Идеи К.Д.Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
статья (старшая группа)

Степанова Светлана Алексеевна

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idei_ushinskogo.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Идеи К.Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и

дошкольное образование.

С.А. Степанова (г. Воронеж)

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №138»

Всю свою жизнь Константин Дмитриевич Ушинский считал педагогику не только наукой, но прежде всего искусством. Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, педагог должен иметь талант и подходить к работе творчески. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к воспитанникам справедливо и уважительно.  

 По словам Ушинского педагогика является наукой о воспитании. Воспитание он называл целенаправленным процессом формирования «человека в человеке». Воспитание ребенка в детском саду, по мнению Ушинского, играет огромную социальную роль. Это явление, которое имеет свои законы и педагогу необходимо их изучить, знать, пользоваться и руководствоваться в педагогической деятельности. Поэтому воспитателю следует изучить всесторонне эту науку, постоянно стремиться к развитию и совершенствоваться, узнать ребенка во всех отношениях.

Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.  

В Федеральной образовательной программе, ода из задач, воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

 Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно позаимствовать за границей. Каждый народ обладает своей культурой и ценностями, которые передаются из поколения в поколение. Педагогическая наука в России должна отвечать интересам и характеру русского народа.

Цель Федеральной программы- воспитывать любовь к истории и культуре своей страны.

Мы делаем выводы, идеи К.Д. Ушинского и задачи федеральной программы едины.

Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм.

 Задача педагога – научить детей проявлять сочувствие, понимание, быть неравнодушными в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие. В этом педагогу помогают русские народные сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения, национальные праздники, знакомство с национальным бытом, с русской народной игрушкой, с традициями, с русскими народными играми.

 К.Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка благодаря тому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Поэтому особенно важно уделить должное внимание речи малыша в период дошкольного детства, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

В своей работе с детьми мы часто используем дидактические игры,

предложенные Константином Дмитриевичем:

1. «Узнай сказку по отрывку или картине»;

2. «Узнай предмет по частям» (ствол, ветки, почки, листья – дерево);

3. «Назови части предмета» (кошка – усы, лапы, хвост, когти), и т.д.

В своих трудах Ушинский доказывал, что без речевого общения, без речевой среды, дитя не сможет стать полноценным человеком. Так как речь – это инструмент развития высших отделов психики человека и задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Обучая ребенка родному языку, родители и педагоги способствуют развитию его высших эмоций, интеллекта, подготавливают благоприятную почву для дальнейшего успешного обучения в школе.

Дошкольная пора, это когда ребенок стремится к познанию и задача педагога, не только передать знания, - научить мыслить самостоятельно. По мнению Ушинского дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления,

Учёный считал, что для развития мышления не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны.

Следуя идеям Ушинского, педагог на прогулке наблюдает какие изменения произошли в природе. Смотрят на верхушки деревьев в ветреную погоду – они качаются. Отмечают, что осенью часто дуют холодные ветры. Формируют понимание сезонных явлений. Наблюдают за температурой воздуха. Наблюдают за одеждой людей. Называют одежду, ее части. Почему с наступлением осени мы надеваем более теплую одежду. Что может случиться, если одежда будет не по сезону. Сравнивают осеннюю погоду с летней и т.д. Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях

А также педагог дает рекомендации родителям. По дороге в детский сад или просто гуляя в парке. Можно понаблюдать за небом, ветром, за лужами, за насекомыми. Наблюдая, ребенок рассуждает, устанавливает причинно-следственные связи.

Ушинский утверждал, если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.

Игры детей основываются на приобретённых знаниях о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. К.Д. Ушинский советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса.

Экспериментальная деятельность как нельзя лучше подходят для развитие мыслительной деятельности, так как основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику, которую могут использовать за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.

К.Д. Ушинский четко пояснил важность самостоятельной деятельности детей, это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах. Умело руководить детьми, не допуская ни напряжения сил, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности.

В Федеральной образовательной программе, мы видим, самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью. Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны, самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Говоря о значимости труда в жизни маленького ребенка, Ушинский

обращал внимание, что труд активизирует не только физические силы, но и умственную деятельность. Воспитатель должен вызвать стремление трудиться, желание участвовать в общем деле, помочь ребенку увидеть и осознать полезность своего труда для окружающих, пробудить интерес к трудовой деятельности.

Например, как рекомендовал Константин Дмитриевич, дошкольники приобретут знания о жизни животных и растений, проявят аккуратность, бережливость, заботливость, научатся преодолевать трудности, овладеют навыками ухода, если будут привлекаться к участию в трудовой деятельности по уходу за растениями и животными. В своей работе я постоянно применяю педагогические идеи К.Д. Ушинского. Главной целью является вызвать у детей стремление трудиться. «Огород на подоконнике» — это не только труд, но и взаимодействие с природой, умение правильно сажать и ухаживать за растениями. Полив и рыхление посаженных овощей помогает наблюдать за жизнью растений, приучает маленького ребенка к ответственности с раннего возраста.

Наш детский сад ежегодно принимает участие в акции «Покорми птиц зимой». Вместе с детьми мы делаем кормушки из бросового материала, благодаря чему бережем природу (мусора становится меньше) и подкармливаем зимующих птиц: голубей, воробьев, сорок и ворон.

 Можно отметить, что Ушинский считал, что природа является огромной мастерской для творчества. А воспитатель должен с раннего детства прививать детям умение видеть в природе источник жизни.

Одним из путей приобщения к труду Ушинский называл художественное творчество с использованием природных материалов. И отмечал, что дети любят работу с природным материалом, так как могут увидеть в простой шишке, в причудливых ветвях, в обычном желуде образы сказочных героев.

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры, относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Труд развивает человека физически. Еще можно сказать, что труд — это проявление заботы людей друг о друге.

Тема труда, впервые была заявлена Ушинским в 1860 г. в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кто бы мог подумать, что проблема труда, поднятая Ушинским в 18 веке, станет столь же актуальной в 21 веке. Одна из главнейших задач в деле воспитания детей дошкольного возраста отводилась Ушинским труду. Он досконально изучил особенности умственного и физического труда, его роль и значение в семейной и социальной жизни, в нравственном развитии дошкольников. Свои знания и опыт он изложил в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении».

Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.

Изучив труды Константина Дмитриевича Ушинского, можно смело сказать, что идеи сдаются актуальными и по сей день.

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/08/21/doshkolnoe-obrazovanie-v-trudah-ushinskogo-k-d 

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/russkaya-pedagogika-idei-konstantina-ushinskogo

https://www.informio.ru/publications/id7669/Konstantin-Dmitrievich-Ushinskii-narodnyi-pedagog

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/351107-primenenie-v-moej-pedagogicheskoj-praktike-pe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования

Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...

Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию сп...

Сборник статей ФГБО УВО «Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева» в рамках XХV Международной научно-практич. конференции им. проф. В.А. Ковалевского "Психология и педагогика детства: о ценностях современного образования"

Статья содержит  материалы по педагогической практике на примере комплексной коррекционной непосредственно образовательной деятельности с элементами логоритмики и психогимнастики: «Зи...