Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в работе педагога-психолога в ДОУ
план-конспект занятия на тему
Мы живем в веке информационных технологий, где компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В настоящее время даже двухлетний ребенок умеет пользоваться планшетом и компьютером. В связи с этим, эффективное использование информационно-компьютерных технологийв учебном процессе является актуальной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в работе
педагога-психолога в ДОУ.
Мы живем в веке информационных технологий, где компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В настоящее время даже двухлетний ребенок умеет пользоваться планшетом и компьютером. В связи с этим, эффективное использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой.
Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю. Использование информационно-компьютерных технологий становится нормой для воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений [1].
С 01 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДОО), где определены требования к педагогам. В частности, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [4].
Новоселова С.Л. отмечает, что современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских детских садах, зарубежных институтах раннего развития, а так же наладить контакты с ведущими специалистами в области образования. Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернета в дошкольное образование [3].
Использование интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно зрелищным, комфортным [3].
Моторин В.В. отмечает, что подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций, как отмечает автор, позволяет построить учебно-воспитательный процесс в основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности [2].
Таким образом, в современном детском саду ИКТ технологии широко применяются в работе педагога-психолога в различных направлениях.
Диагностическая работа. Как правило, большую часть времени педагог-психолог отводит проведению диагностических исследований. В данном случае мы так же используем ИКТ технологии.
Выделим преимущества проведение компьютерной психодиагностики:
1) огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами;
2) широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение) позволяют лучше моделировать живую реальность, что обусловливает более полное восприятие информации;
3) возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности и др.);
4) интерактивность компьютерных программ и др.
Коррекционно-развивающая работа, где психолог может применять компьютерные игры. Их использование способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших психических функций (памяти, внимания, мышления); повышению мотивации детей. При коррекции основных личностных, поведенческих и эмоциональных нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.) компьютерные игры выступают в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки (это некий посредник, замещающий живых участников общения).
Профилактическая и консультационная работа.
В работе с коллегами подразумевает участие в работе профессиональных сетевых сообществах, on-line конференциях, вебинарах, а так же использование информационных интернет – ресурсов. Так же педагог-психолог обменивается информацией с коллегами с помощью электронной почты, а так же размещает материал на своем блоге.
Работа с родителями. Родители с удовольствием посещают собрания и воспринимают информацию в виде презентаций, слайд фильмов, где отражены разные виды деятельности детей: учебная, игровая, трудовая, развлекательная. Стенды в кабинете любого специалиста, как и в детской группе, требуют постоянного обновления, и всегда это поиск новых идей в сети Интернет.
В профилактической и консультационной работе использование ИКТ технологий имеет следующие преимущества:
1. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету позволяет находить на сайтах необходимые информационные материалы по детской психологии.
2. Быстрота в самостоятельном изготовлении памяток, буклетов содержащих материалы по проблемам развития, воспитания детей, а так же для работы с педагогами и родителями.
3. Возможность опосредованного консультирования и просвещения родителей, педагогов используя Интернет.
Вместе с тем, ИКТ технологии широко применяются для саморазвития самого психолога. В частности, это дает возможность находить в Интернете электронные учебники, статьи по необходимой тематике, знакомится с новостями психологических исследований, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.
В результате использования ИКТ технологий, мы отметили:
- дети стали более активными на занятиях;
- улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать;
- у детей более активно стали развиваться познавательные способности и интеллект;
- прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему;
- повышается мотивация к процессу обучения;
- родители получили возможность видеть процесс работы с детьми, а так же динамику в развитии;
- родители стали более заинтересованными во взаимодействии со специалистами;
- педагоги минимизировали временные и материальные затраты для подготовки и проведения НОД с детьми;
- педагоги повысили уровень владения средствами ИКТ.
Итак, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
Таким образом, система образования в современном мире предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. По этому, внедрение и использованиеинформационно-компьютерных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, а так же обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным стандартам образования.
Список литературы:
- Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.– М.: Центр "Педагогический поиск", 2003. – 256 с.
- Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 12.-С.42-46
- Новоселова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я.-2003.-№ 1.-С.6-13
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с., с. 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога
Предлагается опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БОС-ТЕХНОЛОГИЙ» В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Высокие стрессовые и эмоциональные нагрузки не проходят для здоровья человека бесследно, в частности наблюдается значительное увеличение распространенности психосоматических и нервно-психических наруш...
Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"
Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом в работе с детьми со зрительной патологией....
Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников
статья: Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Современные условия модернизации образования требуют от педагога-психолога качественного выполнения ряда функций: профессиональных, методических, психологических. Стремительная информатизация общества...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ
Применение ИКТ технологий. Диагностическая работа. Методическая работа. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родите...