Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха
методическая разработка (подготовительная группа)
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха, методическая разработка воспитателя для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха №7 "НАДЕЖДА"
Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Подготовила:
воспитатель 4 группы (подготовительная)
Гребенкина Т.А.
Реутов, 2017
Цель: социализация и адаптация детей с нарушением слуха в слышащем социуме
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, обогащать словарь детей вежливыми словами.
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
- Формировать стремление проявлять заботу о товарищах, оказывать помощь, при необходимости просить о помощи взрослого или старшего товарища.
- Воспитывать у детей старшего возраста чувство ответственности за себя и за детей младшей группы.
- Формировать навык самостоятельного речевого высказывания.
- Повышать уровень разборчивости речи, и формировать умение слушать и понимать собеседника.
- Закреплять и расширять представления об окружающем мире.
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха №7 «НАДЕЖДА» - образовательное учреждение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования детей с нарушением слуха, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программ для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Головчиц Л.А., Носковой Л.П. и «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» Носковой Л.П., Головчиц Л.А., и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Детский сад посещают дети с нарушением слуха от 2 до 7 лет. Режим обучения: посещение ДОУ с шестидневным круглосуточным пребыванием. Образовательная программа, реализуемая в ДОУ рассчитана на 5 лет при условии начала обучения с 2х лет. При поступлении в детский сад в более поздние сроки (с 3х лет, с 4х лет, с 5и лет, с 6и лет) объём и период освоения программы меняется.
Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большинство семей - глухие и предпочитают общаться жестовой речью, что не может служить детям примером общения со слышащим социумом. Дети и взрослые часто встречаются с проблемами изъяснения с нормально слышащими людьми, т.к. качество их речи оставляет желать лучшего. Зачастую люди не понимают их. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Поэтому нашей задачей в первую очередь является – научить ребенка самостоятельно обращаться к нормально слышащему человеку.
В течение нескольких месяцев я провела целый ряд мероприятий, помогающих социализировать детей с нарушением слуха, а именно:
№ | Дата и место проведения | Количество участников | Описание |
14.04.2017г МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА» | 9 | Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Магазин». Цель: уточнение словарного материала по теме «Магазин». | |
19.04.2017г МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА» | 9 | Дидактическая игра «Магазин игрушек». Цель: моделирование ситуации в магазине в группе. | |
27.04.2017г Продуктовый магазин | 19 | Поход с детьми в продуктовый магазин. Цель: перенесение смоделированной ситуации в саду в реальную жизнь. (приложение 1) | |
18.05.2017 г Аптека | 19 | Поход с детьми в аптеку. Цель: перенесение смоделированной ситуации в саду в реальную жизнь. (приложение 2) | |
25.05.2017г Магазин одежды | 19 | Поход с детьми в магазин одежды. Цель: перенесение смоделированной ситуации в саду в реальную жизнь. (приложение 3) | |
31.05.2017г МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА» | 9 | Сюжетно-ролевая игра «У врача» Цель: моделирование ситуации в поликлинике в группе. (приложение 4) | |
09.06.2017г МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА» | 9 | Итоговая беседа. |
В ходе экскурсий выявлены проблемы социализации детей с нарушениями слуха, а также сделан ряд выводов:
1) Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;
2) Основная проблема социализации — это нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;
3) В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;
4) Процессы развития личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития данных процессов в норме и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;
5) У детей с нарушением слуха, в процессе социальной адаптации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;
6) Основные задачи социальной адаптации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра.
Приложение 1
Тема: «Экскурсия в продуктовый магазин»
Воспитатель: - Тут продаются продукты. Какие продукты вы видите?
Дети: - Сыр, хлеб, молоко, огурцы, помидоры, яблоки.
Воспитатель: - Кто работает в магазине?
Дети: - Продавец
Воспитатель: - Что делает продавец?
Дети: - Продавец продает.
Воспитатель: - Что нужно продавцу?
Дети: - Касса, деньги, весы, форма.
Воспитатель: Настя, спроси у Валеры, что он хочет купить.
Настя: Валера, что ты хочешь купить?
Валера: Я хочу конфету.
(Настя и Валера берут конфету, идут на кассу)
Настя: Я тебе помогу. Здравствуйте! Тетя, сколько стоит конфета?
Продавец: Здравствуйте! Конфета стоит 5 рублей.
Настя: Возьмите деньги, дайте чек.
Продавец: Вот чек.
Настя: Что нужно сказать?
Валера: Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Настя: Молодец, Валера.
Арина: Ангелина, что ты хочешь купить?
Ангелина: Я хочу хлеб.
Арина: Купи сама.
(Ангелина берет хлеб, идет на кассу)
Ангелина: Доброе утро! Тетя, сколько стоит хлеб?
Продавец: Здравствуй! Хлеб стоит 10 рублей.
Ангелина: Вот деньги, дайте чек.
Продавец: Возьми чек.
Ангелина: Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Арина: Молодец, Лиза.
Воспитатель: Мы были в продуктовом магазине. Что купил Валера?
Дети: Валера купил конфету.
Воспитатель: Какая конфета?
Дети: Вкусная, сладкая, большая.
Воспитатель: Что купила Ангелина?
Дети: Ангелина купила хлеб.
Воспитатель: Потрогайте. Какой хлеб?
Дети: Хлеб мягкий, ароматный.
Приложение 2
Тема: «Экскурсия в аптеку»
Воспитатель: - Мы идем в аптеку.
Воспитатель: - Что продается в аптеке?
Дети: - Таблетки, мази, вата, бинт, капли.
Воспитатель: - Кто работает в аптеке?
Дети: - Продавец.
Воспитатель: - Что делает продавец?
Дети: - Продавец продает.
Воспитатель: Вика, спроси у Данилы, что он хочет купить.
Вика: Данила, что ты хочешь купить?
Данила: Я хочу купить мазь.
(Вика и Данила берут мазь, идут на кассу)
Вика: я тебе помогу: Здравствуйте, тётя, сколько стоит мазь?
Продавец: Здравствуйте. Мазь стоит 5 рублей.
Вика: Возьмите деньги, дайте чек.
Продавец: Вот чек.
Вика: Что нужно сказать?
Данила Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Вика: Молодец, Данила.
Арина: Настя, что ты хочешь купить?
Настя: Я хочу купить бинт.
Арина: Купи сама.
(Настя берет бинт, идет на кассу)
Настя: Здравствуйте! Тетя, сколько стоит бинт?
Продавец: Здравствуйте! Бинт стоит 10 рублей.
Настя: Вот деньги, дайте чек.
Продавец: Возьми чек.
Настя: Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Арина: Молодец, Настя.
Воспитатель: Мы были в аптеке. Что купил Данила?
Дети: Данила купил мазь.
Воспитатель: Что купила Настя?
Дети: Настя купила бинт.
Приложение 3
Тема: «Экскурсия в магазин одежды»
Воспитатель: - Мы идее в магазин.
Воспитатель: Тут продается одежда. Какую одежду вы видите?
Дети: - Платье, куртка, колготы, юбка, кофта, штаны.
Воспитатель: - Кто работает в магазине?
Дети: - Продавец.
Воспитатель: - Что делает продавец?
Дети: - Продавец продает.
Воспитатель: - Что нужно продавцу?
Дети: - Касса, деньги.
Воспитатель: - Маша, спроси у Вики, что она хочет купить?
Маша: Вика, что ты хочешь купить?
Вика: Я хочу штаны.
(Маша и Вика берут штаны, идут на кассу)
Маша: Я тебе помогу. Здравствуйте! Тетя, сколько стоят штаны?
Продавец: Здравствуйте! Штаны стоят 100 рублей.
Маша: Возьмите деньги, дайте чек.
Продавец: Вот чек.
Маша: Что нужно сказать?
Вика: Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Маша: Молодец, Вика.
Валера: Арина, что ты хочешь купить?
Арина: Я хочу платье.
Валера: Купи сама.
(Арина берет платье, идет на кассу)
Арина: Доброе утро! Тетя, сколько стоит платье?
Продавец: Здравствуй! Платье стоит 150 рублей!
Арина: Вот деньги, дайте чек.
Продавец: Возьми чек.
Арина: Спасибо. До свидания.
Продавец: До свидания.
Валера: Молодец, Арина.
Воспитатель: Мы были в магазине одежды. Что купила Вика?
Дети: Вика купила штаны.
Воспитатель: Какие штаны?
Дети: Красивые, черные, длинные.
Воспитатель: Что купила Арина?
Дети: Арина купила платье.
Воспитатель: Какое платье?
Дети: Короткое, белое, красивое.
Приложение 4
Тема: «У врача»
Цель: Расширять представления детей о труде работников поликлиники, их заботливом отношении к больным людям.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о профессии врача, медсестры, регистратора;
- закреплять знания социальных отношений, выполняя игровые действия в определенной последовательности;
-использовать в речи знакомые слова и фразы;
- расширять словарный запас;
Развивающие:
-развивать внимание, мышление, воображение;
- развивать игровой диалог, игровое взаимодействие;
Воспитательные:
-формировать доброжелательные и дружеские взаимоотношения, навыки коллективной деятельности;
- воспитывать чувства ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача, заботу к заболевшему человеку.
Коррекционные:
-развивать речь детей;
-активизировать мыслительную деятельность;
Методические приемы:
-использование табличек;
-наблюдения;
-беседа;
-игра;
Речевой материал:
Будем заниматься, Будем думать, Будем говорить, врач, медсестра, регистратор, врач слушает, врач лечит, медсестра делает укол, медсестра ставит градусник, регистратор записывает больных, дает талон, медицинскую карту к врачу, фонендоскоп, градусник, шприц, вата, бинт, таблетки, поликлиника.
Оборудование:
- Одежда: 3 халата, 3 шапочки (на детей).
-Медицинские инструменты: градусник, игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, бинт, вата, пластырь, пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из под таблеток, кукла.
-Документация: «медицинские карточки» пациентов, талончики к врачу, ручки, таблички.
План занятия:
- Организационный момент
- Фонетическая ритмика
- Актуализация опорных знаний
- Физкультминутка
- Игра «У врача»
- Итог занятия
Ход занятия
1.Организационный момент
Воспитатель: - У нас гости, поздоровайтесь.
Дети: - Доброе утро.
2. Фонетическая ритмика
Воспитатель: - Встаньте. Будем говорить.
- ТА – ТА – ТА – ВАТА
- ТО – ТО – ТО – ТОП
- ТУ – ТУ – ТУ – ТУТ
3. Актуализация опорных знаний
Воспитатель начинает чихать.
Дети: - Будьте здоровы!
Воспитатель: - Спасибо, ребята. Скажите, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети: — Делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и принимать витамины.
Воспитатель: — А если все же заболел человек, что нужно делать?
Дети: — Идти к врачу.
Воспитатель: — Верно, ребята. Что будем делать?
Дети: — Будем заниматься, будем говорить, будем думать, будем играть.
Воспитатель: — Сегодня у нас в гостях медсестра кукла Катя. Этот сундучок она принесла с собой. Попробуйте угадать, что там?
Воспитатель открывает сундучок и достает предметы по одному.
Воспитатель: – Ой, ребята, смотрите, что это?
Дети: — Фонендоскоп.
Воспитатель: — Кому это нужно?
Дети: — Врачу.
Воспитатель: — А что делает врач с этим инструментом?
Дети: — Слушает сердце и легкие.
Воспитатель: — А это что?
Дети: — Шпатель.
Воспитатель: — Кому это нужно?
Дети: — Врачу.
Воспитатель: — Что делает врач с этим инструментом?
Дети: — Смотрит горло.
Воспитатель: - Правильно, что делает врач?
Дети: — Врач смотрит, слушает, лечит.
Воспитатель: — Ребята, а это что?
Дети: — Градусник, вата, бинт, шприц, витамины.
Воспитатель: — Кому эти вещи нужны?
Дети: — Медсестре.
Воспитатель: — А что делает медсестра?
Дети: — Медсестра делает укол, дает лекарство.
Воспитатель: — Здесь еще карточки, талоны, ручки. Кому они нужны?
Дети: — Регистратору.
Воспитатель: — Что делает регистратор?
Дети: — Регистратор дает талон и карту к врачу.
Воспитатель: — Молодцы ребята, все знаете.
4. Физкульминутка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
5. Игра «У врача»
Раздаётся стук. В группу приносят куклу с раненной рукой.
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что с куклой?
Дети: - У куклы болит рука.
Воспитатель: - Что нужно делать?
Дети: - Нужно лечить руку.
Воспитатель: — А кто может вылечить куклу?
Дети: — Врач.
Воспитатель: — Да, верно врач. Куда надо пойти кукле?
Дети: — В поликлинику.
Воспитатель: — Кто работает в поликлинике?
Дети: — Врач, медсестра, регистратор.
Воспитатель: — А вы хотите поиграть в игру «У врача?»
Дети: — Да.
Воспитатель: — Кто будет врачом (медсестрой, регистратором)?
Выбор ролей.
Настя: — Я хочу быть врачом.
Арина: — Я хочу быть медсестрой.
Валера: — Я буду регистратором.
Воспитатель напоминает правила поведения в общественных местах.
Воспитатель: – Прежде чем войти в кабинет врача нужно постучать в дверь и поздороваться. Ребята, в регистратуре мы возьмем талоны на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
Воспитатель совместно с детьми оборудуют кабинет врача – ставят стулья для врача и для больных, раскладывают медицинские инструменты.
Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию.
Ребенок-больной: — Доброе утро, дайте, пожалуйста, талон к врачу.
Регистратор-ребенок: — Доброе утро. Как твоя фамилия?
Регистратор-ребенок выдает карточки и талон. Затем дети по очереди проходят к врачу.
Ребенок-врач: — Доброе утро, сядьте. Как твоя фамилия? Что болит?
Ребенок-больной: — Доброе утро, у меня болит горло.
Врач: — Открой рот, скажи «а-а-а». Да, горло красное. Иди к медсестре.
Ребенок-больной: — Спасибо.
Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребенка.
6. Итог занятия
Воспитатель: — Что мы делали?
Дети: — Мы занимались, мы думали, мы говорили, мы играли.
Воспитатель: — Кто работает в поликлинике?
Дети: - В поликлинике работает врач, медсестра, регистратор.
Воспитатель: - Вы молодцы, играли хорошо.
Медсестра кукла Катя угощает детей, раздает витамины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...
Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития. Данные игры направлены на развитие всех психических п...
Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси...
Презентация по ознакомлению с окружающим "Профессии" для детей дошкольного возраста с нарушением слуха 4, 5 года обучения.
Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с нарушением слуха с людьми наиболее распространенных профессий....
Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "
Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...
Обучение чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Материал по обучению чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Особенности социального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха
Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с дру...