Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации. Приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает использование новых педагогических технологий. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, мы используем для решения выше указанных проблем инновационную многофункциональную педагогическую технологию ЛЕГО. Тем более, как вы знаете, для нашего региона робототехника – направление, способствующее формированию уральской инженерной школы. Это убеждает в необходимости уже в дошкольном детстве формировать у детей конструктивно-технические способности. Внедрение Лего-технологии интересно еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_konstruktora_lego_v_rabote_s_detmi_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки детей к обучению в школе и социальной адаптации. Развитие конструктивно-игровой деятельности является необходимой предпосылкой подготовленности детей к школе, так как в процессе работы развиваются и корректируются все стороны ребенка (эмоционально - волевая, познавательная, моторная, личностная). Эффективность обучения таких детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития.
Работая много лет с детьми с ЗПР, мы сталкиваемся со следующими проблемами:
- Трудности в развитии мелкой моторики и координации движений.
- Отсутствие зрительно-моторной координации.
- Неумение ориентироваться в пространстве.
- Недоразвитие психических процессов и речи.
- Недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.
- Бедный словарный запас по всем лексическим темам.
- Отсутствие коммуникативных навыков у детей.
Нам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает использование новых педагогических технологий. Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, мы используем для решения выше указанных проблем инновационную многофункциональную педагогическую технологию ЛЕГО. Тем более, как вы знаете, для нашего региона робототехника – направление, способствующее формированию уральской инженерной школы. Это убеждает нас в необходимости уже в дошкольном детстве формировать у детей конструктивно-технические способности. Для наших воспитанников внедрение Лего-технологии интересно еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и коррекционных задач.
Перед началом работы мы поставили перед собой цель: развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуально-творческого потенциала через совершенствование конструкторских способностей.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, нам нужно было решить следующие задачи:
- Развивать познавательные потребности и конструкторские умения и навыки;
- Развивать пространственные представления, логику, мышление, мелкую моторику рук;
- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- Развитие социальных навыков (сотрудничество в процессе строительства и во время ролевых игр требует выработки общих правил игры, способствует их социализации) и коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
- Учить ставить цель, затем намечать план действий, подбирать необходимые средства для реализации своего замысла, выполнять действия по плану.
- Укреплять детско-родительские отношения.
Не случайно для совершенствования конструкторских способностей мы выбрали конструктор LEGO. Система крепления LEGO долгое время оставалась уникальной, но впоследствии стало появляться много фирм конкурентов использующих такую же систему крепления, аналогичный дизайн кубиков, тематических наборов и даже очень похожий по внешнему виду логотип.
Получается, слова «Если вас копируют, то это означает, что вы действительно сделали что-то замечательное» необыкновенно точно характеризуют деятельность компании LEGO.
За время работы, мы пришли к пониманию, что дети с задержкой психического развития не умеют воображать. Современный мальчик говорит папе «Я хочу мерседес» и папа идет в магазин и приносит ему машину с логотипом. Придумывать не нужно, уже есть готовая форма. а раньше? В нашем детстве? Например, что это могло быть? Да все что угодно… солнце, песок, машинка или нечто другое, которое было где? В воображении. Это мы придумывали, воображали. Мы жили этими мирами. Работая с кубиками Лего, мы возвращаем детям предметы-заместители. Чтобы они за простыми формами увидели целый мир.
У многих детей дома есть конструкторы Лего или его аналогии, поэтому некоторые родители недоумевают: «Поиграть мы и дома можем. У нас этого Лего полно». А мы и не играем. Работаем над очень серьезными вещами, которые сделают детей успешными. Согласны? А что дает успешность? Определенные навыки.
Навыки XXI века
- Умение творчески мыслить, нестандартно подходить к решению задач;
- Уверенность в своих силах;
- Чувство собственного достоинства;
- Умение быстро учиться;
- Инициативность;
- Лидерство.
Но эти навыки так просто не оценить и не показать родителям. Это ощущение на кончиках пальцев. Ребенок выдаст эти навыки потом. Он будет востребованный. Поэтому с родителями надо об этом говорить.
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, нет готовой книги, или программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которую можно взять и четко по ней работать. Много полезной информации мы узнали, посетив международную научно-практическую конференцию «Инженерное образование: от школы к производству»; Поучаствовав на практических демонстрациях и мастер-классах Московских педагогов академии Лего.
Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка, детей друг с другом. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, анализ, беседы, общение, экспериментирование, исследования, моделирование по схеме, замыслу, образцу, реализация проектов. Допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей. Уважая состояние, настроение, предпочтение и интересы ребенка ему предоставляется возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в программу с учетом потребностей и интересов детей.
Рассмотрим особенности обучения конструктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Индивидуальный и дифференцированный подход.
Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности.) и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально - волевой сферы.
2. Активная деятельность ребенка - ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности.
У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствия интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно - игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приемы обучения в различных сочетаниях.
На первом этапе - совместные действия ребенка с взрослым, подражание, по образцу.
На втором этапе - используются словесные инструкции, схемы и действия детей по собственному замыслу. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей.
На третьем этапе - предварительный анализ замысла работы, планирование действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога, а затем самостоятельный замысел, планирование, реализация замысла и самоанализ конечного результата.
3. В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов зачастую вся психическая деятельность у детей с ЗПР протекает замедленно.
4. Структурирование предлагаемого материала являются необходимым условием успешности ребенка. Для каждой конкретной группы требуется тщательная обработка содержания.
В процессе обучения любому действию необходимо выделять каждую операцию в цепочке, привлекая к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и совмещая ее словесным подкреплением.
5. Необходимость повторности в обучении вызвано особенностями формирования у детей условно-рефлекторных связей. В процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием.
Мы хотели бы рассказать об уникальных образовательных решениях, которые помогают разобраться детям, как устроен мир. Для детей среднего возраста мы используем набор: Мои первые конструкции. C помощью него дети знакомятся с принципами строительства из кубиков LEGO DUPLO. Четыре двусторонние карточки с заданиями и два основания предлагают множество вариантов использования набора. Особенности набора - присутствие на боковых сторонах кубиков цифр, что позволяет малышам знакомится с системой счета.
Так же мы используем креативные карты к набору «Мои первые конструкции». Набор состоит из 8-ми двусторонних тематических карт. На карточках изображены 16 строительных задач, с помощью которых дети учатся строить, используя инструкции. Набор отлично подходит для совместной работы и помогает детям наладить общение. Используя этот набор, дети формируют своё представление о мире во всём его многообразии, а также свои понятия об эмоциях, ролях в обществе и их влиянии на общественную жизнь.
Очень нравится детям Лото с животными . Это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких чтобы познакомить их с принципами обучения, которые им пригодятся в дальнейшем.
Пример игры:
Ребята выбирают себе понравившуюся карточку животного, потом из мешочка по очереди достают цветные кубики и если кубик подходит к их схеме забирают себе, постепенно выстраивая свое животное.
Игра развивает внимательность, конструкторские способности и мелкую моторику.
Набор подходит для коллективной и индивидуальной работы.
Во время игры малыши запоминают цвета, учатся анализировать и работать по схеме, кроме того игра отлично развивает коммуникативные навыки - играя по очереди ребята учатся договариваться и обмениваются результатами.
В старшем дошкольном возрасте в конструктивной деятельности мы используем LEGO наборы «Первые механизмы» и «Первые конструкции». Базовые наборы интересны тем, что позволяют построить всевозможные механизмы из кубиков и входящих в комплект шестеренок, рычагов и колёс с осями. Происходит знакомство с такими понятиями, как энергия, сила, скорость, трение.
В каждом наборе разработаны методические рекомендации, которые отвечают требованиям ФГОС.
Имеются инструкции по сборке. Ребята учатся пользоваться чертежами для построения трехмерных моделей. Они формулируют гипотезы, проводят испытания построенных моделей, а затем демонстрируют свои «открытия».
Очень интересной новинкой является набор "Детская площадка" LEGO
Он идеально подходит для творческой игры и создания историй.
В комплект входит методическое пособие для педагогов и задания для изучения поведения людей в обществе и способов проведения свободного времени. Кроме того, в набор входят таблички с цифрами - идеальный инструмент для раннего обучения счёту.
Для более четкого распределения содержания занятия мы используем алгоритм коррекционно-развивающего занятия по ЛЕГО – конструированию, основанный на образовательной концепции LEGO® Education. - 4 этапа выполнения любого задания.
В каждой части используются определенные методические приемы.
В первой части: «Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которой, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.
«Строй»: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.
«Рассуждай»: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» —учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея — повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.
«Продолжай»: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.
При подборе заданий используем подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности. Во время конструктивной деятельности используются графические задания, направленные, с одной стороны, на наиболее доскональное знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, подобные упражнения определенным образом влияют на развитие зрительно-пространственных отношений у детей. Учитывая тот факт, что в настоящее время актуальна информатизация образовательного процесса, и то, что современные дети увлечены компьютерными играми, мы включаем в конструктивную деятельность детей задания из компьютерных игр «Конструктор Лего», «Лего дупло» и т.д.
Стимуляция детской инициативы в рамках программы проходит также через проектную деятельность, в том числе и по инициативе воспитанников. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин: помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов; возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах; проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Хотим остановится более подробно на системе, по которому строится занятие с любым набором и с любым возрастом детей.
Допустим, тема нашего занятия- водоплавающие птицы. Наша задача построить модель. Как мы войдем в занятие, присоединимся к детям? Эмоционально.. Как? Как мы заинтересуем детей темой? Выслушивает ответы
Конечно тут важен возраст детей. Правильно? Конечно детям в 2 года и 5 лет занятие будет разным. Маленькие дети это что?..Это танец маленьких утят, походили как уточки, кря-кря-кря. Можно показать мультик, песни про уток, все то, что заинтересует детей этой темой. Наша задача привлечь их, чтобы они захотели что сделать? Выслушивает ответы . Чтобы они захотели построить модель этой уточки. Мы эмоционально присоединяемся к детям, происходит постановка задачи.
Собираем модель. Пока дети собирают модель, мы что делаем? Выслушивает ответы Педагог в этот момент продолжает погружать детей в эту тему. О составе утиной семьи, чем они питаются, где они живут. То есть пока дети собирают, вы продолжаете погружать их в эту тему все глубже и глубже, давая им все больше и больше информации. Рефликсия - это не только вы говорите,
они отвечают на ваши вопросы, они обмениваются опытом друг с другом, анализируют постройки друг друга, они помогают друг другу слушая вас. Вы погружаете их в эту тему зачем? Для того чтобы они захотели продолжить работу, да? То есть улучшение проекта- это закрепление материала, путем его усложнения. Потому что лего считает, что закреплять нужно на том же занятии где вы его детям дали. Заинтересовали детей, собрали утку, обсудили и дали возможность фонтанировать идеями…Какими…А я хочу селезня-папу, а я хочу ему друга построить, а я хочу озеро и рыбку построить..правильно? Это называется свободное конструирование. Сначала они строили модель, которую вы запланировали, вы с ними обсудили и дали ту информацию, которую вы себе запланировали методически по теме для этого возраста детей, а дальше у нас уже идет свободная игра, которая должна занимать не меньше 20% от длительности занятия. Это время в которое дети могут воображать, фантазировать, реализовывать идеи, на основе опыта, полученного на этапе конструирования. Далее раздает уточек обратно.
Предлагает построить свою историю про уточку. Не появилось желание объединиться, так как деталей не так много?
В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с задержкой психического развития дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использованием сказка - терапии в работе с детьми с задержкой психического развития
Сказка – необходимый элемент воспитания ребёнка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни. Целью нашей работы является использование сказкотерапии в психо-коррекционной работе с д...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр, развивающие мелкую моторику в работе с детьми с задержкой психического развития
Методическая разработка по коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР...
Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития
Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития.В настоящее время большое внимание специалистов уделяется проблем...
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наибо...
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...
- Мне нравится (1)