СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Статья о необходимости создания условий для успешной социальтной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Согласно современному подходу, об отклонении в развитии можно говорить тогда, когда возникает несоответствие возможностей данного ребенка общепринятым социальным ожиданиям. Например, дошкольным образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е., когда налицо ограничение социальных возможностей.
В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Специальная педагогика реагирует на развитие общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно–развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта.
К числу первоочередных задач современной специальной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с нарушениями интеллекта, его социальной адаптации.
Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта изучались такими исследователями как М. Г. Блюмина, Л. И. Аксенова, Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Н. Л. Белопольская, А. Р. Маллер, О. П. Гаврилушкина, Л. М. Шипицина, И. А. Коробейников, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.
Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания отправление в жизнь аномального ребёнка, т.е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигает социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время [2].
Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Явление социализации определяется как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, а осуществляется в процессе адаптации.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации [4].
Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса.
Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
Для детей с нарушениями интеллекта характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, имеют недостатки координации движений, плохо развитую мелкую моторику, повышенную утомляемость. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях.
В качестве критериев адаптационных возможностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта выступают игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.
В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых дошкольников должны решаться следующие задачи [3]:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
2. Развитие интереса у ребенка к положительному взаимодействию с педагогом и с близкими взрослыми, а также со своими сверстниками.
3. Формирование невербальных и вербальных форм общения, средств и способов усвоения общественного опыта (от совместных действий до действий по речевой инструкции).
4. Создание условий для развития ориентировочных реакций в процессе игровой деятельности.
5. Формирование представлений о себе, о других людях, о предметном мире и об окружающей действительности.
6. Формирование адекватного поведения в ближайшем окружении, привитие детям культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в процессе игры.
7. Бытовая ориентировка и социальная адаптация - как итог всей работы.
Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь дошкольного учреждения с семьёй; применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с особыми образовательными возможностями и целям их воспитания.
Первое условие - проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. В работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта широко используется игра как универсальное средство коррекции [1].
Коррекционное обучение таких детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
Второе условие для благоприятного развития ребёнка - правильная организация его семейного воспитания. Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности.
В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм - как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.
Третье условие - применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.
Также одним из главных условий успешной социализации и социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии предполагает их право на образование, диагностику, охват специальным образованием в вариативных формах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцированное обучение [4].
Для достижения положительных результатов социальной адаптации дошкольников с нарушениями интеллекта обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития и возможностей детей, зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...
проект "Елочка -красавица"(для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервы. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие е...
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
Конспект занятия по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с детьми старшего дошкольного возраста, с нарушением интеллекта средней степени.
Практический материал для проведения занятия....
«Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Вопрос социальной подготовленности ребенка с нарушением интеллектуального развития к жизни в обществе является актуальным вопросом для теоретиков и практиков. В последнее время наше о...
Тематический план по ознакомлению с окружающим миром и социальному развитию для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 год обучения (4-5 лет)
Аннотация к тематическому планированию для работы с детьми разновозрастной дошкольной группы компенсирующей направленности с нарушением интеллектаПредставленное тематическое планирование разработано в...
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха, методическая разработка воспитателя для подготовительной группы...