Индивидуальная образовательная коррекционно-развивающая программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №60 "Теремок" комбинированного вида города Белово"
Индивидуальная образовательная
коррекционно-развивающая программа
Иванова Ивана Ивановича
Авторы-составители:
Буренко Наталья Александровна,
воспитатель,
Белово 2017
Пояснительная записка
Программа составлена на Иванова Ивана, 01.09 .2010 года рождения, посещающего подготовительную к школе группу для детей с нарушениями речи. Работа по индивидуальной программе была рекомендована специалистами городской ПМПК. Ребёнок воспитывается в благополучной полной семье, где ему уделяется достаточное внимание.
Детский сад Ваня посещает с удовольствием. Навыки самообслуживания соответствуют возрастной норме, поведение соответствует правилам в социуме .
Общение ребёнка с детьми и взрослыми вызывает затруднения, т. к. речь малопонятна, невнятна, очень маленький словарный запас, нарушена грамматическая сторона речи. На занятиях низкая познавательная активность. Ребёнок испытывает трудности в развитии и обучении, имеет очень маленький объём знаний , ограниченность представлений об окружающем мире: животный и растительный мир, природа, представления о Родине, о времени, о труде взрослых, профессиях, транспорте, предметах быта и праздниках, не сформированы навыки классификации и обобщения, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомлённости. Установление причинно-следственных связей ребёнку не доступны. Испытывает затруднения в ответах на вопросы при рассматривании предметных и сюжетных картин. Не умеет считать до 5, не знает цифр, геометрические фигуры, не сформирована ориентировка в пространстве и во времени, не знает дни недели, путает последовательность частей суток и времён года. Продуктивная деятельность соответствует возрастной норме. Ваня хорошо рисует, раскрашивает. Проявляет интерес к конструктору, строителю.
Индивидуальная программа составлена на основе "Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой (далее "Программа")".
Индивидуальная программа является комплексной, т.к. включает в себя решение задач по нескольким направлениям: формирование социально-личностных представлений, развитие речи и ФЭМП. В каждой лексической теме еженедельно запланированы мероприятия по этим трём направлениям. "Программа" включает в себя ещё следующие разделы: сенсомоторное развитие и основы здорового образа жизни, конструирование, ОБЖ, художественно-эстетическое развитие, труд. Задачи этих разделов решаются в НОД и совместной деятельности педагога и детей (сюжетно - ролевые игры, театрализованная деятельность), где учитываются индивидуальные особенности Вани в совместной деятельности с детьми.
Цель программы: формирование и развитие представлений об окружающей действительности
Задачи:
1. Обеспечить коммуникативную мотивацию ребёнка в быту, играх и на занятиях
2. Стимулировать познавательную активность ребёнка, расширять и систематизировать его знания об окружающем мире
3. Развивать общие речевые навыки ребёнка
4. Расширять представления ребёнка о свойствах и отношениях объектов
5. Развивать ориентировочные действия ребёнка
Организация, формы и методы работы
Сроки прохождения программы:
1 этап: 1 сентября - 15 января
2 этап: 16 января - 15 мая
В конце каждого этапа осуществляется промежуточный мониторинг, по результатам которого проводится анализ коррекционно - развивающей работы.
Коррекционно - развивающая работа осуществляется индивидуально.
Продолжительность занятий 20 - 25 мин. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
В работе используются следующие методы:
* упражнения
* дидактические игры
* загадки
* беседы
* наблюдения
* рассматривания
* заучивание
* беседы
Индивидуальный план коррекционно - развивающей работы
(1 этап: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь )
№ | Основные направления коррекционной работы | Примечания |
1 | Формирование социально-личностных представлений * Расширять и углублять представления ребёнка о местах обитания , образе жизни, способах питания животных и растений * Формировать представления о Родине: о городах России, её столице, государственной символике * Расширять и закреплять представления ребёнка о предметах быта, необходимых человеку * Углублять и расширять представления ребёнка о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений * Расширять представления ребёнка о праздниках | |
2 | Развитие речи * Пополнять и активизировать словарный запас * Закреплять правильное использование ребёнком в речи грамматических форм слов * Продолжать развивать способность ребёнка к словообразованию и словоизменению | |
3 | Формирование элементарных математических представлений * Продолжать учить ребёнка образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а так же предыдущее число, удаляя один объект из группы в пределах 5 * Совершенствовать счётные действия ребёнка в пределах 5 * Учить ребёнка узнавать цифры до 5, соотносить с количеством объектов * Учить ребёнка определять пространственное расположение предметов относительно себя * Продолжать формирование представлений о времени |
Индивидуальный план коррекционно - развивающей работы
(2 этап: январь, февраль, март, апрель, май)
№ | Основные направления коррекционной работы | Примечания |
1 | Формирование социально-личностных представлений * Расширять и уточнять представления ребёнка о занятиях и труде взрослых * Расширять и углублять представления ребёнка о местах обитания , образе жизни, способах питания животных и растений * Расширять и закреплять представления ребёнка о предметах быта, необходимых человеку * Углублять и расширять представления ребёнка о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений * Расширять представления ребёнка о праздниках | |
2 | Развитие речи * Пополнять и активизировать словарный запас * Закреплять правильное использование ребёнком в речи грамматических форм слов * Продолжать развивать способность ребёнка к словообразованию и словоизменению | |
3 | Формирование элементарных математических представлений * Продолжать учить ребёнка образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а так же предыдущее число, удаляя один объект из группы в пределах 10 * Совершенствовать счётные действия ребёнка в пределах 10 * Учить ребёнка узнавать цифры до 10, соотносить с количеством объектов * Учить ребёнка изображению цифр * Учить ребёнка определять пространственное расположение предметов относительно себя * Знакомить с различными линиями * Продолжать формирование представлений о времени |
Календарно-тематический план
Лексическая тема недели | Основные направления коррекционно-развивающей работы | Задачи |
1 неделя До свиданья, лето! Здравствуй детский сад! | 1.Рассматривание картин "В детском саду" Вопросы: Кто играет с детьми, проводит занятия? Кто готовит детям обед? Кто лечит детей в детском саду? и т.п. 2.Д/и "Дай задания игрушкам" 3. Упражнение "Посчитай игрушки" | 1. Формировать представления детей об особенностях труда людей разных профессий. 2. Учить запоминать группы из 3-4 предметов 3. Согласование существительных с числительными |
2 неделя Осень, осень, в гости просим! | 1.Наблюдения за природой и погодой, работа с календарём погоды. Вопросы: Как светит солнце? Какой сегодня ветер? Был ли дождь? 2.Д/и "С какого дерева лист?" 3. Игра "5 листочков" | 1. Развивать представления ребёнка о временных и погодных явлениях 2. Употребление существительных в родительном падеже 3. Учить ребёнка составлять это количество из двух групп множеств |
3 неделя Дары осени - овощи. Огород | 1. Игра "Вершки и корешки" 2. Д/и "Что растёт на грядке?" 3. Упражнение "Посчитай овощи" | 1. Учить соотносить плоды с соответствующими растениями 2. Образование множественного числа имён существительных 3. Знакомить ребёнка с порядковым счётом в пределах 5 |
4 неделя Дары осени - фрукты. Сад | 1.Игра "С какого дерева плод" 2. Д/и "Подбери картинку" 3. Упражнение "Посчитай фрукты" | 1. Учить соотносить плоды с соответствующими растениями 2. Согласование прилагательных 3. Формировать представления ребёнка об обратном счёте от 5 |
5 неделя Ягоды и грибы | 1. Упражнение "Назови ягоду" 2. Д/и "Ищем грибы" 3. Упражнение "Расставь цифры" | 1. Закреплять названия ягод 2. Уточнение значений предлогов, составление предложений с предлогами 3. Знакомство с цифрами 5 и 6 |
6 неделя Одежда, обувь и головные уборы | 1. Игра "Одень куклу" 2. Д/и "Чей? Чья? Чьё?" 3. Выкладывание цифр из палочек и ниток | 1. Развивать представления об основных цветах, присущих одежде 2. Согласование существительных в роде, составление фразы 3. Знакомство с цифрами 5 и 6 |
7 неделя Птицы | 1.Упражнение "Назови птицу" 2. Д/и "Составь предложение по картинке" 3. Упражнение "Где птица?" | 1. Формируем у ребёнка общие представления о перелётных птицах, их многообразии 2. Образование глаголов множественного числа 3. Знакомить ребёнка с порядковым счётом в пределах 5 |
8 неделя Домашние животные | 1. Игра "Назови семью и детёнышей" 2. Д/и "Кто что ест" 3. Д/и "Цвет и форма" | 1. Расширять представления ребёнка об особенностях семьи животных 2. Употребление существительных в дательном и винительных падежах 3. Нахождение фигуры по словесной инструкции |
9 неделя Дикие животные | 1. Игра "Назови семью и детёнышей" 2. Д/и "Кто где живёт" 3. Д/и "Геометрические фигуры" | 1. Расширять представления ребёнка об особенностях семьи животных 2. Согласование существительных в предложном падеже 3. Закреплять названия геометрических фигур |
10 неделя Дружат люди всей Земли! (День народного единства) | 1.Рассматривание альбома "Костюмы народов России" 2. Д/и "Назови одним словом" 3. Упражнение "Нарисуй дорожки" | 1. Знакомить ребёнка с костюмами разных народов 2. Формирование обобщающих понятий 3. Уточнить представления о прямой и извилистой линии |
11 неделя Дом и его части, Архитектура | 1. Заучивание домашнего адреса 2. Д/и "Что из чего" 3. Упражнение "Нарисуй дорожки" | 1. Уточняем знание ребёнка своего домашнего адреса 2. Усвоение относительных прилагательных 3. Знакомить с кривой и ломаной линией |
12 неделя Мебель | 1.Игра "У куклы новоселье" 2. Д/и "Наведи порядок в доме" 3. Упражнение "Сделай фигуру" | 1. Расширять представления ребёнка о предметах быта 2. Учить понимать значение предлогов 3. Конструировать фигуры из палочек |
13 неделя Животные жарких стран | 1.Игра "Зоопарк" 2. Д/и "Угадай животное" 3. Упражнение "Расставь животных" | 1. Знакомить ребёнка с животными Южного полушария 2. Обогащение словаря признаков 3. Учить самостоятельно сравнивать объекты по величине |
14 неделя Родной город Белово | 1.Рассматривание фотографий достопримечательностей города Белово и посёлка Инской Вопросы: Что это? Ты там был? Что там делают люди? 2. Д/и "Телефон" 3. Игра "Больше -меньше" | 1. Формировать представления о родном крае (мой город, мой посёлок) 2. Развитие умения понимать и употреблять существительные в дательном падеже 3. Побуждать ребёнка называть величину предметов |
15 неделя Зима | 1. Игра "Когда это бывает" 2. Д/и "Подбери картинку" 3. Игра "Кто где?" | 1.Учить ребёнка называть явления природы 2. Согласование существительных в роде 3.Ориентировка по сторонам относительно себя |
16 неделя Моя Родина - Россия! | 1. Знакомить ребёнка с понятиями: Президент России, Флаг России, столица Москва 2. Д/и "Прохлопай слово" 3. "Заштрихуй флаг" | 1. Формировать представления ребёнка о Родине, России, столице 2. Развивать умение делить слова на слоги 3. Учит штриховать горизонтальными и вертикальными линиями |
17 неделя Комнатные растения. Уход за ними | 1. Уход за комнатными растениями 2. Д/и "Чудесный мешочек" 3. Игра "Дни недели" | 1. Расширять и уточнять представления ребёнка о комнатных растениях, их характерных признаках 2. Употребление глаголов 3 лица настоящего времени 3. Знакомить ребёнка с днями недели |
18неделя Новый год у ворот! | 1. Рассматривание картин "Новый год в семье" Вопросы: Как люди готовятся к Новому году? Какие игрушки висят на ёлке? Что ты хочешь что бы тебе подарил Дед Мороз? 2. Д/и "Посчитай игрушки" 3. Игра "Части суток" | 1. Стимулировать желание ребёнка играть в сюжетно-ролевую игру "Семья" 2. Упражнять в согласовании существительных с числительными 3. Знакомить с расположением изображений частей суток в виде круговой модели |
19 неделя Любимые сказки | 1. Разрезные картинки "Сказки" 2. Д/ и "Доктор Айболит" 3. Упражнение "Сделай столько же" | 1. Учить собирать разрезные картинки из 10 частей 2. Составление фразы 3. Учить вырезать определённое количество фигур |
20неделя Зимующие птицы | 1. Рассматривание картины "У кормушки" Вопросы: Зачем люди делают кормушки? Чем можно кормить птиц? Какие птицы прилетают на кормушки? 2.Д/и "Покажи картинку" 3. Упражнение "Отсчитай птиц" | 1. Подвести ребёнка к выводу о том, что надо заботится о птицах 2. Понимание значений приставок у глаголов 3. Знакомство с количеством 6,7 |
21 неделя Зимние забавы | 1. Рассматривание сюжетных картин "Зимние забавы" Вопросы: На чём катаются дети? Как построить горку? Где можно кататься на санках? 2. Д/и "Времена года" 3. "Выложи цифры" | 1. Знакомить с играми детей 2. Учить составлять фразы 3. Знакомство с цифрами 7,8 |
22 неделя Животные севера | 1. Игра "Кто где живёт" 2.Д/и "Составь предложение по картинкам" 3. Игра "Найди фигуру" | 1. Формировать у ребёнка представление о потребностях конкретных животных в природных условиях 2. Развитие фразовой речи 3. Уточнять представления о многоугольниках |
23 неделя Мир технических чудес (транспорт) | 1.Игра "Едет, плывёт, летит" 2. Д/и "Кто чем управляет" 3. Игра "Геометрические фигуры" | 1. Знакомить ребёнка с транспортными средствами 2. Обогащение и активизация словаря 3. Знакомить с понятиями "сторона", "угол" |
24 неделя Профессии. Инструменты | 1.Настольно-печатная игра "Профессии" 2. "Шнуровки" 3. Упражнение "линии" | 1. Формировать представления ребёнка об особенностях труда людей разных профессий 2. Развитие мелкой моторики 3. Знакомство с понятиями "замкнутая", "незамкнутая" линия |
25 неделя День Защитника Отечества | 1. Рассматривание альбома "Военные профессии" 2. Д/и "Чего не стало" 3. "Раскрась форму солдата" | 1. Учить различать по форме военные профессии 2. Развитие внимания и памяти 3. Штриховать предметы разной величины |
26 неделя Ранняя весна. 8 Марта | 1.Настольно-печатная игра "Времена года" 2. Игра "Бусы для мамы" 3. Игра "Живая неделя" | 1. Развивать представления ребёнка о временных и погодных явлениях 2. Развитие мелкой моторики 3. Формировать представления о днях недели |
27 неделя Семья. Родственные отношения | 1.Рисование "Моя семья" 2. Д/и "Измени слово" 3. Игра "Слушай и считай" | 1. Стимулировать желание ребёнка рассказывать о своей семье 2. Изменение глаголов по числам 3. Развитие слухового восприятия количества |
28 неделя Бытовые приборы | 1. Рассматривание реальных объектов и игровых аналогов приборов Вопросы: Что мы делаем с помощью этих приборов? Из каких материалов сделаны приборы? В каких помещениях квартиры находятся эти приборы? 2. Д/и "Сегодня и завтра" 3. Игра "Магазин техники" | 1. Расширять и уточнять представления о технических приборах 2. Изменение глаголов настоящего и будущего времени 3. Знакомство с количеством 9,10 |
29 неделя Подводный мир | 1. Упражнение "Назови морского обитателя" 2. Д/и "Чей? Чья? Чьё?" 3. "Выложи цифру" | 1. Формируем представление ребёнка о рыбах 2. Образование притяжательных прилагательных 3. Знакомство с цифрами 9, 10 |
30 неделя Весна. Возвращение птиц | 1. Упражнение "Назови птицу" 2. Д/и "Один и много" 3. Составление задач | 1. Формировать у ребёнка общие представления о зимующих и перелётных птицах 2. Образование множественного числа имён существительных 3. Учим составлять арифметические задачи |
31 неделя Деревья и кустарники | 1.Наблюдение за растениями на участке Вопросы: Какие деревья растут на участке? Какие кустарники? Какие из них лиственные и хвойные? 2. Д/и "Составь предложение" 3. "Решение примеров" | 1. Продолжать знакомить ребёнка с растениями родного края 2. Составление предложений с предлогами 3. Формируем представления о равенствах и неравенствах |
32 неделя Загадки космоса | 1. Рассматривание плаката "Солнечная система" Вопросы: Покажи где Солнце? Что движется вокруг Солнца? Покажи где планета Земля? 2. Отгадывание загадок 3. Игра "Часы" | 1. Формировать начальные понятия о планете Земля, планетах Солнечной системы 2. Развивать словесно-логическое мышление 3. Знакомство с часами |
33 неделя Посуда | 1.Д/и "На кухне"" 2. Д/и "Из чего какая" 3. Игра "Часы" | 1. Расширяем представления детей о предметах быта и убранстве дома 2. Образование относительных прилагательных 3. Упражнять в определении времени по часам |
34 неделя Продукты питания | 1. Д/и "Неболей-ка" 2. Д/и "Назови ласково" 3. "Раздели торт" | 1. Дать ребёнку знания о полезных продуктах 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом 3. Знакомство со способами деления геометрических фигур на 4 части |
35 неделя День Победы | 1.Рассматривание альбома "Защитники России" Вопросы: Какой должен быть защитник? Кого защищают защитники Родины? Кто защищает Родину? 2. Упражнение "Первый и последний звук" 3. "Измерь фигуру" | 1. Формировать представления о Родине 2. Учить ребёнка выделять конечный и первый согласный звук в односложных словах 3. Знакомство с линейкой |
36 неделя Насекомые. Пресмыкающиеся | 1. Домино "Насекомые" 2.Упражнение "Найди картинку" 3. "Геометрическое домино" | 1. Знакомить ребёнка с многообразием насекомых 2. Учить ребёнка отбирать картинки с заданным звуком 3. Закреплять названия фигур |
37 неделя Цветы. Первоцветы | 1. Наблюдение за рассадой цветов Вопросы: Как называются эти цветы? Как мы за ними ухаживали? Назови части растения 2. Игра "Скажи наоборот" 3. Игра "Часть - целое" | 1.Стимулировать интерес ребёнка к наблюдению за ростом растений 2. Расширять словарь антонимов 3. Формировать представления об отношениях между целым и частью |
38 неделя Школа. Школьные принадлежности | 1. Игра "Собери портфель в школу" 2. Игра "Где звук" 3. Д/и "Магазин школьных принадлежностей" | 1. Побуждать ребёнка самостоятельно разворачивать игру 2. Развивать умение ребёнка определять наличие звука в слове 3. Учим узнавать форму геометрических фигур в различных объектах |
39 неделя Здравствуй лето! | 1.Наблюдение за природой и погодой. Заполнение календаря погоды. 2. Упражнение "Сколько слогов" 3. Загадки о временах года | 1.Развивать представления ребёнка о временных и погодных явлениях 2. Формировать умение ребёнка определять количество слогов в слове 3. Учить отгадывать загадки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.№ п./п.месяцНаправлен...
Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
1. Актуальность проблемы. Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной раб...
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе.
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в старшей группе....
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в подготовительной группе.
Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР в подготовительной группе....
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )
Индивидуально-ориентированная программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р) составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедиче...
Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью
Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....