Использование технологии мультипликация в работе с детьми с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В поисках новых форм и средств речевого развития ребенка с задержкой психического развития мы обратились к инновационной технологии «Мультипликация». Высокая продуктивность данной технологии предполагает широкое использование игровой, театрализованной, коммуникативной, исследовательской, проблемно-поисковой видов деятельности, а также ресурсов развивающей предметно-пространственной среды. Речевое развитие, являясь приоритетным направлением при заучивании наизусть, интегрируется с социально-коммуникативным, познавательным, художественно-эстетическим и физическим развитием ребенка с задержкой психического развития в рамках использования технологии «Мультипликация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_povalyuhina_i.a.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии мультипликация в работе с детьми с задержкой психического развития
Материал подготовила: учитель-дефектолог
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 188»
Повалюхина Инна Алексеевна
Заучивание наизусть как форма развития речи способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношения, усваиваются нормы построения предложений и текста в целом. Данный вид деятельности расширяет кругозор ребенка, развивает речевой слух, формирует интонационную выразительность, умение определять смысл логических ударений, совершенствует правильное произношение звуков и слов.
Чувство ритма и хороший словарный запас, характерные для нормально развивающихся дошкольников и позволяющие с легкостью запоминать стихотворение, не достаточно развиты у детей с задержкой психического развития. При этом страдает не только запоминание стихотворения, интонационная выразительность, но и смысловая сторона речи.
Необходимость и важность заучивания стихотворений, рифмованных текстов наизусть с детьми с задержкой психического развития бесспорна. Безусловно дошкольники данной группы при заучивании наизусть нуждаются в особенном подходе, дополнительных средствах обучения, которые позволят облегчить процесс запоминания, будут вызывать интерес и желание заучивать наизусть.
В поисках новых форм и средств речевого развития ребенка с задержкой психического развития мы обратились к инновационной технологии «Мультипликация». Высокая продуктивность данной технологии предполагает широкое использование игровой, театрализованной, коммуникативной, исследовательской, проблемно-поисковой видов деятельности, а также ресурсов развивающей предметно-пространственной среды. Речевое развитие, являясь приоритетным направлением при заучивании наизусть, интегрируется с социально-коммуникативным, познавательным, художественно-эстетическим и физическим развитием ребенка с задержкой психического развития в рамках использования технологии «Мультипликация».
В сотворчестве учителя-дефектолога с детьми были созданы три осенних творческих проекта:
1. Мультфильм «Прогулка под дождем» (по мотивам стихотворения М. Сидоровой «Зонтик»).
2. Мультфильм «Листопадница» (по мотивам стихотворения В. Авдиенко «Осень»).
3. Мультфильм «Листопад» (по мотивам стихотворения Е. Трутневой «Осень».
При организации и создании творческих продуктов (мультфильмов) нами были поставлены следующие цели и задачи:
1. Создание благоприятных условий для речевого развития ребенка, поддержки творческой инициативы, самостоятельности.
2. Формирование звуковой культуры речи, овладение основными средствами звуковой выразительности.
3. Развитие лексической и смысловой стороны речи, обогащение словаря.
4. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
5. Развитие координации движения и речи.
6. Развитие зрительно-моторной функции, пространственного восприятия.
7. Воспитание эстетического чувства, желания передавать свои эмоциональные переживания от услышанного и увиденного.
8. Вызвать желание в сотворчестве со взрослым создать совместный творческий продукт, презентовать его сверстникам.
Этапы работы над проектом:
- Поиск идеи.
- Знакомство с авторским стихотворением.
- Раскадровка с использованием приемов мнемотехники.
- Знакомство с персонажем, художественными средствами выразительности, словарная работа, поиск смыслов.
- Составление фонограммы в сотворчестве с педагогом.
- Изобразительная часть. Изготовление фонов и персонажей.
- Покадровая сьемка в сотворчестве с педагогом.
- Монтирование материала в видео редакторе Movavi (педагог)
- Презентация и выпуск мультфильма.
Прием мнемотехники при раскадровке мультфильма позволяет использовать опорные рисунки для заучивания стихотворения наизусть. Этот процесс увлекает детей, превращает занятие в занимательную деятельность. С помощью рисунка-схемы ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить стихотворение. Кроме того, ребёнок усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у дошкольников после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Особенное внимание уделяем прослушиванию записанной собственной речи ребенка на диктофон. Это вызывает неподдельный интерес у ребенка, желание слушать свой голос. Дает возможность экспериментировать с голосом.
Моделирование игровой обучающей ситуации позволяет «прожить» действия стихотворения в игре. Обучающиеся передают свой жизненный опыт, вспоминая в беседе (предварительная работа) как они с папой, мамой и братом гуляли в парке, как во время сильного дождя ходили под зонтом и прочее.
Осенний период предоставил нам возможность работать над творческим продуктом неограниченное время, творить в различном пространстве (в группе, в кабинете и на участке), экспериментировать с различными материалами, а самое главное в непосредственной обстановке позволил за короткий срок выучить стихотворение.
Юмор, детская непосредственность, улыбки и смех, желание запомнить стихотворение – это самый важный результат в работе с детьми с задержкой психического развития.
Таким образом, использование технологии «Мультипликация» в работе с детьми с задержкой психического развития способствует речевому развитию ребенка, формированию общей культуры личности, развитию его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности.
Список литературы
- Воропаев М.В., Каитов А.П., Карпова С.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Серебренникова Ю.А., Цаплина О.В. Педагогический потенциал мультипликации в современном образовании дошкольников и младших школьников. – М.: Известия ИППО, 2021. – 150 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, СВ. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.— 303 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...
Использованием сказка - терапии в работе с детьми с задержкой психического развития
Сказка – необходимый элемент воспитания ребёнка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни. Целью нашей работы является использование сказкотерапии в психо-коррекционной работе с д...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр, развивающие мелкую моторику в работе с детьми с задержкой психического развития
Методическая разработка по коррекционной работе с дошкольниками с ЗПР...
Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наибо...
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...