программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rabochaya_psihologa_dou.docx | 90.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №39 «Золушка»
Коррекционно-развивающая
программа
« Развитие эмоционально-волевой сферы
у детей
дошкольного возраста».
Составитель:
педагог-психолог
Костромцова Т.Г.
Туапсинский район
Программа коррекционно-развивающей работы.
Тема работы звучит так: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста».
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ДС КВ №39«Золушка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Федеральный закон об образовании в РФ принят Государственной Думой от 21.12.2012,одобрен Советом Федерации от26.12.2012г., с требованиями СанПиН от 15 .05 2013г. 2.4.1.3049-13(с изменениями и дополнениями), в соответствии с приказом №1014 от 30.07.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г.,письмо МО и науки РФ от 28.02.2014г. «Комментарии к ФГОС ДО»,Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования», Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка» на основе образовательной программы «Детство».
Проанализировав литературу и учитывая опыт работы с детьми, исследования психологов, показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать(95% опрошенных детей 5-7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%).
Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что же говорить о более младших детях!
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с 4 лет (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребёнка этого возраста понятие «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.
Большинство дошкольников отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после 4 лет и продолжается до подросткового возраста.
Агрессивное поведение нельзя считать однозначно «плохим». Возникшая в критической ситуации, оно выполняет защитную функцию разрешения ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребёнка в критические возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что существовать ребёнку стало сложнее: любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребёнок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении .Это относится как к «нормальному», так и к ребёнку с эмоциональными нарушениями.
В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому в рабочую программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции-Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим в программу включена работа по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций.
Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада и отражены в программе.
В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в программу включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.
Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии — способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитаний — эмоциональная оценка собственных поступков...» Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.
Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.
Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в программе развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста выделяется отдельная задача управление собственными эмоциональными состояниями. В исследовании Я.З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.
Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тормозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал.
Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.
В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.
Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в адекватизации самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач программы/
Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже повышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе.
Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.
Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений.
Особое значение на седьмом году жизни приобретает работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Это одно из важнейших новообразований данного возраста.
Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.
Направления коррекционной работы:
К основным направлениям коррекционной работы относится:
1. Психодиагностика-углубленное психолого-педагогическое изучение дошкольников, на протяжении всего периода обучения в ДОУ, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе воспитания и обучения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации дошкольников.
2.Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение в детском возрасте, и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе взаимодействия специалистов ДОУ (педагог- психолог, логопед, воспитатели, медработник).
3.Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам ,их родителям (законным представителям),педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
4.Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и руководителей ДОУ потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребёнка и собственного развития, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта воспитанников на каждом возрастном этапе.
5. Психологическая профилактика и предупреждение возможных явлений дезадаптации воспитанников ДОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам ДОУ, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития.
Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста такова: в целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сфер, особенностей взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми проводятся диагностические обследования детей старших и подготовительных групп ДОУ. Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов и средств коррекции, необходимо провести границу между нарушением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребёнка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те элементы поведения ребёнка, которые возможно и не вызывают особых опасений взрослых, так как не проявляются ярко ,и которые являются следствием нарушений эмоционально-мотивационной сферы личности ребёнка. Границу нормы и патологии трудно определить. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми требуют выделения критериев «нормы и патологии». Педагог-психолог учитывает то, что каждый ребёнок-это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу.
Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:
1.Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют развитие.
2.Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные для взрослых поступки ребёнка являются результатом искажений и нарушений в его личности. Если же трудновоспитуемость проявляется не в критические возрастные периоды(0,1,3,7лет), то необходимо исследовать причину проявления таких форм поведения у ребёнка.
3.Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребёнок имеет социометрический статус «отверженного».
4.Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных взаимодействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.
5.Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.
В результате обследования выявляются дети с нарушениями в общении, страхами, агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, неуверенностью, общим уровнем психического развития ниже нормы и другими проблемами. В ДОУ создаются группы детей, нуждающихся в психологической помощи. Группы формируются на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей.
Каждая коррекционно-развивающая группа состоит из 6-8 детей. Группы формируются не по одному какому- то признаку, а напротив, дети с разнообразными проблемами занимаются вместе, в одной группе.
В журнале фиксируются причина назначения того или иного ребёнка на занятия, что в дальнейшем помогает при планировании воспитательных, психотерапевтических целей для данной группы в целом
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Применение коррекционных методов полностью зависит от причин, которые обусловили агрессивное поведение.
1.Игнорирование агрессивной тенденции, нефиксированные на ней внимание окружающих;
2.Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребёнка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими.
3.Установление запрета на агрессивные действия ребёнка (не разрешать ребёнку проявлять агрессию).
4.Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.
5.Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом – разрешением, снятием эмоционального напряжения
Работа с родителями гиперактивного или агрессивного ребенка является сложной, так как часто родители, имеющие такого ребёнка, испытывают неприязнь к нему и обращаются за помощью к психологу лишь для «усмирения», а не за помощью ему.
Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей.
Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребёнка. Необходимо вызвать жалость к ребёнку со стороны родителей, показать, что ребёнок не виноват - это в первую очередь несчастный ребёнок. Необходимо объяснить механизм проявления гнева, агрессивности как эмоционального нарушения.
В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Возможно, это «вскроет» многие личностные комплексы, тогда необходимо проводить стабилизацию личности каждого родителя, оказать психологическую помощь.
В-четвертых, необходимо выяснить отношения родителей к ребёнку до рождения и в первые месяцы его появления. Возможно, само выяснение причин отвержения ребёнка изменит отношение к нему родителей.
1 этап работы - снятие чрезмерной двигательной активности путем физических упражнений;
2 этап работы-формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками;
3 этап-формирование самоконтроля.
Необходим тесный контакт специалистов ДОУ, «консилиум», дающий возможность осуществить обмен диагностической информацией и отработать оптимальные приёмы профессионального взаимодействия, выбрать наиболее адекватные методики при коррекции эмоционально-волевой сферы у детей. Совместно со специалистами ДОУ – логопедом, физинструктором, музруководителем, медсестрой, педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающую работу.
Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.
Этапы индивидуальной работы с детьми:
Первый этап. Приступая к индивидуальной работе, педагог изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребенка.
На втором этапе педагог-психолог продолжает наблюдать и изучать детей в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показывает, что, изучая детей, можно использовать как традиционную методику, так и альтернативную, например, методы психолого-педагогической диагностики, помогают изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребенка), а также эффективность воспитательного процесса.
Для успешного формирования личности ребенка, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И.П. Павлову, в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения человека, его основных чертах).
Для холерика характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышено, раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности, препятствия. В отношении холерика педагоги вырабатывают программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля,
саморегуляции.
Сангвиник, по характеристику И.П. Павлова, горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Педагоги для группы детей сангвинистического темперамента планируют дела с учетом их интересов, привлекают к активной деятельности, поддерживают оптимистическое состояние духа.
Дети-флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инертны, они доводят дело до конца, равны в отношениях, в меру общительны. По И.П. Павлову, флегматик – спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам педагоги не делают поспешных выводов, должен стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».
Особое внимание надо уделять детям-меланхоликам. Эти дошкольники не общительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации в коллективе, в общении с людьми.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности педагог проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств дошкольника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности ребенка с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.
Проектирование личности отдельного дошкольника предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого воспитанника, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.
На четвертом этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение детей, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуется, как уже отмечалось, с ее индивидуальными способностями и программой ее развития и формирования. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
Использование воспитателем указанных методов относительно каждого дошкольника должно быть индивидуализировано.
Заключительным, пятым, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых, воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик детей, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с детьми.
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания, обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого дошкольника для обеспечения гармоничного, целостного его развития (социально-типичного и индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания детей в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства педагога. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Работа психолога ведется совместно с педагогами ДОУ, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медика - психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение современных лечебно - оздоровительных мероприятий.
У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих НОД, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и т.д.), им становиться легче общаться со сверстниками, они лучше
понимают чувства других и легче выражают свои. У детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка. Дети знакомятся с правилами этикета, изучают приёмы и методы психомышечной релаксации и могут их применять.
С детьми, проблемы которых после проведённого курса занятий исчезли не полностью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Результативность, эффективность программы можно выявить путём обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
Оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения (тесты «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек»);
Оценку детей воспитателями, родителями (путём анкетирования);
Обследование детей педагогом-психологом (изучение познавательной сферы психики - пакет методик, изучение эмоционально-волевой и личностной сфер - пакет методик).
Цель программы: развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников, раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи программы:
-познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением,
-способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка,
-натренировать недостаточно развитые психические функции,
- развивать и совершенствовать коммуникативные навыки,
- профилактика страхов,
-снятие психоэмоционального напряжения,
-удовлетворение потребности в признании,
-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки),
-обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- обучение детей правилам хорошего тона.
-повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
-коррекция нежелательных личностных особенностей,
поведения, настроения.
-совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, воображения, речи.
-помощь ребёнку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Основные методы обучения:
1.Этюды;
2.Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
3.Игры с правилами: сюжетно-ролевые,словесные,подвижные,музыкальные 4.Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
5.Дидактические,развивающие игры;
6.Чтение художественных произведений.
7.Беседы.
8.Мини-конкурсы.
9.Моделирование и анализ заданных ситуаций.
10.Импровизации.
11.Рассказ взрослого и рассказы детей.
12.Сочинение историй.
13.Дискуссии.
14.Свободное тематическое рисование.
15.Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуки природы, релаксационной музыки.)
1-й блок. Овладение детьми языком эмоций
1-й раздел. Мимика.
Задачи:
Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.
Формировать представление дошкольников об изображении эмоциональных состояний (по фотографиям, рисункам, схемам).
Расширять представления детей об эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).
Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.
Учить детей по мимике понимать чувства других людей.
Учить детей помогать сверстникам преодолевать негативные эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.
2-й раздел. Пантомимика.
Задачи:
Развивать выразительность движений в пантомимике.
Учить распознавать эмоциональные состояния человека по его пантомимике (жестам, позе).
Учить с помощью пантомимики передавать эмоциональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).
Учить выражать в жестах определенные физические состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).
Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.
3-й раздел. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
Задачи:
Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятельность).
Учить старших дошкольников приемам релаксации.
Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.
Учить детей передавать положительные эмоции, полученные в результате общения с близкими людьми.
Развивать положительные эмоции и учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.
Учить детей поднимать настроение своим сверстникам и себе в повседневной жизни.
4-й раздел. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
Задачи:
Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.
Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.
Развивать умение детей адекватно выражать негативные чувства.
Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,
Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.
2-й блок. Коррекция агрессивности
1-й раздел. Коррекция драчливости у дошкольников.
Задачи:
Учить детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами.
Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.
Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.
Учить снимать эмоциональное напряжение физическими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).
2-й раздел. Снятие конфликтности в общении детей.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении. - Способствовать выражению в рисунке положительного отношения к сверстникам.
Учить детей преодолевать конфликтность при разделе сладостей, игрушек.
Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.
3-й раздел. Снятие вербальной агрессии.
Задачи:
Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.
Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.
Показывать значение использования имени в обращении к человеку в различных ситуациях.
Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.
Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.
4-й раздел.
Преодоление импульсивности.
Задачи:
Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.
Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.
Способствовать преодолению импульсивности в повседневной жизни.
Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.
3-й блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.
1-й раздел. Снятие тревожности.
Задачи:
Учить детей снимать психоэмоциональное напряжение.
Формировать чувство доверия к окружающим. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.
Способствовать двигательному раскрепощению. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.
2-й раздел. Коррекция страхов.
Задачи:
Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.
Развивать умение преодолевать страх общения с незнакомыми людьми.
Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.
3-й раздел. Формирование адекватной положительной самооценки.
Задачи:
Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.
Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.
Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными качествами личности.
Помогать каждому ребенку осознавать свои «сильные стороны».
Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.
Способствовать формированию положительной самооценки у детей.
4-й раздел. Формирование у детей уверенности в собственных силах.
Задачи:
Формировать у дошкольников адекватное отношение к ошибкам, неудачам.
Учить детей адекватно оценивать свои действия.
Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.
Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
Способствовать осознанию важности приложенных усилий для достижения результата.
4-й блок. Формирование социальных навыков у ребенка
1-й раздел. Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.
Задачи:
Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.
Дать представление о возможности переживать положительные эмоции от общения с другими людьми.
Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.
Развивать наблюдательность, внимание по отношению к своим товарищам.
Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Развивать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.
2-й раздел. Овладение коммуникативными навыками.
Задачи:
Способствовать развитию чувства уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Способствовать преодолению застенчивости в общении. >
Учить детей договариваться о совместных действиях.
Формировать чувство ответственности за своих товарищей.
3-й раздел. Развитие эмпатии.
Задачи:
Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
Побуждать к проявлению сочувствия к окружающим, переживающим трудные ситуации.
Формировать в сознании детей важность проявления сочувствия к заболевшему товарищу.
Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.
4-й раздел. Развитие дружеских взаимоотношений.
Задачи:
Учить детей различать хорошие и плохие поступки.
Способствовать развитию умения избегать конфликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.
Способствовать развитию умений налаживать отношения с товарищем после ссоры.
Учить детей сотрудничать со сверстниками в процессе деятельности.
Формировать у детей потребность в конструктивном поведении в конфликтной ситуации.
Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.
5-й блок. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления
1-й раздел. Формирование нравственного сознания
Задачи:
Обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.
Развивать у дошкольников саморегуляцию поведения.
Формировать у детей оценочное отношение к поступкам.
Формировать у детей представления о важности и полезности совместного воспитания мальчиков и девочек.
2-й раздел. Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.
Задачи:
Развивать умения оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Способствовать стремлению детей избавиться от вредных, недостойных привычек.
Обучать пониманию относительности в оценке чувства.
3-й раздел. Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.
Задачи:
Подвести детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов.
Развивать умение детей конструктивно общаться со сверстниками при недостатке пособий для деятельности.
Формировать навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях.
4-й раздел. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Задачи:
Способствовать преодолению трудностей в отношениях с близкими.
Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
Формировать осознанное отношение к соблюдению культуры отношений с близкими людьми.
Тематика осуществляемых мероприятий с детьми, воспитателями и родителями логично взаимосвязана. Соответственно, в работе психологической службы ДОУ выделяются три основных направления: организация коррекционно-развивающей работы с детьми; занятия с родителями с элементами тренинга и консультирование воспитателей.
Перспективный план работы
с дошкольниками по формированию эмоционально-волевой сферы.
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
| ||
|
| |||
|
| |||
|
|
Творческие, эмоциональные методы.
Рисуем пальчиковыми красками.
На лист ватмана наносят рисунок карандашом: солнце, дом, дерево, цветы.
Детям предлагают раскрасить картинку подходя по очереди и раскрашивая один элемент.
Строим замок из песка.
На подносы (противни) насыпать песок, подготовить чашки с небольшим количеством воды. Покажите детям, как строить замок. Следите, чтобы замок строили 2 ребёнка: один с одной стороны, другой с другой стороны. Предложите детям элементы декора- пуговицы, бусины, звёздочки. Покажите, как украшать замок.
Рвем бумагу и делаем аппликацию.
На лист акварельной бумаги или картона наносят контур простого изображения: рыбы, гриба, цветка и др. Изображение намазывают клеем и предлагают детям наклеивать кусочки цветной бумаги на изображение.
Делаем вазу.
Основой может служить пластиковая банка или бутылка. Покажите детям, как разминать пластилин (предварительно, разделив его на небольшие кусочки) и прикреплять к банке (бутылке).Когда вся банка будет заклеена пластилином, прикрепите к ней бусинки, бант, бабочку из бумаги.
Создаём игрушечный город. Покажите детям, как из пустых коробок различной формы (коробки из под молока, йогурта, обуви) сделать различные дома. Раскрасьте дома пальчиковыми красками, попросите детей поселить в дома маленькие игрушки.
Делаем мозаику.
Подготовьте скорлупу от яиц (варёных). Предложите детям раздавить скорлупу ложкой (на досках), чтобы получились небольшие куски. Наклейте эти кусочки на картон(половина листа А4),помогите детям раскрасить мозаику пальчиковыми красками.
Рисуем «чудовище ужасное».
Предложите детям нарисовать очень страшное существо, дать ему название, рассказать, где оно живёт.
Месим тесто, делаем панно.
Из солёного теста (смешать 2 части муки, одну часть соли, одну часть воды) скатать шар. Предложите детям раскатать шар в пласт. По трафарету вырезать простые фигуры: звёздочку, ёлочку, яблоко. Подождать, пока все фигуры высохнут, наклеить на плотный картон, помогите детям раскрасить панно. Изделия из теста можно красить акварельными красками, добавляя немного воды.
Складываем пазл.
Предложите детям сложить большой пазл всем вместе. Элементов не должно быть более 10. Пазлы можно сделать самим, наклеив на картон и разрезав картинки из детских журналов.
Рисуем пальчиками ног. Набрав пальчиковые краски в небольшие пластмассовые тарелочки, предложите детям провести линию на листе бумаги сначала большим пальцем левой ноги, затем большим пальцем правой ноги.
Физические методы агрессивного поведения.
Сбиваем кегли.
Кеглями могут служить пластиковые бутылки. Один ребёнок стоит рядом с кеглями, другой пытается сбить их мячом. Дети меняются.
Дерёмся подушками.
Предложите детям бой подушками. Подушки должны быть маленькими, лёгкими. Бой продолжается 3 мин. и заканчивается по сигналу психолога.
Забей гол.
«Ворота»- маленькая коробка. С помощью соломинки дети дуют на маленький шарик из фольги (пуговица), стараясь загнать в ворота. Дети забивают гол по очереди.
Прыгаем с кочки на кочку.
Дети по очереди прыгают с коврика на коврик (с подушки на подушку), стараясь не оступиться. Упражнение следует делать под музыку.
Море и суша.
Ребёнок переступает из подноса с теплой водой в поднос с песком (манной крупой). По сигналу «Море!», ребенок встает в поднос с водой, по сигналу:
« Суша!»- в поднос с песком. Последним должен быть поднос с водой, чтобы смыть песок. После упражнения вытереть ноги, надеть носки.
Попади в мишень. Можно использовать дартс с прилипающими шариками. Дети по очереди кидают шарик в мишень. Расстояние между ребёнком и мишенью не должно превышать 1,5м.
Топаем ногами. Покажите ребёнку, как одновременно топать ногами и колотить воздух. Попросите повторить.
Колотим воздух. Покажите ребёнку, как сжать кулачки и делать движения руками сверху вниз. Попросите повторить.
Топаем ногами и колотим воздух. Покажите ребёнку, как одновременно топать ногами и колотить воздух. Попросите повторить.
«Увернись от мяча». Дети кидают легкий надувной мяч друг в друга. Покажите детям, как следует уворачиваться от мяча.
Творческие упражнения:
Делаем конфетти.
Предложите ребёнку цветную бумагу и дырокол. Покажите, как пользоваться дыроколом. Полученное конфетти можно использовать для аппликации.
Сочиняем сказку.
Придумайте вместе с детьми сказку о мальчике, который всё время дрался.
Направляйте сюжет, спрашивайте: кто, что может помочь мальчику стать хорошим.
Портрет обидчика.
Предложите ребёнку нарисовать портрет того, кто его обижает. Когда портрет готов, уточните: «Кто это?»- и спросите, что ребёнок хотел бы сделать с этим портретом. Исходя из ответов, можно судить о степени агрессии ребенка, анализировать причины такого отношения.
Выпускаем пар.
Предложите ребёнку рычать громко, как лев, а потом шипеть, как змея. Повторить 3 раза.
Рисуем злость
Предложите ребёнку нарисовать его злость, используя карандаши, мелки, фломастеры. Когда рисунок будет готов, спросите ребёнка: «Что будем делать с твоей злостью?»
Кто прав, кто виноват?
Разбираем ситуации. Психолог предлагает детям рассмотреть несколько картинок с разными сюжетами: мальчик сталкивает девочку с качелей, девочка отбирает у подружки куклу, большой мальчик бьёт маленького мальчика. Спросите у детей: « Как ты думаешь, почему мальчик (девочка), так поступает?», «А ты поступаешь так когда-нибудь?», «Как ты думаешь, почему так поступать плохо?» Дети отвечают по очереди.
Рисуем песком и пластилином.
На лист плотного картона нанести контуры сюжетной картинки: натюрморт, пейзаж. Предложите ребёнку небольшие кусочки пластилина приклеить к контуру и закрашивать его, размазывая пластилин как можно тоньше. Пустые места намазать клеем и засыпать песком (манной крупой). Подождать, пока высохнет, раскрасить песок.
Танцуем, приседаем, кружимся.
Поставьте весёлую музыку, по сигналу (хлопку) психолога дети начинают танцевать, приседать, кружиться. По сигналу (2 хлопка) - берутся за руки.
Рисуем страх.
Ребёнку предлагают на черном листе бархатной бумаги белой гуашью, кисточкой нарисовать свой страх. Если ребёнок скажет, что у него страха нет, он ничего не боиться, предложите нарисовать портрет чьего-то страха. Когда портрет будет готов, следует спросить ребёнка, что он нарисовал и что надо сделать с этим страхом.
Рисуем настроение.
Включите весёлую музыку, попросите нарисовать картинку, которая ей соответствует, потом включите грустную музыку, спросите: «Как ты думаешь, чем отличается эта музыка? Какую картинку ты нарисовал бы под неё?».
Делаем отпечатки ладошек.
Пальчиковые краски налить в пластмассовые тарелки. Предложить детям одновременно, по сигналу психолога: «Крась», обмакнуть ладошки и оставить отпечатки на листе ватмана.
Подбираем ассоциации.
Психолог называет качество человека, а дети говорят, какие поступки совершает этот человек.
Организация занятий.
Курс занятий состоит из 30 коррекционных занятий, численность детей,
посещающих занятие , составляет 5-8 человек, занятие проводится 2 раза в неделю.
Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения и т.д. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха используется спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений.
Занятие длится от 25 мин до 1 часа. Продолжительность зависит от качества внимания, возраста и поведения детей. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество. Виды заданий могут повторяться, усложнятся, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу.
В состав коррекционной группы входят дети: гиперактивные, неуверенные, импульсивные, невнимательные (дети с разными проблемами занимаются вместе)
Принципы проведения занятий.
Самое главное условие эффективности таких занятий - добровольное участие в них детей.
Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признаётся его ценность, значимость, уникальность.
Не оценивать детей, но добиваться единственно правильного ответа.
Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их, надо самому увлечься. Если с удовольствием готовиться к занятию, с удовольствием проводить их, то дети обязательно это заметят!
Занятие проводится в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Занятие не должны утомлять детей, поэтому, если дети устали, закончить.
Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, весёлым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
У детей на занятие создаётся чувство безопасности, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Большое внимание на занятии уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценки своей работы.
Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Ценится постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребёнка свой срок и свой час постижения.
Содержание занятия.
Задачи: налаживание отношений психолога с группой и детей между собой;
Развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания и воображения; развитие согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.
Материалы к занятию: мяч средних размеров.
1 Занятие.
1. «Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.
2.«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребёнка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребёнок старается изобразить это животное , а остальные придумывают, как его можно назвать ласково- например, мишенька, мишутка ,медвежонок и т.д.
Используются известные детям животные.
3.Упражнение из «Йоговской гимнастики для детей»(2-3мин.)
-Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики.
-Останавливаются, встают в круг.
- «Заводят будильник»- сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые
движения у солнечного сплетения.
-»Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове.
-»Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
- «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев корни волос.
- «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
- «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
- «Лепят носик»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
- «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
- «Лепят подбородок»- поглаживают подбородок.
-»Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики-
Выполняют соответствующие движения.
-Произнося хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.
4.Упражнение: «Прогулка в лес» (7мин)
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянуться вверх за орехами пр. (спросить у детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.)
5. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник»(5 мин.)
Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим - «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садиться, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями. (По окончании упр. – я психолог спрашивает детей,: какие были «камни»- удобные или неудобные, твердые или мягкие? )
6. «Как выглядят чувства» Ведущий показывает детям поочерёдно картинки с изображением эмоций. Просит ребёнка угадать, какое чувство изображено ,а затем изобразить его(при этом взрослый сам это показывает ).
7.Релаксация. «Сон на берегу моря».
Дети слушают шум моря( диск с записью). Ведущий говорит им ,что им всем сниться один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что делали на занятии(закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет …). Пауза. Звучит сигнал, дети спокойно встают.
8. «Всем-всем до свидания.»
2 Занятие.
1. «Здравствуй ,я лисичка». Ведущий с игрушкой мягкой в руках, предлагает детям поздороваться с «котёнком». Каждый ребёнок жмёт котёнку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котёночек»- «Здравствуй, я …».
2.Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой ,походкой.
Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их ,сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки в полость рта.
Ведущий предлагает детям показать жестом слова « маленький», «высокий», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и т.д.
Ведущий предлагает детям произвольно принять усиленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несём тяжёлую сумку и т. д.
3. «Изобрази явление»
Ведущий и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идёт дождь, образуются лужи.
Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
« Дует ветер»- дует , вытянув губы.
«Качаются деревья»- покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья»- выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идёт дождь»- выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи»- смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет педагог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
4. «Хозяин чувств» Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки их слушаются. У других – такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Педагог спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сесть на верёвочку, разложенную по полу(команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети могли их расслышать.)
5. «Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребёнок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытается спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
6. Игра «Самолёты»
Дети сидят на корточках далеко друг от друга- «самолеты на аэродроме».
Психолог говорит:
- Самолёты загудели, загудели ,загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом всё громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
- Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры « самолёты прилетают к морю»- дети ложатся на ковер, чтобы не задевать друг друга.
7.Релаксация.
«Лицо загорает». Подбородок загорает - подставьте подбородок солнышку, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык - крепко закрыть рот. Жучок улетел - слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает ,на чей нос лучше сесть,- сморщить нос ,поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела - расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях - двигать бровями вверх- вниз. Бабочка улетела, сосем - спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. »
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено всё тело.
Дышится легко, ровно глубоко.
Нам приятно отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись, улыбнулись, проснулись.
8. «Всем-всем до свиданья».
3.Занятие.
1. «Здравствуй, я зайчик». Проводится аналогично упражнению «Здравствуй, я лисичка».
2.»Зайчик весёлый – грустный. Дети изображают зайчика, потом грустного зайчика, весёлого зайчика(ведущий служит образцом).
3.Этюд «Запретные движения»
Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:
- Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.
Психолог называет и показывает «Запрещенное» движение (например ,подпрыгивание) и даёт сигнал к началу игры.
4.Игра «Передай мяч». Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закрытыми глазами. Можно модифицировать игру так, психолог закрывает глаза, а дети с открытыми глазами молча передают друг другу мяч. Как только психолог скажет: «Стоп!», мяч остаётся в руках одного из детей. Психолог, не открывая глаз угадывает, у кого в руках мяч.
5. «Не хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям следующие ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяин своих чувств».
6.Релаксация.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева "Обзывалки" (групповая); можно использовать названия а фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь и приятное. "Спустить пар" (индивид., групповая) Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает
"Два барана" (Групповая):
Рано-рано два барана Повстречались на мосту...
"Слушай звуки" (Групповая, индивид.,)
"Угадай, что изменилось" (Групповая, индивид.,)
Настольные игры: Конструктор, Мозаика,(Групповая, индивид.,)
"Толкалки" (Групповая)
"Довольный - сердитый" (Групповая, индивид.,)
"Безмолвный крик"
"Хвасталки"
"Путешествие"
Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание "Доброе животное" (групповая)
В кругу держатся за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Как оно дышит.
Вдох - шаг вперед, Bыдоx - шаг назад.
Вдох - два шага вперёд, выдох - два шага назад.
Сердце бьётся - стук! Шaг вперед....
"Распускающийся бутон"
Снятие негативных эмоций "Тух - тиби - дух!" (групповая)
(Игра в молчанку. Все ходят по комнате в время от времени произносят секретное слово. Говорить его надо прямо глядя в глаза человеку, сердито.).
"Кукла Бобо" (индивидуальная) Сшита своими (из подушки и пуговиц) руками.
Такую куклу можно сделать из материала. Её спокойно можно пинать, бить и т. д.
"Датский бокс"
"А кроме того…"
Обучение эффективным способам общения "Попроси игрушку" (групповая) (Уговори человека дать тебе предмет) - вербальный и невербальный варианты.
"Связующая нить" (групповая) (с клубком ниток)
"Любящий взгляд" - (групповая) невербальный вариант
"Взаимоотношения" (индивид.,групповая) построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком"
"Король сказал" (групповая, индивид.)
"Ученик дня" (групповая)
"Ковер мира" (групповая)
"Сладкая проблема" (групповая)
Формирование чувства доверия "Прогулка с компасом" (групповая) Игра парами: один впереди - с закрытыми глазами - это компас, сзади - турист.
"Двое с одним мелком"
Установление доверительных отношений "Я вижу!" (индивидуальная, групповая)
"Новоселье" (индивид, групповая) Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками.
"Строители". (индивид, групповая) Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям.
"Общий ритм" (групповая): Ведущий задаёт ритм и идёт с ним в гости к одному игроку, затем они вместе идут к третьему и т.д.
"Связующая нить (групповая): Передают друг другу клубок ниток, все держатся за неё. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.
Снятие мышечного напряжения "Ласковые лапки" (индивид., групповая)
"Прогноз погоды" (индивидуальная) Ребенок рисует на бумаге все свои состояния, затем показывает окружающим.
"Кулачок" (индивид.) Дайте ре6ёнку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите сжать кулачок крепко крепко. Пусть он подержат кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
"Лепим сказку". Работа с пластилином даёт возможность "сместить энергию кулака" (индивид, групповая) Очень подходит сказка "Три медведя"
"Брыкание" (индивид.) Ре6ёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ре6ёнок говорит "Нет"; "Да и нет" (все участники делятся на две группы и спорят: ДА! и НЕТ! Сначала тихо затем всё громче и громче!
"Звучащая сила" (групповая)
"Растянись!" " ( групповая)
"Гений и придурок" "(индивид., групповая)
"Кто я?" "(индивид.,)
"Спасибо моему телу"
Сочувствие, сопереживания, осознание своих чувств
"Хорошо - плохо!" (индивид., групповая)
"Ворвись в круг" (групповая)
"Агрессивное поведение"(индивид., групповая)
(изобразить на бумаге то, что их больше всего раздражает)
"Двое с одним мелком" (групповая) Под музыку ри-суют 1 картинку. "Граффити"(индивид., групповая)
Темы: "Что я люблю" "Что я хочу знaтъ" " Прекрасные моменты", "Что меня пугает" в т.д.
Несколько листов ватманов соединяют вместе. Каждый рисует по своей теме.
"Рассказ о товарище" "(индивид., групповая)
"Зеркало" (групповая)
"Карикатура" (групповая)
"Тень" (групповая)
"Эхо" (групповая)
"Мы все похожи друг на друга (групповая)
"Копилка хороших поступков" (индивид., груп.)
"Коробка переживаний" (индивид, групповая)
"История с продолжением" ( групповая)
"Цветочный дождь" (групповая)
Сплочённость группы "Клеевой дождик" (групповая)
Дeти держатся за плечи друг за друга. В таком преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под стульями, столами, обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес спрятаться от дики животных. От партнера отцепляться нельзя.
"Пчёлы и змеи" (групповая)
"Групповой портрет" (групповая)
Сказкотерапия по темам:
"Волк и семеро козлят
"Золушка
"Морозко
Заюшкина избушка
Музыкотерапия "Индивидуальная.
Групповая»
АРТ-терапия по темам:
" Прогноз погоды (выразить своё настроение с помощью рисунка и показать другим "Солнечно", "Штром" и т.д.) (индивидуальная, групповая)
"Неожиданные картинки" (индивид., групповая)
"Рисунок в два этапа"
Список, используемой литературы.
1. «Детская агрессивность» С.Ю. Чижикова, О.Ю. Калинина, Ярославль,
Ак. Развития,2005г.
2. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста». В.Г.Алямовская, С.Н.Петрова, Москва,2002г.
3. «Психолог в детском дошкольном учреждении» Методические рекомендации к практической деятельности, Авт. коллектив: О.М.Дьяченко, А.И.Булычёва, Е.Л.Пороцкая… Москва, «Новая школа»,1996г.
4. «Настольная книга практического психолога в образовании»,
Е.И. Рогов, Москва «Владос»,1995г.
5. «Справочник психолога ДОУ», М.А. Аралова , Москва,2007г.
6. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»,
И.Л. Арцишевская, Москва, Книголюб,2003г.
7. «Психологическая помощь дошкольнику», Н.Я. Яковлева, Санкт-Петербург «Валери СПД»,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»
Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»
программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...
Формирование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»
Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...