять инструкции типа «Дай собаку», «Лети, как самолет», «Нарисуй круг», «Принеси мяч», «Покажи у мишки хвост» и др.
Дата составления: _________ Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________
Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы.
2 – год обучения
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Образовательное учреждение:
Содержание работы:
Развитие слухового восприятия неречевыми звуками.
- Вырабатывать умение воспринимать и различать на слух звучания неречевых музыкальных стимулов (низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных) при постепенном увеличении выбора (от 2 до 8).
- Развивать умение соотносить звук с источником (с опорой на музыкальные инструменты, их изображения).
- Формировать умение дифференцированно реагировать на звучание неречевых музыкальных стимулов, называть инструмент (например, в ответ на звук барабана имитировать удары, на звук дудки — игру на дудке и т. д.).
- Вырабатывать различение и опознавание на слух бытовых шумов при увеличивающемся выборе. Ответные действия ребенка: имитация звука, соотнесение звучания с объектом, иллюстрацией, называние источника звука, имитация действия объекта.
- Вырабатывать восприятие и различение на слух звуков природы при увеличивающемся выборе сначала при непосредственной близости от источника звука, затем на оптимальном для ребенка расстоянии. Ответные действия ребенка: показ объекта, иллюстрации, имитация звука, имитация действия объекта, называние источника звука.
- Вырабатывать различение и опознавание на слух неречевых звуков, издаваемых человеком, при постепенно увеличивающемся выборе сначала при непосредственной близости, затем на оптимальном расстоянии от источника звука. Ответные действия ребенка: имитация звука, имитация действия объекта, показ иллюстрации, называние звука.
- Развивать умение определять характер неречевых звучаний: силу звука (громко — нормально — тихо); высоту звука (высокий — нормальный — низкий звук); направление источника звука; длительность звучания (долгий звук — краткий звук); количество звучаний (соотносить с количеством пальцев, счетных палочек).
Развитие слухового восприятия речью
- Развивать умение различать слова, разные по длине и частотной характеристике, при постепенном увеличении выбора (до 8 – 9).
- Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении слухо – зрительно и на слух односложные слова, имеющие разный контур (дом – лист; мяч – гриб).
- Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении слухо – зрительно и на слух односложные слова, имеющие одинаковый контур (дом – дым; стол – стул; суп – зуб).
- Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении слухо – зрительно и на слух двухсложные и трехсложные слова: различные по звуковому составу (носки – шапка, яблоко – улитка), сходные по звуковому составу (рука – река; мышка – мишка; крыша – крыса).
- Развивать умение воспринимать и различать на слух слова по разным лексическим темам, близким социальному опыту ребенка: «Семья», «Части тела», «Животные» и др.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух названия цвета предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) и словосочетания с ними (красный дом – красная машина и др.). Ответные действия ребенка: показ соответствующей картинки, соотнесение с табличкой, устное воспроизведение услышанного.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух названия формы предметов (круг, квадрат, треугольник, овал), словосочетания с ними (красный треугольник, синий круг). Ответные действия ребенка: показ соответствующей картинки, соотнесение с табличкой, устное воспроизведение услышанного.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух глаголы из домашнего обихода: спит, упал, кушает (ест), пьет, сидит, стоит, ждет, слушает, держит, играет, смотрит. Ответные действия ребенка: выполнение поручений (одно действие с разными предметами и разные действия с одним и тем же предметом), соотнесение услышанного слова с табличкой (пассивное восприятие при различении); устное воспроизведение слова (активное восприятие при различении и опознавании).
- Вырабатывать восприятие и различение на слух математической лексики, усвоенной ребенком при формировании элементарных математических представлений. Ответные действия ребенка: показ указанного количества предметов, отсчет предметов в соответствии с названным числом, соотнесение цифры с названным числом, повторение произнесенного педагогом.
- Развивать умение опознавать на слух слова, отработанные на этапах восприятия и различения (знакомый по звучанию речевой материал).
- Вырабатывать различение и опознавание на слух словосочетаний, состоящих из знакомых по слуховому образу слов (например, вот кукла, там дерево, мишка коричневый, шар красный, зеленый карандаш и т. д.). Ответные действия ребенка: выбор предмета соответственно его описанию, использование указанного предмета для практической деятельности, выбор иллюстрации, соотнесение с табличкой (пассивное восприятие при различении), устное воспроизведение словосочетаний (активное восприятие при различении и опознавании).
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух фразы разной длины при парном сравнении («Осень» — «Листья с деревьев опали»). Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух простые двухсловные и трехсловные фразы, состоящие из знакомых по звучанию слов («Собака спит», «Мальчик спит», «Дай красный мяч»).
- Развивать умение опознавать на слух знакомые фразы.
- Формировать умение воспринимать и различать на слух при парном сравнении изолированные звуки: низкочастотные/высокочастотные; относящиеся к одному частотному спектру. Знакомство с соответствующими буквами.
- Развивать умение различать гласные и согласные при выборе из двух – трех, сначала разных по частотной характеристике, затем относящихся к одному частотному спектру.
- Развивать умение воспринимать и различать на слух слоги при постепенном увеличении выбора.
Дата составления: __________ Учитель – логопед: Щеглюк Т.В.________________
Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы.
3 – й год обучения
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Образовательное учреждение:
Содержание работы
Развитие слухового восприятия неречевыми звуками.
- Развивать и поддерживать интерес к звукам окружающего мира (возникающим спонтанно и специально издаваемым взрослыми).
- Развивать умение различать и опознавать на слух звучания неречевых музыкальных стимулов (музыкальных инструментов, музыкальных игрушек) при выборе из 6 – 8.
- Развивать умение различать и опознавать на слух бытовые шумы при выборе из 8 – 10.
- Вырабатывать различение и опознавание на слух звуков природы при выборе из 8 – 10.
- Вырабатывать различение и опознавание на слух неречевых звуков, издаваемых человеком. Развивать умение определять характер неречевых звучаний: силу звука (громко — нормально — тихо); высоту звука (высокий — нормальный — низкий звук); направление источника звука; длительность звучания (долгий звук — краткий звук); количество звучаний (соотносить с количеством пальцев, счетных палочек).
- Развивать слуховое внимание.
Развитие слухового восприятия речью.
- Развивать интерес к речевым звукам (желание узнать значение новых, неизвестных по звучанию слов).
- Развивать умение различать и опознавать на слух слова, разные по длине и частотной характеристике, при выборе из 8 – 12.
- Развивать умение различать на слух слова различной длины и частотной характеристики, воспроизведенные шепотом, при постепенном увеличении расстояния.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при выборе из 2 – 3 односложные слова, имеющие одинаковый контур (дом – дым; стол - стул; суп – зуб – дуб; том – дом – ком и т. д.).
- Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении двухсложные и трехсложные слова, сходные по звуковому составу (рука – река; мышка – мишка; крыша – крыса).
- Развивать умение распознавать на слух слова.
- Развивать умение различать и опознавать на слух словосочетания.
- Формировать умение распознавать незнакомые по звучанию слова в составе словосочетаний.
- Развивать умение воспринимать и различать на слух простые двухсловные и трехсловные фразы в ситуации закрытого выбора (выбор постепенно увеличивается с 3 до 6 единиц).
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух распространенные фразы («Мальчик играет с мячом, с самолетом», «Тетя моет морковь, яблоко, грушу».
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух словосочетания, простые фразы с инверсией («Мяч под столом». – «Под столом мяч»).
- Развивать умение выполнять двухсоставные поручения – «Возьми на столе книгу и дай маме» – на основе восприятия на слух.
- Развивать умение воспринимать и различать на слух фразы из текстов. Развивать умение опознавать изолированные звуки на слух.
Дата составления:_____________ Учитель – логопед: Щеглюк Т.В______________
Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы.
4 – год обучения
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Образовательное учреждение:
Содержание работы
Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
- Стимулировать интерес к неречевым звукам разной характеристики (сила, высота, длительность).
- Развивать умение различать и опознавать на слух неречевые звуки, воспроизведенные с разной интенсивностью: бытовые шумы; звуки природы; голоса животных и птиц; звуки улицы; неречевые звуки, издаваемые человеком.
Развитие слухового восприятия речью.
- Развивать умение различать и опознавать на слух слова, близкие по звучанию (банан – диван, лимон – вагон, мушка – мышка – мишка, суп – зуб – дуб, рак – мак – лак, дом – сом – том, бочка – почка – точка – дочка – кочка и др.).
- Развивать умение оценивать с опорой на слуховое восприятие адекватность звучания слов (собака – бабака – кабака и т. д.).
- Развивать умение различать на слух окончания слов (стол – столы; тетя – тети и т. д.).
- Развивать умение различать на слух слова, отличающиеся суффиксами (мяч – мячик).
- Формировать умение определять на слух наличие/отсутствие звука в слове.
- Развивать умение различать и опознавать на слух знакомые по звучанию слова, воспроизведенные шепотом, на различном расстоянии.
- Развивать умение различать на слух фразы различной длины при постепенном увеличении выбора.
- Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух предложения – инверсии («В лесу растут грибы». – «Грибы растут в лесу»).
- Формировать умение воспринимать на слух фразы с постепенным наращиванием и воспроизводить их («Мальчики играют» – «Мальчики играют на улице». – «Мальчики играют на улице с машинками»).
- Формировать умение воспринимать на слух неправдоподобные фразы и давать им оценку: «Собака мяукает», «Рыба живет в лесу» и др.
- Формировать умение воспринимать и дифференцировать на слух интонацию («Мама пришла», «Мама пришла?»).
- Формировать умение воспринимать на слух логическое ударение во фразах.
- Развивать умение выполнять сложные поручения («Нарисуй дом, сбоку – дерево, на дереве яблоки»).
- Формировать умение воспринимать и различать речевые стимулы на фоне шума (шорох бумаги, шуршание пакета, работающий телевизор и др.).
Дата составления: _________ Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________
Индивидуальный план коррекционно – развивающей работы.
5 – й год обучения
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Образовательное учреждение:
Содержание работы:
Пятый год использования кохлеарного импланта
Характерно: ребенок пользуется фразовой речью, дает сведения о себе и об окружающем, отмечаются некоторые аграмматизмы в речи, недостаточность словарного запаса.
Работа над слуховым восприятием тесно переплетается с работой над развитием речи: уточнением звукопроизношения (развитием фонематического восприятия), грамматического строя речи, расширением словарного запаса (развитием слуховой памяти), развитием связной речи.
Активно используем в работе не только слушание ребенка и понимание речевого высказывания, но и самостоятельное составление фразы.
Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
- Стимулировать интерес к неречевым звукам.
- Обогащать представления детей о неречевых звуках.
- Развивать умение различать и опознавать на слух неречевые звуки всех групп на разном расстоянии, воспроизведенные с разной интенсивностью.
Развитие слухового восприятия с помощью речи.
- Развивать умение различать и опознавать на слух различные слова.
- Развивать умение распознавать на слух слова.
- Развивать умение воспринимать и различать наречия (справа, слева, вверху, внизу).
- Развивать умение воспринимать и различать предлоги (под, над, за, у, к, около).
- Составлять речевые высказывания, употребляя предлоги, правильно согласовывая слова в предложении.
- Развивать умение воспринимать текст с опорой на серию сюжетных картинок.
- Составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.
- Развивать умение воспринимать на слух прочитанный рассказ, осуществлять пересказ.
- Развивать умение различать речь на фоне шума (шуршание бумаги, пакета и т. д.).
Дата составления: _________ Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с задержкой речевого развития для воспитателя...
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
В соответствии с ФГОС ДО обеспечиваю каждому ребенку с нарушением речи индивидуальный план коррекционно-развивающей работы....
Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Индивидуальный план работы 2018-2019 уч.годИндивидуальный план работы 2019 - 2020 уч.год...
Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Индивидуальный план работы 2018-2019 уч.годИндивидуальный план работы 2019 - 2020 уч.год...
Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ
Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ...
Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).
Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с воспитанником
Авторская разработка учителя-логопеда Хуснутдиновой Ф.Х. индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком с учётом основных направлений логопедического воздействия....