"Музыкальная деятельность как средство коммуникативного развития дошкольников"
статья по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nina_aleksandrovna.doc | 35.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»
Перетолчина Нина Александровна, музыкальный руководитель
«Музыкальная деятельность как средство развития
коммуникативных способностей»
По определению известного психолога Р.С.Немова, коммуникативные способности – это умение и навыки общения человека с людьми.
Общение является важным условием психологического развития человека, формирование его личности, его социализации. Умение общаться – важное качество для человека и особенно для ребенка.
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения, и начинать как можно раньше. Используя для этого различные виды деятельности , в том числе и музыкальную.
Развитию коммуникативных способностей способствует « Музыкотерапия».
Музыкотерапия – особая форма с детьми, с использованием музыки в любом виде,( прослушивании, пении, игре на музыкальных инструментах).
Музыкотерапия – дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное отношение. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.
Основные направления в музыкотерапии- это слушание музыки и исполнительство.
К слушанию музыки относятся:
- беседы или занятия, когда музыка звучит как фоном;
- специально прослушивание музыкальных произведений или фрагментов с анализом услышанного;
Музыкотерапия подразделяется на активную и пассивную.
Активная индивидуальная музыкотерапия - целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств, она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.
Пассивная музыкотерапия – представлена следующими видами:
Музыкопробуждение:
- включение записи произведений с мажорным, солнечным звучанием, в момент приема детей в детский сад, и тихой, нежной легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.
Музыкосон:
- прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.
Музыконаслаждение:
- слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.
При восприятии музыки обращается внимание детей на культуру слушания (умение слушать вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, слушать не перебивая друг друга).
Начиная знакомиться с детьми ясельной группе, я использовала песню « Ладошечка» на мелодию русской народной песни « Я на горку шла». Эта песня - упражнение способствует установлению теплых, доверительных отношений между муз. руководителем и ребенком.
1.Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На- ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
В пении используются методические приемы, развивающие умение слушать товарища, подстраивать свой голос под его пение, такие как пение по куплетам, по очереди мальчики и девочки, передавая волшебную палочку, пение в небольшом ансамбле с солистами, творческие задания «спой свое имя», « придумай и спой свою песенку», « спой и сыграй на металлофоне песенку дождя, капелек» на кружке и т.д.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.
При игре на музыкальных инструментах дети активно общаются между собой, между ними – возникают коммуникативно - эмоциональные взаимо- отношения. Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания.
В музыкально – ритмической деятельности делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчиков – умение пригласить девочку на танец, и проводить на место по его окончании: девочкам – умение принять приглашение, или отказать не обидев партнера.
В работе по музыкально- ритмическому воспитанию детей мы используем разнообразный репертуар: упражнения, игры, парные танцы, сюжетные пляски и т.д. Среди всего этого разнообразия коммуникативные танцы – игры занимают особое место. Поскольку они и развивают, и развлекают.
Каковы же особенности коммуникативных танцев- игр?
Во – первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающими элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания и т.д. движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны, для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах – играх ( помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
- Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению:
- Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу. То в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Такие танцы как, пляска « Приглашение», танец- игра « Плетень», танец- игра « Найди себе пару», игра « Ищи» решают такие задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, культуры поведения.
Танец « Доброта» - развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развития внимания, быстроты реакции.
Есть такие танцы, например « Потанцуй со мной, дружок»,( становись скорей в кружок, потанцуй со мной дружок, шаг назад шаг вперед и на месте поворот),которые могут танцевать все, и без определенной подготовки ( в тексте проговариваются все движения)для детей старших групп, их можно использовать в работе с детьми на утренниках с родителями.
Ценность и польза коммуникативных танцев – игр очевидна, использовать их можно в самых разнообразных формах работы детьми- и на занятиях, для совместных игр – танцев, старших детей с младшими, детьми с родителями, на праздниках, и развлечениях . Дети и родители с большим удовольствием танцевали вместе танец «Приседай» (поплясать становись, и дружку поклонись) в конце 1 младшей группы на концерте. Во 2-й младшей и средней группах использовали танец «Разноцветная игра». А в старших на празднике для мам, приглашали мам на вальс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....
«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».
«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста».Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность...
Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.
Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....
"Пантомима в непосредственной музыкально-образовательной деятельности, как средство эмоционального развития дошкольников в рамках ФГОС"
Статья о важности развития эмоций детей дошкольного возраста...
Статья "Интерактивный стол как средство коммуникативного развития дошкольников"
В статье описывается опыт использования интерактивного стола как средства коммуникативного развития детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Опубликована в соавторстве в сборнике &q...
мастер-класс«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
орг-проект мастер-класса...
Театрализованная деятельность как средство коммуникативного развития ребенка дошкольника
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками...