«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
статья по окружающему миру по теме

Татьяна Михайловна Лущик

 

Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить через разные виды, одно  из них экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_lushchik.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог

Город Усолье Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 7»

В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя особые, качественно отличающиеся специфические отношения между ребёнком и взрослым (социальная ситуация развития), через определённые виды деятельности, основные психологические достижения ребёнка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности и социальной адаптированности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить через разные виды, одно  из них экологическое воспитание.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Под экологическим образованием дошкольников можно понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Формируя бережное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления. Наше дошкольное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 7» работает в тесном контакте со станцией юных натуралистов.

Совместная  работа со СЮН строится на основе экологического воспитания. Основными  методами обучения являются наблюдение, обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира, с объектами живой и неживой природы; экскурсии, дидактические игры.

 Целью является формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Поставлены задачи:

  1. Формировать у детей практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка.
  2. Воспитывать эмоциональное отношение к природе.
  3. Формировать  эстетическое восприятие к окружающему миру.

Любовь к природе воспитывается на основе любви к своему краю, городу. Всё это можно увидеть через различные экскурсии.

Созданы определённые условия  для  реализации  задач экологического  образования в дошкольном учреждении имеется:

уголок леса, огород, разработаны серии занятий, создан гербарий по лекарственным растениям нашего края, имеется разнообразный дидактический материал по лекарственным растениям, обобщён опыт работы педагога, в групповых помещениях имеется уголки природы с разнообразным цветочным оформлением.

Работа строится на формах  взаимодействия:

  1. Педагогов СЮН  с коллективом ДОУ:  

Педагогические советы, семинары – практикумы, различные консультации, мастер классы, благоустройство участков и территории дошкольного учреждения.

  1. Педагогов СЮН  с детьми:

Совместные мероприятия  по экологии, прогулки по городу, экскурсии – наблюдения, труд в уголках природы, труд на огороде, посещение СЮН, посещение музея природы, различные праздники, развлечения, участие в выставках детских работ.

  1. Педагогов СЮН с родителями воспитанников ДОУ:

Родительские собрания, конкурсы, выставки, анкетирование, выпуск экологических газет, благоустройство территории и участков.

Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

От правильных  построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо  с  детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленее,  богаче.  Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяются далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Родители и педагоги являются первыми проводниками детей в природу.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
  3. Екжанова.Е.А Стребелева.Е.А « Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Москва «Просвещение» 2003.
  4. Екжанова.Е.А Стребелева.Е.А Методические рекомендации к программе    «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Москва «Просвещение» 2009.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса

Проблема экологического воспитания обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть...

Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Чистый город»

Конспект образоваельной деятельности для детей старшего дошкольного возрастас целью формирования основ здорового образа жизни и формирования познавательного интереса к природе...