Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)
рабочая программа по окружающему миру по теме
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Строя свою тифлопедагогическую деятельность в рамках комплексно - тематического планирования, педагог постоянно находится в поиске той формы организации и проведения коррекционного подгруппового занятия, в которой бы максимально можно было интегрировать разные виды детской деятельности, сочетая задачи коррекционной и общеразвивающей направленности. Основной целью деятельности в этом направлении является объединение средствами интеграции различных видов детской деятельности в целостный коррекционно-педагогический процесс формирования у детей с нарушениями зрения представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_integrirovannoe_obuchenie_detey_s_narusheniyami_zreniya.doc | 65.5 КБ |
zanyatiya.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения
на подгрупповых занятиях тифлопедагога
(разработка и теоретико-методологическое обоснование)
Важнейшая задача, решаемая на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально - адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми. Выделение названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающей действительности.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается в настоящее время в нашем ДОУ, ориентирована, прежде всего, на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655), программа строится на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Строя свою тифлопедагогическую деятельность в рамках комплексно - тематического планирования, я постоянно искала ту форму организации и проведения коррекционного подгруппового занятия, в которой бы максимально можно было интегрировать разные виды детской деятельности, сочетая задачи коррекционной и общеразвивающей направленности.
Основной целью деятельности в этом направлении является объединение средствами интеграции различных видов детской деятельности в целостный коррекционно-педагогический процесс формирования у детей с нарушениями зрения представлений об окружающем мире.
Основными задачами занятий являются:
- формирование у детей с нарушениями зрения целостной картины мира;
- развитие способности к освоению и преобразованию объектов окружающего пространства;
- воспитание эмоционального и осознанного отношения к процессу познания;
- развитие переключаемости и распределения внимания;
- развитие умения находить решение проблемной ситуации, достигать результата, применять приобретенные умения в повседневной жизни.
На мой взгляд, в деятельности специалиста – дефектолога специализированного детского сада возможно, и даже необходимо использование комплексного и интегрированного обучения, особенно в процессе проведения подгрупповых занятий.
Интегрированные и комплексные занятия имеют отличительные особенности.
Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть относительно небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.
Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрируемых предметов. Принцип комплексности и интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком с нарушением зрения окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – объект или явление.
Структура интегрированных и комплексных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала.
Учитывая особенности восприятия и мышления детей с нарушениями зрения, на каждом занятии используется оптимальное количество разнообразного наглядного материала и атрибутов, учитываются офтальмо-гигиенические требования к пособиям и оборудованию. При организации занятий избегаю чрезмерно-зашумленного фона в окружающей обстановке.
Важной особенностью комплексно-интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия используются разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой: например, в рамках освоения темы «Дикие животные», сочетать драматизацию сказки «Теремок» (формирование сукцессивных связей) с конструированием из строительного материала (развитие пространственного мышления), изготовлением декораций (развитие воссоздающего воображения), и атрибутов к игре (развитие способа наглядно-образного мышления «Дорисовывание»). Или, например, в рамках темы «Осень» проходит занятие «Симметрия в природе», когда проводится лексическая работа со словом «одинаковый», опыты с зеркалами, выполнение заданий с мозаикой (выпал первый снег), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Мы – одно целое».
Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок не перегружается от объема новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму восприятия материала. Комплексно-интегрированные занятия помогают устранить неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития мышления, речи, разных видов восприятия, физического и музыкального развития в одно занятие, можно удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку каждый ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя виды деятельности.
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и зрительное перенапряжение. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями.
Учитывая, что в коррекционной деятельности участвует целая команда специалистов ДОУ, при планировании и проведении подобного рода занятий важно координировать деятельность тифлопедагога, воспитателей и других специалистов. Во-первых, необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить сроки изучения общих для разных образовательных областей тем и направлений. При этом каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятиям также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. Как тифлопедагог, я даю родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях, учитывая диагноз ребенка и образовательную ступень, на которой он находится.
Родители организуют экскурсии с детьми, посещение театров, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр, придумывают новые дидактические пособия. Кроме того, они могут непосредственно участвовать в занятиях с детьми, принимать активное участие в деятельности.
При проведении комплексно-интегрированных занятий учитываются следующие моменты:
Организационный – преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребёнка на содержание занятия. К каждому занятию подбирается такой зрительный ряд, оборудование, которые способствуют решению задач разноплановой коррекционной направленности. При этом формы и методы работы с детьми определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребёнка с нарушением зрения, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребёнка, его готовность включиться в познавательную деятельность.
Умение действовать «по ситуации» - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в «режиме интеграции».
Информационно-чувственный – основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации о разнообразных объектах на чувствительном уровне. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности.
Проблемно-мотивационный аспект призван стимулировать активность ребёнка за счёт органичного включения проблемной ситуации в ход занятия, в результате чего она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребёнка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи.
Деятельностная основа занятия во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для творческого преломления полученных детьми знаний. Кроме этого, независимо от тематики занятия, его организация включает в себя упражнения психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.
Подгрупповые занятия тифлопедагога всегда проходят в форме совместной деятельности. В ней в большей мере заложена возможность гармоничного соподчинения задач нравственного и интеллектуального развития ребёнка в процессе поиска детьми общей цели, возможных путей её осуществления, реализации намеченного проекта и получения результата. В совместной деятельности, работая с различными материалами, дети постепенно приобретают опыт «размышления сообща», целенаправленно общаясь и помогая друг другу.
Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это явное проявление уважения к ребёнку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения, материализованный в рисунке, поделке, приобретает черты особой значимости: это часть его Образа-«Я». В каждом занятии присутствует момент творчества, создания какого-либо рисунка или поделки (в рамках заданной темы).
Для проведения интегрированных занятий в качестве темы выбираются:
1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников.
2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов, например:
- лес, поле: совокупность животных, растений, отдых;
- вода, море, река: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
- магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
- строительство: рабочие, машины, оборудование;
- класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред, и тп.
При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализуется интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения комплексно-интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.
Чтобы избежать дублирования содержания предлагаемого детям материала, определяю круг дополнительных тем, входящих в общую тему. Например, тема недели в детском саду – «Зима», дополнительные темы: «Снег», «Снеговик», «Зима в городе», «Зима в лесу», «В гостях у Вьюги».
Комплексно-интегрированные занятия длятся от 30 до 50 минут. Их продолжительность зависит как от возраста детей, так и от их увлечённости деятельностью. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Занятия состоят из 5-7 частей (в зависимости от возраста), связанных одной темой, включающих динамические, развивающие, дидактические, музыкально-ритмические игры, упражнения, что позволяет реализовать интегративно-комплексный подход к обучению дошкольников, опираясь на календарно-тематическое планирование. Основы физического и музыкального воспитания включены как вспомогательные и отдельные элементы. В занятии возможно участие других специалистов ДОУ – музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО, логопеда, и др.
Основные части коррекционного подгруппового занятия (см.Приложение):
- Вводная часть, приветствие детей песенкой. Каждая песенка разучивается с детьми и не изменяется в течение месяца. На следующий месяц – новая песенка.
- Развитие познавательных психических процессов - ППП (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) – введение в тему, проблемно-мотивационный этап, дидактические игры, беседы, и тп..
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика под музыку).
- Формирование элементарных математических представлений – ФЭМП – задания на определение количества, множеств, измерение, и упражнения на ориентировку в пространстве - ОиМ.
- Музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды.
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – выделяется как отдельный этап, если на занятии присутствует логопед, либо, если в рамках темы детям даются специальные задания, например, моделирование предложений с детьми, у которых нарушены сукцессивные функции.
- Этап творчества, или продуктивная деятельность - дети выполняют рисунок, поделку в рамках темы. Данная деятельность может быть вынесена за рамки текущего коррекционного занятия, проведена в группе позже, либо индивидуально с тифлопедагогом (при этом решаются специальные коррекционные задачи).
- Заключительный этап, или прощание, в ходе которого так же, как и в начале занятия, поется песенка. Механизм разучивания – как в 1йчасти занятия.
Подгрупповые занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в зависимости от сложности изучаемой темы. В настоящее время разработаны и в течение 3х лет апробированы 80 занятий для детей старшего дошкольного возраста, к каждому занятию подобрана музыка, дидактический и демонстрационный материал, определены упражнения для детей с разными офтальмологическими диагнозами.
Необходимо следить за тем, чтобы не нарушались основы построения любого коррекционного и обучающего процесса, и обязательно учитывать законы функционирования памяти (в частности, знаменитый «закон повторения» памяти): для того, чтобы информация закрепилась на уровне кратковременной, а затем и на уровне долговременной памяти, она должна быть воспроизведена, повторена в течение 3-4 дней. Поэтому закрепление материала в дальнейшем происходит на индивидуальных занятиях тифлопедагога, когда есть возможность отследить эффективность и полноту освоения темы каждым ребенком.
В соответствии с основными принципами коррекционной работы, все задания, преимущественно игровые, построены по принципу образности, имеют возрастную соотнесенность, то есть учитывают общий уровень развития ребенка (в том числе и мотивационные аспекты).
Таким образом, комплексно-тематический принцип построения коррекционно-образовательного процесса позволяет получить хорошие результаты в деятельности тифлопедагога. Интегрированные и комплексные занятия способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора детей, эмоциональному и физическому развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах мыслительной деятельности, музыки, физической культуры и продуктивной деятельности. Так, к окончанию учебного года, помимо значительного повышения уровня познавательного развития, у старших дошкольников повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более свободным.
Основным результатом реализации данной методической разработки является введение интегрированных занятий в практику деятельности тифлопедагога как инновационной формы организации коррекционного обучения.
Предварительный просмотр:
Конспекты подгрупповых занятий учителя-дефектолога (в рамках комплексно-тематического планирования)
Боровкова Надежда Сергеевна
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексно-интегрированные подгрупповые занятия тифлопедагога в старшей группе
(в рамках комплексно-тематического планирования)
Учитель- дефектолог, педагог-психолог высшей категории МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» Боровкова Надежда Сергеевна
| |||
«Снеговик» (в рамках лексической темы «Зима») | |||
Виды деятельности | Содержание деятельности | Материалы и пособия | |
1.Приветствие | Здравствуйте, дети, Я рада видеть вас! В круг все мы встанем, Как весело у нас! Девочки, топнем Мы ножкой – топ и топ, Топаем, топаем, топаем и стоп! Мальчики, хлопнем В ладоши –хлоп и хлоп! Хлопаем, хлопаем, хлопаем, и стоп! Здравствуй, Катюша, здравствуй, Тимофей, здравствуй, Антоша, и здравствуй, наш Андрей! | Музыка 87_58 | |
2.ППП | Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали потом, Нос приделали, и в миг Получился … (Снеговик.) Педагог показывает детям Снеговичка и от его имени обращается к ним с просьбой – помочь отыскать в комнате друзей из страны геометрических фигур – 10 маленьких и 10 больших. Дети отыскивают разные фигуры, называют их сами или при помощи педагога. В процессе работы педагог уточняет знание детьми количества углов у разных форм, а также понимание того, что в некоторых объемных формах «спрятаны» несколько фигур (прямоугольная призма – квадрат и треугольник, кирпичик - квадрат и прямоугольник, цилиндр – круг и прямоугольник). Снеговичок спрашивает, из каких фигур состоит он сам, сколько их, какие они по величине. | Игрушка - Снеговик. В комнате в разных местах спрятаны 10 больших и 10 маленьких плоскостных и объемных геометрических форм разного цвета – круги, шары, кубы, квадраты, призмы, треугольники, прямоугольники, цилиндры, овалы, ромбы, параллелепипеды и тп | |
Комплексы игровых занятий № 22, №38 | Бумага для рисования, карандаши, карточки с зимней тематикой для классификации, карточки с наложенными контурами, калька, пленка, маркер стираемый | ||
3.Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика | Давай, дружок, смелей, дружок! Дети катают между ладоней колючий мячик Кати по снегу свой снежок – катают мячик по столу Он превратится в толстый ком. И станет ком снеговиком. Перекатывают мяч с ладони на тыльную сторону руки и обратно Его улыбка так светла! Катают мяч по предплечью до локтя Два глаза, шляпа, нос, метла…подбрасывают мячик и ловят Но солнце припечёт слегка –Дети поднимают руки с мячиком вверх. Увы! И нет снеговика! Прячут мячик между ладоней | Музыка 118_89 | |
4.ФЭМП, ОиМ | Снеговик предлагает детям новое задание – надо соединить между собой точки, ориентируясь на стрелочки, которые указывают направление движения карандаша, и тогда дети смогут узнать, что больше всего на свете любит Снеговичок. Дети должны правильно выбрать цвет фломастера в соответствии с цветом точек. Для детей с более высоким уровнем развития и знающих цифры, можно предложить точки с цифрами, от 1 до 10. | Карточки с натуральными и контурными изображениями мороженого, снежинки, морковки. Контуры изображены в виде отдельных точек, между ними – стрелки, указывающие направление движения карандаша. Фломастеры на каждого ребенка | |
Игры по ОиМ № 13,№ 26 | Обруч, трость, игрушки разного размера | ||
5.Двигательная пауза | Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз, покачивание головой вправо-влево) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают пальчиком на свой нос) В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте) Неподвижна и тверда, (Руки в стороны, замереть на месте) Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся с махами руками) И на землю снег ложится. (Махи руками вправо-влево, начиная с поднятых вверх рук и, постепенно опускаясь на корточки и опуская руки вниз) | Музыка 119_90 | |
Снеговик предлагает детям сыграть в свою любимую музыкальную игру - «Зайке холодно сидеть» | Музыка 120_91 | ||
6.Подготовка к обучению грамоте | «Игра с мячом» Педагог кидает мяч ребенку и называет любой твердый согласный звук. Ребенок должен вернуть мяч, назвав парный мягкий звук («доброго братика»). В случае малейшего затруднения педагог сразу приходит на помощь. Затем наоборот, педагог называет мягкий согласный звук, дети – парный твердый звук. | Мяч | |
7.Дыхательная гимнастика | «Снеговик из воздушных шариков» ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд. Необходимо следить за задержкой дыхания! | ||
8.Творчество | Лепка «Снежные человечки» Зимой из снега слеплен ловко: Три колобка и нос-морковка. (Снеговик.) Дети делят соленое тесто на три части, соответствующие трем частям снеговика, стараясь соблюдать пропорции. Далее формуют из кусочков теста шарики и соединяют с помощью половинок зубочистки. Кисточкой и красками рисуют глаза, рот, пуговки, по желанию шарфик, галстук и т.п. Вместо рук вставляют веточки, вместо носа – гвоздичку, вместо шапочки – шляпку от желудя, пробку от пластиковой бутылки и т.п. | Соленое тесто, досточки для лепки, краски, кисти, зубочистки, веточки, шляпки от желудей, приправа - сушеная гвоздичка, крышки от пластиковых бутылок, вода. Готовый образец - снеговичок | |
9..Прощание | Все мы встали дружно в круг, Все мы встали дружно в круг, За руки все взялись, Ты мой друг, и я твой друг, Ты мой друг, и я твой друг, Отлично занимались! А теперь нам пора В группу всем, детвора, И дружно крикнем все «Ура!» | Музыка 88_59 | |
«Подводный мир» (в рамках лексической темы «Рыбы») | |||
Виды деятельности | Содержание деятельности | Материалы и пособия | |
1.Приветствие | Давайте дружить! Улыбнись мне в ответ! (улыбаются , поклон (вправо, влево) Большая семья! (берутся за руки, кружатся) | Музыка 113_84 | |
2.ППП | В гости к детям пришел житель морских глубин – Дельфинчик. Он принес с собой картинки с изображением своих друзей – а кто они, надо угадать. Педагог показывает детям карточки, на которых часть изображений закрыта (1/2, 1/3). Если дети угадывают правильно, изображение открывается полностью. Скорость и качество выполнения задания зависят от познаний детей. По ходу игры Дельфинчик поясняет детям отличия внешнего вида и повадок водных жителей от живущих на суше (плавники, чешуя, хвост, жабры, щупальца). | Карточки с изображением разных рыб (3-4), осьминога, краба, улитки, ракушки, др. – всего 8-10 шт. Игрушка – Дельфинчик. | |
Комплексы игровых занятий № 8, №34 | картинки с изображение водных объектов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник; карточки с изображением морского дна (зашумленный фон); карточки с точечно-контурным изображением водных жителей, фломастеры, ручки | ||
3.Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика | Рыбки Пять маленьких рыбок играли в реке, Выполняем волнообразные движения в воздухе Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно) И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!» Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко» Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест) А третья сказала: «Мне хочется спать!» Ладони кладём под щёчку (рыбка спит). Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь). А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот). Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» Прячем руки за спину, педагог старается их поймать | Музыка 121_92 | |
4.ФЭМП, ОиМ | Дельфинчик предлагает детям решить задачки - надо выбрать из предложенных рыбок (сосчитать, сколько всего) 2-3-4 одинаковых, либо одну, не похожую на всех остальных | Карточки со схематичным изображением 10ти рыбок с разными узорами на чешуе, из них 2-3-4 одинаковые, либо одна, не похожая на остальных (в зависимости от степени подготовленности детей) – на каждого ребенка 1-2 карточки. Фломастеры | |
Игры по ОиМ № 35, № 37 | Напольные игрушки, повязки на глаза | ||
5.Двигательная пауза | «А над морем мы с тобою» Птички над морем кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! (махи руками как крыльями) А теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Головой кивают, Лапки поднимают (ходьба на месте, высоко поднимая колени) | «Как у щуки у старушки…» Как у щуки у старушки Под колодой, под гнилушкой Жили семеро детей, семеро сыновей. Вот с такими вот глазами, Вот с такими вот бровями, Вот с такими вот носами, Вот с такими вот ушами, Вот с такими вот зубами, Вот с такими вот губами, Вот с такими плавниками, Вот с такими вот хвостами! Они не пили, не ели, они не пили, не ели, И на щуку все глядели, вместе делали вот так! | Музыка 122_93; 144_93 |
Музыкальная игра «Краб» («Разные ножки») | Музыка 123_95; Набивные мешочки, колокольчик | ||
6.Подготовка к обучению грамоте | Педагог показывает детям пришедшего в гости Дельфинчика, рассказывает, как он любит веселиться, прыгать, нырять в воде, плясать на волнах. Затем предлагает внимательно посмотреть на дельфина и сказать, что он делает (например, плавает). Выслушав ответы детей, педагог говорит, что сейчас дети произнесли предложение: «Дельфин плавает» - и предлагает им поиграть в это предложение. Каждый ребенок будет изображать одно слово. Первое слово в нашем предложении – дельфин, второе – плавает. Педагог вызывает двух детей, предлагая им быть словами в предложении. Педагог ставит их рядом, и, ведя вдоль них рукой, «читает»: «Дельфин плавает». Затем меняет детей местами, и «читает»: «Плавает дельфин». Затем спрашивает детей, какой еще по характеру дельфин (веселый, добрый, задорный), и предлагает ввести в предложение еще одно слово. Предложение моделируется в зависимости от того, насколько дети легко приняли игровую задачу моделирования. | Игрушка - Дельфинчик | |
7.Дыхательная гимнастика, Релаксационное упражнение | «Волна» ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения детьми этого упражнения проговаривание отменяется. «Водоросли» С закрытыми глазами выполнить разнообразные движения руками, всем телом, в соответствии с темпом и ритмом мелодии | Музыка 145_94 Музыка 146_94 Повязки на глаза | |
8.Творчество | Коллективная работа «Аквариум» или «Морское дно» У маленьких деток – все одежда из монеток – кто это? Правильно, рыбки! Детям предлагается «заселить» аквариум, но сначала украсить картонных рыбок чешуйками из пластилина или крупы, а также сделать из обычных кругов красивых рыбок, а потом их разрисовать. | Лист или пол-листа ватмана, затонированный голубой краской, с нарисованными водорослями, камешками и тп. – «Аквариум» («Морское дно»). Вырезанные из картона силуэты рыбок разного размера, круги из цветной бумаги, с нарисованным сектором (см. приложение); пластилин разных цветов, густой клей ПВА, горох или чечевица, рис, фломастеры, салфетки | |
9.Прощание | Наша умная головка Думала сегодня ловко(погладить себя по голове). 2 р. Ушки все услышали (погладить ушки), Глазки посмотрели (погладить веки, поморгать), Ручки все исполнили (погладить ладошки), А ножки посидели (погладить ножки). Улыбались и смеялись, Очень дружно занимались! До свидания всем скажем, Всем-всем-всем рукой помашем. | Музыка 114_85 | |
«Лето» (в рамках лексической темы «Цветы, насекомые») | |||
Виды деятельности | Содержание деятельности | Материалы и пособия | |
1.Приветствие | Не желаем мы грустить – Это очень скучно, Заниматься мы хотим Очень-очень дружно! Малыши-малыши - Умные ребятки, На вопросы все они Ответят по порядку! Можно задавать любые вопросы с мячом или игрушкой – сколько лет, какое время года, как зовут тебя, маму, папу, девочка или мальчик, сколько пальцев, рук, ног, что вверху, кто рядом, и тп. | Музыка 190_161 | |
2.ППП | Педагог обращает внимание детей на то, как изменилась природа в мае: Вот и снова май настал, Снова мир зеленым стал: И полянки и поля, И вдоль дома тополя. И лужайка у ворот, и за домом – огород, Где вовсю горошек вьется, Лук-порей на волю рвется И по ниточке стоят Сельдерей, укроп, салат. Зеленью шумят дубравы, Блещет – весь в кувшинках – пруд. И повсюду травы, травы, Слева, справа, там и тут: И на солнечной опушке, И в саду, и на лугу; И под лапками лягушки На тенистом берегу, Над которым облака Проплывают в линию, Под которым лишь река И осталась синею!.. Автор А. Каминчук. Перевод с украинского И. Мазнин. А совсем скоро наступит настоящее лето. Как мы узнаем, что оно наступило? (дети высказывают предположения). Если дует ветер теплый, хоть и с севера, Л. Корчагина | Картинки с изображением поздней весны и раннего лета | |
Комплексы игровых занятий №52, № 65 | Счетные палочки на каждого ребенка, карточки с инструкциями, принадлежности для рисования | ||
3.Двигательная пауза | Во дворе растет подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (встать на одну ногу и потянуть руки вверх) Рядом с ним второй, такой же, К солнцу тянется он тоже (встать на другую ногу и потянуть руки вверх) А в лесу растет брусника, Клюковка и земляника.(наклоны вперед) Чтобы ягодку сорвать, Надо ниже приседать. (приседания) Ветерок листву колышет Голосок кукушки слышен (руки на поясе, наклоны туловища) Нагулялся я в лесу. Ягоды домой несу. (ходьба на месте) | Музыка 212_183 | |
Имитационное упражнение «Солнышко» | Музыка 213_184 | ||
4.Подготовка к обучению грамоте | Подбор слов на заданную тему. Дидактическая игра «Передай флажок дальше» Мы будем передавать флажок друг другу по кругу. Тот, у кого он окажется, должен быстро вспомнить и назвать любое слово по теме «Лето» и передать флажок дальше. Кто не назвал слово, тот проиграл. Называть можно слова, обозначающие и предмет, и действие, и качество предмета. Важно, чтобы они относились к названной мною теме. Итак, тема «Лето» | Флажок (или мяч, мягкая игрушка, цветок) | |
5.Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика | Цветок Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. (руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью – ритмичное движение пальцами | ||
6.ФЭМП, ОиМ | Педагог предлагает детям задания: 1. «Продолжи ряд». Детям необходимо правильно продолжить цепочку из солнышек и тучек 2. «4й лишний». Дети должны выбрать картинку, не подходящую для летнего периода 3. «Найди всех жучков». Дети находят всех спрятавшихся жучков, обводят их в кружок | Карточки с изображением солнышек и тучек (2:1:2) Карточки с изображением 3х объектов, походящих для лета и одного, не соответствующего летней тематике (например, цветок, бабочка, ласточка, снеговик) Карточки с зашумленным фоном, где спрятаны 5-7 изображений жучков (гусениц, бабочек, цветов) фломастеры | |
Игры по ОиМ № 27, № 41 | Маленькие паучки на ниточках, развешанные в комнате, повязки на глаза | ||
7. Дыхательная гимнастика | Вдох - Беленькое облако Поднялось над крышей, (дети встают на носочки, руки на поясе, плечи поднимаются вверх, напряглись) Выдох - А потом почти исчезло, Опустилось ниже (опускают плечи, руки свободно вниз, туловище наклоняют слегка вперед, расслабились) «Комарики» Стоя прямо, хлопать в ладоши вокруг себя, произнося звук «з-з-з-з-з», как будто ловим комара | ||
8.Творчество | Рисование «Бабочки» Детям предлагается украсить крылья бабочки по своему желанию с помощью акварельных красок | Силуэты бабочек из белой бумаги, акварель, фломастеры, мелки, вода, салфетки, готовые образцы, штампы | |
9.Прощание | Мы чудесно занимались, Мы играли и смеялись, Все мы, как одна семья, Мы с тобой друзья? Друзья! Дружба – это тёплый ветер, | Музыка 191_162 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...
Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....
Использование ИКТв обучении детей с нарушением зрения музыкально-ритмическим движениям.
Стендовый доклад...
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....
Инновационные подходы в обучении детей с нарушением зрения.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного о...
Методика обучения детей с нарушением зрения декоративному рисованию
При обучении рисованию детей с нарушением зрения особое значение имеют занятия по декоративному рисованию....