Статья "Интерактивный стол как средство коммуникативного развития дошкольников"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описывается опыт использования интерактивного стола как средства коммуникативного развития детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Опубликована в соавторстве в сборнике "Практика реализации ФГОС ДО в городе Красноярске" (из опыта пилотной деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_interaktivnyy_stol_i_razvitie_rechi.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный стол как средство коммуникативного развития дошкольников
Рейнсон Н.А., учитель-логопед,
Курманова О.Н., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида»
В связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования для педагогов ДОО актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для моделирования ситуации развития ребенка.
Для реализации задач развития личности ребенка в различных видах общения и деятельности необходимо создание специально организованной и адаптированной к современным детям развивающей предметно-пространственной среды.
Возможность позитивного общения, совместной деятельности детей и педагогов обеспечивает использование в образовательном процессе разнообразных интерактивных средств, одним из которых является интерактивный стол «SMART Table».
Данное оборудование специально разработано для детей дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека. Новая уникальная технология может считывать сорок одновременных касаний, что позволяет использовать его для совместной работы небольших групп детей (от двух до восьми человек).
Применение интерактивного стола в образовательном процессе ДОО позволяет решать задачи социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития. Кроме образовательных функций интерактивный стол поддерживает игру как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает значимым его использование в среде дошкольного образования.
Занятия проходят в форме увлекательной игры, в которой каждый ребенок становится активным участником, стремится проявить инициативу. Живой интерес вызывает средство, через которое преподносится материал. Ребята не замечают, что выполняют обучающие задания, они просто играют с сенсорными поверхностями и получают от этого огромное удовольствие.
Игра, организованная за «умным» столом, сплачивает детей, способствует развитию навыков продуктивного сотрудничества, умения работать в команде. Некоторые задания для стола предполагают только совместные решения. Таким образом, ребята учатся договариваться, прислушиваться к мнению других, высказывать свои предположения, уступать друг другу.
В процессе игровой деятельности с использованием Smart-технологии возможно обеспечить развитие коммуникативных способностей, обеспечивающих эффективность общения дошкольников со сверстниками и взрослыми:
- желание вступить в контакт с окружающими;
- умение организовать общение (слушать собеседника, выражать свои мысли и желания, адекватно проявлять свои чувства, решать конфликтные ситуации);
- соблюдение правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Технические возможности и функции интерактивного стола позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и продемонстрировать детям процессы и явления, которые невозможно увидеть в реальности, например, деятельность представителей различных профессий, поведение животных в естественной среде, процесс производства некоторых предметов. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие, понимание и запоминание информации дошкольниками, увеличивает их познавательную активность.
В интерактивной игре у детей повышается концентрация внимания. Решая интерактивные задачи ребенок пытается сравнивать и обобщать, выделять внутренние связи объектов.
В речевой деятельности дошкольников интерактивный стол используется для решения следующих образовательных задач:
- обогащение активного словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие фразовой речи, умения задавать вопросы, делать умозаключения;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Выполняя задания дети самостоятельно управляют сенсорной поверхностью стола с помощью прикосновений рук, что способствует совершенствованию навыков пространственной ориентировки, развитию произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Таким образом, использование игровых технологий в сочетании с возможностями интерактивного стола в образовательном процессе – это эффективное средство развития дошкольников, которое позволяет сделать процесс познания для ребенка увлекательной игрой.
Литература:
- Афонина Н.Ю. SMARTTable: авторские дидактические игры в практике воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. http://crr5tula.ru/files/Logoped/Professional2016/SMART_Table.pdf
- Власова Д.А. Использование интерактивного оборудования логопедом в ДОУ.
- http://io.nios.ru/articles2/61/3/ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-logopedom-v-dou
- Интерактивный стол SMARTTable
- http://www.smarttech.ru/table_442i.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников."
Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников.Подробное описание,цели и задачи сюжетно-ролевых игр используемых по программе в ДОУ....
"Музыкальная деятельность как средство коммуникативного развития дошкольников"
По определению известного психолога Р.С.Немова, коммуникативные способности – это умение и навыки общения человека с людьми.Общение является важным условием психологич...
Круглый стол " Игра как средство познавательного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" ( районный семинар)
Разработка круглого стола на тему " Игра как средство познавателоьного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" предназначена для воспитателей детских садов...
Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....
«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».
«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность...
Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста
laquo;Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная...
Презентация «Театрализованная игра, как средство коммуникативного развития дошкольников»
Презентация опыта работы на зональном семинаре «Игровая терапия для развития коммуникативных навыков детей и взаимодействие со сверстниками и взрослыми», для педагогов дошкольных образоват...