Лоскутография. Аппликация из лоскутов ткани как часть обучения детей с нарушением зрения ручному творчеству
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Аппликация-конструирование из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. Такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность.В процессе изготовления аппликаций из лоскутиков у наших детей улучшилась согласованность в работе глаз и рук, мелкая моторика, усовершенствовалась координация движений, гибкость, точность в выполнении действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutografiya_2.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Лоскутография.
Аппликация из лоскутов ткани как часть обучения детей с нарушением зрения ручному творчеству
Аппликация-конструирование из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. Такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность.
Аппликация из лоскутов может быть:
- предметная;
- декоративная;
- сюжетная.
- многоцветная;
- одноцветная.
Изготовить её можно из тканей самой разнообразной текстуры:
- фетр;
- мех;
- войлок;
- кожа.
Воспользовавшись гладкими, блестящими, матовыми, ворсистыми лоскутками, можно придумать и воплотить в реальность идею собственной композиции. Для фона желательно использовать следующие материалы, в пастельных оттенках:
- шелк;
- бархат;
- полотно;
- сукно;
- кожа;
- парусина;
- мешковина.
Аппликация из ткани может быть выполнена с детьми на занятиях в детском саду, дома.
Аппликация может быть индивидуальной и коллективной.
Основная цель коррекционно-развивающих занятий (подгрупповых и индивидуальных) «Аппликация из лоскутов» с детьми с нарушением зрения – научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками коврики, панно, композиции.
На подобных занятиях я знакомлю детей со свойствами ткани, учу различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей композиции по размерам и объединять части в целое, ориентироваться в пространстве узора и сюжетной композиции.
У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение использовать многообразие расцветок и текстуры ткани для различных комбинаций. Наши занятия проходят в виде коррекционных игр и упражнений, где дети учатся тому, что цвета делятся на тёмные и светлые, на тёплые и холодные, находят однотонные и пёстрые лоскутки ткани.
Также дети получают элементарные представление о растительных и геометрических орнаментах. Из самых простых фигур-лоскутов: квадратов, полос, треугольников – можно, по желанию, составить много различных по построению узоров, изображения растений, птиц, животных и др. Выкладывание из тканей разной фактуры обогащает знания ребенка о свойствах, возможностях применения лоскутов из тканей разной фактуры.
Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на фоне, фланелеграфе появляются лес, городская улица или фруктовый сад. Особенности материала дают простор для творчества, лоскуты можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру.
В младшей группе мозаику из ткани применяла не только для обучения изобразительной деятельности, но и как материал для коррекционно-развивающих занятий по развитию зрительного восприятия, развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Давала задания:
- найди такую же деталь-лоскуток;
- найди самый непохожий лоскуток;
- среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета;
- узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь;
Для ребят постарше занятия с лоскутной мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое. Изображения дети выкладывают на разноцветных фонах. Материал и цвет для фона выбираем различный.
Тематика занятий с лоскутной мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение.
Первый этап – знакомство.
Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на фонах. В это время он учиться ориентироваться в цвете, в формах, размерах лоскутов. У малыша на этом этапе отсутствует намерение изобразить что-то конкретное. И я помогаю ребенку в умении соединить между собой элементы лоскутов (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки).
Второй этап – совместная деятельность ребенка и дефектолога по достраиванию конкретного изображения (дом, дерево и т.д.). Эта работа проводиться с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности и овладения действием аппликации из лоскутов.
На третьем этапе создаём изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные.
Четвертый этап. Ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок, событий и явлений из окружающей жизни. Ребенок учится конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать, реализовывать замысел и контролировать его осуществление.
В процессе изготовления аппликаций из лоскутиков у наших детей улучшилась согласованность в работе глаз и рук, мелкая моторика, усовершенствовалась координация движений, гибкость, точность в выполнении действий.
Темы коррекционно-развивающих занятий по лоскутной аппликации (ручной творческий труд)
с детьми с нарушением зрения.
1 Ковёр для мамы.
2 Весенний ковёр.
3 Парусник в море.
4 Весна в городе.
5 Собираем урожай.
6 Пожарная машина на пожаре.
7 Узоры.
8 Цветы на лугу.
9 Зима в городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...
Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...
Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....
Использование ИКТв обучении детей с нарушением зрения музыкально-ритмическим движениям.
Стендовый доклад...
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....
Учебно-методическая разработка на тему: Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные по...
Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельнос...