Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
1. Актуальность проблемы.
Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ. В период, когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный, перед ДОУ возникла проблема поиска новых путей, методов и технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание и обучение нестандартной личности.
В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным. Изучив работы И.К. Воробьева, М.Ю.Галаниной, Н.Н.Кулишова, О.И.Кукушкиной, анализируя собственный многолетний опыт работы педагогом-психологом и учителем-логопедом, можно сделать вывод:
Ø Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Ø Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.
Ø Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
Индивидуализация воспитания и образования помогает создать оптимальные условия для развития личности дошкольника и основывается на знании индивидуальных особенностей. В рамках нашего МДОУ индивидуализация понимается, как создание индивидуальной образовательной программы для ребенка, имеющего не только речевые проблемы, но и проблемы в умственном и психическом развитии.
Собственный опыт работы с детьми ОНР позволяет выделить три основных группы дошкольников, коррекция речевых недостатков которых предполагает внедрение индивидуальных образовательных программ.
Группа №1: Дети «группы риска» - соматически ослабленные дети. Это дети, психическое развитие которых близко к норме. Их продвижение в обучении достаточно адекватно коррекционно-развивающим воздействиям, в поведении и деятельности не обнаруживается серьезных проблем, но вследствие частых пропусков по болезни, программа усваивается не в полном объеме.
Группа №2: Дети, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении. Эти дети отличаются слабостью саморегуляции во многих ее проявлениях, низкой концентрацией внимания, ослабленной произвольностью психических процессов. Их проявления в поведении и деятельности имеют выраженную динамичность, стремление к двигательной активности, возбудимость.
Группа №3: Дети с нарушениями познавательной деятельности, с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Для таких детей в качестве общих проявлений характерны: пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, заторможенность, инертность, безынициативность.
Такая дифференциация нужна для того, чтобы помочь педагогам организовать обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействии в ходе учебной и иной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lv_4.docx | 43.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
Содержание.
- Актуальность проблемы. Стр. 3
- Индивидуально-ориентированная коррекционно - развивающая программа для детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Стр.4
- Задачи и принципы построения индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ. Стр.4
- Модель индивидуально-ориентированной коррекционно - развивающей программы. Стр.5
- Использование информационных технологий в индивидуально-ориентированной коррекционной программе развития ребенка. Стр.7
- Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста «Игры для Тигры» автор Лизунова Л.В. Стр.8
- Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. Стр.8
- Специализированная компьютерная программа «Картина мира» в двух частях, авторы Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Стр.9
- Структура индивидуальных занятий с применением компьютерных технологий, проводимых в рамках индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы. Стр.10
- Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы с детьми ОНР старшего дошкольного возраста. Стр.11
- Выводы. Стр.14
- Приложение.
Приложение5.1. Заполненный образец ндивидуально-ориентированной коррекционно – развивающей программы для ребенка с ОНР старшего дошкольного возраста. Стр.16
Приложение5.1.1. Базисный модуль. Стр.16
Приложение5.1.1.1. Общие сведения о ребенке. Стр.16
Приложение5.1.1.2. Анамнез физического и речевого развития. Стр.16
Приложение5.1.1.3. Анкета для родителей. Стр.17
Приложение5.1.1.4. Выписка из протокола ЦДиК. Стр.18
Приложение5.1.2. Диагностико – оценочный модуль. Стр.19 Приложение5.1.2.1. Таблица результатов первичной, промежуточной, итоговой диагностики речевого развития. Стр.19
Приложение5.1.2.2. График результатов первичной, промежуточной, итоговой диагностики речевого развития Лутова Ивана, воспитанника старшей группы для детей с ОНР (первый год обучения). Стр.21
Приложение5.1.3. Коррекционно – развивающий модуль. Стр.22
Приложение5.1.3.1. Индивидуальный подбор коррекционно-педагогических технологий учителем-логопедом. Стр.22
Приложение5.1.3.2. Цикл индивидуальных занятий по звукопроизношению с применением компьютерных технологий для детей с ОНР (старшая группа, 2 – 3 период обучения. Стр.25
Приложение5.1.4. Консультационно – профилактический модуль. Стр.35
Приложение5.1.4.1. План индивидуальных консультаций учителя - логопеда с родителями Лутова Ивана на 2008 – 2009 учебный год. Стр.35
Приложение5.2. Результативность применения компьютерных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда. Стр.36
- Литература. Стр.37
- Актуальность проблемы.
Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ. В период, когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный, перед ДОУ возникла проблема поиска новых путей, методов и технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание и обучение нестандартной личности.
В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным. Изучив работы И.К. Воробьева, М.Ю.Галаниной, Н.Н.Кулишова, О.И.Кукушкиной, анализируя собственный многолетний опыт работы педагогом-психологом и учителем-логопедом, можно сделать вывод:
- Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
- Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.
- Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
Индивидуализация воспитания и образования помогает создать оптимальные условия для развития личности дошкольника и основывается на знании индивидуальных особенностей. В рамках нашего МДОУ индивидуализация понимается, как создание индивидуальной образовательной программы для ребенка, имеющего не только речевые проблемы, но и проблемы в умственном и психическом развитии.
Собственный опыт работы с детьми ОНР позволяет выделить три основных группы дошкольников, коррекция речевых недостатков которых предполагает внедрение индивидуальных образовательных программ.
Группа №1: Дети «группы риска» - соматически ослабленные дети. Это дети, психическое развитие которых близко к норме. Их продвижение в обучении достаточно адекватно коррекционно-развивающим воздействиям, в поведении и деятельности не обнаруживается серьезных проблем, но вследствие частых пропусков по болезни, программа усваивается не в полном объеме.
Группа №2: Дети, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении. Эти дети отличаются слабостью саморегуляции во многих ее проявлениях, низкой концентрацией внимания, ослабленной произвольностью психических процессов. Их проявления в поведении и деятельности имеют выраженную динамичность, стремление к двигательной активности, возбудимость.
Группа №3: Дети с нарушениями познавательной деятельности, с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Для таких детей в качестве общих проявлений характерны: пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, заторможенность, инертность, безынициативность.
Такая дифференциация нужна для того, чтобы помочь педагогам организовать обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействии в ходе учебной и иной деятельности.
- Индивидуально-ориентированные
коррекционно-образовательные программы.
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей с общим недоразвитием речи не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения.
Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, как системных, представляющих собой сложный комплекс дезонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической, но и психолого-педагогической направленности.
- Задачи и принципы построения индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
Разрабатываемые мною индивидуальные программы направлены на решение следующих задач:
- предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений психоречевого развития ребенка;
- создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
На современном этапе развития коррекционной педагогики общепринятой структуры индивидуальной образовательной программы не существует, но в разработку собственной структурной модели индивидуально-ориентированной образовательной программы были положены следующие принципы:
Принципы построения индивидуально-образовательных программ:
- Систематическая ступенчатая диагностика;
- Индивидуальный подбор педагогических технологий;
- Контроль и корректировка;
- Пошаговая фиксация результатов.
Разработанная мною модель индивидуальной образовательной программы состоит из четырех модулей: базисного, диагностико-оценочного, коррекционно-развивающего, консультационно-профилактического.
Базисный модуль
Цель: определить стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической неоднородности контингента воспитанников с общим недоразвитием речи.
В структуру базисного модуля входят следующие данные:
- Общие сведения о ребенке;
- Анамнез физического, психического и речевого развития;
- Анкетирование родителей;
- Сведения специалистов ЦДиК и медицинских работников.
Диагностико-оценочный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня психоречевого развития ребенка.
Цель: введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения речи детей в различных видах деятельности (на занятии, в самообслуживании, игре, межличностном общении, в семье).
Структура построения, данного модуля, основывается на ряде положений
Л.С. Выготского и основных принципах диагностики:
- комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов - логопеда, психолога, педагогов; системный и качественный анализ выявленных нарушений развития речевой деятельности;
- учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития;
- выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей речевого развития обследуемого.
Методы диагностики ребенка с общим недоразвитием речи традиционны:
- изучение медицинской и психолого-педагогической документации;
- наблюдение за ребенком в естественных и специально организованных условиях;
- беседа с ребенком и его родителями;
- логопедическое и психолого-педагогическое обследование.
По окончании обследования составляется заключение, в котором дается детальная характеристика речи ребенка, указываются особенности его познавательной деятельности, характеризуются внимание, память, мыслительные процессы, отмечаются возможности обучаемости, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию речи.
Коррекционно-развивающий модуль основывается на результатах комплексной диагностики и оценке уровня психофизического развития ребенка с ОНР, обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждения трудностей в овладении речью дошкольником.
Цели модуля - создание оптимальных условий для динамичного речевого развития ребенка с ОНР в соответствии с его возрастными и индивидуально-психологическими особенностями; нормализация и совершенствование познавательной деятельности; компенсация недостатков развития, через выбор наиболее эффективных средств, технологий обучения и оптимального содержания образования.
Структура модуля:
- нормализация артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие лексических значений слов;
- развитие способности словоизменения;
- развитие способности словообразования;
- развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного, простого и сложного;
- развитие связной речи: диалогической и монологической.
Консультационно-профилактический модуль.
Цель: оказание своевременной профилактической помощи воспитанникам и осуществление преемственности всех специалистов МДОУ (учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя и медицинских работников) и родителей воспитанников.
Структура:
- планы психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей дошкольников.
- рекомендации врачей-специалистов и специалистов, работающих в МДОУ.
- Использование информационных технологий в рамках индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
Для оптимизации коррекционного процесса и осуществления качественной индивидуализации обучения детей с ОНР, создания высокой мотивационной готовности к обучению, заинтересованности к логопедическим занятиям на протяжении четырех лет мною апробируются и применяются специализированные компьютерные технологии во всех модулях индивидуально-ориентированной программы развития ребенка.
Базисный модуль. Вся индивидуально-ориентированная программа существует на электронном носителе в виде специально созданных персональных папок на каждого ребенка. В электронном виде ведется работа с документами. В индивидуализированную базу данных заносятся общие сведения о ребенке, анамнез физического и речевого развития, сведения специалистов ЦДиК и медицинских работников, анкетирование родителей. (Смотри приложение 1).
Для диагностико-оценочного модуля мною создана первичная, промежуточная и итоговая диагностики, источником для создания которых послужил картинный материал, предлагаемый для обследования речи, О.Б.Иншаковой, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Г.А. Каше, Н.С.Четверушкиной. Результаты заносятся в электронные таблицы, выстраиваются графики и диаграммы, которые позволяют наглядно отслеживать динамику речевого развития ребенка. (Смотри приложение 1).
В коррекционно-развивающем модуле, индивидуально для каждого ребенка, подбираются оптимальное содержание коррекционно-образовательного процесса и эффективные средства и технологии обучения. (Смотри приложение 1).Именно в этом блоке возможно наиболее широкое применение специальных компьютерных программ. Преимущество их в том, что логопед имеет возможность создать занятие, исходя из поставленных целей и задач.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
В работе мною используются специализированные компьютерные программы:
- «Игры для Тигры», автор Лизунова Л.Р.;
- «Учимся с Логошей», автор Варченко В.И.;
- «Картина мира» в двух частях, авторы Кукушкина О.И., Королевская Т.К.,
Гончарова Е.Л.
- Компьютерная технология коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.Р.).
Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями речевого развития (Л.Н.Ефименковой, 1987; Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, 1990;Г.А.Каше, 1971; Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, 1999; Г.В.Чиркиной, 1969, 2002), а также программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, 2005. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений различной степени сложности.
3.2. Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей» (автор Варченко В.И.).
Цель программно-методического комплекса «Учимся с Логошей» (авторы В.И.Варченко, Л.И.Клетнова, А.Б.Ларина) - закрепить знания и умения, полученные в ходе усвоения детьми программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой. Оказать помощь в развитии речи и индивидуальных психофизических качеств детей дошкольного возраста, таких как зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память, мышление. Практикум содержит 20 компьютерных игр, использующих около 1000 упражнений направленных на восполнение пробелов звуковой стороны речи, лексико-грамматического развития, восприятия, памяти, мышления, профилактике дисграфии и дислексии.
Комплекс составлен таким образом, что его можно использовать не только в авторском варианте, но и комбинировать самостоятельно задания и игры, исходя из конкретных целей и задач.
Список игр, используемых при составлении коррекционных занятий.
Номер п./п. | Название игры | Назначение игры | Игровой персонаж |
1. | «Обучение грамоте» | Знакомство с заданными звуками (буквами). | Крот |
2. | «Укажи» | Выделение слов с заданными звуками (буквами). | Лемминг |
3. | «Разбей на группы» | Классификация слов с заданными звуками (буквами). | Моржи |
4. | «Соедини» | Установление соответствий между словами с заданными звуками (буквами). | Тюлень |
5. | «Укажи картинку» | Развитие навыков чтения. | Сова |
6. | «Продолжи узор» | Составление орнаментов из картинок. | Куропатка |
7. | «Запомни» | Запоминание местоположений фигур. | Подводная лодка |
8. | «Собери картинку» | Составление картинок из квадратных фрагментов. | Медведь |
9. | «Раскраска» | Раскрашивание картинок. | Мольберт |
10 | «Анаграмма» | Решение анаграмм. | Чайка |
11 | «Составь слово» | Составление слов из букв заданного слова. | Ворон |
- Специализированная компьютерная программа «Картина мира» в двух частях, авторы Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л.
Цикл специализированных программ «Картина мира» предназначен детям старшего дошкольного возраста, нуждающимся в особой помощи в процессе обучения. Цикл состоит из двух программ:
- «Лента времени»;
- «В городском дворе».
Эти программы помогают выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, наблюдений и действий, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни.
3.4. Структура индивидуального занятия с использованием компьютерных технологий, проводимого в рамках индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным. Оно представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребенка, и включает в себя 3 основных этапа:
- Подготовительный.
Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Ребенок вводится в проблемную ситуацию.
- Основной.
Решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия. Состоит из двух частей: учебной и развивающей.
- Заключительный.
Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физические и дыхательные упражнения).
- Примерное планирование использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР старшего дошкольного возраста.
№ п./п. | месяц | Направление деятельности, лексическая тема | Цель Программное содержание | Компьютерное обеспечение |
1. | С Е Н Т Я Б Р Ь | Первичная диагностика | Изучить условия воспитания. Выявить уровень сформированности психоречевого развития ребенка. | Диагностический материал представленный в виде презентации. |
Строение тела человека | Развитие кинетической основы пальцев рук. Формирование координации артикуляционных движений. Развитие силы и длительности выдоха. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: существительные ед. и мн. Числа мужского и женского рода в И.п., В.п. Произношение двусложных слов с открытым слогом. | Работа с сенсорным экраном, игра «Собери яблоки». Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «С,З ». Блок Просодика, упражнения: Дыхание: «Ветерок»; Слитность: «Рыбка». Блок Лексика «Кто живет в лесу»?. | ||
2. | О К Т Я Б Р Ь | Осень, овощи, фрукты. | Развитие координации движений пальцев рук с речью. Развитие зрительно-моторной координации Формирование координации артикуляционных движений. Формирование фразы через: договаривание предложений по предметным картинкам. Формирование обобщающих понятий по лексическим темам. | Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «С,З ». Блок Просодика дыхание: «кораблик», слитность: « облако». Обучающая программа «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. блок разбей на группы «овощи, фрукты». Компьютерная программа «Картина мира». Блок «Калейдоскоп», упражнение: типичная картина. |
Деревья, грибы, ягоды. | ||||
3. | Н О Я Б Р Ь | Одежда, обувь, головные уборы. | Развитие координации движений пальцев рук с речью. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие артикуляционного праксиса. Развитие силы и длительности выдоха. Произношение двусложных слов с открытым слогом, трехсложные слова с открытым слогом. Формирование обобщающих понятий по лексическим темам. Формировать в экспрессивной речи следующие грамматические категории: существительные ед. и мн. Числа мужского и женского рода в И.п., В.п., Р.п., П.п., Тв.п. | Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки « Ш, Ж ». Блок Просодика дыхание: Дыхание: « одуванчик»; слитность: «пузыри»; тембр: «муравей», блок Лексика: «Разложи предметы, 4-лишний, найди четвертого, что из чего». Обучающая программа «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. блок Разбей на группы: «посуда». |
Посуда, продукты питания. | ||||
4. | Д Е К А Б Р Ь | Мебель | Развитие координации движений пальцев рук с речью. Создавать условия для развития восприятия, памяти, мышления, внимания. Развитие мимической мускулатуры (тонуса, подвижности органов артикуляции). Развитие силы и длительности выдоха. Формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Произношение двусложных слов с открытым слогом, трехсложные слова с открытым слогом, односложные слова типа «дом, мак». Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: глаголы настоящего времени 1 лица ед. и мн. числа. | Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» : блок Просодика - упражнение «воздушный змей»; блок Лексика - упражнение «Разложи предметы, 4-лишний, найди четвертого, что из чего», «Чей дом, профессии, действия, признаки». Блок Фонематика: звуки «Музыка, цирк, звуки А,О »; Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» автор Варченко В.И. раздел «Составь предложение». Обучающая программа «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. блок укажи: Выделение звука «А» в любой части картины, выделение звука «У» в любой части картины. |
Зима, зимующие птицы. Зимние забавы и развлечения. | ||||
5. | Я Н В А Р Ь | Промежуточная диагностика. | Определить динамику развития грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения. | Диагностический материал, представленный в виде презентации. |
Домашние и дикие животные. | Развитие зрительно-моторной координации. Создавать условия для развития работоспособности, познавательной активности. Нормализация темпа и ритма речевого высказывания. Дифференциация гласных фонем. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение ударного гласного из начала, конца слова. Произношение двусложных слов с закрытым слогом. Формирование обобщающих понятий по лексическим темам. Формирование фразы через: составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам. | Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» автор Варченко В.И. блок укажи: выделение звука «О», «И» в любой части картины; Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «А, У, И, О» и постановка их в схему. Раздел «Составь предложение». Обучающая программа «Учимся с Логошей» блок разбей на группы: « живое и неживое, домашние и дикие животные». | ||
6. | Ф Е В Р А Л Ь | Животные северных и жарких стран. | Развитие координации движений пальцев рук с речью. Создавать условия для развития восприятия, памяти, мышления, внимания. Развитие силы и длительности выдоха. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение ударного гласного из начала, конца слова. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. Формирование фразы через: составление предложений по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам. | Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» блок Просодика, упражнения на дыхание: «пузыри, часы»; Ритм: «машина, пирамидка»; Тембр: «муравей». Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Лексика: словосочетания «Кто сказал Мяу»?, «Кто живет в лесу»?; блок Фонематика: слова «Звуковые часы, 4-лишний, животные, одежда». Обучающая программа «Учимся с Логошей» блок укажи: Выделение звуков «П, Т, К» в любой части картины. |
День защитника Отечества. | ||||
7. | М А Р Т | 8 Марта, женские профессии. | Развитие зрительно-моторной координации. Создавать условия для развития работоспособности, познавательной активности. Введение в активную речь различных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение согласного из начала и конца слова. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картинке. | Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», блок Просодика, упражнения на дыхание: «кораблик»; Ритм: «дом, самолетик»; Тембр: «клоун». Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» блок укажи: Выделение звука «М» в любой части картины, выделение звука «Х» в любой части картины; как усложнение выделение заданного звука в начале, в середине и в конце слов. Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «М, Х» и постановка их в схему. |
Весна, перелетные птицы. | ||||
8. | А П Р Е Л Ь | Транспорт. | Развитие кинетической основы пальцев рук. Создавать условия для развития восприятия, памяти, мышления, внимания. Нормализация темпа и ритма речевого высказывания. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение согласного из начала и конца слова. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: заучивание и воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картинке. | Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «Л, Р». Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» блок укажи: выделение звука «Н» в любой части картины; как усложнение выделение заданного звука в начале, в середине и в конце слов. Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «М, Х» и постановка их в схему. |
Школа, школьные принадлежности. | ||||
9. | М А Й | Поздняя весна, сад, луг, насекомые. Лето. | Развитие координации движений пальцев рук с речью. Создавать условия для развития работоспособности, познавательной активности. Нормализация темпа и ритма речевого высказывания. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение согласного из начала и конца слова. Формирование фразы через: глаголы настоящего времени 1 лица ед. и мн. числа. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: составление предложений с помощью вопросов, воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картинке. | Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «Л, Р». Блок Лексика «словосочетания, предложения» Обучающая программа «Учимся с Логошей» блок разбей на группы: « живое и неживое». Блок Укажи: выделение звука «В» в любой части картины, выделение звука «Ф» в любой части картины. Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «В, Ф» и постановка их в схему. |
Итоговая диагностика. | Выявить уровень развития грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения. | Диагностический материал, представленный в виде презентации. |
- Выводы:
Первые опыты применения компьютерных технологий в работе учителя-логопеда позволили мне сделать вывод о том, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с речевыми нарушениями такой способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- Информационные технологии способствуют созданию личностно-ориентированного подхода в обучении детей с проблемами в речевом развитии.
- Использование компьютерных технологий в рамках индивидуально-ориентированных образовательных программ позволяет более качественно скорректировать речевые недостатки и способствует обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детям с ОНР.
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать: движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Компьютер - отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Как показала практика, на занятиях с использованием информационных технологий дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности. ( смотри приложение2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»
Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью. Так с введением ФГТ особое место отведено здоровью дошкольн...
«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерной технологии»
Консультация для родителей...
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...
НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...
Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование информационных технологий
Познавательные способности - это индивидуальные способности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполения им деятельности и лёгкость её осв...
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий
Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...