Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
материал (младшая, средняя группа)
Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_iz_tkani.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр., то есть происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность, воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.
Идти к этому можно разными путями. Мной был разработан один из возможных вариантов на примере аппликации с нитками и тканью.
Получаемые изделия – это панно, игрушки, предметы быта (коврики, салфетки и т.п.).
Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы.
В младшей группе мозаику из ткани применяла не только для обучения изобразительной деятельности, но и как материал для развивающих занятий.
Давала задания:
найди такую же деталь;
найди самую непохожую;
среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета;
узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь;
расположить предметы на стенде над/под, около заданного.
Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроение. Изображения дети выкладывали на разноцветных фонах. Обычно использовали фоны спокойных, пастельных тонов. Однако материал и цвет для фона может быть различный.
Поначалу цвет фона выбирался детьми произвольно (по принципу “нравиться – не нравиться”), постепенно дети переходили к осознанному выбору фона будущей композиции и использовали его для достижения большей выразительности. Для некоторых видов композиций готовила специальные фоны с заранее подобранным и созданным изображением (дорога, корзина, ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.). Дети составляли изображение подходящего предмета или персонажа и вписывали его в композицию.
Для каждого возраста подбирала определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Например, в младшей группе к занятию “Коврики” был приготовлен следующий материал: по одной полоске из ткани (ткань для всех занятий обязательно обрабатывается раствором желатина, утюжится) 5х20 см. с надрезанными с двух сторон краями в виде бахромы на каждого ребенка, по 6 кругов разного цвета; полоски ткани разного цвета. К занятию “Салфетки” в младшей группе приготовила цветные тканевые квадраты, размером 15х15 см., круги двух цветов (их количество и цвет разные), полоски ткани 5х20 см. двух – трех цветов. А к занятию “Петушок с цыплятами” изготовила на каждого ребенка конверты с наборами геометрических форм из ткани. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагала для работы.
Геометрические формы здесь выступали не только как элементы мозаики, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частных признаков конкретных предметов (например, круг) играет роль эталона для всех предметов данной (круглой) формы, встречающихся в опыте ребенка.
Тематика занятий с мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение. В начале работы в младшей группе выбирала предметы более простые как по общей форме, так и по расположению и составу частей, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями.
В средней группе к занятию на тему: “Был белый дом, чудесный дом!”
Каждому ребенку был приготовлен набор материала: большой светлого тона в мелкий цветочек круг D = 10 см., большой желтый круг D = 8 см., маленький круг D = 5 - 6 см., красные и желтые треугольники разной величины, баночка с конфетти. К занятию на тему “По реке плывет кораблик” (коллективная работа) был приготовлен большой плакат с изображением корабля на воде и на каждого ребенка наборы геометрических фигур из ткани, из которых дети выкладывали мышат-матросов.
В старшей группе к коллективной работе “Цирк” необходимо было приготовить лист тонированной бумаги 60х120 см., цветные лоскуты геометрических форм, ткани с нанесенным силуэтным рисунком.
В подготовительной к школе группе к коллективной работе “Сад сказочной птицы” были приготовлены цветные заготовки лоскутков ткани, цветные нитки (распущенная пряжа). На занятии по теме “Дары осени” были использованы большие коробки от конфет с бортиками, на них из ткани заранее наклеены корзина для грибов, блюдо для овощей, ваза для фруктов. Фон у каждой затонирован, Дети выполняли работу тремя группами.
Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы – не возрастные, и связаны с освоением самой деятельности по конструированию изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастных интервалах будет занимать разное время.
Первый этап – знакомство с мозаикой. Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на стендах. В это время он учиться ориентироваться в цвете, в формах, размерах деталей, знакомиться со способом использования и хранения материала ( в коробке одинаковые по форме элементы расположены в порядке уменьшения). У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное. Нужно помочь ребенку самостоятельно овладеть способом действия с материалом – умением соединить между собой элементы (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки).
Второй этап – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд и т.д.). Эта работа проводиться с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.
На третьем этапе детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату, пробует использовать специальные средства для большей художественной выразительности изображения. “Проживание” ребенком эмоции, связанной с создаваемым образом, предшествует анализу работы.
Четвертый этап. Ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок. Для этого необходимы навыки выделения главных событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей. Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать изобразительные средства, реализовывать замысел в материале и контролировать его осуществление.
Кроме показа общих способов построения предметов и обучения анализу объектов, в работе с мозаикой использовала схемы. Давала детям готовый схематический рисунок, где предмет изображен в одной плоскостной проекции (вид спереди или сбоку). Использовала также схемы, передающие состав частей, например: транспортных средств. Эти схемы выполнены в масштабе изображения, что позволяет детям подбирать материал для своих картинок, путем накладывания деталей прямо на схему. Для закрепления знаний, полученных на занятиях по ручному труду, придумала и изготовила ряд дидактических игр.
В процессе изготовления аппликаций у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Все это очень важно для успешной деятельности в школе.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Богатеева З.А. “Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду”. М., “Просвещение”, 1982.
- Васильева М.А. “Трудовое воспитание детей дошкольного возраста”. М., “Просвещение”, 1984.
- Гукасова А.М. “Работа с тканью на уроках труда в начальных классах” М., “Просвещение”, 1977.
- Гусакова М.А. “Аппликация” М., “Просвещение”, 1987.
- Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. “Обучение детей 2 -4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре”. М., ГНЦ, 2004.
- Дыбина О.В. “Творим, изменяем, преобразуем”. М., издательство “ТЦ Сфера”, 2002
- Казакова Т.Г. “Развивайте у дошкольников творчество”.М., “Просвещение”,1985
- Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Ярославль, Академия развития, 1997.
- Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Издательство “АСТ”, 2000.
- Степанова О.А. “Профилактика школьных трудностей”. М., издательство “ТЦ Сфера”, 2003.
- Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. “Аппликационные работы в начальных классах” М., “Просвещение”, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Конспект организованной образовательной деятельности (художественное творчество) Аппликация из ткани "Нарядный платок"
Знакомство детей с народными промыслами (Павло-посадские платки), составление декоративного узора на основе народного искусства....
Использование нетрадиционных материалов при обучении детей аппликации и ручному труду
Статья из опыта работы. Применение бросового материала при обучении детей аппликации и ручному труду....
Лоскутография. Аппликация из лоскутов ткани как часть обучения детей с нарушением зрения ручному творчеству
Аппликация-конструирование из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. Такой вид творчества развивает усидчивость и аккур...
«Сказочные весенние цветы». Совместное творчество по аппликации из ткани в нетрадиционной технике детей 3–4 лет
Снова нет ручьям покоя —День и ночь журчат в кустах.Ходит солнце золотоеВ чистых-чистых небесах.Льет лучи на лес и лугИ на все цветы вокруг:Розовые, синие, голубые, красные,Как один &mda...
Обучение детей к творчеству
Художественно-эстетическое развитие детей...
Учебно-методическая разработка на тему: Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству
Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные по...