Сенсорно-перцептивные функции
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кудинова Елена Александровна

Консультация для педагогов и родителей об особенностях сенсорно-перцептивных функций у детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorno-pertseptivnye_funktsii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

             Консультация для родителей

Сенсорно – перцептивные  функции

Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей.

Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников. Это означает, что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно       н а л и ч и е    н е д о с т а т к о в     в о с п р и я т и я. 

Эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят»

У детей с ЗПР можно отметить:

  • трудности в выделении фигуры на фоне,
  • затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта,
  • недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки,
  • особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях.

Недостатки восприятия явно выступают:

  • когда дети выполняют задания на копирование фигур,
  • когда они конструируют по образцу какие-либо объекты:
  • домики из строительных кубиков,
  • конструкции из материалов «Него»,
  • фигуры из кубиков Кооса.

Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.

У дошкольников с ЗПР имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали.

Недостатки восприятия выступают более четко и выражены значительнее при неблагоприятных или необычных условиях восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения, изображение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов.

Польский психолог Х.Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефектами, а являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе.

С л у х о в о е     в о с п р и я т и е    дошкольников с ЗПР характеризуется теми же особенностями,  что  и   з р и  т е л ь н о е. 

Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте.

Значительно больше проявляется отставание в развитии                           о с я з а т е л ь н о г о     в о с п р и я т и я.   Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо знакомых им предметов.

Дети затрудняются в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности (например, щеке, подбородку, носу, кисти руки или предплечью). Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.

Причины недостаточности ощущений и восприятия детей с ЗПР:

  • низкая скорость приема и переработки информации,

  • дети не могут создавать целостный образ предмета (объединять отдельные его элементы, их сопоставлять и т.д.)

  • дети не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие-то другие звуки.

  • отмечается и несформированность наблюдения — систематического и целенаправленного восприятия, осуществляемого с целью изучения предметов и явлений, обнаружения происходящих в них изменений и установления их смысла, который непосредственно не выступает.

Наблюдение относится к категории высших психических функций

и формируется на основе развитого непосредственного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей с нарушением зрения и нормально видящих детей....

Коррекционно-воспитательная работа по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников

материал из опыта работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников...

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

«Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно — перцептивной способности»

Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами ...

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...