Эссе "Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе"
статья на тему
Мое виденье педагогической деятельности в условиях современного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse-_osnovnye_tendentsii_razvitiya_doshkonogo_detstva_na_sovremennom_etape.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе воспитателя Чаплиевой Натальи Валерьевны.
На тему: «Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«центр развития - детский сад №22»
«У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей…»
В.Г. Белинский
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг. Задача воспитателей заключается в том, чтоб в каждом возрасте мы могли создавать образовательные ситуации естественной жизни детей, которые максимально развивают их общие способности.
Согласно концепции, самоценности дошкольного периода развития, разработанной А.В. Запорожцем, основной путь развития — ребёнка- это амплификация, т.е. обогащение, расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
Развитие способностей ребёнка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление форм происходит к концу дошкольного возраста. Согласно теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностях.
Одной из задач воспитания в современных условиях является содействие развитию активности в ребенке. Так, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования в п. 1.4. отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка педагогами инициативы детей в различных видах деятельности. А в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Т.И. Юстус в своей статье «Инициативность дошкольников как образовательный результат», отмечает, что для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.
В качестве таких условий я вижу следующие:
- опыт пробы своего действия в социально заданных рамках
- опыт удивления, обнаружения своего интереса
- социальная поддержка достижений
- не директивная помощь детям (косвенное руководство) в условиях развивающего, а не авторитарного общения.
Создание мною данных условий позволяют видеть проявления инициативы в познавательной деятельности к концу дошкольного возраста.
Современные тенденции ДО требуют от педагога соответствующей технологической компетентности, так в своей работе с детьми я приоритетными технологиями считаю:
- организация игры с неоформленным материалом
- метод проектов как организация жизни группы, исходя из детских интересов и вопросов
- особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом.
Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди. Возникла необходимость использования новых педагогических технологий для развития личностных качеств ребёнка. Так в своей работе я ищу не ординарные методы взаимодействия с детьми. Одним из видов детской деятельности используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является продуктивная творческая деятельность детей художественное конструирование.
Наблюдая желание детей играть с различными видами конструкторов, возникла идея познакомить их с конструированием из плоских элементов (разнообразных геометрических фигур). Но как же увлечь детей художественным конструированием? Для этого спровоцировала познавательный интерес детей, организовала так, что дети обнаружили интересные коробочки с необычным материалом (геометрические фигуры из разных видов ткани). Предоставила им возможность свободно манипулировать, изучать их свойства, делать открытия (что эти формы держатся на фланелеграфе).
Дети предложили, что с помощью ткани разной формы можно создавать отдельные объекты или композиции:
- по собственному замыслу;
- по сюжету литературных произведений;
- по определённой модели, т.е. активно используется метод моделирования.
Так по инициативе детей сначала стали придумывать композиции. Постепенно у детей стал возникать интерес к продуктивной конструктивной художественной деятельности; желание воспроизвести на стационарном стенде знакомые предметы, персонажей сказок, сюжеты; совершенствуются навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослым; развиваются сенсорные способности и разнообразные формы символизации - продукт самостоятельности; продукт творческой деятельности детей и её результат. Затем решили включить художественное конструирование из ткани, в работу с детьми как кружок. На основании желания детей в дальнейшем я разработала план работы по темам и месяцам. И придерживаясь заданных тем, мы ведём дальнейшую работу. Но важно учитывать такой момент – если детям задаётся, какая - то тема, например, по сказке «Гуси лебеди», а кто-то из детей хочет сделать какую-то свою композицию, то я соглашаюсь с его мнением и решением. Главное в данной культурной практике не навредить, не отбить желания и прислушиваться к желанию детей.
Детям хочется, чтоб работы не только увидели сверстники, но и родители. Мы стали к работе привлекать родителей, организовывать выставки, вернисажи, оформлять презентации из фотографий работ по художественному конструированию. Родители поняли значимость такого взаимодействия и привлечения детей к деятельности по художественному конструированию. Стали активно с нами сотрудничать и оказывать посильную помощь.
Основная цель данной культурной практики, состоит в том, чтобы у детей возникла мотивация и интерес к творческой продуктивной деятельности.
В заключении отмечу, что в ходе реализации данной культурной практики у детей развивается потребность в творческой деятельности, инициатива, фантазия, любознательность, самостоятельность. Изменилась среда в группе. Выросла вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс. Эти изменения актуальны и соответствуют требованиям ФГОС ДО.
А я как современный педагог не собираюсь останавливаться в своём развитии и обязательно должна совершенствовать свои знания дальше. Ведь, на современном этапе основные тенденции развития дошкольного детства обязуют нас – воспитателей к самообразованию, поиску новых путей, и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта - всё это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной и многообразной. Я считаю, чтобы быть успешным в нашем быстро меняющемся мире, необходимо обладать, способностью легко адаптироваться в нем. Современный человек должен понимать закономерности развития мира, свое место в нем, уметь ориентироваться в окружающей среде и быть ответственным за свои действия. Главный путь познания - опыт, он делает осмысленным поведение человека и позволяет ему чувствовать себя комфортно в сложнейших ситуациях.
Детство – важный период в жизни ребенка, который не проходит бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...
Публикация материала во Всероссийском заочном нсеминаре «Дошкольное образование на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся),
laquo;НАУРАША-ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»...
Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....
Презентация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе».
В презентации представлены материалы, отражающие современное состояние и проблемы речевого здоровья дошкольников, факторы влияющие на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. Предназначена для пе...
Развитие художественно-эстетического творчества детей дошкольного возраста на современном этапе
В статье рассказывается о художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС....
Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»
Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....
Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....