Конспект занятия педагога-психолога с использованием сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик и море"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.
Задачи:
- Обучать детей навыкам межличностного взаимодействия.
- Развивать умение детей передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов.
- Способствовать дальнейшему уточнению знаний детей о добре и зле, о способах эффективного и доброжелательного взаимодействия детей друг с другом.
- Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Оборудование: массажные мячики, ткань, круглые модули, «колючий» коврик (для дорог), ребристая деревянная дорожка – «мостик», ткань голубого цвета (для изображения моря), картина луга, вырезанные из белой бумаги силуэты бабочек, маркеры, столы, магнитофон, диск с записью музыки: 1. марш, 2. «Голоса природы». 3. «Шум моря», мультимедийные презентации «Добрый Ёжик», «Встреча с волком».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezhik_i_more.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2»
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста
группы компенсирующей направленности
с использованием метода сказкотерапии
«Ёжик и море»
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.
Задачи:
- Обучать детей навыкам межличностного взаимодействия.
- Развивать умение детей передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов.
- Способствовать дальнейшему уточнению знаний детей о добре и зле, о способах эффективного и доброжелательного взаимодействия детей друг с другом.
- Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Оборудование: массажные мячики, ткань, круглые модули, «колючий» коврик (для дорог), ребристая деревянная дорожка – «мостик», ткань голубого цвета (для изображения моря), картина луга, вырезанные из белой бумаги силуэты бабочек, маркеры, столы, магнитофон, диск с записью музыки: 1. марш, 2. «Голоса природы». 3. «Шум моря», мультимедийные презентации «Добрый Ёжик», «Встреча с волком».
Ход:
- Здравствуйте!
Говоря «Здравствуй!», мы желаем друг другу здоровья. Предлагаю поприветствовать друг друга в парах.
Раз, два, три – дружочка себе найди!
Игра «Приветствие»
- «Очень видеть рад тебя, пообщаемся любя!».
Игроки соприкасаются друг с другом ладонями обеих рук.
- «Рад тебя видеть».
Обнимаются.
- «Наконец-то встретились!»
Соприкасаются друг с другом большими пальцами рук.
- «Если что, я тебе помогу!»
Два пальца (указательный и средний) правой руки каждого игрока «бегут» по левой руке партнёра до его плеча. Затем партнёры похлопывают по плечу своего партнёра всей ладонью.
(Проигрываем несколько раз со сменой партнера)
- Не ленись в круг скорей становись!
Сегодня у нас колючая прогулка.
Чтобы набраться сил предлагаю сделать массаж (дети берут по одному массажному мячику, делают самомассаж).
А теперь повернемся спинками друг другу по кругуи сделаем массаж.
-Хорошо! Сделали «колючие» упражнения.
А что еще бывает колючим? Назовите все колючее, что вы знаете (колючая елка, игла, колючий шарф и т.д.)
А можно ли сказать «колючий человек»? Про какого человека можно так сказать? (злого, нелюдимого, угрюмого),(размышления детей).
Изобразите такого «колючего» человека.
Упражнение 1. Колючий человек.
Дети при помощи мимики и выразительных движений тела показывают «колючего» человека.
Такой «колючий» человек и словом «уколоть» может. Что значит «уколоть словом»? (высказывания детей)
Давайте сбросим с себя всю колючесть и станем мягкими, добрыми, приветливыми, как тот ежик. Вот бы отправиться в гости к ёжику! Ребята, а вы меня с собой возьмете?
Я знаю, что попасть к нему можно по одной из трех дорог.
Вхождение в сказку
Перед детьми лежат три дороги.
- Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой.
Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (дорога из ткани).
Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а перепрыгивать кочки («кочки» - круглые спортивные модули). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога – самая трудная. Она колючая («колючий» коврик). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Подумайте, какую дорогу вам выбрать и в путь.
(Дети проходят по «волшебным» дорожкам, садятся на ковер).
Сказка
Жил был в лесу Ежик. (Детям предлагается мультимедийная презентация «Добрый Ёжик»). Он только с виду был колючий, а в душе – мягкий и добрый. И было у него одно желание: море увидеть.
- Грустно мне, - говорил он цветку Васильку. – Вот здесь, в груди, неспокойно. К морю хочется.
Упражнение 2. Печаль Ежика
Дети круговыми движениями открытой ладони мягко гладят себя по груди, успокаивают. Лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены.
Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал:
- Зря ты печалишься, Ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу!
Упражнение 3. Василек
Дети подставляют к подбородку раскрытые веером пальцы обеих рук, изображая цветок; улыбаются, любуются собой и другими.
Но Ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром, когда в небе еще плавали молочные звезды, Ежик вышел из своего домика и пошел к морю. В лапе у него была палка, а за плечом котомка с едой. Сначала он шел по лесной тропинке. Настроение у Ежика было радостное и бодрое.
Давайте и мы вместе с Ежиком отправимся в путь. Вставайте друг за другом. Мы же на колючей прогулке, если я замечу что-то колючее – я хлопну в ладоши, и вы тут же повернете в другую сторону.
Вниманию детей предлагается мультимедийная презентация «Встреча с волком».
Детям необходимо решить проблемную ситуацию: как злому Волку подружиться со всеми лесными зверями, которые его боятся. (Предложения детей по решению проблемы.)
Психолог подводит детей к общему выводу: для того, чтобы с тобой дружили, нужно быть добрым, а не злым, улыбаться и разговаривать вежливо, а так же вести себя с другими воспитанно, помогать друг другу и не жадничать с друзьями.
Тем самым дети находят решение проблемы волка и могут продолжать свое увлекательное путешествие.
Упражнение 4. Ежик на тропе
Дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку шагают по кругу. Услышав на фоне музыки хлопок ведущего, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.
Но вот лес кончился, и путь Ежику преградила река.
- Эй! – крикнул Ежик.
- Крря, Крря, ты что кричишь? – спросила, подлетев, Утка.
- Переправиться надо, - ответил Ежик.
Как вы думаете помогла Утка Ежику? (Ответы детей)
Переправила Утка Ежика на другой берег, и зашагал он дальше. Перешел овраг через мостик. Долго шел Ежик по извилистой тропинке, пришел он на большой луг и заслушался (звучит запись «Голоса природы»). Давайте и мы отдохнем, приляжем на травку.
Упражнение 5. Голоса природы (релаксация)
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы».
Вокруг трещат кузнечики, звенят крылышками стрекозы, шуршат на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетают бабочки.
Хорошо отдыхать на лугу, но пора в путь. Можно открыть глаза, встать, потянуться.
Как хорошо на лугу! Даже уходить не хочется, какое здесь все красивое, яркое, много разноцветных цветов (демонстрируется яркая «Картина луга» и силуэты бабочек из белой бумаги).Ой, а бабочки почему-то все белые, бледные. Что же можно сделать, чтобы и бабочки тоже были красивые? (Ответы детей).
Упражнение 6. Раскрасим бабочек
Конечно, раскрасите, но раскрашивать будите одну бабочку вдвоем. Раз, два, три – дружочка себе найди! (Дети объединяются в пары, подходят к столам, где лежат маркеры. Каждая пара получает силуэт бабочки. Раскрашенных бабочек дети помещают на общую «Картину луга»).
Молодцы! Красота! Замечательные бабочки!
Упражнение 7. «Кузнечики и Стрекозы»
А вот кузнечиков не вижу, не прыгают на лугу…Кузнечики!Детям предлагается превратиться в кузнечиков. «Кузнечики» выполняют длинные прыжки из глубокого приседа.
А вот и стрекозы полетели!(Дети превращаются в стрекоз) «Стрекозы» летают (бегают) и машут крыльями (широко разведенными в стороны руками).
Приземляйтесь стрекозы. (Дети присаживаются на ковер). Сказка продолжается.
Долго ли шел Ежик, коротко ли, но вышел он, наконец, к морю.
-Здравствуй, море! - сказал Ежик.
- Здравствуй, Ежик, - сказало море.
И накатила волна. Пфффф!.. – ударила она о берег. Шшшшш…зашуршала по камешкам, отступая.
Упражнение 8. Море (на дыхание)
Дети подражают шуму волн. На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются и длительно произносят «шшшшшш».
Упражнение выполняется очень мягко, спокойно и ритмично.
- Я на тебя похож, да? – спросил Ежик.
- Очень! – сказало море. И снова ударило волной о берег.
Целый день Ежик играл с морем: то подбегал к самой воде, то убегал прочь.
Хотите тоже поиграть?
Упражнение 9. Игра с волной
Педагог изображает волну при помощи ткани голубого цвета. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (педагог двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».
Ежик засыпал на песке под скалой, поеживался, и ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках.
«Пфффф! – бормотал он себе под нос. – Шшшшш!..»
И подымал, и опускал иголки.
Рефлексия
- Ну вот, мечта Ежика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.
Как мне понравилось в сказке! А вам понравилось? Что понравилось? (Высказывания детей).
А какая мечта есть у вас? Подумайте минутку. Кто хочет рассказать?
Давайте мы свои мечты нарисуем. Дети выполняют рисунок в группе, организуется выставка детских работ «Мы мечтаем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"
для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...
Коррекционно-развивающее занятие педагога - психолога по развитию когнитивной сферы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:- развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творческие способности, память, воображение и внимание детей;- способствовать развитию психических ...
Конспект занятия «Задира лисенок» с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия «Задира лисенок» с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста. Цель - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого ...
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)
Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...
Конспект занятия «В страну Трямляндия» по преодолению страха темноты с использованием сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
На занятии педагога-психолога по преодолению страха темноты проводятся беседа по сказке, слушание сказки "Про Ёжика и Одинокую тень", игра "Трям!", рисование с последующим пр...
Конспект занятия педагога-психолога по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию познавательных процессов...
Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст).
Предоставлен конспект индивидуального коррекционного занятия с педагогом-психологом для воспитанника с ТНР...