«Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
статья по коррекционной педагогике

Борисова Ирина Николаевна

 Вопрос социальной подготовленности ребенка с нарушением интеллектуального развития к жизни в обществе  является актуальным вопросом для теоретиков и практиков. В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей. Особое внимание стали уделять тем детям, которые имеют особенности в развитии, а именно теперь наиболее остро  встал вопрос о методах и приемах работы с детьми  c  выраженными нарушениями интеллекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Борисова Ирина Николаевна

I кв. Категории

 Место работы: МБДОУ № 3 «Колосок» С. Айша

I кв. Категории

«Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

       Вопрос социальной подготовленности ребенка с нарушением интеллектуального развития к жизни в обществе  является актуальным вопросом для теоретиков и практиков. В Типовом положении  о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (за 1997 г.) и в проекте Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999г.) говорится о том, что после 30-летнего перерыва, эта категория детей, включенная в систему специального образования, нуждается в наиболее полной социализации и интеграции в общество. В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей. Особое внимание стали уделять тем детям, которые имеют особенности в развитии, а именно теперь наиболее остро  встал вопрос о методах и приемах работы с детьми  c выраженными нарушениями интеллекта.  В этой связи особое внимание должно быть уделено коррекционным методы воспитания для адаптации детей  с нарушением интеллекта. Их применение  в работе с ребенком должно быть ориентировано на решение ряда задач. Среди которых: формирование коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта; формирование у детей навыков культурного поведения умение вести себя в общественных местах, умение выражать свою просьбу, обращения с предметами быта и труда, овладение нравственными нормами и правилами человеческого поведения. Коррекционные методы должны  стимулировать овладение ребенком  с  нарушением  интеллекта в первую очередь выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда. Социальная адаптация - это: постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса. В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Исходя из положения Л.С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, считаем, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями развития протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Между тем, наличие психофизического дефекта и некоторые особенности в поведении и развитии такого ребенка определяют качественное своеобразие протекания этого процесса и необходимость в его специальной организации. Необходимо свою коррекционную  работу  привести в систему. Так в учреждение, куда поступает ребенок с нарушением интеллекта. Необходимо создать группу, в которую будут входить педагог- воспитатель, педагог-психолог. деффектолог-логопед,  врач-психиатр - для того чтобы разработать на ребенка свою, индивидуальную программу. Индивидуальная программа разрабатывается с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка. Каждый специалист проводит своё диагностическое обследование.  После чего, специалисты, разрабатывают  коррекционную программу на мини совете на ребенка. Главным условием коррекционной работы должно быть единое тематическое направление работы, только работая в группе и вместе можно добиться результата. Работа всех специалистов – это координированная работа. Важная роль в социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта отводиться как педагогу – воспитателю, так и родителю. Родитель главный помощник и участник всего коррекционного процесса, который постоянно консультируется и получает рекомендации у специалистов. Так как все полученные навыки, умения, которые получил ребенок, необходимо закреплять в ежедневных занятиях в данном учреждении и дома. Специалисты, учитывая возраст ребенка, весь социальный опыт пытаются преподнести в игровой, доступной форме. Для этого используют разнообразные игровые приемы, красочную наглядность, личный пример. Широко  используется метод М. Монтессори.  Очень важное условие, для улучшения социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта, является окружающая обстановка. Так помещения в учреждении должны быть оборудованы так, чтобы ребенок мог получить тот социальный опыт, с которым он будет встречаться в своей жизни. Воспитатель проводит ежедневную работу по хозяйсвенно-бытовой реабилитации. Сначала это не большие игры- поручения, совместная деятельность с педагогом, затем не сложные трудовые поручения, от которых дети получают удовлетворение. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития. Специалисты ведут ежедневные наблюдения за детьми, и в конце месяца, собираясь на мини совет, вместе с родителями обсуждают, что у ребенка получилось, а  над чем еще необходимо работать. Родители получают так же рекомендации специалистов.

    Проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Таким образом, воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или "особых" детей - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни.

Литература

1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб., 2003.

2. Шипицына Л. М.. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб., 2005.

3. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: Пер. с нем. А. П. Голубева. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к новым социальным условиям

Презентация об адаптации и системе работы педагога-психолога в период сопровождения адаптационного процесса....

Музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В данной найчной публикации описаны цели, задачи и содержание музыкального воспитания с ограниченными возможностями здоровья( умственная отсталость) в младшем дошкольном возрасте....

Конспект открытого занятия с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Формирование мышления.

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста  с нарушением интеллекта. Формирование мышления (3 год обучения).Тема: «Сначала-потом»....

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

Презентация "Игра как средство социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста"

Социальная адаптация – процесс приспособления личности ребёнка к изменяющимся условиям социальной среды в дошкольном учреждении, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер....

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Статья о необходимости создания условий для успешной социальтной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....