Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)
на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития умения детей образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)
Цель. Создать условия для развития умения детей образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.
Образовательная область «Познание»:
- продолжать учить задавать репродуктивные вопросы к группе усложненных сюжетных картинок (предмет – действие – объект);
- продолжать учить отвечать на вопросы логопеда предложением;
- учить выделять звук [М] из ряда открытых слогов;
- учить отгадывать загадки и объяснять выбор своего ответа;
- продолжать учить складывать разрезные картинки;
- формировать учебные навыки;
Образовательная область «Коммуникация»:
- развивать связную речь на уровне предложения;
- активизировать и уточнять номинативный словарь по теме «Игрушки»;
- обогащать словарь признаков по данной теме;
- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить координировать речь с движением;
- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- развивать оперативную и долговременную память;
- развивать продуктивность внимания;
Образовательная область «Здоровье»:
- развивать мелкую и общую моторику;
Образовательная область «Социализация»:
- воспитывать интерес к занятиям, любознательность;
- продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость, дисциплинированность);
- воспитывать бережное отношение к игрушкам;
- формировать навыки рефлексии.
Планируемые результаты: дети должны научиться образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.
Ресурсы: 1) доска; 2) игрушки (мяч резиновый и пластмассовый, машина металлическая и пластмассовая, пирамидка пластмассовая и деревянная, кукла резиновая и пластмассовая, кубик деревянный и пластмассовый); 3) серия демонстрационных сюжетных картинок;
4) раздаточный материал: разрезные картинки по данной теме; 5) аудиокассета «Музыка для релаксации»; В. Шаинский «Антошка»; 6) магнитофон; 7) фишки.
Лингвистический материал:
– звук [М];
– слоги: ма, то, мо, по, му, ту, ам, ом, от, ут, ум;
– слова: резиновый, деревянный, пластмассовый, металлический, игрушки, кукла, машина, мяч, кубик, конструктор, пирамидка;
– вопросительные предложения:
Что делает мальчик? Что держит мальчик? Что делает девочка? Что держит девочка? Кто держит мяч? Кто держит машину? Кто ловит мяч? Кто катает машину?
– стихотворение к пальчиковой гимнастике «Игрушки»;
– стихотворение к физминутке «Мячик мой»;
– загадки.
Содержание организованной деятельности
- Мотивация к деятельности.
Организационный момент.
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я вам приготовила очень интересные задания.
1)Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочерёдно все пальцы. Разгибают поочерёдно все пальцы. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. |
2)Дидактическая игра «Повтори слова».
Цель: развитие оперативной слуховой памяти и внимания.
Логопед: - Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:
кукла – мяч – машина;
машина – кубик – мяч;
мяч – машина – мишка;
кукла – пирамидка – кубик;
и так далее.
Логопед: - Что это? Назовите одним словом.
Дети: Это игрушки.
2. Формулирование темы.
Логопед: - Совершенно верно. Тема нашего занятия «Игрушки».
3. Актуализация знаний.
Отгадывание загадок.
Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут. (Мяч)
Он лохматый, косолапый,
Любят с ним играть ребята. (Мишка)
Не летает, не жужжит,
А по коврику бежит.
Любит он катать игрушки:
Пирамидки и хлопушки. (Машина)
= Дети отгадывают загадки и объясняют выбор своего ответа. Логопед раздаёт фишки. =
Логопед: – Ребята, скажите: какие игрушки вы ещё знаете.
= Ответы детей. =
4. Постановка проблемы. Практическое усвоение.
1) Образование относительных прилагательных.
Логопед: – Что это?
Дети: – Это мяч.
Логопед: – Из какого материала сделан мяч?
Дети: – Мяч сделан из резины.
Логопед: – Значит он какой?
Дети: – Мяч резиновый.
= Аналогично с машиной, мишкой, куклой, пирамидкой, кубиком. Вручение фишек. =
2) Постановка серии репродуктивных вопросов.
Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложнённых сюжетных картинок (предмет – действие – объект) с одним изменяющимся предметом:
1) мальчик катает машину;
2) мальчик ловит мяч;
3) мальчик держит машину;
4) мальчик держит мяч;
5) девочка держит мяч;
а) рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей;
Что делает мальчик? (первая картинка) –
Мальчик катает машину.
Что делает мальчик? (вторая картинка) –
Мальчик ловит мяч;
б) рассматривается третья и четвёртая картинки. Логопед закрывает машину и мяч (они «убежали») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «убежавшие» машина и мяч:
Что держит мальчик? (третья картинка) –
Мальчик держит машину.
Что держит мальчик? (четвёртая картинка) –
Мальчик держит мяч;
в) после рассматривания четвёртой и пятой картинок закрывается мальчик и девочка (остаётся рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по очереди на картинки, кто держит мяч.
В случае затруднений детей даётся образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса;
г) в заключение проводится перекрестный экспресс-опрос – дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования «Кто больше задаст вопросов». Вручение фишек.
5. Ритмическое упражнение «Мячик мой».
Цель: развитие умения координировать речь с движением.
Друг весёлый, мячик мой, Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мячом играть. | 4 прыжка на носочках, руки на поясе. По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу. 5 прыжков на носочках, руки на поясе. Вновь по два взмаха «удара». |
6. Танцевальные упражнения под музыку В. Шаинского «Антошка».
Цель: развитие чувства ритма.
Логопед: – Ребята, танцуем, как я.
= Дети повторяют движения логопеда. =
7. Работа по развитию фонематического восприятия.
Дидактическая игра «Поймай звук М».
Выделение звука [М] из ряда открытых слогов.
Логопед: – Хлопните в ладоши, если услышите звук [М].
= Предлагаются слоги: ма, то, мо, по и так далее. Вручение фишек. =
7. Складывание разрезных картинок по теме «Игрушки».
Логопед: – Ребята, сложите картинки.
= Звучит минорная музыка. Самостоятельная работа детей. =
Логопед: – Скажи, какая игрушка у тебя получилась?
- Из какого материала она сделана?
- Какая она?
= Вручение фишек. =
- Итог занятия. Рефлексия.
Итог:
- Назовите тему нашего занятия.
- Какая твоя самая любимая игрушка?
- Расскажи, как ты с ней играешь.
- Расскажи, как надо относиться к игрушкам.
- Тебе понравилось занятие? Почему?
= Подсчёт фишек. Индивидуальная оценка. =
Использованная литература
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001;
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;
- Организация и содержание педагогической (логопедической) практики. Методические рекомендации. Составитель А.М. Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003;
- Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2ч. Ч.1 Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения
представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для де...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".
В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....
Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.
Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".
Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения) среди педагогов ДОУ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".
Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения) среди педагогов ДОУ....