Практика психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Инклюзивное образование в ДОУ направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение качественных образовательных услуг. Для создания без барьерной образовательной среды, коррекции нарушений развития и успешной социальной адаптации необходимо создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.
Среди различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра. Сложность включения детей в инклюзивное пространство зависит от тяжести заболевания. В нашей практике у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности, полное отсутствие речи (мутизм), характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Дети нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.
Выстраивание коррекционно-развивающей работы началась с консультаций с родителями и педагогами, работающими с детьми на протяжении нескольких лет. А так же наблюдений за детьми в разных режимных моментах. Так на первом этапе проходило наше знакомство. Затем дети стали осваивать пространство моего кабинета вместе с родителями. Наши совместные с родителями старания привлечь ребенка к деятельности не приводили к успеху.
Изучая особенности детей с расстройством аутистического спектра, и опыт работы специалистов дефектологов, логопедов и психологов было разработана система занятий и организована предметно-развивающая среда.
Коррекционо-развивающая работа построена на основе методик: Мамайчук Ирина Ивановна доктора психологических наук, профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии «Помощь психолога детям с аутизмом»; и зарубежных авторов: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К., Кимберли А. Хенри «Как мне учить этого малыша?». А так же на основе видеоматериалов, представленных дефектологами, логопедами и психологами в различных профессиональных интернет сообществах.
Приоритетная цель реализуемой коррекционно-развивающей работы: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра.
Занятия с детьми проводятся индивидуально с каждым ребенком, до четырех раз в неделю (по возможности), продолжительность в среднем 20 минут. Для ребенка необходимо организовать рабочее место. Стол рекомендую расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости ребенка располагаю только те материалы, которые будут использованы во время организованной деятельности, чтобы не отвлекать внимание ребенка. При организации рабочего места ребенка материалы упражнений, которые необходимо выполнить, размещаю слева на стеллаже, каждое в отдельном прозрачном боксе с крышкой. На боковой поверхности бокса размещена карточка с изображением упражнения, такая же карточка размещается на лицевой странице альбома, выполняющего роль плана упражнений на определенное коррекционное занятие. Ребенок самостоятельно определяет, в какой последовательности будет выполнять упражнения, выбирает карточку, берет со стеллажа соответствующий бокс с заданием, ставит его перед собой на стол, карточка помещается ребенком самостоятельно внутрь альбома. Выполнив задание, материалы возвращаются снова в бокс, который убирается в корзину.
Упражнения подбираю индивидуально для каждого ребенка, многие из них имеют возможность усложняться, например, сортировка по двум цветам, далее по трем и т.д. Упражнения имеют различную направленность: сортировка, установление соответствия, соотнесение, зрительно-моторная координация, развитие моторики, звукоподражания и т.д.
Начиная деятельность с ребенком, я использую прямые указания, чтобы научить, как действовать: как открыть бокс, как выполнять упражнение, куда положить использованные материалы и карточку с изображением выполненного упражнения, как получить стимул-поощрение и т.д. Необходимо всегда придерживаться последовательности в своих требованиях. Если во время выполнения упражнения ребенок демонстрирует нежелательное поведение, немедленно нужно вмешаться и направить на продолжение целенаправленной деятельности, если это не возможно, лучше закончить занятие.
Для закрепления успеха использую стимул-поощрение, который подбирается индивидуально. Это может быть как любимое лакомство, так и любимое занятие, игрушка и т.д. Отмечая успех ребенка, нахожусь к нему лицом, что способствует зрительному контакту и развитию коммуникативных способностей.
Дети с расстройством аутистического спектра показывают хорошие результаты при многократном повторении, им необходима последовательность в действиях и наличие четких ожиданий. Задача боксов обеспечить визуальные подсказки, которые позволяют по определенному плану получить задание, выполнить его, получить ожидаемое поощрение. Поэтому очень важно соблюдать систематичность занятий в течение длительного времени.
Дополнительно разработана форма для отслеживания динамики в выполнении упражнений. Где отмечаю, выполнил ребенок задание самостоятельно или ему потребовался определенный вид помощи. Это может быть прямая помощь, то есть, держу руки ребенка и, выполняю действие его руками. Помощь может быть направляющая – помогаю только при затруднении. Помощь в виде показа образца действия и другие виды помощи. Данная форма помогает корректировать подбор и усложнение упражнений в дальнейшем. Немаловажным является и то, что данная форма отслеживания результатов предоставляет возможность родителям видеть результаты освоения тех или иных упражнений детьми, заметить динамику их развития. На консультациях и при посещении коррекционных занятий родители и педагоги, работающие в инклюзивных группах, получают практические навыки взаимодействия с ребенком. Приобретают опыт коррекционной работы с детьми, знают, какие виды заданий дети умеют выполнять, как объяснять ребенку выполнения тех или иных упражнений, как дать инструкцию при освоении детьми тех или иных действий и т.д.
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы по данной системе:
- сформированные навыки самостоятельной деятельности с заданиями;
- усвоение умений сортировать предметы по разным признакам;
- умение выполнять задания по образцу, схеме;
- умение устанавливать соответствие, соотносить по разным признакам;
- совершенствование моторики;
- умение подражать звукам для дальнейшего развития речевых навыков;
- улучшились навыки коммуникации;
- перспектива формирования адекватного социального поведения и возможности обучения на следующей ступени образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Практика психолого-педагогического сопровождения
ребенка с РАС в ДОУ
Педагог-психолог:
Дорогова Марина Владимировна
г. Лесосибирск 2017г
Инклюзивное образование в ДОУ направлено на реализацию гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), на получение качественных образовательных услуг. Для создания без барьерной образовательной среды, коррекции нарушений развития и успешной социальной адаптации необходимо создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.
Среди различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра. Сложность включения детей в инклюзивное пространство зависит от тяжести заболевания. В нашей практике у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере, отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности, полное отсутствие речи (мутизм), характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Дети нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.
Выстраивание коррекционно-развивающей работы началась с консультаций с родителями и педагогами, работающими с детьми на протяжении нескольких лет. А так же наблюдений за детьми в разных режимных моментах. Так на первом этапе проходило наше знакомство. Затем дети стали осваивать пространство моего кабинета вместе с родителями. Наши совместные с родителями старания привлечь ребенка к деятельности не приводили к успеху.
Изучая особенности детей с расстройством аутистического спектра, и опыт работы специалистов дефектологов, логопедов и психологов было разработана система занятий и организована предметно-развивающая среда.
Коррекционо-развивающая работа построена на основе методик: Мамайчук Ирина Ивановна доктора психологических наук, профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии «Помощь психолога детям с аутизмом»; и зарубежных авторов: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. Колс Е.К., Кимберли А. Хенри «Как мне учить этого малыша?». А так же на основе видеоматериалов, представленных дефектологами, логопедами и психологами в различных профессиональных интернет сообществах.
Приоритетная цель реализуемой коррекционно-развивающей работы: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра.
Занятия с детьми проводятся индивидуально с каждым ребенком, до четырех раз в неделю (по возможности), продолжительность в среднем 20 минут. Для ребенка необходимо организовать рабочее место. Стол рекомендую расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости ребенка располагаю только те материалы, которые будут использованы во время организованной деятельности, чтобы не отвлекать внимание ребенка. При организации рабочего места ребенка материалы упражнений, которые необходимо выполнить, размещаю слева на стеллаже, каждое в отдельном прозрачном боксе с крышкой. На боковой поверхности бокса размещена карточка с изображением упражнения, такая же карточка размещается на лицевой странице альбома, выполняющего роль плана упражнений на определенное коррекционное занятие. Ребенок самостоятельно определяет, в какой последовательности будет выполнять упражнения, выбирает карточку, берет со стеллажа соответствующий бокс с заданием, ставит его перед собой на стол, карточка помещается ребенком самостоятельно внутрь альбома. Выполнив задание, материалы возвращаются снова в бокс, который убирается в корзину.
Упражнения подбираю индивидуально для каждого ребенка, многие из них имеют возможность усложняться, например, сортировка по двум цветам, далее по трем и т.д. Упражнения имеют различную направленность: сортировка, установление соответствия, соотнесение, зрительно-моторная координация, развитие моторики, звукоподражания и т.д.
Начиная деятельность с ребенком, я использую прямые указания, чтобы научить, как действовать: как открыть бокс, как выполнять упражнение, куда положить использованные материалы и карточку с изображением выполненного упражнения, как получить стимул-поощрение и т.д. Необходимо всегда придерживаться последовательности в своих требованиях. Если во время выполнения упражнения ребенок демонстрирует нежелательное поведение, немедленно нужно вмешаться и направить на продолжение целенаправленной деятельности, если это не возможно, лучше закончить занятие.
Для закрепления успеха использую стимул-поощрение, который подбирается индивидуально. Это может быть как любимое лакомство, так и любимое занятие, игрушка и т.д. Отмечая успех ребенка, нахожусь к нему лицом, что способствует зрительному контакту и развитию коммуникативных способностей.
Дети с расстройством аутистического спектра показывают хорошие результаты при многократном повторении, им необходима последовательность в действиях и наличие четких ожиданий. Задача боксов обеспечить визуальные подсказки, которые позволяют по определенному плану получить задание, выполнить его, получить ожидаемое поощрение. Поэтому очень важно соблюдать систематичность занятий в течение длительного времени.
Дополнительно разработана форма для отслеживания динамики в выполнении упражнений. Где отмечаю, выполнил ребенок задание самостоятельно или ему потребовался определенный вид помощи. Это может быть прямая помощь, то есть, держу руки ребенка и, выполняю действие его руками. Помощь может быть направляющая – помогаю только при затруднении. Помощь в виде показа образца действия и другие виды помощи. Данная форма помогает корректировать подбор и усложнение упражнений в дальнейшем. Немаловажным является и то, что данная форма отслеживания результатов предоставляет возможность родителям видеть результаты освоения тех или иных упражнений детьми, заметить динамику их развития. На консультациях и при посещении коррекционных занятий родители и педагоги, работающие в инклюзивных группах, получают практические навыки взаимодействия с ребенком. Приобретают опыт коррекционной работы с детьми, знают, какие виды заданий дети умеют выполнять, как объяснять ребенку выполнения тех или иных упражнений, как дать инструкцию при освоении детьми тех или иных действий и т.д.
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы по данной системе:
- сформированные навыки самостоятельной деятельности с заданиями;
- усвоение умений сортировать предметы по разным признакам;
- умение выполнять задания по образцу, схеме;
- умение устанавливать соответствие, соотносить по разным признакам;
- совершенствование моторики;
- умение подражать звукам для дальнейшего развития речевых навыков;
- улучшились навыки коммуникации;
- перспектива формирования адекватного социального поведения и возможности обучения на следующей ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ в ДОУ и ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Статья для публикации в сборнике научных статей...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности в сист...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
Представление Практики экспериментирования в группе ДОУ с детьми раннего взраста...

Рекомендации по составлению психолого-педагогического представления на ребенка дошкольного возраста для обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Психолого-педагогическое представление - этот документ, который заполняется педагогом дошкольного учреждения, некоторые пункты представления могут, при наличии специалиста, заполнять...