Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modelirovaniya_pri_obuchenii_detey_s_narusheneniem.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование моделирования при обучении детей с нарушением
зрения рассказыванию.
Контингент моей группы составляют дети с такими нарушениями зрения, как амблиопия и косоглазие. У этих детей, в результате нарушения зрения, возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи. Для того, чтобы помочь детям справиться с этой проблемой, я в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи использую приемы моделирования как инновационную технологию в следующих разделах программы:
- Использование моделирования при составлении описательного рассказа;
- Использование моделей при рассказывании сказок (рассказов);
- Использование моделирования при составлении рассказов по личному опыту детей.
Использование моделирования при составлении описательного рассказа.
Для составления описательного рассказа я делаю упор на сенсорику. Так символ «глаз» обозначает вычленение признаков предмета (форма, величина, место нахождения, способ передвижения), символ «рот»-вкусовые ощущения, «рука» - фактурные передвижения, «ухо» - способ обнаружения предмета.
Соотношение предмета к определенной группе – знак «?».
Например: «Какой предмет?» - круглый; «Как определить?» - посмотреть; «Какой на ощупь?» - мягкий, «Как определить?» - потрогать рукой и т. д.
Так же для составления описательного рассказа я использую алгоритмы на определенные лексические темы и алгоритм составления описательного рассказа.
Использование моделирования при составлении рассказов по картинке.
Для составления рассказов по картинке я использую такие виды занятий с картинным материалом как:
- составление рассказов по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах сюжета («Семья», «Зимние забавы», «Метель» и т. д.)
- оставление небольших по объему рассказов – описаний по сюжетным картинкам , в которых на первом плане изображение места действия предметов, событий, определяющих общую тематику.
- рассказывание по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам);
- описание пейзажной картинки – последовательное описание: время года, предметы ландшафта, определение в пространственной последовательности фигуры 1 ,2 ,3 плана.
Использование моделирования при составлении рассказов по личному опыту детей.
Эти рассказы помогают учить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации и выстраивать их в определенной последовательности, делать графические зарисовки.
Предлагаю детям игры:
- « Как я собираюсь утром в детский сад» ;
- «Покажите, как вы одеваетесь на прогулку».
Цель этих игр - составление последовательного рассказа на основе анализа собственных действий.
В коррекционной работе я предлагаю такой прием: дети рисуют схематические изображения действий или предметы, а потом выкладывают их в определенной логической последовательности:
что сначала - что дальше – чем закончилось действие , например: алгоритм одевания на прогулку, алгоритм стирки белья и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования. По проблемам моделирования широкую известность приобрели работы Л. А. ВенгераМодель - это схема явления, отражаю...
«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Эта статья отнесена к разделу развитие речи. Она поможет воспитателям развить связную речь дошкольников, память, логическое мышлениеВоспитатели будут развивать умение детей запоминать стихи, рассказы,...
Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...
Использование моделирования в обучении детей рассказыванию
Одним из самых эффективных приемов обучения рассказыванию является прием моделирования, который позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, вооб...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи»
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Использование моделирования при обучении детей связной речи» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники пр...
Семинар- практикум Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
В ходе семинара -практикума знакомимся с тремя видами наглядного моделирования....