ГМО. «Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой анализ слов?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_dekabr_2017.docx | 22.05 КБ |
prezentatsiya_na_gmo.pptx | 305.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
ГМО
Формирование навыков анализа и синтеза
звуко-слогового у детей
с общим недоразвитием речи
на занятиях по обучению грамоте
Воспитатель комбинированной группы:
Смаранди М. Д.
г. Покачи, 2017г.
Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по обучению грамоте.
Слайд №1 Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Итак, почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой анализ слов?
Во-первых, задача звукового анализа перед ребенком до обучения его грамоте никогда не встает, именно поэтому попытки обнаружить у детей умение производить звуковой анализ слов практически всегда оканчивается неудачей.
Во-вторых, это объясняется сложностью самого процесса. Дело в том, что разлагая слова на звуки, лишая его привычного слогового произношения, мы совершенно искажаем слово. Ребенок, поставленный перед необходимостью провести данную операцию, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла, от значения слова и начать работать со словом как с некой формальной единицей, как со звукокомплексом.
В-третьих, дети просто не обладают средством для решения данной задачи. Данное задание вызывает затруднение даже у детей без речевой патологии, не говоря уже о детях – логопатах, имеющих в структуре речевого дефекта недоразвитие произносительной стороны, фонематического слуха и фонематического восприятия. Но практика показывает, что дети с ОНР 6 – 7 летнего возраста в ходе специального обучения могут производить полный звуковой анализ слов, но для формирования этого умственного действия им должно быть дано средство, заключающееся в максимальном развертывании действий со звуками, в материализации звукового состава анализируемых слов.
Слайд №2 Успешность овладения навыками звуко – слогового анализа и синтеза зависит от состояния фонематического слуха, фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей.
В работе по формированию звуко – слогового анализа выделяют два основных этапа: подготовительный и обучающий.
Подготовительный этап затрагивает формирование базисных предпосылок. Здесь большую помощь нам оказывают наши коллеги: музыкальные работники, преподаватели физической культуры и психологи. В зависимости от уровня развития детей этот период может входить в различные временные рамки. Одновременно с формирование базисных предпосылок, ведется работа по укреплению артикуляционного аппарата и развитию тонких звуковых дифференцировок.
Обучающий этап можно разделить на два больших периода:
- формирование навыков элементарного анализа;
- обучение полному звуко - слоговому анализу и синтезу.
Слайд №3 Первый период базируется на состоянии и развитии фонематического слуха.
Фонематический слух – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы родного языка. Это способность врожденная.
Фонематический слух включает в себя:
- способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (нос – сон);
- способность различать близко звучащие, но разные по значения слова (дом – дым, коса-коза).
Слайд №4 Порядок умственных действий применяется в период формирования элементарных форм звукового анализа, в котором выделяют следующие направления:
- узнавание звука в слове:
а) ударные гласные звуки (абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных, затем под ударением в середине слова);
б) согласные звуки (в начале дают глухие согласные, но хорошо слышатся в слове и сонорные, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах)
в) любые звуки в любой позиции в слове
- определение первого звука в слове:
а) ударные гласные (ангел, утка, окна);
б) сонорные согласные;
в) щелевые согласные;
г) остальные согласные звуки (трудны для выделения в начале слова взрывные звуки, их трудно произнести с интонированием , они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения).
- определении последнего звука:
а) ударные гласные (кино, окно );
б) глухие согласные (кот, нос);
в) сонорные согласные (дом, сон);
г) щелевые согласные.
Итак, к концу первого периода детям доступна операция нахождения места звука в слове, исходя из трех 3-х позиций (начало, середина, конец), а так же элементарный качественный анализ (гласный – согласный). Дети знакомятся с такими понятиями как «речевой», «неречевой», «гласный», «согласный» звуки.
Слайд №5 Второй период базируется уже не на фонематическом слухе, а на фонематическом восприятии. Фонематическое восприятие включает в себя:
- умение определить первый (последний ) звук в слове ;
- умение определить место звука в слове;
- умение определить линейную последовательность;
- умение определить количество звуков в слове.
Фонематическое восприятие – это способность приобретенная!
Задачами второго периода являются:
- обучение последовательному анализу с установлением точно места звука в слове по отношению друг к другу;
- совершенствование и расширение отличительных характеристик звука;
- звуковой синтез;
- слоговой анализ и синтез.
Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, в начале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит их квадратиков равных по количеству звукам в слове. Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы, затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки.
Слайд №6 Итак, порядок анализируемых слов следующий:
-слова из двух гласных (типа ау);
-слова из двух звуков (типа ум);
-слова из трех звуков (типа мак);
-слова из двух открытых слогов (типа мама);
-слова из одного слова со стечением согласных в конце слова (типа волк);
-слова из одного слога со стечение согласных в начале слова (типа стол) ;
-слова из двух слогов закрытого и открытого (типа сумка);
-слова из трех отрытых слогов (типа машина).
Слайд №7 Общие правила работы по формированию навыков звуко – слогового анализа:
- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.
Рекомендованная литература:
1. Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. – Минск, 1992г.
2 .Наталья Дурова: Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Из-во: Школьная пресса, 2011 г.
3. Колесникова Е. В. «Программа "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"». Из-во: "Ювента" , 2015 г
4. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972г.
5. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб, Дельта, 1998г.
Опубликовано: 22.04.2016
6. Наталья Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Из-во: "Мозаика-Синтез", 2012г.
7. Жукова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., Педагогика, 1978г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звуковой анализ слова - определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Почему ребенок в дошкольном возрасте не может спонтанно произвести звуко-слоговой анализ слов? Перед ребенком не стоит задача звукового анализа до обучения его грамоте Это объясняется сложностью самого процесса Дети просто не обладают средством для решения данной задачи
Подготовительный этап затрагивает формирование базисных предпосылок. Одновременно ведется работа по укреплению артикуляционного аппарата и развитию тонких звуковых дифференцировок Обучающий этап можно разделить на два больших периода: 1) формирование навыков элементарного анализа; 2) обучение полному звуко - слоговому анализу и синтезу Два этапа в работе по формированию звуко – слогового анализа
Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы родного языка. Это способность врожденная. Фонематический слух включает в себя: способность слышать есть ли данный звук в слове или нет; способность различать близко звучащие , но разные по значения слова( дом – дым, коса-коза) . способность различать слова ,в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности (нос – сон );
Узнавание звука в слове: Определении последнего звука: Определение первого звука в слове: а) ударные гласные звуки б) согласные звуки в) любые звуки в любой позиции в слове а) ударные гласные б) сонорные согласные в) щелевые согласные г) остальные согласные звуки а) ударные гласные б) глухие согласные в) сонорные согласные г) щелевые согласные.
Фонематическое восприятие включает в себя: 1) умение определить первый ( последний ) звук в слове ; 2) умение определить место звука в слове; 3) умение определить линейную последовательность; 4) умение определить количество звуков в слове. Фонематическое восприятие – это способность приобретенная!
П орядок анализируемых слов: -слова из двух гласных (ау); -слова из двух звуков (ум); -слова из трех звуков (мак); -слова из двух открытых слогов (мама); -слова из одного слова со стечением согласных в конце слова (волк); -слова из одного слога со стечение согласных в начале слова (стол) ; -слова из двух слогов закрытого и открытого (сумка); -слова из трех отрытых слогов (машина).
Общие правила работы по формированию навыков звуко – слогового анализа соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова , определение первого звука последнего звука , установление места звука( начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению соблюдайте последовательность предъявления слов , предназначенных для анализа
Рекомендованная литература: 1. Варенцова Н.С., Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоты в детском саду. – Минск, 1992г. 2 .Наталья Дурова: Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах. Из-во : Школьная пресса, 2011 г. 3. Колесникова Е. В. «Программа "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"». Из-во : " Ювента " , 2015 г 4. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1972г. 5. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб, Дельта, 1998г. Опубликовано: 22.04.2016 6. Наталья Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Из-во : "Мозаика-Синтез", 2012г. 7. Жукова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., Педагогика, 1978г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук.Обучение действиям с предметами.Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонемат...
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...
Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования
Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего зву...
Формирование глагольного словаря с помощью системы символов у детей с общим недоразвитием речи.
В презентации представлены : задачи занятия, игры с символами для развития, закрепления и повторения глагольного словаря....
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [Ш]
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи....