Использование пальчиковых игр и упражнений в работе педагога -психолога
статья по коррекционной педагогике на тему
В работе представлен опыт работы по использованию пальчиковых игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_i_uprazhneniya.docx | 55.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пальчиковых игр и упражнений в работе педагога- психолога дошкольного учреждения.
Пальчиковые игры и упражнения играют положительную роль в работе педагога-психолога.
1.В первую очередь, при поступлении ребёнка в детский сад, когда он проходит через адаптационный период. Очень часто необходимо мгновенно переключить внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокоить. Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений – поэтому они подходят для самых маленьких. Кроме того, игры и упражнения:
- учат малышей повторять за нами, взрослыми развивают подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учат напрягать и расслаблять мышцы, переключатся с одного движения на другое;
- развивают умение сохранять на некоторое время положение пальцев.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые игры и упражнения доставят им особую радость.
- Пальчики.
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)
- Шалун.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.)
2.Использование пальчиковых игр и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях по развитию познавательных процессов:
- Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые центры головного мозга, учится вслушиваться в нашу речь и её понимать, повышается речевая активность, да и просто создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера.
- Развиваем внимание. Учим ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! И нам нужно помогать ребёнку его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок может научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
- Развиваем память. При выполнении пальчиковых игр и упражнений нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений. Да и просто стихи.
- Развиваем фантазию и воображение. С помощью пальчиковых игр и упражнений руками можно «рассказывать» целые истории. Сначала пусть покажет взрослый. А уж потом и ребёнок сможет сочинять свои «пальчиковые истории».
- Непослушная считалка.
Посчитаем? Это — раз!
Загибаем? Это — два!
Продолжаем? Три, четыре...
Где же пятый?! Во — смотрите!
Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой...
Пиф-паф ой-ой-ой!!!
Да, девятый — он такой!
Сколько пальчиков всего?
Ровно десять! О-го-го!!!!
- Маленькие гномики.
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
- Дни недели.
В понедельник я стирала,
(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(машем ладошками к себе)
3.Использование пальчиковых упражнений на занятиях по развитию мелкой моторики. При систематическом выполнении этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими. А это так поможет в освоении навыка письма.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
- Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
- Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
- Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
- Цветок (то же, но пальцы разъединены).
- Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
- Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога.
Приёмы снятия внутренней напряжённости у детей в работе психолога и педагога . Описание приёмов работы с мультипликационными фильмами в целях психокоррекции и оптимизации процесса социализации д...
Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.
Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии...
Использование интерактивного оборудования Smart notebook в работе педагога-психолога
В призентации показано как можно испальзовать смарт доску для развивающих занятий...
Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
В материале представлена авторская настольная игра «Волшебное путешествие» для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие у детей коммуникативной сферы (в частности, н...
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в работе педагога-психолога в ДОУ
Мы живем в веке информационных технологий, где компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В настоящее время даже двухлетний...
Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...
Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...