Особенности поведения детей с ОВЗ (с особыми образовательными потребностями)
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дети с ОВЗ - это кране не однородная группа. Их физиологические и психологические особенности развития оказывают большое влияние на развитие социально-коммуникативно сферы, на поведенческие особенности. И, учитывая это, мы поговорим об эффективных приемах работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povedenie_ovz.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуации поведения  детей с ОВЗ –  с

О  собенными

В  оспитательными

З  адачами .

2 СЛАЙД

Поведенческие особенности детей с ОВЗ.

РДА

  • Избегает прикосновений,
  • Стереотипии в деятельности .
  • Ходьба, бег по кругу, стремление вверх и «под».

ТНР

  • аффективные реакции на непонимание или осмеяние  сказанного ими.
  • Повышенная впечатлительность, обидчивость. 

ОДА (ДЦП).

  • Импульсивны, процесс возбуждения  не поддается контролю.

ЗПР

  • ЗПР констит. происхождения, -инфантильные со склонностью к демонстративному поведению– поведение на 1год младше.
  • пониженная критичность к себе и повышенная требовательность к другим
  • ЗПР –соматики – плаксивы, обидчивы, утомляемы.
  • ЗПР психогенного происхождения  - обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые не могут обеспечить должную стимуляцию развития психики ребенка.

Этот слайд подводит краткие итоги сказанному. И мне бы хотелось пригласить Вас на игру «ЭТО ОБО МНЕ!». Я раздам вам листочки с описанием поведенческой особенности. Прочтите её. Я буду поднимать карточки с вариантом ОВЗ, а вы зачитайте те возможные поведенческие проявления, которые присущи таким детям.

3 СЛАЙД

КТО ЭТО?
ПОЧЕМУ ТАК СЕБЯ ВЕДЕТ?
ЧТО ДЕЛАТЬ?

А теперь предлагаю рассмотреть конкретные ситуации и найти оптимально эффективный путь решения.

Демонстратора  с нормой  лишаем зрителей – поди подумай – будешь готов – приходи, я буду тебе рада, а сейчас ты мешаешь моим друзьям, а я наказывать тебя не хочу, ведь и ты мой друг.

Демонстратора с ОВЗ – лишаем внимания – посиди рядом…

4 СЛАЙД

1 ситуация.

Дети одеваются на прогулку, а ОН бегает, хохочет, всех толкает.

  • Кто это?
  • Кинестетик?
  • Гиперактик?
  • Демонстратор ?
  • А, если он ребенок с ОВЗ, то ЭТО…….

Почему так себя ведет?

1.ПЕРЕВОЗБУЖДЕН

2. ДЕМОНСТРАТОР

3. ПРОБА ГРАНИЦ

4. ИНФАНТИЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

5.  КОСА НА КАМЕНЬ – НА ЗЛО

Что делать?

Замечание, отвлечение, назидание , наказание, игнорирование,  дать поручение, беседа – рассуждение,  применение стратегии совладания снятие зажимов, поведенческое дистанцирование, юмор, снижение психомышечного напряжения.

беседа – рассуждение («Лесенка», «Мостик»),  

(Коппинг - «совладающее поведение». По Л.И. Анцыфероваой – применение способов выражения гнева),

ОПЫТ –

  1. направить энергию в мирное русло – соревнование (Юра!не подведи мальчиков!) Кто большим детям поможет – я или ты?
  2. Изменить вектор  - Я вижу у тебя много сил, ты активный, иди с Аней в десант добра (с косыночками). – помогаем младшим.

5 СЛАЙД

Приемы рассуждений.

Рассуждение с помощью «Лесенки».

  • подводит к умению прогнозировать последствия поступков (дети проговаривают каждый шаг персонажа от первого лица; продвигаясь ступенька за ступенькой по «Лесенке», они наглядно видят последствия поступка).

Рассуждение с помощью приема  «Мостик».

  • алгоритм конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (в основу приема положена технология решения конфликтов, описанная Ю.Б. Гиппенрейтер). Это «встречные шаги» двух конфликтующих сторон по «Мостику»:
  •  выяснить, что хочешь ты, а что хочет твой друг;
     что можно сделать, чтобы было хорошо и тебе, и твоему другу;
     выбрать одно решение, с которым согласен ты и твой друг.

Попробуем беседу рассуждение «Лесенка».

Ты отобрал игрушку у Саши (это хорошо или плохо) , Саша…….. Ты в ответ….. (значит ты шагнул к добру или нет?). Теперь Саша……. А другие дети?....  А воспитатель?......А ты……..

КАК БЫТЬ? Попрошу – А ЕСЛИ НЕ ДАСТ? – уговорю, обменяюсь, буду играть по очереди, вместе…..

6 СЛАЙД

2 Ситуация

  • Агрессивный ребенок  учинил драку.

Кто из детей с ОВЗ чаще всего бывает агрессивен?

Что делать ?

Разводим   1

Предлагаем альтернативу

Ищем пути примирения.

Выясняем причину, беседуем с обоими («Мостик» со сменой ролей).. 

Беседуем с зачинщиком.

Агрессантом может быть любой, но чаще всего это слабослышащие и УО.

  1. Разводим и исключаем визуальный и телесный контакт.
  2. Предлагаем посидеть и подумать. Хотите рассказать –я рядом.  Кто готов к переговорам – позвоните в колокольчик.
  3. Переговоры вдвоем? Со мной? Если решили – позвоните!
  1. 7СЛАЙД

УЧИМ СПРАВЛЯТЬСЯ С ГНЕВОМ.

Позитивное проявление гнева:

  • ТОПНИ НОГОЙ.
  • СЖИМАЙ И РАЗЖИМАЙ КУЛАКИ ПО ОЧЕРЕДИ И ГОВОРИ С ОБИДЧИКОМ. РАЗОРВИ И СКОМКАЙ И БРОСЬ БУМАГУ
  • КРИКНИ «СТОП! ВСЕ! ХВАТИТ!»

Правила совладания:

  • ОТВЕРНИСЬ (ОТОЙДИ). ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ.
  • ВДОХНИ И МЕДЛЕННО ВЫДОХНИ
  • ПОДОЙДИ И СКАЖИ – МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА…

ЧТО  ДЕЛАТЬ  ДРУГИМ? 

Коппинг – технология совладания

Что делать с детьми, которые стали свидетелями драки? Если не делать ничего – то мы вырастим безразличных наблюдателей-щелкунов.

8 СЛАЙД

  • 3 ситуация - Истерика на «ровном месте».

Кто это?

  • Органическая ЗПР (ВЧД).
  • РАС. (симптоматика)
  • Дети ПЗ (пед запущ.).
  • Избалованный

Почему так себя ведет?

Болит голова.

Привык так добиваться своего.

Сигнал – мне плохо!

Что делать?

  • Кого  можно отвлечь игрой
  • Кого нельзя успокоить прикосновениями?
  • Кого нельзя оставить одного? 

Истерят чаще всего именно перечисленные категории, только смысл у них разный. Хотя причина может быть одна.

ЗПР – разлитое возбуждение привело к потопу – ХОЧУ ТИШИНЫ, ПРИЖМИ МЕНЯ К СЕБЕ,  МНЕ ПЛОХО.  Можно даже отвести спать.

РАС – все вон! Оставьте меня в покое! (можно накрыть, отвести в спальню.

ПЗ – делай как я хочу! Можно игнорировать и говорить рядом.

9 СЛАЙД

  1. 4 ситуация. Нарушил уговор – не ходить за веранду.

КТО ЭТО?

Одиночка?

Жертва обстоятельств (Там тайник…).

А, если он ребенок с ОВЗ, то ЭТО…….

Почему так себя ведет?

1.ПЕРЕВОЗБУЖДЕН

2. ДЕМОНСТРАТОР

3. ПРОБА ГРАНИЦ

4. ИНФАНТИЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

5.  КОСА НА КАМЕНЬ – НА ЗЛО

Что делать?

Замечание, назидание , наказание, игнорирование,  беседа («Лесенка»,) юмор, 

Следовать договору и придерживаться данного слова могут дети на 5 году жизни. (ПОЧЕМУ?).

Ничего не значит общее и индивидуальное обещание для ребенка с РАС. Вы просили дать слово – он дал.  Та же реакция и у детей с УО. Они и после наказания пойдут. Ведь отбывший наказание уже не виноват!

10 СЛАЙД

5 ситуация. Подбежал и сломал  постройку детей, ввязался в драку с защитниками постройки.

  • КТО ЭТО?

Если он ребенок с ОВЗ, то ЭТО…….

  • А, если нет, то…….

Почему так себя ведет?

1.ПЕРЕВОЗБУЖДЕН 2. ДЕМОНСТРАТОР 3. ПРОБА ГРАНИЦ

4. ИНФАНТИЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ 5.  КОСА НА КАМЕНЬ – НА ЗЛО

  • Что делать?
  • Замечание, назидание , наказание, игнорирование,  беседа («Лесенка»), юмор,

Правило всем и всегда – сломал –исправь! Это закон группы. И он для всех!!!!!

11 СЛАЙД

ВОТ КАК  БЫВАЕТ……

Ребенок начинает лгать. (наговаривать на других с  негативным умыслом).

Лгут тем, кого боятся или очень от них зависимы, тем, кого не любят или кому завидуют.

Хватается сразу за многое, не доводя прежнее до конца. 

Берет чужое.

Появляется вымышленный друг.

ПОЧЕМУ ЭТО БЫВАЕТ?

Во внутреннем мире ребенка появилась проблема.  

Он меняет не устраивающую его действительность.

 Ему плохо, а он не понимает, что с этим делать.

Ребенок не в состоянии решить сложные проблемы

Лжет – испытывает сомнения в вашем расположении. Значит дали повод. А дома не так? А может он подражает, а может хочет соответствовать вашим требованиям ( вот мама и посуду помыла, и постирала, и кушать приготовила и убралась, а ты….)

За все хватается – а вы не так?

Берет чужое:

Борец за справедливость -мне тоже хочется самолетик. А у меня нет. А у него уже был. Так не честно.

12 СЛАЙД

Что делать?

  • Развивать коммуникативные навыки – управлять своим голосом (высотой, громкостью…), учить, выслушивать и 4 шагам поведения во время обид.
  • Развитие «3 СО» - сотрудничество, сопереживание, сорадование. Умение объяснить, понять, договориться, уступить, порадоваться за другого.
  •  Развитие эмпатии – понимать  и демонстрировать эмоции, разбираться в причинах поступков, делать не однозначные выводы (не 1 решение у ситуации).

Коммуникативная компетентность подразумевает в первую очередь  - умение  трех СО сотрудничать, сопереживать,   сорадоваться. Вот сорадоваться детям иногда трудно. Особенно, если радость другого сопряжена с победой. Хорошо помогают игры с кубиком, игры в паре, где надо обязательно поздравить победителя. Важно еще научить детей 4 СО – совладанию, дав им позитивные  способы поведения в разных ситуациях.

13 СЛАЙД

4 шага поведения во время обид

ЕСЛИ ОБИДЕЛИ ТЕБЯ

  • Отвернись,
  • Улыбнись,
  • Вспомни радость,
  • Обнимись и помирись!

ЕСЛИ ОБИДЕЛ ТЫ

  • Извинись,
  • Все исправь,
  • И скажи, что ты не прав.
  • ПОМНИ:
  • Над чужой бедой посмеёшься – в своей беде захлебнешься!

Вот например как вести себя, если ты обижен, или обидел ты.

14 СЛАЙД

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

  • Делает вид, что не слышал нашего замечания.
  • Делает все наоборот демонстративно.
  • Начинает спорить и даже бить взрослого.

ПОЧЕМУ ЭТО БЫВАЕТ?

Ребенок начинает экспериментировать.

  •  Он хочет почувствовать некие люфты, зазоры между «надо» и «хочется», «можно» и «нельзя»и понять последствия. Он еще не хозяин своим чувствам.

Несколько слов о сложных поведенческих проблемах.

Почему ребенок экспериментирует – потому что интересно, что будет,  ЕСЛИ… А ЕСЛИ еще раз…

  1. СЛАЙД

Что делать?

  • ВВОДИМ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРАВИЛА
  • Что нельзя, нельзя всегда и для всех.
  • Я как ты – посмотри со стороны.

Если в группе нельзя говорить за столом, то это нельзя никому! Иначе правило превращается в запрет. А запрет для многих людей –адамово яблоко. И потом обидно, вам можно, а мне нет! Все работают до 7, а Мария Ивановну отпускают раньше на час – обидно?

16 СЛАЙД

Способы формирования психологического здоровья детей:

упражнения – кинезотерапия, цветотерапия; минибеседа – день прошел – что принес,

этюды на выражение, понимание и демонстрацию эмоций;

решение проблемно-практических ситуаций – подарок другу, письмо заболевшему…;

элементы арттерапии;

подвижные игры с четким выполнением правил, с возможностью выбора ( ВЫРУЧАЛОЧКА);

чтение и анализ сказок, ситуаций;

психотренинг – обнималочки, ПТК, мини-АТ.

В группах ушло куда-то написание писем заболевшему, подарок-секрет ребенку, ставшему старшим ребенком в семье, концерты для малышей – не шоу, а просто от души…

17 СЛАЙД

Н  А  К  А  З  А  Н  И  Е .

  • Наказание не исправляет поведение ребенка, а преображает его.
  • Наказания позволяют ребенку чувствовать  себя отвергнутым.
  • Наказание нередко порождает враждебное чувство к наказавшим, что приводит к еще большим конфликтам.
  • Частые наказания становятся нормой жизни и приводят к хроническому непослушанию.
  • Непослушание – это иногда способ привлечения к себе внимания других. Плохое поведение всегда привлекает внимание.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда. Да провинность без наказания ведет к другой провинности. Но это отдельный очень большой разговор. О формах, времени, содержании. Скажу,  например для того, чтобы задумались. Наказание сидением за столом кинестетика и холерика и ребенка с РАС и с УО – бесполезная процедура. Кроме того поситеть за столом за то, что обидел другого…. Более, чем странно…  А как еще могут наказывать в ДО?

18 - 19 СЛАЙД

Важно знать, что:

1. Между послушанием и наказанием нет никакой связи!

Вместо того чтобы упрекать ребенка за плохое поведение или непослушание, выразим свое огорчение: « Мне так жалко, что ты так поступил. Ведь теперь стало плохо и мне и тебе. Я знаю, что ты и сам не рад…Я то знаю, что ты можешь…, а если не получается позови меня – я всегда рядом!.»

20 СЛАЙД

2. «Послушарики» – это плохо…

  • Чересчур правильный ребенок не умеет (или боится) выражать негативные эмоции. Они накапливаются и получается, что такой хороший, правильный ребенок обращает негативные эмоции против себя. Появляется внутренняя агрессия, которая, в первую очередь, ослабляет здоровье - ребенок начинает часто болеть, у него ослаблен иммунитет (как будто наказывает самого себя за то, что у него посмели возникнуть такие "плохие" эмоции). Сильно страдает самооценка. Такие дети склонны всех прощать, при этом часто испытывают чувство вины (необоснованное), недооценивают себя.

Загнанные внутрь эмоции способны разрушить не только душу, но и здоровье.

21 СЛАЙД

3. ВЕЛОСИПЕД И ГРАБЛИ У КАЖДОГО СВОИ

  • Дайте возможность столкнуться с результатом его поведения.
  • Покажите всю некрасочность поведения со стороны.
  • Помогите лобным долям.
  • Научите справляться с собой. (игры МЭС, соревнования, игры на победителя,)
  • Беседы. инсценировки проблемных ситуаций, вникайте и вместе анализируйте причины каждого осложнения в жизни ребенка.
  • Учите находить причины и следствия поступков.

Ребенок не видит себя со стороны. Надо помочь ему. Некоторым помогает «кино про меня», другим – «эхо тактика».

Поиграем в игры МЭС – малой экстремальной ситуации. ОБРУЧ.

22 СЛАЙД

Способы договора

  • 1. орел-решка (черное, белое…)
  • 2. Считалка.
  • 3. палочка –выбиралочка.
  • 4. мини-бой (кто больше простоит на 1 ноге, армреслинг,…)
  • 5. случайный - Камень-ножницы-бумага.

Дети знают очень мало считалок и редко их используют – а ведь это тоже некий прием совладания.

24 СЛАЙД

Формулируем выводы. 

84АНТИСОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. 

Чрезмерное непослушание, агрессия, капризность, упрямство,

социальная дезадаптация.

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ  СФЕРЫ

Не способен контролировать свое поведение,

сдержаться, уступить, договориться.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

ЧАСТО эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения.

На этом слайде представлены сложности поведения по котором просто диагностируется проблема – это антисоциальная мотивация,  - и тогда главное - показать ребенку невраждебность среды.

Если это нарушение связано с волевой сферой – в начале учим контролю, сначала телесному (смена движений по сигналу, через ритмопластику) ТАНЕЦ  ТЕЛА. Потом учим приемам совладания (коппинг – стратегии).

25 СЛАЙД

Детские роли в семье -

«Козёл отпущения» - отводит от себя негативные эмоции родителей.

«Любимчик» - преувеличенная любовь к ребёнку.

«Беби» - ему предписано быть в семье только ребёнком,

от которого ничего не зависит.

«Примиритель» - рано включившийся в сложности жизни семьи,

выполняет роль взрослого.

«Болезненный ребёнок»,

«Ужасный ребёнок»,

«Золушка».

Стили семейного воспитания:

Авторитарный стиль

Разрешительно - попустительский стиль

Демократический стиль  

Установки детей по отношению к родителям и к себе: 

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже».

«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» .

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам».

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» .

Основную роль в вопросах воспитания играет семья. Но это отдельный большой вопрос. На слайде лишь анонсы тем, которые необходимо поднимать в работе с родителями детей с ОВЗ. И моя любимая тема – «Родительское программирование».

26 СЛАЙД

Алгоритм действий ПКС (педагогов коррекционного сопровождения).

1. Заявление (педагога – ребенка- родителя) – собеседования о предпринятых и предполагаемых действиях.

  • 2. СПП – скорая психологическая помощь – способы «устранения» негативных составляющих.
  • 3. Поиск причин: собеседования со всеми участниками пед. процесса, наблюдение, диагностика.
  • 4. Заключения, рекомендации.
  • 5. Коррекционные мероприятия (тренинг альтернативного поведения).

Ведь педагоги иногда просто теряются и не у всех есть опыт действий  в подобных ситуациях. У них нет представления об обязательных первых шагах.  И иногда их справедливые требования наталкиваются на протест со стороны детей, что еще больше усугубляет ситуацию, а надо было просто не бороться за правду, а погасить  огонь, не швыряя в него камни, пусть и праведного гнева. Невольно делать все для его распространения.

27 СЛАЙД

ПРЕДЛАГАЮ

  • Разработать пакет скорой психологической помощи в сложных поведенческих проявлениях для педагогов.
  • 1. агрессивные проявления
  • 2. вербальный конфликт
  • 3. невротические проявления.
  • 4. демонстратор
  • 5. «воришка».
  • 6. «Маленький лжец»

28-34  СЛАЙД    ИГРА

35-ПРОЩАЛОЧКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на осно...

Восприятие у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Пошаговые занятия по восприятию для детей с ООП дошкольного возраста...

Восприятие у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Пошаговые занятия по восприятию для детей с ООП дошкольного возраста...

Восприятие у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Пошаговые занятия по восприятию у детей с ООП дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

В конспекте описывается цель, задачи, формы работы с детьми, здоровьесберегающие технологии и приёмы, интеграция образовательных областей, опорная схема образовательной деятельности и технологическая ...

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помог...