Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Боболович Ирина Александровна

Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития.

В настоящее время большое внимание специалистов уделяется проблемам детей с особыми образовательными потребностями. Только при условии изучения специфики их развития и поиска способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития можно прогнозировать их эффективное обучение. Особенно это актуально при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Целью использования LEGO- конструирования в работе с детьми с ЗПР является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука».

Манипулирование с LEGO-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом и речевом развитии у детей (а у детей с речевой патологией более эффективному коррекционному воздействию). Особенность конструирования предметов из «LEGO» детьми с ЗПР заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции, в основном, по образцу педагога и с его помощью, т. к. у детей ещё нет достаточного опыта.

Одним из условий целостного развития ребенка с ЗПР является включение в образовательный процесс LEGO-конструирования. В процессе LEGO-конструирования педагог активизирует познавательную деятельность детей, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, интерес к обучению.

LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Рассмотрим особенности обучения конструктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности) и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

2. Активная деятельность ребенка – ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности.

У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно-игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приёмы обучения в различных сочетаниях.

3. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности ребенка. Для каждой конкретной группы требуется тщательная обработка содержания. В процессе обучения любому действию необходимо выделять каждую операцию в цепочке, привлекая к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и совмещая ее словесным подкреплением.

4. Необходимость повторности в обучении вызвана особенностями формирования у детей условно-рефлекторных связей. В процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием.

Для более четкого распределения содержания используется алгоритм коррекционно-развивающего занятия по ЛЕГО-конструированию, основанный на образовательной концепции LEGO (4 этапа выполнения любого задания).

В первой части «Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которого, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо так же привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

«Строй»: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

«Рассуждай»: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» - учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкция, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея – повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.

«Продолжай»: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.

Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности с использованием конструктора «LEGO» у детей с ЗПР наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, развитие мелкой моторики, закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление.

Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу «от простого - к сложному», умению самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_kak_instrument_formirovaniya_sensomotornyh_navykov.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктор «LEGO» как инструмент формирования сенсомоторных навыков при работе с детьми с задержкой психического развития.

В настоящее время большое внимание специалистов уделяется проблемам детей с особыми образовательными потребностями. Только при условии изучения специфики их развития и поиска способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития можно прогнозировать их эффективное обучение. Особенно это актуально при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Целью использования LEGO- конструирования в работе с детьми с ЗПР является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука».

Манипулирование с LEGO-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом и речевом развитии у детей (а у детей с речевой патологией более эффективному коррекционному воздействию). Особенность конструирования предметов из «LEGO» детьми с ЗПР заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции, в основном, по образцу педагога и с его помощью, т. к. у детей ещё нет достаточного опыта.

Одним из условий целостного развития ребенка с ЗПР является включение в образовательный процесс LEGO-конструирования. В процессе LEGO-конструирования педагог активизирует познавательную деятельность детей, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, интерес к обучению.

LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Рассмотрим особенности обучения конструктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности) и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

2. Активная деятельность ребенка – ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности.

У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно-игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приёмы обучения в различных сочетаниях.

3. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности ребенка. Для каждой конкретной группы требуется тщательная обработка содержания. В процессе обучения любому действию необходимо выделять каждую операцию в цепочке, привлекая к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и совмещая ее словесным подкреплением.

4. Необходимость повторности в обучении вызвана особенностями формирования у детей условно-рефлекторных связей. В процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием.

Для более четкого распределения содержания используется алгоритм коррекционно-развивающего занятия по ЛЕГО-конструированию, основанный на образовательной концепции LEGO (4 этапа выполнения любого задания).

В первой части «Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которого, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо так же привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

«Строй»: на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

«Рассуждай»: дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» - учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкция, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея – повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.

«Продолжай»: творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.

Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности с использованием конструктора «LEGO» у детей с ЗПР наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, развитие мелкой моторики, закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление.

Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу «от простого - к сложному», умению самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...

Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наибо...

Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных...