«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»
методическая разработка на тему
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Дельфиненок» г.Павлово
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Воспитателя
Ломакиной Елены Валерьевны
г. Павлово
2015г.
Информационная справка
Ломакина Елена Валерьевна
Занимаемая должность:воспитатель
Образование:Высшее
Дата прохождения аттестации:2018г.
Квалификационная категория:Первая
Дата прохождения курсов повышения квалификации:2018г.
Педагогический стаж: 18 лет
Кредо:
Нам повезло, что мы живем в России
Во времена свершений и побед.
За будущее наших поколений
Нам, педагогам, свой держать ответ.
Так важно воспитать в ребенке личность
Суметь посеять знания, добро.
Заставить думать, размышлять и верить,
Ведь воспитателю другого не дано.
Я с удовольствием иду к детям и знаю, что они меня ждут, я им нужна. Игры – занятия с детьми настолько заряжают энергией, что ее хватает надолго. Богатая фантазия детей безгранична.
Мне очень нравится дарить детям первые знания, играть с ними, развивать и учить добру. Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.
Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, да можно ли предсказать всё, что встретится педагогу в его работе? Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми.
А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, умение не сердиться на ребёнка, избегать монотонности, скуки, дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своём воспитателе и стараются ему подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.
Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя.
Я учу детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными…
«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий»
Актуальность.
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной проблеме
- Определить содержание работы с детьми по экологическому сознанию на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий
- Поиск новых форм и методов работы с детьми
- Поиск новых форм распространения своего опыта
Предполагаемый результат:
- повышение уровня педагогической компетенции в вопросах экологического сознания на этапе дошкольного детства.
- создание картотек игр, лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников.
- создание буклетов, памяток, игр.
- разработка и издание методических пособий, статьи.
- разработка дидактических материалов, наглядной информации.
- разработка и проведение НОД с включением инновационных технологий по теме.
- проведение семинаров, конференций, мастер-классов.
Сроки работы над проблемой: 2015 – 2018 учебный год
Форма отчета о проделанной работе: презентация опыта работы по теме «Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий», представление и защита опыта работы по данной теме в период аттестации на Высшую квалификационную категорию.
Перечень методического обеспечения по теме
«Формирование основ экологического сознания на этапе дошкольного детства через использование современных педагогических технологий.»
Автор | Название книги, пособия, статьи//год//стр. | Краткая аннотация |
Николаева С. Н. | «Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении.»/ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир). | Книга – методическое пособие к программе «Юный эколог». Она содержит конкретную технологию формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающей детей, их практическая деятельность – все выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (текст приводится в приложении к пособию). |
Николаева С. Н. | Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр. с. 213. | Это пособие содержит программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. Здесь есть практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды. Приведен обширный иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания наглядных пособий. |
Селихова Л. Г. | Интегрированные занятия: Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с. | Пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с природой и развитию речи. |
Соломенникова О. А. | Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). | В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет. Помимо «Программы» пособие содержит краткие методические рекомендации, чтобы помочь специалистам реализовать программные задачи на всех этапах дошкольного детства. |
Морозова Г.В. | Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г.В.Морозова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. -200 с. | В пособии представлена система комплексных занятий, предполагающая пополнение знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучение их некоторым техникам изобразительного искусства, формирование у детей экологического сознания. |
Лопатина А. А. | Сказы матушки Земли: экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество). | В данной книге собраны добрые сказки и стихотворения, которые помогут глубоко раскрыть перед детьми чудо природы, а также творческие задания и игры, направленные на то, чтобы развить в детях ощущение взаимосвязи природы и человека. |
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А | Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа. -М.: ВАКО, 2011. -240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). | В данной книге даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы. Цель занятий – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту. |
Голицына Н. С. | Экологическое воспитание дошкольников: перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя). | В данном пособии представлены перспективные планы работы по экологическому воспитанию в виде таблиц. Фронтальные занятия взаимосвязаны, на их основе можно разработать собственные занятия о лесе, огороде, временах года, животных и других понятиях, формируя у ребенка единую картину мира природы и человека как ее частицы. |
Николаева С. Н. | Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников: методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с. | В данной книге собраны конспекты занятий, экскурсий, сценарии экологических праздников, а также советы и рекомендации эколога родителям по воспитанию ребенка в семье. Какие книжки читать с ребенком, как смотреть с ним телепередачи о природе, как проводить с ним досуг на свежем воздухе и как ухаживать вместе с вашим ребенком за домашними питомцами. |
Отчет по семе самообразования:
Опыт формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Условиями формирования личного вклада в развитие образования стали:
Научно - исследовательские условия | Организационно - педагогические условия | Методические условия |
ФГОС ДО Прудских Э. В. Дурнев Н. М. Зуйков Г. В. Дж.Дьюи Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев В.В.Давыдов П.К.Анохин |
|
|
Актуальность личного вклада педагога
Мы остро ощущаем свою причастность к экологическим проблемам общества, ведь перед педагогами дошкольного образования поставлена ответственная задача: выпускать в жизнь любознательных детей, задающих вопросы взрослым и сверстникам, интересующихся причинно – следствиями связями.
Среди актуальных и эффективных методов формирования экологического сознания считаю метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, что и требует от нас ФГОС ДО.
В проанализированной методической литературе (Образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программы «Юный эколог» под редакцией С.Н.Николаевой) содержание работы по экологическому воспитанию в основном предполагают непосредственную передачу знаний детям, что не способствует поддержанию их познавательного интереса и формированию навыков экологического сознания . Поэтому возникла необходимость в построении с акцентом на поисковой активности самих детей, развитие их инициативы, побуждение к творческому выполнению заданий, проявлению своих знаний, умений.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога
В соответствии с ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.
И также, ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (О.Н.Козлова, С.Н. Глазачев, Т.В. Потапова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.
Хотелось бы разделить позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т.В. Потаповой, которая говорит о том, что предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом. А как было выше сказано одним из эффективных методов формирования экологического сознания является метод проекта, поэтому целью нашей работы стало:
Цель и задачи педагогической деятельности
Повышение уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
- Создать условия для развития общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
- Оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции «Я - вместе с другими» в совместной экологической деятельности.
- Сформировать чувство уверенности в своих силах, позитивное отношение к своему «Я», через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность.
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную с ребенком деятельность в условиях семьи и детского сада.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании основ экологической культуры детей, включающая в себя развитие у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом, посредством организации проектной деятельности.
8 слайд
Деятельностный аспект личного вклада педагога
На начальном этапе, из наблюдений, общения с детьми, выяснилось, что не все дети считают, что животные и растения самоценные живые существа, дети не правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Не все дети готовы и проявляют желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности. Многие дети не знают правил безопасного поведения в природе, не называют элементарные возможные поступки в природе и т.д. Для решения выявленных проблем было решено обратиться к методу проектов.
При организации с детьми проектной деятельности, подбирались различные темы, которые бы наиболее полно помогали реализовать поставленные задачи: это проекты «Природа нашего края», «Растения – легкие Земли», «Будь природе другом».
Деятельность по реализации проектов строилась поэтапно через организацию совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности детей, организацию взаимодействия с семьями воспитанников.
1 Этап: подготовительно – проектировочный:
-Создание у детей мотивации к проектной деятельности;
-Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.
В ходе приобщения детей к празднованию Дня народного единства, мы на утреннем групповом сборе делились впечатлениями, задавали вопросы об истории города Павлова и затронули тему природы нашего края. Возникшую «вспышку интереса» мы и использовали для определения темы проекта.
Для выявления имеющихся представлений детей и того, что дети хотят узнать о природе родного города, использовалась «Модель трёх вопросов», ответы детей записывали в таблицу (См. таблицу 1.), к чему подключили и родителей.
Так выбрали темы проектов «Будь природе другом», по итогам которого было решено создать универсальное дидактическое пособие - Лепбук, «Природа нашего края» и «Растения – легкие Земли», целью этих проектов было открытие мини – музея.
2 Этап: информационно – просветительский:
- Определение средств реализации проекта, источников информации.
В ходе второго этапа, мы давали возможность каждому ребенку определить свой вклад в конечный результат проекта. Для определения содержания участия, поиска информации ввели звездочку - помощницу, которую использовали в разных вариантах. Чтобы облегчить работу по проектам было решено разделиться на подгруппы.
3 Этап: основной:
- Организация собственно проектной деятельности;
- Объединение усилий детей, родителей и воспитателей.
В содержание работы были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы, большое внимание уделялось разным видам деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность, которая нацелена на поддержание интереса детей, расширения поля деятельности детей. Так, НОД на тему «Что в городе моем живет…» способствовала пробуждению интереса к ресурсам родного города, к его природе, расширению представлений о разнообразии цветущих растений, о множестве интересных животных, деревьях и т.д. В ходе деятельности дети делились на подгруппы, отбирая фотографии, иллюстрации, отражающие всю красоту природы нашего края.
Так, как в последнее время затруднено оформление выездных экскурсий с детьми, то детям было предложено отправиться в виртуальную экскурсию по паркам нашего города, на реку Оку, на поля и луга, в наши леса. Таким необычным способом у детей появилась возможность всего за несколько занятий побывать в разных уголках нашего края.
Такие экскурсии помогли обогатить представления о природе, о ее жизни, о взаимодействии человека с природой, способствовала воспитанию уважения к людям, ухаживающим и оберегающим природные ресурсы, животных.
Со своей презентацией о природе нашего края нас посетила детская библиотека, детей вовлекли в игровые задания с использованием ИКТ на знакомство с парками нашего города.
Фотографиями интересных объектов, зеленых уголков принесенных из дома, сделанных вместе с родителями во время прогулки дети наполняли тематические альбомы. Рассматривая которые, они делились впечатления, со взрослыми и сверстникам о природной красоте нашего города.
Обогащение жизненного опыта выражалось в игровой деятельности. Мальчики превращались в лаборантов, устраивали эксперименты и опыты в передвижной лаборатории, созданной совместно с родителями. Девочки становились ветеринарами, ухаживая за животными, они учились сочувствовать братьям нашим меньшим и старались не причинять им вред. В ролевых диалогах усваивались знания о природе в целом, о взаимоотношениях в природе, о явлениях. Расширилось содержание режиссерских игр.
Собранные в ходе работы над проектами интересные настольные игры, пазлы, картинки, мини рассказы побудили нас скоординировать все эти находки в единое целое. Так появилось универсальное многофункциональное дидактическое пособие – «Лепбук».
Требования к условиям реализации проектной деятельности по формированию у экологической культуры включают создание развивающей предметно-пространственной среды. Так, в группе создана силами воспитателей и родителей специальная среда, помогающая решать поставленные задачи экологического воспитания и отвечающая требованиям ФГОС ДО: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная:
- Оборудован центр «науки и экспериментирования».
- Создана передвижная лаборатория.
- Подобран материал о природе, о животных, о правилах поведения. Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий.
- Разработана картотека экологических игр, загадок.
- Создан альбом о природе родного города.
- Развивающие игры: дидактические игры.
- Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
В своей деятельности дети привлекают и родителей. С помощью родителей делаются интересующие нас фото природных ресурсов нашего края. Родители выполняют совместно с детьми домашние задания – сочиняют экологические сказки, иллюстрируют их с помощью презентации, а затем дети представляют результаты домашней деятельности на вечернем чтении художественной литературы. Родители привлекались к поиску и предоставлению фотоматериалов, литературы, предметов-экспонатов для музея; ходили с детьми по интересным местам в поиске информации; сочиняли частушки, загадки с целью показа детям примера активной позиции их родителей, как знатоков.
4 этап - Анализ и презентации результатов деятельности:
Дети высказывались, что им удалось, что показалось трудным, что вызвало особый интерес. Оставив Лепбук, продукт детской деятельности проекта «Будь природе другом», в среде группы, дети проявили интерес к дальнейшему познанию экологической стороны нашей жизни.
Результатом второго и третьего проектов стало открытие мини-музея в холле ДОУ «Природа нашего края» и организация выставки «Растения – легкие Земли»
Наблюдения за детьми и беседы с ними на завершающем этапе показали осмысленный подход к своей деятельности, ребята с интересом занимались поиском и сбором необходимой информации для экологических презентаций, для формирования экологической среды, а затем активно делились своими знаниями с другими ребятами. У детей активно проявляется устойчивый интерес к миру природы; дети готовы совершать позитивные поступки по отношению к живым объектам. Ребята называют правила поведения в природе.
Новизна личного вклада педагога в развитие образования
Новизна опыта заключается в разработке и реализации системы деятельности с использованием в работе метода проекта, создающей условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста:
- Серия конспектов НОД, бесед.
- Картотека «Экологические игры для дошкольников».
- Серия презентаций экологической направленности.
- Серия мини – проектов.
- Карты и схемы работы в центре экспериментирования.
- Буклеты и памятки для родителей.
- Серия экологических сказок: «Как колобок природу искал», «Путешествие зернышка», «Воробушек и хлебушек».
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Опыт показал, что метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка.
Так, полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: экологические проекты эффективно влияют на повышение уровня экологической культуры у дошкольников.
Я твёрдо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом помогает проектная деятельность.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
На данный момент мой опыт представлен в рамках педагогического совета в ДОО как презентация опыта. Являюсь постоянным участником научно – практической конференции по проблемам экологии в 2015 году «Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы», в 2017 году «Актуальные проблемы экологического дошкольного образования в рамках ФГОС ДО: результаты, возможности, перспективы» и «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и профессиональной компетентности педагога».
Для педагогов ДОУ был проведен мастер – класс по созданию Лепбука, семинар – практикум «Особенности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современных условиях», консультация «Мини – музей в ДОУ».
Также весь материал размещен на сайте образовательного учреждения и на собственной педагогической странице в сети Интернет.
Данный опыт может использоваться в работе воспитателей старших и подготовительных групп, как опытными, так и начинающими педагогами. Он может быть рекомендован для использования в практике дошкольных образовательных учреждениях, включен в образовательную программу дошкольной организации и будет сочетаться с различными технологиями и моделями образовательного процесса.
Литература.
- http://nsportal.ru
- http://www.maam.ru
- Маленькие экологи: Занятия//Ребенок в детском саду// Афимьина В.С. –2009.– N 6.–С.53–59.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
- Новые педагогические технологии // Полат Е.С. - М., 2000г.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева – М.,2015г.
- Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование// Веракса Н.Е. – 2008.– N 5.–С.47–52.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Центр педагогического образования, М., 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-784489-1461518667.jpg)
Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/26/picture-936799-1632672923.jpg)
Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966204-1509371895.jpg)
Модернизация учебно – воспитательного процесса дошкольного образования через использование современных педагогических технологий, как первого уровня системы общего образования
Презентация к выступлению на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)
Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956871-1507651786.jpg)
«Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»
Тема проекта: «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий»При реализации проекта мы используем такие современны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1208965-1579512493.jpg)
Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через творческое использование бросового материала.
quot;В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление - ищи в нем руку человека." Михаил Пришвин...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1230880-1616180064.jpg)
«Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста через использование бросового материала.»
Итоговый отчет по теме самообразования педагога....