Современное дошкольное детство
статья по коррекционной педагогике на тему
Сегодняшний ребенок - это новый человек. Ребенок XXI века совсем не такой, каким был его сверстник несколько лет назад. Изменилась жизнь, социальный мир, ожидания взрослых и детей, педагогические требования в детском саду, а технический прогресс все ускоряется, совершенствуя всё вокруг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современное дошкольное детство: контуры портрета ребенка 21 века | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современное дошкольное детство: контуры портрета ребенка 21 века»
Л.Г. Малахова.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 2 «КАЛИНКА», г. Клин
Московской области
Сегодняшний ребенок - это новый человек. Ребенок XXI века совсем не такой, каким был его сверстник несколько лет назад. Изменилась жизнь, социальный мир, ожидания взрослых и детей, педагогические требования в детском саду, а технический прогресс все ускоряется, совершенствуя всё вокруг.
Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир - единственный возможный. С самого рождения дети сталкиваются с современными достижениями. Сегодня в руках подрастающего поколения все технические новшества: компьютерные игры, интерактивные игрушки. Технический прогресс оказывает огромное влияние на развитие ребенка, как интеллектуальное, физическое, так и психическое, формирует его портрет.
Какой же он современный ребенок? Можно «нарисовать» портрет современного ребенка, исходя из наблюдений: он развитый, раскрепощенный, но импульсивный; любознательный, свободный, но капризный, плаксивый и агрессивный, драчливый, а также педагогически запущенный, воспитываемый телевизором и другими техническими средствами.
Нынешние дети очень хорошо информированы. Они смело рассуждают на «взрослые» темы, подолгу смотрят сериалы, боевики, хорошо запоминают все происходящее с героями, могут подробно пересказать целые серии. Но современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Большинство детей пяти лет нуждаются в помощи логопеда, все больше детей имеют задержку психического и речевого развития, а в развитии мышления и умственных способностей совсем не опережают возраст. Страдает связная речь, словарь. Информированность детей не ведет к увеличению и активизации словарного запаса.
По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от трех до пяти лет смотрят телевизор в среднем по 28 часов в неделю. В связи с этим дошкольники часто рассеянны, не проявляют интереса и не могут сконцентрироваться на каком - либо одном занятии. Они находятся в постоянном движении, их трудно удержать на одном месте. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети хотят получить быстрый и готовый результат нажатием одной кнопки.
Дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства, как основное условие развития личности ребенка, искажена.
Серьезную проблему создает и то, что дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение готовности к обучению в начальной школе.
Страдает развитие самостоятельности и инициативности ребенка, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
И поэтому основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, проявляет познавательную инициативу, сотрудничает с другими детьми, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Сегодня также крайне важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье.
В связи с постоянной занятостью окружающих его взрослых, современный ребенок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно, вследствие чего
современный ребенок рано становится независимой личностью, в раннем возрасте способен самостоятельно принимать решения. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.
Конечно, многие родители могут отказаться принимать тот факт во внимание, что ребенок сегодня взрослеет раньше, чем несколько лет назад. Но с течением времени разница во всех сферах жизни между детьми прошлого поколения и современным ребенком становится все очевиднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать е...
Эссе "Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе"
Мое виденье педагогической деятельности в условиях современного развития детей....
Современное дошкольное детство: контуры портрета ребенка 21 века
Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от среды образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллекту...
Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее".
Положение о 9-й межрегиональной научно-практической конференции "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее"....
Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию сп...
Идеи К.Д.Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошк...
Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"
Сборник методических материалов участников муниципального педагогического Форума работников дошкольного образования "Пространство дошкольного детства: современность и будущее"...