Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
статья
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию специальных детских книг для обучения грамоте и для первоначального чтения является основой современной образовательной системы. Его рассказы и сказки написаны с учетом психологических особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushinsk.docx | 137.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
На сегодняшний день образовательные реформы в нашей стране очень актуальны. И многие педагоги считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И главное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому. «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». Во многом основы научной педагогики, которыми славятся наше образование, происходит из его трудов. К. Д. Ушинский неспроста считается основоположником русской научной педагогики. Методы, которые он использовал, были направлены на нравственное и духовное развитие обучающихся. Целью образования Ушинский ставил не науку, а самого человека, его нравственное развитие. Народный идеал в национальной системе К. Д. Ушинского выступал как цель воспитания, которой подчиняются все другие компоненты. Средствами формирования идеала в первую очередь являлись родной язык, литература и история. В связи с этим при составлении книги для обучения детей младшего возраста «Родное слово» он внес коррективы в имевшиеся произведения литературы и вместе с Л. Н. Модзалевским написал некоторые рассказы и стихи на нравственные темы, обращая особое внимание на их эмоциональное воздействие. Основные педагогические принципы, принятые К. Д. Ушинским: необходимо учитывать психологические возрастные особенности развития детей; процесс обучения должен быть последовательным и доступным пониманию ребенка; процесс обучения должен быть наглядным и использовать демонстрацию; процесс обучения должен прививать детям стремление к познанию». [1] Новатор Ушинский ратовал за обязательное всеобщее образование для представителей любого сословия, одинаковое для мужчин и для женщин, утверждал, что индивидуальный опыт педагога не может стать единственной основой для педагогики - он может быть ошибочным и субъективным, - в основе педагогики должна лежать научная теория и систематизированный опыт многих служителей образования.
Основной проблемой воспитания патриотизма является необходимость понимания того, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. В настоящее время одной из главных целей дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС по ФОП ДО по программе «От рождения до школы» в ее вариативную часть надо включать темы воспитания ребенка, который будет любить и знать свой край. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
-познакомить ребенка с историей и современностью своего города;
-сформировать представление о различных сторонах жизни своего родного города;
-способствовать становлению и развитию семьи;
-развивать краеведение в каждом детском саду.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем –это занятия по познавательному развитию. Для этой цели мы можем использовать приемы сравнения, вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают представить в сознании детей картины нашего прошлого бытия, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции позволяют показать разнообразие животного и растительного мира нашей области, приближенных к натуральным. Познакомить детей с подвигами воинов ВОВ, посещением музеев-диорам, памятников. Встречи с участниками ВОВ, воинами- интернационалистами, работниками МЧС –вызывают у детей уважение к героям. Рассказ участника во время встречи надолго останется в памяти ребенка. Детей также надо знакомить с героическим прошлым нашей страны и с ее настоящим: успехами космонавтики, строительством гигантских магистралей. Так как ведущая деятельность детей -это игра, используем различные виды игр в своей краеведческой работе. («Назови памятники нашего города», «В каком городе я живу»). По данному направлению должны проводиться праздники и развлечения (25 февраля-день освобождения Воронежа, «Мой прадедушка герой!», «Книга Памяти»). Народные праздники, краеведческие викторины, тематические развлечения (о труде, родном крае, природе, хлебе, «Игрушка из бабушкиного сундука», мини-музеи). Воспитатель должен осознавать, что посещение музея - это не развлечение, а серьезная работа и поэтому нужно готовиться к нему. Посещать его нужно, когда дети не устали и готовы к восприятию. В детской игре отражается окружающая действительность-это способ познания окружающего мира, который дается ребенку в яркой, доступной и интересной форме. В ней ребенок искренен, непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию к героям войны, к Армии, чувство любви к Родине. У малыша оно начинается с любви к матери, членам семьи, своему дому. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигается, и ребенок оказывается способным любить город, село, где он живет-он начинает любить свою Родину. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. За последнее столетие изменилась не просто жизнь, изменилось духовное состояние всего народа. У молодых людей, нынешних призывников, наблюдается утрата привычных духовных ценностей, интереса к военной службе. И все-таки среди молодежи проявляется жажда быть патриотом, гордость за свою страну, за ее место в мире в связи с последними событиями и желанием помочь своей Родине. Главнейшее требование выдающегося педагога Ушинского заключалось в том, чтобы с ранних лет дети знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Важно узнавать ребенка таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Таким образом, дошкольники будут воспринимать окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявятся в гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста в соответствии с великими трудами Константина Дмитриевича Ушинского - русского педагога, писателя, одного из основоположников научной педагогики в России «учителя русских учителей» и ФОП дошкольного образования. Литература:
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1989. С. 19.
2."Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль идей классиков педагогики в развитии практики дошкольного образования
Детство - важнейший период человеческой жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и се...
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее»
В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от...
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемСовременное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее...
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования
Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования.
К.Д. Ушинский об образовании....
Идеи К.Д.Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошк...
Семинар – практикум тема: « Здоровьесберегающая педагогика как обязательный компонент дошкольного образования на современном этапе».
Сообщение по теме: « Национальные подвижные игры на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста» .Цель мероприятия: Совершенствование обра...