Использованием сказка - терапии в работе с детьми с задержкой психического развития
методическая разработка (подготовительная группа)

Семёнова Людмила Михайловна

Сказка – необходимый элемент воспитания ребёнка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни. Целью нашей работы является использование сказкотерапии в психо-коррекционной работе с дошкольниками ЗПР.  Детей с ЗПР страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками; дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказки наполняют ребёнка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло и вместе с героями ребёнок приобретает уверенность в их и своей силе.                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medodicheskaya_razrabotka.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – необходимый элемент воспитания ребёнка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни. Целью нашей работы является использование сказкотерапии в психо-коррекционной работе с дошкольниками ЗПР.                                                                                      У наших детей с ЗПР страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками; дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказки наполняют ребёнка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло и вместе с героями ребёнок приобретает уверенность в их и своей силе.                                                                                           Целью работы является развитие эмоциональной сферы. Для решения этих задач, используются дополнительные технологии: музыкотерапия, релаксация, театрализация, драматизация. Таким образом, введение сказкотерапии в процесе работы с детьми с ЗПР позволяет стимулировать развитие интеллекта, моторики, скорректировать их личностные особенности. Примером является проведение занятия «Зимовье зверей»                                                                                  Коррекционно-развивающее занятие                                                                                                                                  «Зимовье зверей» с использованием сказка - терапии                                                                                                     (для детей группы компенсирующей направленности, ЗПР)

Цели и задачи коррекционно-развивающего занятия «Зимовье зверей»

  • Общеобразовательные:                                                                                                                                             - расширять знания детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;                                                                                                                                       - уточнять и обобщать представления детей о сказках, персонажах произведений, их взаимодействии, активизировать словарь по теме сказки.
  • Коррекционно-развивающие:                                                                                                                                  - формировать навыки слушать и слышать;                                                                        - развивать логическое мышление, речь, мелкую и общую моторику, концентрацию внимания, творческое воображение, тактильные ощущения.
  • Воспитательные:                                                                                                                                       - формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде;                                                                                                                           - способствовать снятию психо-эмоционального напряжения;                                                           - развивать чувство доброты, чуткости, эмпатии.                                                                       Предварительная работа:                                                                                                              - чтение сказки «Зимовье зверей»;                                                                                                 - просмотр мультфильма;                                                                                                   - рисование героев сказки;                                                                                                             - лепка: «Мой любимый герой»;                                                                                                      - отгадывание загадок о животных;                                                                                                 - дидактическая игра «Добрый-злой»;                                                                                          - рассматривание иллюстраций к сказке;                                                                                       - беседы с детьми на тему «Почему нужно помогать друг другу?».               Материал и оборудование:                                                                                          волшебный сундучок с героями сказки и песком, модули для строительства дома, хвоя, мандарин, пластиковые ледышки, вишнёвые косточки, зимние деревья из бумаги, угощение для детей (орехи, грибочки).

Ход занятия:                                                                                                                                         Дети входят в группу, она оформлена декорациями леса, на интерактивной доске заставка летнего леса. Воспитатель рассаживает детей полукругом (дети сидят на полу на матах).                                                                                                                                   Звучит сказочная русская народная музыка. Входит сказительница (на ней элементы народного костюма).                                                                                                    Сказительница: здравствуйте, детишки: мальчишки и …                                                                   Я- сказительница, сказки рассказываю. Вот и вас в одну сказку сегодня приглашаю. Готовы отправиться? (ответ детей). Сказка наша в волшебном лесу живёт. Вы не испугаетесь? (ответы детей). Ну тогда посмотрите, что за чудесная вещица у меня в руках (сундук).                                                                                                                            Волшебные слова нам надо сказать, чтобы сказку отыскать.                                       ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК                                                                                                            Сундучок, сундучок,                                                                                                           Разноцветный твой бочок,                                                                                                           Расписная крышка,                                                                                                                               Медная задвижка.                                                                                                                                  Кто сундучок открывает,                                                                                                                    Тот в сказку попадает!                                                                                                             Открывается сундук. Он наполнен кинетическим песком.                                             Сказительница: сказка наша спряталась, а вы её найдите, по одному подходите. (называет детей по очереди. Они подходят к песочнице, ищут в песке фигурки героев сказки: бык, овца, свинья, гусь, петух, медведь, волк, лиса).                                                      Сказительница: ну что сказку узнали? (ответы детей). Тогда будем узнавать. Вставайте.

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЯМИ

Шёл бык лесом

У быка бока крутые                             Ставят руки на пояс

У бока рога витые                                Показывают рога

У быка большие ноги                          Топают ногами

У быка характер строгий.                   Грозят пальцем со строгим лицом

Попался ему навстречу баран

Тёплая шуба,                                        Обнимают себя

Витые рога.                                           Показывают около головы.

Ими он ловко                                        Указательный п-ц и мизинец 

Бодает врага.                                   выставляют, руку вытягивают вперёд.   

Пошли бык и баран вместе. Навстречу им свинья.

Розовое брюшко,                             Гладят живот 

Розовый бочок,                               Гладят бока

Хвостик-завитушка,                            Показывают хвостик

Носик - пятачок.                             Делают из носа пятачок

Пошли бык, баран, свинья втроём, а навстречу им гусь.

Шею тянет и шипит.                           Гладят шею

Ущипнуть всех норовит.

Только ты не очень трусь.                 Мотают головой

Это наш домашний гусь.                   Машут руками-крыльями

Вот и гусь с ними пошёл. А навстречу им петух.

Петушок, петушок,                            Машут руками-крыльями

Золотой гребешок,                             Гладят голову

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.                         Гладят шею

Пошли все вместе дальше от зимы лета искать, то есть тепла.

Сказительница: садитесь, пожалуйста, ребята. Шли наши герои, шли, пока зима не наступила. А как мы узнаем, что наступила зима? (ответы детей)

СЕНСОРНАЯ ИГРА

  1. Становится холодно: было тепло (даём потрогать прогретые вишнёвые косточки), стало холодно (даём потрогать пластиковые ледышки).
  2. Одеваемся теплее (на каждого ребёнка накидывается одеяло, проминаются ноги).
  3. Выпадает снег (шуршим помпонами болельщиц над детьми).
  4. Запах зимы: хвоя, мандарины (предлагается отгадать каждому ребёнку).                    

Сказительница: как же быть, братцы – товарищи? – задумались наши животные – Время подходит холодное, где тепла искать? А бык и сказывает: давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем.                                                                                               СТРОИМ ДОМ ИЗ МОДУЛЕЙ                                                                                      Воспитатель:                                                                                                                                         Ох, какой чудесный дом                                                                                                                 И зимой тепло жить в нём!                                                                                                               Только что же будем есть?                                                                                                Приготовим вместе здесь.                                                                                               Воспитатель: Дети, посмотрите, что лежит на столе?                                                              Дети: На столе лежат овощи.                                                                                          Воспитатель: Давайте заготовим их на зиму для животных. Сделаем их объёмными, красивыми.                                                                                                                                             Дети: Давайте.                                                                                                                             Воспитатель: Приступайте к работе, помните, что нужно все делать аккуратно и быстро (дети выкладывают шариками силуэты овощей).                                                                                    Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потрудились, положите овощи в корзинку (дети прикрепляют овощи в корзинку называя их).                                                                      Воспитатель: А как можно сохранить овощи на зиму.                                                                         Дети: Можно заморозить в холодильнике, закрутить в банки, можно хранить в погребе, в гараже.                                                                                                                                   Сказительница: Молодцы, поработали на славу. Пришло время отдыхать. Сначала перекусим (каждому предлагается колечко банана).                                                                     Звучит спокойная музыка, приглушается свет, включается светомузыка.             РЕЛАКСАЦИЯ                                                                                                                                      Тише, тише тишина!                                                                                                                  Разговаривать нельзя!                                                                                                                          Мы устали – надо спать.                                                                                                                 Ляжем тихо на кровать.                                                                                                                                  И тихонько будем спать.                                                                                                                Реснички опускаются…                                                                                                                    Глазки закрываются.                                                                                                                         Сном волшебным засыпаем.                                                                                                            Дышится легко, ровно, глубоко.                                                                                                  Наши руки отдыхают                                                                                                                                    Отдыхают, засыпают.                                                                                                                                   Шея не напряжена и расслаблена.                                                                                                         Губы чуть приоткрываются,                                                                                                                            Все чудесно расслабляются.                                                                                                            Дышится легко…ровно…глубоко.

Мы спокойно отдыхали,                                                                                                                           Сном волшебным засыпали.                                                                                                                Хорошо нам отдыхать!                                                                                                                                           Но пора уже вставать!                                                                                                                             Крепче кулачки сжимаем,                                                                                                                               Их повыше поднимаем.                                                                                                                   Потянуться! Улыбнуться!                                                                                                                            Всем открыть глаза и сесть!                                                                                                        Сказительница: тем временем, вокруг домика героев бродили злые и голодные лиса, волк и медведь. Очень им понравился ладный дом и захотели они быка, барана, гуся и свинью съесть, а в домике самим жить. Ребята как думаете, отдали звери свой дом? Конечно, стали прогонять зло.                                                                                                                   УПРАЖНЕНИЕ НА СНИЖЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ                           - сначала закричал зоркий петух: КУКАРЕКУ!                                                                                                                                    - потом баран проснулся и заблеял: БЕЕЕЕЕ!                                                                                               - гусь загоготал: ГА-ГА-ГА!                                                                                                                       - бык грозно замычал: МУУУ!                                                                                                                Дети повторяют крики животных вслед за сказительницей.                                                                              Испугались лиса, волк и медведь, но на дом напали. Защитили животные свой дом? Конечно, давайте им поможем!                                                                                                             Детям раздаётся по подушке, они бьют её. При каждом ударе – выдох со звуком «Ха».                    - Испугалось зло Добра, убежало в лес дремучий. Ура! Вставайте в круг, порадуемся победе.                                                                                                                                               Идут по кругу                                                                                                                                                                          И умчались - хвост трубой.                                                                                                                              Снег вздымая за собой.                                                                                                                         С той поры спокойны звери:                                                                                                                          Не стучится зло им в двери!                                                                                                          Вместе с воспитателем:                                                                                                                              Вам, ребята, помнить нужно:                                                                                                                               От беды спасает дружба!                                                                                                   Сказительница: в благодарность за доброту, смелость и труд – вот эти дары леса. Угощайтесь и вспоминайте про зимовье зверей (детям передают угощение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...

Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наибо...

Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...

Использование технологии мультипликация в работе с детьми с задержкой психического развития

В поисках новых форм и средств речевого развития ребенка с задержкой психического развития мы обратились к инновационной технологии «Мультипликация». Высокая продуктивность данной технолог...