Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего звуков в слове, характеризует звуки, может назвать "соседей" звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zvuko_-slogovogo_analiza.pptx | 1.01 МБ |
formirovanie_navykov_zvuko_-slogovogo_analiza.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность работы Из года в год отмечается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Основную часть из них составляют дети 5 – 6 лет, которые не могут в нормативные сроки овладеть звуковой стороной языка. При полноценном слухе и интеллекте, им трудно усвоить школьную программу, из-за недостаточно развитого фонематического восприятия. Ребёнок будет готов к полноценному анализу звукового состава слова, когда у него будет хорошо сформировано фонематическое восприятие. Выявленные признаки фонетико-фонематического недоразвития у детей требую обязательной коррекционной помощи, поэтому встал вопрос о поиске наиболее эффективных методов формирования фонематических представлений.
Целью исследования Выявить основные нарушения звуко -слогового анализа у дошкольников с ФФНР и определить основные направления логопедической работы по средствам наглядного моделирования. Объект исследования Уровень звуко-слогового анализа у дошкольников с ФФНР. Предмет исследования Формирование навыков звуко- слогового анализа с использованием наглядного моделирования. Гипотеза исследования Основывается на предположении, что формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с ФФНР будет более успешным, если в логопедической работе использовать элементы наглядного моделирования.
Задачи: 1. Проанализировать литературу, касающуюся изучения проблемы формирования навыков звуко - слогового анализа у дошкольников с ФФНР с использованием наглядного моделирования. 2. Исследовать навыки фонематического анализа у детей с ФФНР и проанализировать полученные результаты обследования. 3. Определить основные направления логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у дошкольников с ОНР по средствам наглядного моделирования. 4. Провести и оценить эффективность логопедической работы, направленной на формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с ОНР с использованием наглядного моделирования.
Теоретические основы Л.С. Выготским было доказано, что единицей речи людей является фонема. Он ввёл термин «фонематический слух». Эльконин Д.Б. ввёл термин «фонематическое восприятие». Позже учёный выделил из фонематического восприятия фонематический анализ . Эльконин доказал, что прежде чем ребёнка обучать чтению и письму, его надо обучить навыкам фонематического анализа. Профессор Р. Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). У детей с ФФНР отмечается несформированность простых и сложных форм фонематического анализа.
Результаты констатирующего эксперимента Цель обследования: определить уровень фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР . Методика обследования данной группы детей была адаптирована на основе рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой , Т.В. Волосовец , Т.Б. Филичевой.
Логопедическая работа Формирование простых форм фонематического анализа. 1.Определение зaданного звука на фоне cлова - в звуковом ряду - в слогах - в словах 2.Определение первого ударного гласного в cлове. - уточнения артикуляции гласных - уточнения понятий «раньше-позже», «первый-последний ».
Формирование сложных форм фонематического анализа. Знакомим детей с понятиями «гласные», «согласные», «твёрдые» и «мягкие» звуки.
Выделение последнего согласного из слова Знакомим детей с понятиями «звонкие» и «глухие» согласные. Работа начинается с выделение согласного из обратного слога
Выделение первого согласного из слова Работа начинается с выделения согласного из прямого слога
Определение места звука в слове ( начало, середина, конец)
Развитие последовательного, количественного и позиционного анализа
Работа с карточками
Контрольный эксперимент Уровни сформированности фонематического анализа
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Логопедическую работу начинаем с формирования простых форм фонематического анализа.
1. Определение заданного звука на фоне слова.
Упражнение «Хлопни ,когда услышишь»
Выделение звука [б]
а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.
Вычленение первого ударного гласного из слова.
1. Логопед просит ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга.
2. Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.
3. Дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
4. Детям необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и, у, а]).
5. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осенью)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетой фабрики -
Из далёкой Африки (Апельсин)
Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, когда по заданию логопеда ребёнок подбирает картинки с соответствующим звуком.
После повторения простых форм фонематического анализа и убедившись, что дети усвоили данный материал, переходим к работе над сложными формами звукового анализа и синтеза В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. На протяжении всей работы идёт формирование понятий и овладение терминами,
их обозначающими: слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
Работа начинается с уточнения артикуляции звуков [у, а, и], которые используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например, [а, у] или [и, у, а], а затем определяют их количество и последовательность.
Детям предлагаются следующие задания:
- Анализ звукового ряда из двух гласных.
Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»
ау уа аи иа
иу уи ао оа
- Анализ звукового ряда из трех гласных:
ауу уау
аау ууа
ауа уаа
а) назови первый звук
б) назови последний звук
в) сосчитай, сколько всего звуков
Дети выкладывают столько красных кружочков, сколько звуков произнесли и называют звуки с опорой на выложенные кружочки (схемы).
3. Определение конечного согласного в слове
На этом этапе детям даётся понятие о звонких и глухих согласных.
Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:
1.положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;
2.зажмите ушки руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.
Дети испытывают эти приёмы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Звонкие согласные обозначаем картинкой «колокольчик», глухие – «наушники». Если логопед называет звонкий согласный дети показывают «колокольчик», глухой- «наушники».
Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах.
Примерные задания:
- Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак
а) выделение первого гласного
б) выделение последнего согласного
в) полный анализ слога
Ребёнок называет 1 звук в слове [о]- гласный, второй [к]- согласный, глухой. Выкладывает два кружочка красный и синий (на синем нарисованы наушники), уточняет понятия «гласный» и «согласный» и «звонкий» «глухой» под кружочками кладутся нужные буквы (см. приложение №2 фото №3).
- Синтез обратного слога (договаривание).
а + п (т) → ап (т) у + т (п) → ут (п) и + п (т) → ип (т). Так же упражнение сопровождается выкладыванием схем.
Игра «Живые звуки».
Детям на шею вешаются карточки с кружками символами и «пройденными» буквами. Логопед произносит слияние гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слоги.
Далее предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ок – сок, ук – сук, ак – мак, уп – суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.
В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, научается определять конечную
согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.
4. Вычленение первого согласного из слова
На данном этапе дети так же закрепляют понятия понятие о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.
Детям гораздо легче выделить согласный звук на фоне слова, чем выделить первый согласный звук в слове. Им сложно разделить слог на составляющие его звуки (особенно прямой). Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове «кошка», он вместо [к] называет «ко», а первым звуком в слове «кукла» называет слог «ку». Причиной этого является неразделённое восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. После того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов можно начинать проводить работу по вычленению первого звука из слова.
- Звуковой анализ прямых слогов: ма, ми, му.
а) Назвать первый согласный.
б) Назвать последний гласный.
в) Полный анализ слога
Ребёнок называет 1 звук в слове [мь]- мягкий звонкий согласный, второй [и]- гласный. Выкладывает два кружочка зелёный с «наушниками» и красный и кладёт под кружочки нужные буквы (см приложение№2 фото №4).
- Синтез прямого слога (договаривание).
м + а (о) → ма (о) к + у(а) → ку (а) с + о (ы) → со (ы). Так же упражнение сопровождается выкладыванием схем.
5. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, но есть в слове, значит он находится в середине. Используется пособие «домик», он разделён на три части: левая часть – начало слова, средняя часть – середина слова, правая часть полоски – конец слова (см. приложение №2 фото №5) .
Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных и двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, утрированно. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
6. Развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.
Логопедическая работа по определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам проводится в тесной связи с обучением делению слов на слоги, чтению и письму. Обучение письменной речи начинается со знакомства ребёнка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.
Первый этап –фонематический анализ формируется с опорой на зрительный ориентир. Работа проводится следующим образом. Ребенку даётся картинка, слово-название которое нужно проанализировать, под картинкой расположена графическая схема слова, количество клеточек, которой соответствует числу звуков в слове. Так же, даются фишки (красные и синие, зелёные с колокольчиком или наушниками). Сначала дети учатся анализировать односложные слова типа мак, кит, дом, лук, сом.
Ребенок последовательно выделяет звуки в слове и с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках выделения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец). Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове. Логопед задает следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук?» (Звук [л]-согласный, твёрдый звонкий.) Синей фишкой с колокольчиком закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после [л]?» (Звук [у]-гласный). Закрывается вторая клеточка красной фишка. Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после [у] в слове лук (звук [к]-согласный, глухой, твёрдый) и закрывают синей фишкой с наушниками последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки) .
Показ картинки облегчает задачу, так как она напоминает ребенку, какое слово анализируется. С помощью графической схемы ребёнок контролирует правильность выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ребенок видит, что он выполнил задание неправильно.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Ребёнку не предъявляем схему, проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без неё. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук и дают их характеристику, уточняют количество звуков, и после этого выкладывают слово из фишек.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых четыре звука, не называя картинки. В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Рекомендуется предлагать речевой материал в следующей последовательности:
- односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;
- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, липа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;
- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: дубок, повар, диван, лужок, сахар, гамак, и т.д.;
-двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окно, арбуз, ослик,
и т.д.
- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стул, грач, врач, стол, крот, шкаф и т.д.;
- односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, полк, тигр и т.д.;
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, крыша, слива, грачи, брови, крыса, врачи и т.д.;
- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крошка, крышка и т.д.;
- трехсложные слова: рябина, малина, канава и т.д.
На протяжении всех трёх этапов я учу детей делить слова на слоги. Дети считают количество гласных звуков (сначала с опорой на схему, потом на слух). После того, как дети усвоили понятия: звук (гласный, согласный- твёрдый и мягкий, звонкий и глухой), в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать модели. Символические изображения предметов (силуэты, контуры) выступают в качестве условных заместителей На занятиях я использую карточки-рисунки. Каждая карточка состоит из определённых структурных элементов, это своеобразная модель слова:
1.Информация о звуке ( гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой).
2.Место звука в слове.
3.Количество слогов.
4.Звуко-слоговая схема.
В качестве элементов моделей слова выступают части рисунка. Каждая часть рисунка является носителем определённой информации.
Каждый рисунок состоит из нескольких частей:
1.Главный рисунок нарисован пунктирными линиями, его надо обвести.
2.На главном рисунке есть три квадрата ( круга, овала или другие геометрические фигуры) для определения места звука в слове (условное обозначение начала, середины, конца слова).
3.Под главным рисунком несколько одинаковых контурных элементов для определения количества слогов в слове (обвести столько фигурок, сколько слогов в слове).
4.Внизу прямоугольник (дорожка) для составления звуко-слоговой схемы.
Алгоритм работы по карточке.
Логопед сообщает, о каком звуке будет идти речь. Показывает и называет предметную картинку, звуко-слоговой анализ которой будет проводиться. Для работы раздаются карточки-рисунки и карандаши.
Далее выполняются задания:
1. Обведи большой рисунок по пунктирным линиям или по контуру. Что у тебя получилось?
2. Какой звук: гласный или согласный? Определение мягкости-твёрдости согласного звука. Раскрасить зелёным цветом рисунок если звук мягкий, синим – если звук твёрдый.
3. Определить звонкий звук или глухой? Нарисуй колокольчик, если звук звонкий, наушники- если глухой.
4. Определи место звука( о котором идёт речь) в слове. Закрась первое окошечко если звук вначале, второе-если звук в середине, третье – если звук в конце.
5. Определи количество слогов. Обведи столько досок заборчика (камушек) сколько слогов в слове.
6. Нарисуй схему слова. Раскрась дорожку.
7. Затем можно предложить обратное задание: к уже готовому рисунку придумать подходящие слова. Совсем не обязательно выполнять все задания сразу. Можно предложить только те задания, которые соответствуют возрасту и уровню подготовки детей.
Алгоритм работы по карточке «Домик»
Например, на занятии закрепляется лексическая тема «Домашние животные»
и звук [нь].
1. Логопед предлагает детям слово «кони».
2. Логопед: обведите большой рисунок по пунктирным линиям. Что у вас получилось? (Домик).
3. Логопед предлагает назвать домашних животных, а затем предлагает картинку «кони».
4. Определение места звука [нь] в слове.
5. Определите, какой звук в слове – твёрдый или мягкий? Раскрась домик синим цветом, если звук твёрдый, зелёным – если мягкий. (Ребёнок раскрашивает домик нужным цветом).
6. Глухой звук или звонкий? Нарисуй наушники, если звук глухой, колокольчик - если звонкий. ( Дети рисуют колокольчик на крыше).
7. Определение места звука в слове. Закрасить первое окошечко, если звук в начале слова, второе-если в середине, третье- в конце.
8. Определение количества слогов. Обвести столько досок заборчика,
сколько слогов в слове.
9. Нарисуй схему слова. Раскрась дорожку возле заборчика. (Дети рисуют схему) (см. приложение№2 фото №7).
Аналогично составляются задания по другим карточкам.
Желательно подбирать слова для звуко-слогового анализа логически подходящие теме карточки. Использовать лексику по теме «Одежда» можно работая по карточкам «Шапка», «Платье». Использовать лексику по теме «Транспорт» можно работая по карточкам «Грузовик», «Вертолёт» или карточки обыгрываются таким образом, что на транспорте перевозят вещи, предметы, тем самым можно задействовать словарь по лексическим темам «Мебель», «Овощи», «Продукты», «Фрукты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".
Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение в профилактике дисграфии и дислексии....
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».
Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей школ и педагогов коррекционного...
Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.
Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных: актуальность и научное обоснование, картотека игр....