Индивидуальные планы коррекционно - развивающей работы с детьми с КИ
материал по коррекционной педагогике

Щеглюк Татьяна Владимировна

Индивидуальные планы коррекционно - развивающей работы для детей с КИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_plany_dlya_detey_s_ki.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план  коррекционно – развивающей работы.

Нулевой этап

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Образовательное учреждение:

Содержание работы:

Нулевой этап  (период до операции кохлеарной имплантации — первые месяцы  после подключения речевого процессора кохлеаного импланта) 

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.

  1. Вызывать и поддерживать интерес к звукам окружающего мира.  
  2. Формировать понимание связи наличия звуков с кохлеарным имплантом.
  3. Формировать умение соотносить звук с источником, запоминать связь между звуком и предметом (объектом, явлением).
  4. Вырабатывать сначала на слухо – зрительной, а затем на слуховой основе условную двигательную реакцию на неречевые звучания разной частоты (в ответ на звук ребенок выполняет какое-либо игровое действие: снимает/надевает кольцо пирамидки, складывает кубики в грузовичок, бросает шарики в баночку и др.). Усложнение работы осуществляется за счет: постепенного увеличения расстояния;  изменения положения источника звука в пространстве: слева, справа, сзади, впереди. Изменение места источника звука осуществляется на основе зрительного контроля (используются указательные жесты в сторону места расположения источника звука).
  5.  Вырабатывать голосовые реакции в ответ на восприятие звука.
  6. Формировать умение различать на слух неречевые звуки разной частоты при выборе из двух с опорой на наглядность (картинки). Сигналы для восприятия подаются при постоянном увеличении расстояния.
  7. Формировать умение определять наличие/отсутствие звука.
  8. Формировать умение на слухо – зрительной и слуховой основе реагировать на начало и конец звучания музыкальных инструментов (мишка топает, пока барабан стучит, останавливается, когда звука нет).  
  9. Формировать умение различать на слух силу неречевых звучаний (источник звука –  музыкальные инструменты).
  10. Соотносить с различными по размеру игрушками: громкие удары барабана — большая игрушка (мишка топает), тихие удары барабана — маленькая игрушка (медвежонок топает).
  11. Формировать умение различать на слух высоту неречевых звучаний (источник звука — музыкальные инструменты). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: низкий звук — идет медведь, высокий звук — летит птичка.
  12. Формировать умение различать на слух длительность неречевых звучаний (долгий звук — краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длинной или короткой дорожке. Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, лучики солнышка и др.
  13. Формировать умение различать на слух слитные и прерывистые звучания. Ребенок реагирует на звук, выполняя игровое действие: слитный звук — зайка бежит по дорожке, прерывистый звук — лягушка прыгает с кочки на кочку).  
  14. Формировать умение различать слухо – зрительно и на слух количество звучаний музыкальных инструментов (один — много, один — два — много). Ребенок реагирует, указывая на соответствующее обозначение. При наличии умения отраженно проговаривать — ребенок повторяет слоги, слогосочетания.

Развитие слухового восприятия речью.

  1. Вырабатывать условную двигательную реакцию на речевые стимулы: под трехкратный речевой сигнал («ПА-ПА-ПА», «ТУ-ТУ-ТУ», «ПИ-ПИПИ») выполнять определенное действие (нанизывать кольцо пирамидки, бросать камешки, пуговицы, ракушки в банку, в коробку и др.).
  2. Вырабатывать реакцию ребенка на собственное имя.
  3.  Формировать умение различать на слух силу речевых звучаний (тихо — громко).
  4. Соотносить с различными по размеру игрушками, выполняя игровые действия: «ТОП-ТОП-ТОП» (громкий звук) — большой мишка топает, «топ-топ» (тихий звук) — маленький мишка топает.
  5. Формировать умение различать на слух длительность речевых звучаний (А_______ — долгий звук; А — краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длинной или короткой дорожке. Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, тесемки к машинкам, воздушным шарам, длинные и короткие лучики солнышка и др.
  6. Формировать умение различать на слух высоту голоса (высокий звук — низкий звук). Ребенок реагирует на звук, указывая на игрушку, по возможности произносит слогосочетание, услышанное и характерное для данной игрушки (мишка «ТОП-ТОП-ТОП», птичка «пи-пи-пи»; поезд «ТУТУ-ТУ», машина «би-би-би» и др.).
  7. Формировать умение различать на слух при выборе из двух (при усложнении — из трех) резко различные по звуковому составу звукоподражания: «ав-ав» (собака), «му_» (корова), «пи-пи-пи» (птичка), «ко-ко-ко» (курица), «ква-ква-ква» (лягушка), «мяу_» (кот), «би-би» (машина), «ту-ту» (поезд), «в-в-в» (самолет), «топ-топ-топ» (мишка), «оп-опоп» (мяч), «бам-бам» (барабан), «ляля» (кукла) и др.  

Дата составления: _________                     Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________

Индивидуальный план  коррекционно – развивающей работы.

1 – й год обучения

(с первых месяцев после подключения речевого процессора кохлеарного импланта до одного года пользования системой кохлеарного импланта)

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Образовательное учреждение:

Содержание работы:      

Развитие слухового восприятия неречевыми звуками.

  1. Вырабатывать умение определять наличие или отсутствие звука.

Примерные источники звука:

 коробочки из – под киндер – сюрприза (3 заполненные на 1/3 горохом, гречкой, манкой и 1 пустая); игрушки – «пищалки» и игрушки – «молчалки»; пластиковые баночки, пустые и заполненные камешками; музыкальные игрушки; музыкальные инструменты.

  1. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6 – 8 бытовые шумы.

Примерные источники звуков:  звонок (будильника, телефона), дверной звонок, звон ключей, звук падающего предмета, капающей и текущей воды, звон посуды, стук ложки о край чашки, стук ножа о разделочную доску, звук работающего телевизора, чайника, микроволновой печи и других бытовых приборов.

  1. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 6 – 8 звуки улицы.

Примерные источники звука: гул самолета (вертолета), шум работающего мотора, двигающейся машины, звук сирены скорой помощи, пожарной и милицейской машин, гудок паровоза, шум двигающегося поезда, трамвая и т. д. Источники звука должны быть знакомы ребенку.

  1. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4 – 6 звуки природы.

Примерные источники звуков: шум ветра и дождя, шорох листьев, раскаты грома и т. д. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6 – 8 голоса животных и птиц. Примерные источники звуков: лай собаки, мяуканье и мурлыканье кошки, мычание коровы, пение и щебетание птиц, карканье вороны, стук дятла, цокот копыт и ржанье лошади и т. д. Перечень звучаний на начальных этапах работы определяется личным опытом ребенка.  

  1. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4 неречевые звуки, издаваемые человеком.

Примерные звуковые стимулы: кашель, чихание, смех, храп, свист, шаги разной интенсивности. Вырабатывать ответные слуховые реакции на наличие и отсутствие звуков разного содержания («есть», «нет», «слышу», «не слышу», «тут слышу» и т. д.).  

  1. Формировать умения определять: 1) источник звучания; 2) местоположение звука:  на улице, дома; в ванной, кухне, детской и др.; 3) силу звучания; 4) длительность звучания.  

Развитие слухового восприятия речью.

  1.  Вырабатывать дифференцированную условную двигательную реакцию на речевые стимулы разной частотной характеристики: слогосочетание «папа-па», звуки: «ш-ш-ш», «с-с-с» и др.

Данное умение важно для последующей корректировки программы настройки речевого процессора кохлеарного импланта. Каждое звучание соотносится с определенным действием (например: «па-па-па» — мишка идет по синей дорожке, «ш-ш-ш» — по красной, «с-с-с» — по зеленой; или «па-па-па» — идет мишка, «ш-ш-ш» — бежит мышка; «с-с-с» — летит самолет). Работа осуществляется слухозрительно и на слух. Постепенно увеличивается расстояние.

  1. Развивать умение различать наличие или отсутствие речевого звучания.

(показывая «Слышу или не слышу».

  1. Формировать умение отзываться на свое имя («Я» или «Я тут»).
  2. Развивать умение различать силу звука, длительность, количество, высоту, слитность звучаний речи (на материале слогосочетаний).
  3.  Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух звукоподражания и лепетные слова, соотносить их с полным словом.  
  4. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух слова при парном сравнении:  односложные — трехсложные (дом — машина; мяч — собака и т. д.);  односложные — двухсложные (дом — рыба).
  5. Развивать умение различать слова разной длины (одно — двух — трехсложные) при постепенно увеличивающемся выборе (от 3 до 6 слов).
  6. Формировать умение воспринимать, различать и опознавать часто используемые вопросительные фразы, понимать их значение и отвечать на них (например: «Где мама?»).
  7.  Развивать умение различать инструкции типа «Где БОЛЬШОЙ (мишка)?», «Где маленький (мишка)?».
  8. Развивать умение выполнять инструкции типа «Дай собаку», «Лети, как самолет», «Нарисуй круг», «Принеси мяч», «Покажи у мишки хвост» и др.

Дата составления: _________                     Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________

Индивидуальный план  коррекционно – развивающей работы.

2 – год обучения

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Образовательное учреждение:

Содержание работы:      

Развитие слухового восприятия неречевыми звуками.

  1. Вырабатывать умение воспринимать и различать на слух звучания неречевых музыкальных стимулов (низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных) при постепенном увеличении выбора (от 2 до 8).
  2. Развивать умение соотносить звук с источником (с опорой на музыкальные инструменты, их изображения).
  3. Формировать умение дифференцированно реагировать на звучание неречевых музыкальных стимулов, называть инструмент (например, в ответ на звук барабана имитировать удары, на звук дудки — игру на дудке  и т. д.).
  4.  Вырабатывать различение и опознавание на слух бытовых шумов при увеличивающемся выборе. Ответные действия ребенка: имитация звука, соотнесение звучания с объектом, иллюстрацией, называние источника звука, имитация действия объекта.
  5. Вырабатывать восприятие и различение на слух звуков природы при увеличивающемся выборе сначала при непосредственной близости от источника звука, затем на оптимальном для ребенка расстоянии. Ответные действия ребенка: показ объекта, иллюстрации, имитация звука, имитация действия объекта, называние источника звука.  
  6. Вырабатывать различение и опознавание на слух неречевых звуков, издаваемых человеком, при постепенно увеличивающемся выборе сначала при непосредственной близости, затем на оптимальном расстоянии от источника звука. Ответные действия ребенка: имитация звука, имитация действия объекта, показ иллюстрации, называние звука.
  7. Развивать умение определять характер неречевых звучаний:  силу звука (громко — нормально — тихо); высоту звука (высокий — нормальный — низкий звук); направление источника звука; длительность звучания (долгий звук — краткий звук); количество звучаний (соотносить с количеством пальцев, счетных палочек).  

Развитие слухового восприятия речью

  1. Развивать умение различать слова, разные по длине и частотной характеристике, при постепенном увеличении выбора (до 8 – 9).
  2. Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении слухо – зрительно и на слух односложные слова, имеющие разный контур (дом – лист; мяч – гриб).
  3. Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении слухо – зрительно и на слух односложные слова, имеющие одинаковый контур (дом – дым; стол – стул; суп – зуб).
  4. Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении слухо – зрительно и на слух двухсложные и трехсложные слова:  различные по звуковому составу (носки – шапка, яблоко – улитка),   сходные по звуковому составу (рука – река; мышка – мишка; крыша  – крыса).
  5. Развивать умение воспринимать и различать на слух слова по разным лексическим темам, близким социальному опыту ребенка: «Семья», «Части тела», «Животные» и др.  
  6. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух названия цвета предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) и словосочетания с ними (красный дом – красная машина и др.). Ответные действия ребенка: показ соответствующей картинки, соотнесение с табличкой, устное воспроизведение услышанного.
  7.  Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух названия формы предметов (круг, квадрат, треугольник, овал), словосочетания с ними (красный треугольник, синий круг). Ответные действия ребенка: показ соответствующей картинки, соотнесение с табличкой, устное воспроизведение услышанного.
  8. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух глаголы из домашнего обихода: спит, упал, кушает (ест), пьет, сидит, стоит, ждет, слушает, держит, играет, смотрит. Ответные действия ребенка: выполнение поручений (одно действие с разными предметами и разные действия с одним и тем же предметом), соотнесение услышанного слова с табличкой (пассивное восприятие при различении); устное воспроизведение слова (активное восприятие при различении и опознавании).
  9. Вырабатывать восприятие и различение на слух математической лексики, усвоенной ребенком при формировании элементарных математических представлений. Ответные действия ребенка: показ указанного количества предметов, отсчет предметов в соответствии с названным числом, соотнесение цифры с названным числом, повторение произнесенного педагогом.  
  10. Развивать умение опознавать на слух слова, отработанные на этапах восприятия и различения (знакомый по звучанию речевой материал).  
  11. Вырабатывать различение и опознавание на слух словосочетаний, состоящих из знакомых по слуховому образу слов (например, вот кукла, там дерево, мишка коричневый, шар красный, зеленый карандаш и т. д.). Ответные действия ребенка: выбор предмета соответственно его описанию, использование указанного предмета для практической деятельности, выбор иллюстрации, соотнесение с табличкой (пассивное восприятие при различении), устное воспроизведение словосочетаний (активное восприятие при различении и опознавании).
  12. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух фразы разной длины при парном сравнении («Осень» — «Листья с деревьев опали»). Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух простые двухсловные и трехсловные фразы, состоящие из знакомых по звучанию слов («Собака спит», «Мальчик спит», «Дай красный мяч»).
  13. Развивать умение опознавать на слух знакомые фразы.
  14.  Формировать умение воспринимать и различать на слух при парном сравнении изолированные звуки: низкочастотные/высокочастотные; относящиеся к одному частотному спектру.  Знакомство с соответствующими буквами.  
  15. Развивать умение различать гласные и согласные при выборе из двух – трех, сначала разных по частотной характеристике, затем относящихся к одному частотному спектру.  
  16. Развивать умение воспринимать и различать на слух слоги при постепенном увеличении выбора.

Дата составления: __________              Учитель – логопед: Щеглюк Т.В.________________

Индивидуальный план  коррекционно – развивающей работы.

3 – й год обучения

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Образовательное учреждение:

Содержание работы

Развитие слухового восприятия неречевыми звуками.

  1. Развивать и поддерживать интерес к звукам окружающего мира (возникающим спонтанно и специально издаваемым взрослыми).
  2. Развивать умение различать и опознавать на слух звучания неречевых музыкальных стимулов (музыкальных инструментов, музыкальных игрушек) при выборе из 6 – 8.
  3. Развивать умение различать и опознавать на слух бытовые шумы при выборе из 8 – 10.  
  4. Вырабатывать различение и опознавание на слух звуков природы при выборе из 8 – 10.  
  5. Вырабатывать различение и опознавание на слух неречевых звуков, издаваемых человеком. Развивать умение определять характер неречевых звучаний:  силу звука (громко — нормально — тихо);  высоту звука (высокий — нормальный — низкий звук);  направление источника звука; длительность звучания (долгий звук — краткий звук);  количество звучаний (соотносить с количеством пальцев, счетных палочек).
  6. Развивать слуховое внимание.

Развитие слухового восприятия речью.

  1. Развивать интерес к речевым звукам (желание узнать значение новых, неизвестных по звучанию слов).  
  2. Развивать умение различать и опознавать на слух слова, разные по длине и частотной характеристике, при выборе из 8 – 12.  
  3. Развивать умение различать на слух слова различной длины и частотной характеристики, воспроизведенные шепотом, при постепенном увеличении расстояния.  
  4. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух при выборе из 2 – 3 односложные слова, имеющие одинаковый контур (дом –  дым; стол  -  стул; суп –  зуб –  дуб; том – дом – ком и т. д.).
  5. Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении двухсложные и трехсложные слова, сходные по звуковому составу (рука – река; мышка – мишка; крыша –  крыса).
  6. Развивать умение распознавать на слух слова.
  7. Развивать умение различать и опознавать на слух словосочетания.
  8. Формировать умение распознавать незнакомые по звучанию слова в составе словосочетаний.  
  9. Развивать умение воспринимать и различать на слух простые двухсловные и трехсловные фразы в ситуации закрытого выбора (выбор постепенно увеличивается с 3 до 6 единиц).
  10. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух распространенные фразы («Мальчик играет с мячом, с самолетом», «Тетя моет морковь, яблоко, грушу».
  11. Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух словосочетания, простые фразы с инверсией («Мяч под столом». – «Под столом мяч»).
  12. Развивать умение выполнять двухсоставные поручения – «Возьми на столе книгу и дай маме» – на основе восприятия на слух.
  13. Развивать умение воспринимать и различать на слух фразы из текстов.  Развивать умение опознавать изолированные звуки на слух.  

 Дата составления:_____________            Учитель – логопед: Щеглюк Т.В______________

Индивидуальный план  коррекционно – развивающей работы.

4 – год обучения

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Образовательное учреждение:

Содержание работы

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.

  1.  Стимулировать интерес к неречевым звукам разной характеристики (сила, высота, длительность).  
  2. Развивать умение различать и опознавать на слух неречевые звуки, воспроизведенные с разной интенсивностью:  бытовые шумы; звуки природы; голоса животных и птиц; звуки улицы; неречевые звуки, издаваемые человеком.

Развитие слухового восприятия речью.

  1. Развивать умение различать и опознавать на слух слова, близкие по звучанию (банан –  диван, лимон –  вагон, мушка – мышка – мишка, суп –  зуб – дуб, рак –  мак – лак, дом –  сом – том, бочка – почка – точка – дочка – кочка и др.).
  2. Развивать умение оценивать с опорой на слуховое восприятие адекватность звучания слов (собака – бабака – кабака и т. д.).  
  3. Развивать умение различать на слух окончания слов (стол – столы; тетя – тети и т. д.).
  4. Развивать умение различать на слух слова, отличающиеся суффиксами (мяч – мячик).
  5.  Формировать умение определять на слух наличие/отсутствие звука в слове.
  6. Развивать умение различать и опознавать на слух знакомые по звучанию слова, воспроизведенные шепотом, на различном расстоянии.  
  7. Развивать умение различать на слух фразы различной длины при постепенном увеличении выбора.
  8.  Развивать умение воспринимать и различать слухо – зрительно и на слух предложения – инверсии («В лесу растут грибы». – «Грибы растут в лесу»).
  9. Формировать умение воспринимать на слух фразы с постепенным наращиванием и воспроизводить их («Мальчики играют» – «Мальчики играют на улице». – «Мальчики играют на улице с машинками»).
  10. Формировать умение воспринимать на слух неправдоподобные фразы и давать им оценку: «Собака мяукает», «Рыба живет в лесу» и др.
  11. Формировать умение воспринимать и дифференцировать на слух интонацию («Мама пришла», «Мама пришла?»).
  12.  Формировать умение воспринимать на слух логическое ударение во фразах.
  13. Развивать умение выполнять сложные поручения («Нарисуй дом, сбоку – дерево, на дереве яблоки»).
  14.  Формировать умение воспринимать и различать речевые стимулы на фоне шума (шорох бумаги, шуршание пакета, работающий телевизор и др.).

Дата составления: _________                  Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________

Индивидуальный план  коррекционно – развивающей работы.

5 – й год обучения

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Образовательное учреждение:

Содержание работы:

Пятый год использования кохлеарного импланта

Характерно: ребенок пользуется фразовой речью, дает сведения о себе и об окружающем, отмечаются некоторые аграмматизмы в речи, недостаточность словарного запаса.

Работа над слуховым восприятием тесно переплетается с работой над развитием речи: уточнением звукопроизношения (развитием фонематического восприятия), грамматического строя речи, расширением словарного запаса (развитием слуховой памяти), развитием связной речи.

Активно используем в работе не только слушание ребенка и понимание речевого высказывания, но и самостоятельное составление фразы.

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.

  1. Стимулировать интерес к неречевым звукам.
  2. Обогащать представления детей о неречевых звуках.
  3.  Развивать умение различать и опознавать на слух неречевые звуки всех групп на разном расстоянии, воспроизведенные с разной интенсивностью.

Развитие слухового восприятия с помощью речи.

  1. Развивать умение различать и опознавать на слух различные слова.
  2. Развивать умение распознавать на слух слова.
  3. Развивать умение воспринимать и различать наречия (справа, слева, вверху, внизу).
  4. Развивать умение воспринимать и различать предлоги (под, над, за, у, к, около).
  5. Составлять речевые высказывания, употребляя предлоги, правильно согласовывая слова в предложении.
  6. Развивать умение воспринимать текст с опорой на серию сюжетных картинок.
  7. Составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.
  8. Развивать умение воспринимать на слух прочитанный рассказ, осуществлять пересказ.
  9. Развивать умение различать речь на фоне шума (шуршание бумаги, пакета и т. д.).

Дата составления: _________                     Учитель – логопед: Щеглюк Т.В._________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком с задержкой речевого развития для воспитателя...

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

В соответствии с ФГОС ДО обеспечиваю каждому ребенку с нарушением речи индивидуальный план коррекционно-развивающей работы....

Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Индивидуальный план работы 2018-2019 уч.годИндивидуальный план работы 2019 - 2020 уч.год...

Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Индивидуальный план работы 2018-2019 уч.годИндивидуальный план работы 2019 - 2020 уч.год...

Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ...

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).

Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с воспитанником

Авторская разработка учителя-логопеда Хуснутдиновой Ф.Х. индивидуального плана  коррекционно-развивающей работы с ребёнком с учётом основных направлений логопедического воздействия....