« От ритмики к танцу» развитие художественно- творческих способностей детей 3-7 лет средствами ритмики и хореографии
учебно-методический материал на тему
Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:
- способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;
- формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
- воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо - метро - ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
- пластическими средствами и мимикой выражает разнообразную гамму чувств и настроений; даёт правильное направление развитию многообразия эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению;
- обладает важной компенсаторной арт. - терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально- психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия;
- формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
- развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;
- воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнера», группового, коллективного «ансамблевого» действия;
- пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей.
Основные концептуальные подходы педагога в работе с детьми во многом определяют специфику содержания программы, ее цели- задачи, структуру, принципы, методы и приемы, соотношения часов по тем или иным разделам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_rabotu.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 96»
« От ритмики к танцу»
развитие художественно- творческих способностей
детей 3-7 лет средствами ритмики и хореографии
Программа
для дошкольных образовательных учреждений
дополнительного образования детей
Авторская программа
Составила:
Педагог дополнительного образования
Москаленко А.Ю
Омск 2010
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………..3
Характерные особенности программы……………………………………………...5
Цели и задачи программы…………………………………………………………….5
Основные направления и содержание деятельности……………………………...6
- Этапы реализации программы……………………………………………………...6
- Примерное построение занятия…………………………………………………….7
- Методы и приемы обучения………………………………………………………...7
Содержание программы……………………………………………………………….8
- Первый этап (3- 4 года)……………………………………………………………..8
- Второй этап (4-5 лет)……………………………………………………………….8
- Третий этап (5-6 лет)……………………………………………………………….9
- Четвертый этап (6-7 лет)…………………………………………………………...9
- Учебная программа………………………………………………………………10
Прогнозируемые результаты работы……………………………………………….14
- Первый год обучения(3- 4 года)…………………………………………………...14
- Второй год обучения(4-5 лет)……………………………………………………...14
- Третий год обучения(5-6 лет)……………………………………………………...15
- Четвертый год обучения(6-7 лет)………………………………………………….15
Методика выявления результатов работы…………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………….....17
Пояснительная записка
Современный этап развития дополнительного образования детей характеризуется завершением так называемого «переходного периода».
Одной из потребностей этого периода является обновление содержания и методики образовательной деятельности в строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими, нравственными и культурными ориентирами в жизни общества, а также возможностями конкретных учреждений и детских объединений дополнительного образования.
В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю творческую личность ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека.
Этому служит художественно-эстетическое воспитание дошкольников, и в частности ритмика и танец. Танец- незаменимое действенное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной образовательно-воспитательной системы.
Хореографическое образование, опирающееся на новое содержание и методику, комплексный и многожанровый характер воспитания пластической культуры подрастающего поколения - это огромный творческий потенциал в развитии художественно- эстетической культуры общества в целом.
Почти сорокалетний опыт авторской экспериментальной хореографической работы с детьми на практике подтверждает научные тезисы о «возрасте двигательной расточительности» дошкольников, об активном участии двигательного анализатора в формировании и совершенствовании самых разнообразных танцевальных навыков и умений.
Поэтому двигательную «расточительность», двигательную активность, потребность ребенка в движении важно организовать и направить в нужное русло - на освоение поэтически- красивой, образно- метафоричной «родственной» движенческо- двигательной системы хореографического искусства.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец с его богатой образно- художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества - обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:
- способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития; укрепляет здоровье;
- формирует выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве;
- воспитывает общую музыкальную культуру, развивает слух, темпо - метро - ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера произведения;
- пластическими средствами и мимикой выражает разнообразную гамму чувств и настроений; даёт правильное направление развитию многообразия эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению;
- обладает важной компенсаторной арт. - терапевтической функцией, способствует воспитанию гармонических качеств и коррекции эмоционально- психических расстройств, нарушений общения и межличностного взаимодействия;
- формирует личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
- развивает творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствует активному познанию окружающей действительности;
- воспитывает коммуникативные способности детей, развивает чувство «локтя партнера», группового, коллективного «ансамблевого» действия;
- пробуждает интерес к изучению родной национальной хореографической культуры и воспитывает толерантность к национальным культурам других народов.
Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе дополнительного образования детей.
Основные концептуальные подходы педагога в работе с детьми во многом определяют специфику содержания программы, ее цели- задачи, структуру, принципы, методы и приемы, соотношения часов по тем или иным разделам.
Характерные особенности программы:
1.Стержневая специализация программы, её основная художественно-эстетическая направленность- народно-сценический танец с элементами свободной (тематической) пластики, пантомимы и гротеска.
Основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоение родной русской культуры, национальных фольклорных традиций - фундаментальных, преемственных, генетически проверенных на протяжении веков, оптимистических и жизнерадостных по своему образно-художественному строю. Все это совпадает с мироощущением ребенка, делает творческий процесс успешным, интересным, легкоусвояемым, понятным и близким по духу и воспитанию. Ритмика, гимнастика, игра, элементы классического и народного танца имеют свои локальные задачи.
Они- средства в достижении основной цели.
2.На основе синтеза ведущих методик создание своей собственной разработанной системы хореографической работы с детьми, адаптированной для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и обеспечивающей их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
3.Комплексный подход в обучении, его многожанровый характер. Разнообразные виды ритмики на народно-танцевальной основе, образная партерная гимнастика, национальная хореография, элементы классического и современного танца, свободная пластика, пантомима, игры, импровизация- все это обеспечивает многовекторный, гармонический, комплексный характер обучения. А это в свою очередь, задействует наибольшее количество чувств ребенка. Без комплексного подхода, обучение станет менее содержательным и эмоционально обедненным. Кроме того, комплексность и многожанровость обеспечивает не только оптимальное обучение ребенка по многим параметрам, но и творческие способности в определенном виде танцевального искусства.
4.Создание оптимистической комфортной психоэмоциональной атмосферы занятий, в которой ребенок может радостно и свободно работать без чрезмерных усилий. Сохранить детскую непосредственность восприятия, эмоционально раскрепостить душу ребенка.
5.Обязательная подача танцевального материала в системе связей «педагог-ученик» через образ, предлагаемые обстоятельства, игру, сюжетность и драматургию, через характеристические, стилевые, колористические особенности народной хореографии.
6.Использование разнообразного арсенала конкретных методик и приемов собственной разработки, направленных на эффективное освоение ритмики, танца, на развитие и реализацию творческого потенциала дошкольников.
7.В рамках непродолжительного по времени занятия достижение максимальной концентрации и плотности предлагаемого педагогом учебного материала, высокого темпоритма занятия, быстрой смены пластических структур в динамике урока.
8. Выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания, мышления, фантазии, активности и художественно-творческих способностей детей путем специального подбора заданий, упражнений, заставляющих их думать и размышлять.
Цели программы:
- развивающая, личностная - развитие стойкости интереса у дошкольников к народному хореографическому искусству, а также художественно- творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей.
-образовательная, профессиональная - освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей.
-воспитательная, общекультурная - расширение кругозора, образно-художественного восприятие мира, воспитание общей культуры и коллективизма.
Задачи программы:
- формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка.
-поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами народно-сценического танца с элементами свободной пластики в игровой, образно- ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал.
-развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков, фигур.
-формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения (исполнитель- педагог, партнер- партнерша).
-развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному; поэтапность), учет психофизических и возрастных особенностей; индивидуализация, наглядность, сознательность, активность, связь теории с практикой, актуальность и результативность.
Основные направления и содержание деятельности
Программа рассчитана на 4 года обучения дошкольников (детей с 3-7 лет).
-Младший дошкольный возраст( младшая группа 3-4 года, 1-й год обучения)
-Средний дошкольный возраст (средняя группа 4-5 лет, 2-й год обучения)
-Старший дошкольный возраст (старшая группа 5-6 лет, третий год обучения)
-Подготовительная к школе группа (6-7 лет, 4-й год обучения)
Основная форма работы - обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах.
Дополнительная форма работы - консультация педагога с родителями и детьми. Принимаются все желающие дети с 3-х летнего возраста (без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных).
Этапы реализации программы
Этапы отличаются по целям, задачам, содержанию, организации, методике обучения, степени индивидуализации подходов и совпадает с годичными циклами учебно- воспитательного процесса.
Первый этап(1-й год обучения)- начальный этап познания и освоения ритмики и элементов народного танца. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки народного танца, образно-игровой гимнастики, логоритмических и общеукрепляющих упражнениях.
Второй этап(2-й год обучения)- освоение народного танца с элементами свободной пластики, игровой гимнастики. Он заключается в освоении образных музыкально- танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков- фигур, мимического экзерсиса, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе.
Третий этап (3-й год обучения)- базовый этап дальнейшего изучения основ народной хореографии, усложненных форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, создания несложной и посильной репертуарной программы, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способности к музыкально-танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства.
Четвертый этап (4-й год обучения)- этап совершенствования уже полученных на трех этапах хореографических навыков, знаний и умений. Он является подготовительной адаптационной ступенью к школе. Танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев на основе русской национальной культуры и культуры народов мира, активное освоение новых музыкально- дидактических игр, хореографического репертуара, самостоятельный концертный показ, пластическая импровизация.
Примерное построение занятия.
- Вводная, вступительная часть
Оргмомент, линейное или круговое построение, поклон-приветствие.
Цель- психологический настрой детей на радость и установление благожелательного эмоционального контакта.
II. Основная часть
1.Ритмика.
2.Партерная гимнастика.
3.Учебный блок (экзерсисные упражнения, движения, фрагменты, этюды, танцы).
4. Музыкально-танцевальные дидактические игры.
5. Самостоятельная работа и творческая импровизация.
6. Актерская «пятиминутка».
7. «Минутка релаксации».
Цель- игровое, эмоционально- образное освоение основных учебных блоков, объедененных общими задачами и темой.
III. Заключение. Краткий анализ- оценка занятия.
Поклон- прощание.
Цель- поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Методы и приемы обучения
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
- образный показ педагога
- эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем
- подражание образам окружающей действительности
- прием тактильно- мышечной наглядности
- наглядно-слуховой прием
- демонстрация эмоционально- мимических навыков
- использование наглядных пособий
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
- рассказ
- объяснение
- инструкция
- лекция
- беседа
- анализ и обсуждение
- словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца
- прием раскладки хореографического па
- прием закрепления целостного танцевального движения- комбинации
Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом.
- игровой прием
- соревновательность и переплясность
- использование ассоциаций- образов, ассоциаций- метафор
- комплексный прием обучения
- выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторяемости однотипных движений)
- фиксация отдельных этапов хореографических движений
- сравнение и контрастное чередование движений и упражнений
- прием пространственной ориентации
- развитие основных пластических линий
- музыкальное сопровождение танца как методический прием
- хореографическая импровизация
- прием художественного перевоплощения
Кроме того, в работе с дошкольниками очень эффективен и психолого- педагогический метод:
- прием педагогического наблюдения
-прием индивидуального подхода к каждому ребенку
- прием воспитания подсознательной деятельности
- прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха
- педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений
Содержание программы
(Первый этап, первый год обучения, младшая группа)
Цель: привить интерес детей к ритмике; ввести ребенка в мир музыкально- танцевального действия.
Задачи:
- Пробуждать и формировать интерес детей к ритмике и танцу;
- Через игру, образ, «предлагаемые обстоятельства» развивать ритмические и танцевальные умения и навыки;
- Развивать наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;
- Формировать умение слушать музыку
(Второй этап, второй год обучения, средняя группа)
Цель: привить интерес ребенка к ритмике и хореографии, развивать воображение и творческое начало средствами ритмики и танца.
Задачи:
1. Приучить детей к правильной осанке корпуса;
2. Приобщать детей к академическим основам народно- сценической хореографии с элементами свободной пластики;
3. Приучать детей понимать настроение музыки и ее характера, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки;
4. Учить адекватно, оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
5. Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества;
(Третий этап, третий год обучения, старшая группа)
Цель: закреплять и развивать интерес дошкольников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно-творческую активность средствами ритмики и танца.
Задачи:
1.Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно-метафоричного освоения народно- сценического танца с образно- тематическими элементами пластики;
2.Найти интересные и оригинальные авторские приемы подачи в обучении народно- сценическому танцу;
3. Продолжать развивать умение слушать и слышать музыку, передавать ее содержание и характер хореографическими выразительными средствами, импровизировать.
4. Развивать исполнительскую культуру детей с учетом возрастных психофизических и индивидуальных особенностей;
5. Воспитывать интерес к русскому народному танцу и к изучению других национальных хореографических культур;
6.Расширять кругозор детей, их представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире;
7.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений;
8.Посредством ритмики и танца развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.
(Четвертый этап, четвертый год обучения подготовительная группа)
Цель: продолжить прививать устойчивый интерес старших дошкольников к хореографическому искусству; развивать художественно- творческую активность личности средствами ритмики и танца.
Задачи:
1.Расширять представления детей о многообразии ритмики и танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству.
2.Развивать познавательные интересы детей посредством обучения основам народно- сценического танца с образно- тематическими элементами свободной пластики, пантомимы.
3.Поэтапно, дозировано и системно вкрапливать в учебно- воспитательный процесс элементы классического танца на середине зала; совершенствовать начальные технические умения и навыки исполнительского хореографического искусства.
4.Формировать умение ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства; ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены и основных орнаментальных танцевальных рисунках- фигурах.
5.На фундаменте расширения знаний об окружающей действительности уметь выражать пластическими средствами различные образы под специально выбранную музыку.
6.Уметь слушать и слышать музыку, точно повторяя за педагогом хореографические па; усваивать и хорошо запоминать их; уметь самостоятельно повторять отдельные танцевальные комбинации и этюды.
7. Формировать творческие умения и навыки музыкально- хореографической импровизации.
8.Развивать способность к анализу и самоанализу хореографической деятельности, умение сравнивать танцы, находить сходства и различия.
9.Воспитывать организованность, заботливое отношение к партнерам «чувство локтя» и желание танцевать в коллективных массовых номерах.
10.Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца (рассматривать многократную повторность при освоении хореографических па как необходимое и обязательное условие совершенствования исполнительских навыков и умений).
Учебная программа
(первый год обучения (3-4 года))
Наименование тем | Форма занятия | Количество часов |
1.Вводное занятие. Техника безопасности в занимательной форме. «Радостные» поклоны. | Учебное занятие | 2 |
2. Знакомство с азбукой ритмики от простого хлопка- к притопу в игровых задачах- упражнениях. | Учебное занятие | 2 |
3.Первое знакомство. Основы русского- народного танца. | Учебное занятие | 4 |
4. Логоритмические упражнения: «Котя», «Собачка», «Петушок», «Ладушки», «Курочка» и др. | Учебное занятие | 4 |
5.Танцевальные игры. Образное воплощение разнообразных тем в музыкально- пластических игровых задачах: «Рассыпуха», «В мире животных», «Гусеница» и многие другие. | Учебное занятие | 2 |
6.Знакомство с танцующими человечками- эмоциями. | Учебное занятие | 1 |
7.Танцевальные зарисовки основанные на подражательной пластике. | Учебное занятие | 2 |
8. Закрепление и повторение пройденного материала. | Учебное занятие | 1 |
Итого: | 18 |
(второй год обучения (4-5 лет))
Наименование тем | Форма занятия | Количество часов |
1. Вводное занятие. Техника безопасности в занимательной форме. «Радостные» поклоны | Учебное занятие | 2 |
2. Азбука ритмики. Основы русского- народного танца. | Учебное занятие | 2 |
3. Основы образно- игровой партерной гимнастики на середине зала. | Учебное занятие | 2 |
4. Продолжение знакомства с танцующей Россией. Образное богатство (фольклорные и народно- сценические формы позиций и положений рук). | Учебное занятие | 3 |
5. Танцевальные игры: «Красивые фигуры», «Ёжики», «Гуси у бабуси» и др. | Учебное занятие | 2 |
6.«Пространство и мы». «Красно- синие точки зала», «Здравствуй, сцена!», «Рисуем танец-узор». | Учебное занятие | 1 |
7. Логоритмические упражнения: «Барашек», «Антошка», «Тень-тень потетень» и др. | Учебное занятие | 2 |
8.Концертные программы: «Снежинки», «Снеговики», «Белочки», «Мышки с сыром», «Чимби- римби» и др. | Концерт | 3 |
9. Закрепление и повторение пройденного материала. | Учебное занятие | 1 |
Итого: | 18 |
(третий год обучения (5-6 лет))
Наименование тем | Форма занятия | Количество часов |
1. Вводное занятие. «радостные поклоны». Вариации национальных поклонов. | Учебное занятие | 1 |
2. «Ритмическая мозаика» на основе народного танца. Образная пластика рук в народных танцах. | Учебное занятие | 2 |
3. Академические основы освоения национальной хореографии. Основные базисные движения. | Учебное занятие | 2 |
4. Усложнение формы партерной гимнастики на середине зала (растяжки, наклоны, слитные движения). | Учебное занятие | 2 |
5. Музыкально- танцевальные игры третьего уровня. Самостоятельное сочинение сюжета: «Шторм», «Клоуны», «Гномики», «Сыщики». | Учебное занятие | 1 |
6. Логоритмические упражнения: «Суп», «Тень-тень потетень», «Необыкновенное путешествие», «Клоун». | Учебное занятие | 2 |
7. Освоение танцевального репертуара на основе народной хореографии с элементами свободной образно- тематической пластики и пантомимы. | Учебное занятие | 2 |
8.Освоение ограниченного сценического пространства, простых и усложненных хореографических рисунков фигур. Эпольманы- развороты корпуса. | Учебное занятие | 2 |
9. «Слушаем музыку и фантазируем»; элементарная хореографическая импровизация. | Учебное занятие | 1 |
10. Концертные программы: «Зимушки», «Разбойники», «Русский танец с ложками», «Кокетки», «Восточные мотивы» и др. | Концерт | 3 |
11.Закрепление и повторение пройденного материала. | Учебное занятие | 18 |
(четвертый год обучения (6-7 лет))
Наименование тем | Форма занятия | Количество часов |
1. Вводное занятие «Радостные» земные, поясные, головные (мужские и женские) поклоны. Их многовариантность. | Учебное занятие | 1 |
2.Ритмика в танцевальных фрагментах как «вход» в народную хореографию. Основные метроритмические рисунки- аналоги в системе «музыка- танец».Расширение и усложнение экзерсисных упражнений- задач партерной гимнастики на середине зала. | Учебное занятие | 2 |
3.Элементарные основы классического танца на середине зала. Продолжение обучения академическим основам народно- сценической хореографии. | Учебное занятие | 2 |
4.Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники: для мальчиков, для девочек. | Учебное занятие | 2 |
5.Музыкально- танцевальные игры четвертого уровня. Самостоятельное сочинение и досочинение сюжета. ( «Олимпийцы», «Оранжевое небо», «Цветы» и др. | Учебное занятие | 1 |
6.Освоение хореографического репертуара. От игровых этюдов- к танцам с игровыми элементами. Темы пластические: «Тучка», «Лоботрясы», «Кошечки», «Журавли» и др. | Учебное занятие | 2 |
7.Освоение орнаментальных образных фигур- рисунков. Усложненные групповые рисунки. Эпольман. | Учебное занятие | 1 |
8. Логоритмические упражнения: «Манная каша», «Зеленые ботинки», «Танец с сюрпризом» и др. | Учебное занятие | 2 |
9. Слушаем и слышим музыку. Жанры музыки, её формы, стилевые особенности. Мышление и воображение. | Учебное занятие | 1 |
10. Эмоциональная сфера танца и развитие актерской выразительности исполнителя. | Учебное занятие | 1 |
11. Концертные программы: «Золушка», «Вальс», «Чарльстон», «Китайский танец» и др. | Концерт | 3 |
12.Закрепление и повторение пройденного материала по тематическим разделам- блокам. | Учебное занятие | 18 |
Условие реализации программы подразумевает наличие:
- оборудованного зеркалами репетиционного зала;
- музыкальных инструментов (фортепьяно);
- аудиоаппаратуры;
- небольшой комнаты для хранения сценических костюмов и аксессуаров;
Прогнозируемые результаты работы
Первый год обучения (младшая группа 3-4 года)
К концу первого учебного этапа дети должны:
1.Освоить азы ритмики (От простого хлопка к притопу)
2.Освоить основные упражнения партерной гимнастики (развивать свои данные- подъем стопы, выворотность, гибкость спины)
3.Познакомиться и освоить объем движений русского народного танца (элементарные положения рук, притопы, вынос ног на каблук, ковырялочки, галоп)
4.Создавать по выбору пластический образ животного, составить небольшой фрагмент из 2-3 движений (под руководством педагога).
5.Освоить логоритмические упражнения, уметь передать образ и характер того или иного произведения.
6.Должны освоить основной спектр эмоций ,и уметь показать через танцевальные движения.
Второй год обучения (средняя группа 4-5 лет)
К концу второго года обучения дети должны:
1.Освоить азы ритмики(от простого хлопка к притопу),точно «прохлопывать» основной метроритмический рисунок музыки с последующим «протанцовыванием» притопами.
2.Познакомиться и освоить «программый» объем движений русского-народного танца (основные шаги, ходы и бег русского танца, притопы, вынос ноги на каблук, ковырялочки, галоп, позиции рук и ног).
3.Освоить основные упражнения партерной гимнастики (развивать свои данные- подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины (всех отделов позвоночника), эластичность мышц и связок суставно- связочного аппарата).
4.Частично освоить пространство репетиционного и сценического зала (1-8), линейное, круговое построение, положения в парах.
5.Определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей.
6.Использовать сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен, хороводов (совместно с педагогом).
7.Уметь выделять характерные признаки предметов и живых объектов, сравнивать и группировать их по общим признакам; быть наблюдательными, внимательными, любознательными.
8. Иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое дело до конца; осознавать значение результатов своего творческого поиска.
Третий год обучения (старшая группа 5-6 лет)
К концу 3-его года обучения дети должны:
1. Научиться самостоятельно определять основной метроритмический рисунок популярных мелодий, песен, адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопками, притопами, элементарными движениями народно- сценической хореографии).
2.Уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений.
3.Четко и выразительно выполнять программные движения народно-сценического танца в различных музыкальных размерах 2/4;3/4; 4/4;
4.Успешно освоить и выразительно танцевать репертуарную программу, составленную на синтезе народного танца и образно- тематической свободной пластики, пантомимы, гротеска, публично апробировав ее перед зрителем на сценической площадке.
5.Ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве, в основных танцевальных рисунках- фигурах, ракурсах- эпольманах корпуса, уметь двигаться по ходу часовой стрелки, по линии танца.
6.Уверенно определять характер и жанр (марш, полька, танец, песня) музыкального произведения, различать звучание музыкальных инструментов, эмоционально откликаться на чувства- настроения музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце- импровизации.
7.Иметь широкий кругозор, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
8.Быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам, волевой личностью; иметь навыки общей культуры, интеллектуально- эстетического развития.
Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа 6-7 лет)
К концу четвертого года обучения дети должны:
1.Адекватно воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами народного танца (длительности с точками, паузы, сильные и слабые доли)
2.Освоить расширенный координационной усложненный комплекс движений и упражнений партерной гимнастики; максимально развивать свои физические и специальные данные (подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок, силу и высоту прыжка)
3.Грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца (экзерсис на середине), сохраняя при этом устойчивость корпуса.
4.Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально- хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных движений народной хореографии (шаги, ходы, беги, подскоки, прыжки, присядки, повороты).
5.Освоить сценическое пространство, орнаментальные фигуры плясовых хороводов, уметь держать интервалы, дистанцию в парно- массовых номерах, эпольманы- ракурсы, максимально использовать пространство при выполнении хореографических па.
6.Самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды на основе ранее полученных хореографических знаний, навыков, умений.
7.Уметь слушать и слышать музыку, воспринимать через осознание ее драматургии, формы, стиля, характера; уметь передавать в мимике, жестах, движениях стиль конкретной исторической эпохи, а также импровизировать на предложенную педагогом музыкальную тему.
8.Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества», уметь трудиться, быть коммуникабельным.
9.Иметь широкий кругозор, общую культуру, интеллектуально-эстетическое развитие.
Методика выявления результатов работы
Основные оценочные параметры:
- уровень профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых детьми.
- степень развития интеллектуальных, художественно- творческих способностей ребенка, его личностных качеств.
- уровень развития общей культуры ребенка.
Формы и методы проверки результатов:
1.Творческие постановочные работы (участие детей в окружных фестивалях- конкурсах)
2. Постановка музыкально- танцевальных представлений, хореографических спектаклей и концертных программ для праздников в детском саду.
3.Открытые показы, мастер- классы.
4. Метод педагогических наблюдений (в течение всех лет обучения).
Список литературы
Основная:
1. Бирман С.Г. Мастера сцены- театральной самодеятельности.-М.:Искусство,1963.
2.Бондаренко Л. Ритмика и танец.- Киев,1972.
3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- М.,1968.
4.Вопросы теории эстетического воспитания /Под ред. Г.З. Апресяна- М.,1970.
5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.- Л.,1930.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991.
7.Ермолаева- Томина Л.Б. Психология художественного творчества.- М.,2005.
8.Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально- ритмическом развитии детей 3-7 лет.-М.,1998.
9.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей.- Киев,1961.
10.Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Сб.-Шуя,1994.
11. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества.- М.,1994.
12. Комарова Т.С Дети в мире творчества.- М.,1995.
13.Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства.- М., 1963.
14. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М.,1972- Вып.1;М., 1973.- Вып.2;
15.Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений.- М-Л., 1973.
16.Кудашева Т. Руки актера.- М.,1970.
17.Ладыгин Л.А. Музыкальное содержание уроков танца// Современный бальный танец.- М.,1976ю
18.Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца.- М.,1980.
19.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.- М.,1988.
20.Лукьянова М.Б Творчество детей в танцах/ Из опыта работы д/с №3, №11 г.Ярославля// Художественное творчество в детском саду: Сб/Под. ред. Н.А. Ветлуновой.- М.,С.29-32.
21.Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье.- М.,1970.
22.Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков./Под ред. А. Маркосяна.- М.,1969.
23. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.- Орел.,2000.
24.Тарасова О.Г. Искусство балетмейстера.- ГИТИС,2001.
25.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961.
26.Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства.- М.,1971.
27.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах.-М.,1953
28.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.,1978.
Дополнительная:
1.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.-М.,1964.
2.Бахрушин Ю. История русского балета.- М.:Искусство,1977.
3.Банчинская Н. Русские хороводы и хороводные песни.- М-Л.:МУзгиз,1951.
4.Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы.- М.,1864.
5.Борзов А.А Танца народов СССР.-М.,1983.
6.Бочаров А., Лопухов А., Ширяев.А. Основы характерного танца.- Л.,1937.
7.Ваганова А.Я Основы классического танца.-М.,1980.
8.Васильева Е. Танец.-М.,1968.
9.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.-Л.,1964.
10.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце.-М .:Гном и Д,2002.
11.Ерохина О.В. Школа танцев для детей/ серия «Мир вашего ребенка».- Ростов-на-Дону:Феникс,2003.
12. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике.-М.,1972.
13.Педагогика искусства (материалы по обобщению опыта преподавателей образовательных учреждений искусства и культуры Сахалинской области):Сб.методических разработок/Сост.Л.Л. Плотникова.- Южно-Сахалинск:Сах.ГУ,2002.
14.Программа ритмика и хореография для хореографических общеобразовательных школ, гимназий(10-й курс обучения)/Авт.- сост. Савченко А.В.-Хабаровск,2006.
15.Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ.учреждений сред. проф.образования.- М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2003.
16.Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение.-М.,1972.
17.Савченко Е.Э. Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3 май-июнь 2003.
18.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.
19.Ткаченко Т. Народные танцы.-М.,1967.
20. Ткаченко Т. Народные танцы.-М.,1975.
21.Устинова Т. Русские народные танцы.-М.,1964.
22.Устинова Т. Русские хороводы.-М.,1955.
23.Яновская В. Ритмика.-М.:Музыка,1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ
У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.......
Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016
Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕПКИ.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпу...
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ритмики и хореографии в условиях реализации ФГОС
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ритмики и хореографии в условиях реализации ФГОС консультация для педагогов дополнительного образования...
Импровизация как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией.
Импровизацию в хореографии, можно назвать "танцем в нпстоящем"....
Брошюра "Рекомендации педагогам по совершенствованию процесса развития творческих способностей дошкольников на занятиях по ритмике и хореографии"
В рекомендациях описаны методы и приемы обучения хореографией ,принципы , а также примеры музыкального соправождения и разлиные упражнения ....