Лого ритмика
картотека по коррекционной педагогике на тему

Александрова Алена Сергеевна

Лого ритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл лого ритмика60.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. упражнения для нормализации мышечного тонуса;

2. упражнения, направленные на координацию речи и движения;

3. упражнения для развития дыхания и голоса;

4. упражнения  для развития психологической базы движений и речи (внимания,

восприятия, памяти;

5. упражнения для развития артикуляционной, мелкой и лицевой моторики.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

НЕДОТРОГА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Описание. Дети стоят, по команде «Недотрога» вытягивают напряженные руки перед собой, как бы не подпуская к себе никого. При этом взрослому нужно сосредоточить внимание детей на состоянии напряжения в мышцах рук. По команде «Отдых» дети опускают руки вниз и расслабляют их, а взрослый обращает внимание детей на приятное ощущение расслабления.

ФОНАРИ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Описание. По команде взрослого «Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки в стороны (кисти в кулаках) и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища.

КУЛАЧОК – ЛАДОШКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

Оп и сан и е. Дети стоят, руки опущены вниз. По команде взрослого они сжимают кисти рук в кулак и чувствуют напряжение, а затем по команде взрослого раскрывают кулак и расслабляют кисть.

ЗАМОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

Описание. Дети сидят по-турецки на ковре, руки держат перед собой. По команде взрослого «Замочек закрылся» дети с силой сжимают кисти рук, по команде «Замочек открылся» — спокойно опускают руки на колени.

ГУЛЛИВЕР В ГОСТЯХ У ЛИЛИПУТОВ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц ног.

Описание. Дети сидят на ковре, ноги вытянуты вперед. По команде взрослого «Гулливеру тесно в маленьком дворце лилипутов» они напрягают вытянутые ноги, как бы стараясь отодвинуть от себя невидимую стену. По команде «Гулливер сломал стену»—дети расслабляют ноги и садятся спокойно.

НОСОК-ПЯТКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц голеностопного сустава.

Описание. Дети сидят на стульчиках, руки — на талии. Поочередно выставляют вперед то левую, то правую ногу, ставя ее на пятку, сильно согнув в подъеме, а затем ставят ногу на всю ступню.

ШТАНГА

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем — подняв над головой. Упражнение проводить 10—15 сек. «Бросить штангу» — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.

РАЛЛИ

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10—15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

СОСУЛЬКА

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька «выросла». После команды «Солнышко пригрело, и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

НЕВАЛЯШКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

Описание. В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10—15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

НЕЗНАЙКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Описание. Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

ЦВЕТОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, верхнего плечевого пояса, рук, ног, туловища.

Описание. Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял».

КУКЛА УСТАЛА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

Описание. Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Более успешному овладению детьми упражнениями, регулирующими мышечный тонус, будет способствовать их выполнение перед зеркалом. Особую важность это условие приобретает при формировании у дошкольников навыков напряжения и расслабления мышц мимической мускулатуры. С детьми можно проводить следующие упражнения.

НАДУЕМ ШАРИК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Надуть щеки и надавить на них руками, почувствовать сопротивление, а затем сдуть щеки.

МЫ УДИВИЛИСЬ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц лба.

Описание. Приподнять надбровные дуги, ощутив напряжение в области лба.

УПРЯМЫЕ БАРАНЫ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

Описание. Нахмурить лоб, как бодающиеся бараны, не поделившие узкий мостик. Обратить внимание детей на ощущение напряжения в области лба.

ПЛАКСА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц век.

Описание. Зажмурить глаза, плотно сомкнув веки, ощутить напряжение в них.

ТИГРЕНОК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Оскалить зубы, с силой сжав их, растянуть губы в широкой улыбке (зубы видны).

СОЛНЫШКО ДРАЗНИТСЯ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

Описание. Высунуть язык, почувствовав напряжение в нем.

При выполнении всех этих упражнений фаза напряжения не должна превышать 5-10 секунд.

2. Упражнения, направленные на координацию речи и движения

«Яблонька»

Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька»

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

 Или птицы поклевали?

Дети останавливаются. На каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок – яблонька отрицательно качает головой.

Куда они пропали?

Разводят руками, пожимают плечами.

Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали

Дети загибают по одному пальцу на правой руке

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, пятнает

«По ягоды»

Мы шли-шли-шли,

Маршируют, руки на поясе

Землянику нашли

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен

Раз, два, три, четыре, пять,

Маршируют

Мы идем искать опять

Маршируют

«Помощники»

,

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре

Встают, наклонившись; руками двигают вправо, влево

Потянулись

Тянутся, как бы вытирают пот со лба

Наклонились

Снова «полощут»

Хорошо мы потрудились

Вытирают руку о руку

«Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой,

4 прыжка на носочках, руки на поясе

Всюду, всюду он со мной.

По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу

Раз, два, три, четыре, пять

5 прыжков на носочках, руки на поясе

Хорошо мячом играть!

Вновь по два взмаха-удара

«Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника

Я вам напоказ выставляю живот

Другую руку держат на поясе, животик надут

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

Делают призывные движения правой рукой

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок.

Кати по снегу свой снежок

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок

Он превратиться в толстый ком

Останавливаются,»рисуют» руками ком

И станет ком снеговиком

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос,, метла

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка -

Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика

Пожимают плечами, разводят руками

«Как мы поили телят»

Стало жарко, будто в печке,
Замолчали птицы

Дети идут в хороводе

Мы теля погнали к речке

Надо им напиться

Идут по кругу, взмахивая воображаемой хворостиной

Саргис, пестрый

Пес дворовый

Встают на четвереньки

Как навстречу бросится!

Прыжок в круг

Разогнал телят пугливых,
Скачет, лает, носится

Бегут по кругу на четвереньках

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом

Идут в хороводе

Уж мы Саргиса бранила,
так, что был не рад он

Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле

Идут по кругу на четвереньках

У бедняги даже уши

От стыда висели

Встают, ладошками изображают висящие уши

«Самолет»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет

Дети бегут на носочках по кругу, руки расставив в стороны

Правое крыло вперед

Поворот через правое плечо

Левое крыло вперед

Поворот через левое плечо

Полетел наш самолет

Бегут по кругу, расставив руки в стороны

«Маленький кролик»

Маленький кролик, пушистенький кролик

Дети скачут по кругу, сделав ушки из ладошек и двигая ими вперед-назад

Всех нас смеяться заставил до колик:

Останавливаются, держатся за животики

Прыгал за белкой, за уткой скакал

Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал

Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу

Фх, как смешно его уши торчали!

Делают ушки из ладошек

Мы хохотали души в нем не чая,

Опять держатся за животики

Но, на опушке заметив лису,

Смотрит из-под руки

Он подмигнул нам и скрылся в лесу

Подмигивают, разбегаются

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход

Шаг впред, руки опущены

Раз, два –

Он  назад шагнул сначала

ДВА ШАГА НАЗАД

А потом шагнул вперед –

Раз, два

Два шага вперед

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход

РУКИ ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЕД  И СОМКНУТЫ – ЭТО НОС ТЕПЛОХОДА; ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ МЕЛКИМИ ШАЖКАМИ

«Летчик»

Быть шофером хорошо,

Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль

А летчиком – лучше

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат

Бегут, расставив руки, как крылья

Наливаю в бак бензин,

Остановились, наклонили воображаемый сосуд

Завожу пропеллер

Круговое движение правой рукой

В небеса,  мотор, вези,

Чтобы птицы пели

Бегут, расставив руки

«Маляры»

Маляры известку носят,

Дети идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра

Стены кистью купоросят

Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз

Не спеша разводят мел

Наклонившись, мешают кистью в воображаемом ведре

Я бы тоже так сумел

«Красят»

«Клен»

За окном сосулька тает,

Дети стоят лицом в круг. ; прыжка на носочках, руки на поясе

Ветер тучи рвет в клочки

Руки вверх; Наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки

Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки

Прислонился он к окошку

4 прыжка

И, едва растает снег,

 Наклоны

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех

 Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие

«Грядка»

Я давно весну ждала

У меня свои дела

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела

Идут в противоположную сторону

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку

Останавливаются, изображают, как копают

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена

Показывают, как рыхлят грядку граблями

«Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете

Дети маршируют

На носки поднимитесь

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз

Опускают руки

Раз, два, три, потянитесь

Тянутся

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу

«Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая,

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе

- Отчего ты, рожь, золотая?

Меняют направление бега

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны

- Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам

«Машины»

На улице нашей

Машины, машины,

Машины малютки,

Машины большие

Дети двигаются из одного угла группы в другой, держа в руках воображаемый руль

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые

Сделав разворот, двигаются в другую сторону

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю

Когда все машины проехали, один из детей, переходя улицу, произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди

«Гусеница»

Это странный дом без окон

У людей зовется кокон

Дети лежат на спинках, вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга

Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем

Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щечку

Спит без просыпа всю зиму

Переворачиваются на спину, потягиваются, лежа

Март, апрель, капель, весна

Медленно садятся

Просыпайся, соня-сонюшка!

Потягиваются сидя

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна

Стала бабочкой она!

Бегут по кругу, машут руками, как крыльями

«Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке

Прыжки на одной ноге по кругу

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри

Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты

Руки вверх, потряхивая кистями

Стали мокрыми цветы

Наклон, руки к полу, потряхивание кистями

Мокрый, серый воробей

Сушит перышки скорей

Встали, руки вдоль тела, потряхивание кистями

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали

Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст

Яблони белили мы

Известью, белилами

Движение правой рукой вверх-вниз

Починили мы забор

Имитируют удары молотком

Завели мы разговор:

- Ты скажи,

Садовник наш, Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду

Слив лиловых
Груш медовых
Самых крупных
Спелых яблок
Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке

«За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки

Дети идут в хороводе

Белочки скакали,

Рыжики срывали

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы

Лисичка бежала

Лисички собирала

Бегут собирают воображаемые грибы

Скакали зачатки

Искали опятки

Скачут стоя, срывая грибы

Медведь проходил

Мухомор раздавил

Идут в развалку, топают правой ногой

«Игра в стадо»

Мы вчера играли в стало

И рычать нам было надо

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы рычали 6 «Р-р-р»

Встали, сделали коготки

И мычали : «Му!»

Сделали рожки

По-собачьи лаяли: «Гав-гва!»

Встали на четвереньки

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны

Идут по кругу

А она сказала строго

 – Что за шум такой у вас?

Я детей видала много –

Таких вижу в первый раз

Слова воспитателя

Мы сказали ей в ответ

Никаких детей тут нет!

Стоят в круге, поворачивают голову из стороны в сторону

Мы не Пети и не Вовы

Загибают пальцы

Мы собаки

Встают на четвереньки

И коровы!

Делают рожки

А она в ответ: -Да что вы?

Встают

Ладно, если вы коровы, Я тогда – пастух

И прошу иметь ввиду

Я коров домой веду

 Дети идут по кругу

 Стихотворение с движениями «Зайкин день»

Маленький зайчик по имени Ваня     Дети сжимают пальцы в

 кулак, подняв указатель­ный и средний пальцы («ушки»).

Быстро скакал по зеленой поляне,     Поворачивают «зайчика»

Он торопился и песенку пел,             вправо и влево.

Сегодня у зайчика тысяча дел:        Разводят руки в стороны.

Надо бы сбегать на огород,                Пробегают пальчиками

по бедрам.

Туда, где капуста пышно растет,     Округляют руки перед со­бой, показывая большой кочан капусты.

Нужно морковку из лейки полить, «Поливают из лейки»-ку­лачка.

Вечером с белочкой чаю попить.

 

Стихотворение с движениями «Двенадцать месяцев»

А сейчас запоминай:                По очереди загибают пальцы на одной руке.

 

Три сыночка-месяца              Поднимают вверх три пальца.

У весны-кудесницы.                                                                                                               Шаловливы и ловки                         Хлопают в ладоши.

 

Лета красного сынки: Вот июнь, июль, за ним     Август рыбку ловит им.

       Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

 Прижимают    ладони друг к другу и качают ими из стороны в сто­рону ( «рыбка» ).

Вот прошли весна и лето                 «Проходятся» пальчиками по бедрам к коленкам.

Осень в золото одета                  Ставят руки на пояс и повора­чиваются из стороны в сторону.

На дворе сентябрь, октябрь           Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую.

С дождиком всегда ноябрь            Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой («дождик»

У зимы же посмотри                      Вытягивают обе руки вперед

Дети есть – их тоже три                  Поднимают три пальца.

Декабрь, январь и февраль           Загибают по очереди пальцы.

 Одели все в снежную шаль.        Поднимают руки и постепенно опускают их, делая мягкие дви­жения  

                                                       кистями рук.

Упражнение на координацию речи и движения «Синичка»

Скачет шустрая синица,          Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.          кружатся

Вот присела на минутку,         приседают

Почесала клювом грудку,         почесывают пальчиками грудь

И с дорожки — на плетень,        убегают на места

Тири-тири, тень-тень-тень.       Сидя, взмахивают кистями рук

 

Финская народная песня «У оленя дом большой»

У оленя дом большой.         Дети скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты.

Он глядит в свое окошко.   Приставляют ладони ко лбу «ко­зырьком».

Зайка по лесу бежит,           Показывают пальчиками ушки зайчика.

В дверь к нему стучит.      

— Тук, тук! Дверь открой!. Стучат кулачком одной руки по ладони другой

Там в лесу охотник злой!        Прижимают руки к груди, трясут опущенными кистями

— Зайка, зайка, забегай!        Грозят пальцем

Лапу мне давай!                       Вытягивают руки вперед

Быстро дверь олень открыл,    разводят руки в стороны

Зайца в дом к себе пустил.       Прикасаются ладонями к груди

Заяц, друг, не трусь теперь,    Грозят пальцем

Мы закроем дверь.                    разводят руки в стороны и прижимают ладони друг к друг

— Ой, ой, страшно мне,          сгибают руки в локтях перед грудью и трясут опущенными кистями

Как-то мне не по себе,                                                                                                                                                       Сердце в пятки все ушло        прижимают руки к сердцу и затем показывают на ноги

И не отошло.                             Отрицательно машут головой

—  Не дрожи, зайчишка мой,       Грозят пальцем

Я смотрел в свое окошко:              Приставляют ладони к глазам

Убежал охотник злой —           . Взмахивают одной рукой

Посиди немножко!                      Вытягивают руки вперед, раз­вернув ладони вверх

—  Да, да, посижу,                     Прохлопывают ритмический рисунок

Больше я уж не дрожу              Кивают головой вперед-прямо

У меня прошел испуг                  Качают головой вправо-влево

Ты хороший друг!                 Вытягивают руки вперед, развернув вверх ладони

 

Упражнение на коррекцию речи и движения «Башмачок»

Раз! Два! Три! Четыре!   Дети скачут по кругу.

По дорожке я скачу!

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!    Стучат каблучком по полу.

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.

Поднимают ногу и вертят носком из стороны в сторону.

 

 Повторяют движения с другой ноги.

 

Русская народная закличка с движениями «Солнышко»

Солнышко, солнышко,   Дети поднимают руки вверх и пово­рачивают кисти       рук вправо-влево.

Выгляни в окошечко.     Приставляют ладонь к глазам.

Где твои детки?                 Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх, и пожимают плечами.

 

Где малолетки?

Сидят на поветке*           Ставят руки «полочкой» перед грудью.

 В соломенной клетке,      Закрывают глаза ладонями, широко раздвинув пальцы

Камушки катают,             Делают скользящие движения ладоней друг о друга

Собачкам бросают.              Имитируют бросок рукой.

.        

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки           Дети поют стоя.

Сели на карниз.                       Садятся на стулья.

Шаловливые сосульки           Поют сидя, голова прямо.

Посмотрели вниз.                   Наклоняют голову.

Посмотрели, чем заняться?  Пожимают плечами.

 Стали каплями кидаться.       Взмахивают кистями рук одновре­менно на сильную долю такта.

Целый день идет трезвон:    Взмахивают кистями рук по очереди

Дили-дили, дили-дон!           .

Упражнение на координацию движений «Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке,       Дети соединяют не-

Нежную голову робко поднял.            плотно ладони и поднимают их перед собой.

Ветер подул — он качнулся неловко, Покачивают ладонями

Он испугался, затрепетал.                         медленно, быстро.

Ветер бутоны качает упрямо                    Наклоняют ладони со-

Вперед и назад, налево, направо.        ответственно вперед,

назад, влево, вправо

3.  Упражнения для развития дыхания и голоса

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

Пилка дров.

Дети становятся друг против друга, парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Погреться на морозе.

 Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Надуй игрушку.

 Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Листья шелестят.

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Бабочки.

Перед детьми раскладывают "зеленые полянки" с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к "полянке". Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

Задуть свечу.

Логопед по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу "Тихий ветерок" дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу! "Сильный ветер" дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с "огоньком" из тонкой красной бумаги.

Покатай карандаш.

Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

Костер. 

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать "угасающий" костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

Чайник закипел.

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1—1,5 см. По сигналу "У Саши чайник закипел" один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился С1ШСТ. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

Снежинки летят.

 На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу "Снежинки летят".

Вертушка. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, что-I бы она плавно вертелась.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

Эхо. 

Детей распределяют на две группы. Одна из групп—  «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

Вьюга.

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

Дует ветер.

Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.

В лесу.

Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)

4. Упражнения  для развития психологической базы движений и речи (внимания, восприятия, памяти)

Упражнение 1

Возьмите любой предмет (например, часы, ключ), пусть ребенок осмотрит его внимательно на протяжении тридцати секунд, закроет глаза и постарается воссоздать увиденное по возможности точнее. Если некоторые детали не будут воспроизведены четко, пусть ребенок посмотрит на предмет снова, за тем закроет глаза и так далее – до полного восприятия предмета.

Следите за тем, чтобы ребенок регулярно выполнял эти упражнения. Прежде всего, родители, воспитатели и учителя должны помогать детям. Таких игр, которые развивают детскую память, огромное количество. Шаг за шагом, вы научите детям хорошо запоминать, принимать правильные решения, обнаруживать настойчивость и волю при достижении своей цели.

Упражнение 2

Пусть малыш вообразит для себя лицо, которое видит довольно часто, но имеет о нем общее воображение. Пусть ребенок дополнит свои наблюдения, когда снова увидит это лицо, и начнет наблюдение снова; к тому моменту, пока не будет воображать.

Упражнение 3

Включите ребенку аудио сказку, затем постепенно уменьшайте звук к тому моменту, пока возможно понять, о чем говорят. Малая интенсивность звука принудит ребенка сосредоточиться. Не следует продолжать упражнение больше трех минут.

Упражнение 4

Подыщите для ребенка красивый стих, читайте его медленно и внимательно, делая акценты на важных словах для точного отображения в сознании того, о чем идет речь. Ребенок не должен отвлекаться на проблемы, не связанные со стихом.

Упражнение 5

За сюжетом известной русской сказки «Репка». Каждый герой сказки совпадает с конкретным действием. Предположим, вы говорите «бабка» – «плетете носок». Вы говорите «внучка» – подпрыгиваете, если «старичка» – «рубите дрова», «кошка» – умываетесь, «Жучка» – лаете, «мышка» – пищите.

Сначала вы говорите и показываете движения правильно, а потом начинаете путать: говорите «бабка», а самые подпрыгиваете.

Упражнение 6

Покажите детям разнообразные предметы (например, ручка, альбом, хлопушка, карандаш, ластик, пистолет, пенал, учебник), а дети должны плеснуть в ладони, когда вы будете показывать предметы, которые относятся к школьной принадлежностям.

После этого разложите предметы в определенной последовательности. Пусть дети внимательно рассмотрят предметы, а потом закроют глаза. Тем временем вы поменяете предметы местами, а дети, открыв глаза, должны догадаться, что изменилось.

Упражнение 7

Вы называете животные (овца, лев, медведь, коза, лисица, корова, заяц, петух, волк, собака); если это дикие животные, то дети должны хлопать в ладони, если домашние – приседать.  

Развиваем зрительное внимание.

 Сделай как у меня                                                                                                    

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)                  

Расставь как было          

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

Дорисуй                                                                                                                      

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

Найди отличия    

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

Кто быстрее

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

 Кто спрятался?                                                                                                  

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»      

 Срисовывание по клеточкам  

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

 Найди лишнее                                                                                                          

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).                                                                              

 Развиваем слуховое внимание.

Самые внимательные

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

Что звучало?                                                                                                              

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные  инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

 Повтори за мной

Дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

 У кого колокольчик?

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

Слова

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.                                                                                                                                  

Что в коробке?

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

 Расскажи,  как было                                                                    

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

Кто это?    

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.

Развиваем моторно-двигательное внимание.    

Съедобное – несъедобное

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

Повторяй за мной

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

 Летает, прыгает, плавает

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

 Зимующие и перелётные птицы

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если  птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

 Овощи и фрукты

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

 Запретное движение

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

Поезд

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

 Внимательные ребята    

Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соотвествующего цвета с названым объектом. Например, воспитатель называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и  т.д.

Игры и задания на развитие произвольного внимания

Обезьянки

Для игры понадобятся два одинаковых набора из 5-7 кубиков, если игра проводится с одним ребенком. Если детей больше, то каждому ребенку выдается по одинаковому набору кубиков. Чем младше ребенок, тем меньшее количество кубиков должно быть в наборе.

Перед началом игры задайте вопросы и расскажите правила игры: «Кто знает, кто такие обезьянки?» - спросите ребёнка. «А что обезьянки любят делать больше всего? Больше всего обезьянки любят передразнивать и повторять всё что видят. Давайте поиграем в обезьянок. Я буду строить, а вы повторяйте всё за мной, и мои движения и то, как я складываю кубики»

Затем начинайте складывать разные фигуры и конструкции из кубиков, а дети за вами пусть повторяют. Для игры можно использовать не только кубики, но и другие подходящие материалы. Например, счётные палочки, карточки, детали конструктора.

Обезьянки танцуют

В эту игру можно играть как дома, так и на прогулке или в любом другом месте. Это вариация на тему игры «Обезьянки», только без кубиков или других вспомогательных материалов.

Предложите ребенку или группе детей копировать все ваши движения так же, как это делают обезьянки. И показывайте разные движения: поднимайте руки, хлопайте, приседайте и так далее. Движения чередуйте и постепенно скорость смены движений увеличивайте. Ребёнок должен успевать повторять все движения за Вами.

Золушка

Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки, или просто кучки.

Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

В эту игру можно играть на кухне, пока мама (или кто-то из взрослых) готовит еду. В таком случае мама просит ребёнка, помочь ей навести порядок.

Наведем порядок

В эту игру лучше всего играть, когда в комнате разбросано много разных по величине или цвету игрушек. Приготовьте несколько разных ящичков и попросите ребёнка (или детей) помочь вам навести порядок. Но порядок не простой, а самый настоящий, когда не только в комнате будет чисто, но и игрушкам будет удобно. Объясните, в какой ящик, какие игрушки надо складывать. Игрушки надо рассортировать по каким-то признакам. Например, в один ящик все большие и мягкие игрушки, в другой ящик все маленькие и красные игрушки, в третий ящик все деревянные игрушки.

Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть инструкции. Если для трёхлетнего малыша достаточно одного признака (например, по цвету или размеру), то пятилетнему можно уже усложнять задания. Например, можно попросить в один ящик сложить все деревянные большие и зеленые предметы, в другой все пластмассовые маленькие черные, в третий ящик все пластмассовые большие синие. Признаки, по которым сортируются игрушки, вы выбираете сами, исходя из того, что разбросано и какой возраст у ребенка.

Наблюдатель

В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Если вы с ребёнком находитесь в комнате, попросите ребёнка осмотреться и назвать все круглые предметы в комнате, потом все красные, потом все твёрдые и так далее. Для трёхлетних малышей признаки, по которым ему надо называть предметы, должны быть совсем простыми, например, только по цвету или форме. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть признаки. Пятилетним детям уже можно давать задания назвать все гладкие предметы в комнате, все шершавые, все деревянные, все пластмассовые, все мягкие.

На прогулке можно попросить малыша называть всё подряд, что он видит на улице, а уже потом давать задания называть предметы по каким-либо признакам.

Угадай, что я вижу

Договоритесь с ребёнком, что Вы будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно вы смотрите. Потом поменяйтесь ролями.

В эту игру можно играть где угодно, хоть дома, хоть на прогулке. Если в игре участвует несколько детей, то каждый по очереди на что-то смотрит, а остальные угадывают.

Прыгающая лягушка

Для игры понадобится лист бумаги, на котором нарисован квадрат из 9 клеток: 3 на 3. В центре квадрата нарисуйте или наклейте вырезанную из бумаги лягушку.

Взрослый кладёт лист перед малышом и предлагает ему по команде мысленно перемещать лягушку по квадратам. Взрослый начинает игру и говорит: «вверх», «вправо», «вниз», «влево», «ещё раз влево». Ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда лягушка «выпрыгнула» за пределы квадрата. После этого игра начинается сначала.

Перед началом игры убедитесь, что ребёнок ориентируются на листе бумаги. Покажите ему, где верх, низ, право и лево. На примере объясните малышу, как прыгает лягушка, показывая карандашом на нужные квадраты. Обязательно в примере покажите, как лягушка выпрыгивает за пределы квадрата и что в этот момент надо хлопнуть в ладоши.

Пуговица

Для игры понадобятся два одинаковых набора из 3-7 разных пуговиц, два игровых поля - квадратные листы бумаги, разделённые на клетки и такого же размера два чистых листа.

Сядьте с ребёнком друг напротив друга. Перед собой и перед ребёнком положите набор пуговиц, игровое поле и чистый лист бумаги. Начните игру, расставив на своём поле по разным квадратам 3 пуговицы. Предложите малышу запомнить, как они лежат. Ребёнок должен посмотреть и запомнить где какая пуговица лежит. После этого закройте чистым листом бумаги свое игровое поле, а ребёнок должен повторить расположение пуговиц на своем поле.

Если ребёнок угадывает, ход переходит к нему, и тогда он на своём поле выкладывает пуговицы. Вам надо запомнить и когда малыш закроет своё игровое поле бумагой, выложите пуговицы на своём поле. Постепенно игра может усложняться и пуговиц становиться больше.

Когда дети подрастают, то их можно сажать играть в эту игру самостоятельно по два игрока за столом. Главное объяснить им правила игры и проследить, что они правильно всё поняли.

Найди пуговицу

Для игры понадобится шкатулка с разными пуговицами и 2-4 вещи из одежды.

Предложите ребёнку для каждой вещи выбрать из шкатулки определённого вида пуговицы. Например, к рубашке подойдут круглые пуговки с двумя дырочками, к юбке надо подобрать большие пуговки с петелькой, к брюкам пуговицы с четырьмя дырочками и так далее.

Если детей несколько, то каждому даётся одна вещь и ребёнок должен выбирать определённого вида пуговицы только для своей вещи.

5. Упражнения для развития артикуляционной, мелкой и лицевой моторики

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.

На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки.

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

12. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё

иииииииииииии

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

ооооояяяяя

аааааииииииооооо

иииииээээээааааа

аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:

- стону,

- мычанию,

- свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»

Конспект  сеанса  в режиме «Кардио»Цель:  отработать умение  диафрагмального выдоха....

Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.

Из опыта работыпо теме: « Развитие   моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Перспективный план работы формирования навыка диафрагмального дыхания по программе "Комфорт-ЛОГО"

Перспективный план работы по формированию навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в режиме "Кардио-ФБУ" программы "Комфорт- ЛОГО"  с  детьми  дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.

Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....

« От ритмики к танцу» развитие художественно- творческих способностей детей 3-7 лет средствами ритмики и хореографии

Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:- способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического...

Упражнения по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей старшей группы (5-6 лет).

Упражнения  на развитие дыхания, голоса и артикуляции направлены на развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизацию губных мышц....