Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Попова Валентина Александровна

 

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)

на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития умения детей образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)

на тему «Мои любимые игрушки»

Цель.  Создать условия для развития умения детей образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.

Образовательная область «Познание»:

- продолжать учить задавать репродуктивные вопросы к группе усложненных сюжетных картинок (предмет – действие – объект);

- продолжать учить отвечать на вопросы логопеда предложением;

- учить выделять звук [М] из ряда открытых слогов;

- учить отгадывать загадки и объяснять выбор своего ответа;

- продолжать учить складывать разрезные картинки;

- формировать учебные навыки;

Образовательная область «Коммуникация»:

- развивать связную речь на уровне  предложения;

- активизировать и уточнять номинативный словарь по теме «Игрушки»;

- обогащать словарь признаков по данной теме;

- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

- развивать фонематический слух;

- продолжать  учить координировать речь с движением;

- развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

- развивать оперативную и долговременную память;

- развивать продуктивность внимания;

Образовательная область «Здоровье»:

- развивать мелкую и общую моторику;

Образовательная область «Социализация»:

- воспитывать интерес к занятиям, любознательность;

- продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость, дисциплинированность);

- воспитывать бережное отношение к игрушкам;

- формировать навыки рефлексии.

Планируемые результаты: дети должны научиться образовывать относительные прилагательные и задавать репродуктивные вопросы.

        Ресурсы: 1) доска; 2) игрушки (мяч резиновый и пластмассовый, машина металлическая и пластмассовая, пирамидка пластмассовая и деревянная, кукла резиновая и пластмассовая, кубик деревянный и пластмассовый); 3) серия демонстрационных сюжетных картинок;

 4) раздаточный материал: разрезные картинки по данной теме; 5) аудиокассета «Музыка для релаксации»; В. Шаинский «Антошка»; 6) магнитофон; 7) фишки.

Лингвистический материал:

– звук [М];

– слоги:  ма, то, мо, по, му, ту, ам, ом, от, ут, ум;

– слова:  резиновый, деревянный, пластмассовый, металлический, игрушки, кукла, машина, мяч, кубик, конструктор, пирамидка;

– вопросительные предложения:

Что делает мальчик? Что держит мальчик? Что делает девочка? Что держит девочка? Кто держит мяч? Кто держит машину? Кто ловит мяч? Кто катает машину?

– стихотворение к пальчиковой гимнастике «Игрушки»;

– стихотворение к физминутке  «Мячик мой»;

– загадки.

Содержание организованной деятельности

  1. Мотивация к деятельности.

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я вам приготовила очень интересные задания.

1)Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Загибают поочерёдно все пальцы.

Разгибают поочерёдно все пальцы.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

2)Дидактическая игра «Повтори слова».

Цель: развитие оперативной слуховой памяти и внимания.

Логопед: - Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:

кукла – мяч – машина;

машина – кубик – мяч;

мяч – машина – мишка;

кукла – пирамидка – кубик;

и так далее.

Логопед: - Что это? Назовите одним словом.

Дети: Это игрушки.

2. Формулирование темы.

Логопед: - Совершенно верно. Тема нашего занятия «Игрушки».

3. Актуализация знаний.

Отгадывание загадок.

Круглый, гладкий и пузатый –

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому что он надут.                (Мяч)

Он лохматый, косолапый,

Любят с ним играть ребята.         (Мишка)

Не летает, не жужжит,

А по коврику бежит.

Любит он катать игрушки:

Пирамидки и хлопушки.                (Машина)

= Дети отгадывают загадки и объясняют выбор своего ответа. Логопед раздаёт фишки. =

Логопед:  –  Ребята, скажите: какие игрушки вы ещё знаете.

= Ответы детей. =

4. Постановка проблемы. Практическое усвоение.

1) Образование относительных прилагательных.

Логопед:  –  Что это?

Дети:  –  Это мяч.

Логопед:  –  Из какого материала сделан мяч?

Дети:  –  Мяч сделан из резины.

Логопед:  –  Значит он какой?

Дети:  –  Мяч резиновый.

= Аналогично с машиной, мишкой, куклой, пирамидкой, кубиком. Вручение фишек. =

2)   Постановка серии репродуктивных вопросов.

         Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложнённых сюжетных картинок (предмет – действие – объект) с одним изменяющимся предметом:

                1)        мальчик катает машину;

                2)        мальчик ловит мяч;

                3)        мальчик держит машину;

                4)        мальчик держит мяч;

                5)        девочка держит мяч;

        а)   рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на запоминание. Картинки переворачиваются. Детям предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей;

Что делает мальчик? (первая картинка) –

Мальчик катает машину.

Что делает мальчик?  (вторая картинка) –

Мальчик ловит мяч;

б)   рассматривается третья и четвёртая картинки. Логопед закрывает машину и мяч (они «убежали») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «убежавшие» машина и мяч:

Что держит мальчик? (третья картинка) –

Мальчик держит машину.

Что держит мальчик?  (четвёртая картинка) –

Мальчик держит мяч;

в)   после рассматривания четвёртой и пятой картинок закрывается мальчик и девочка (остаётся рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по очереди на картинки, кто держит мяч.

В случае затруднений детей даётся образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса;

г)   в заключение проводится перекрестный экспресс-опрос – дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования «Кто больше задаст вопросов». Вручение фишек.

5. Ритмическое упражнение «Мячик мой».

Цель: развитие умения координировать речь с движением.

Друг весёлый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мячом играть.

4 прыжка на носочках, руки на поясе.

По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.

5 прыжков на носочках, руки на поясе.

Вновь по два взмаха «удара».

6. Танцевальные упражнения под музыку В. Шаинского «Антошка».

Цель: развитие чувства ритма.

Логопед: – Ребята, танцуем, как я.

        = Дети повторяют движения логопеда. =

7.   Работа по развитию фонематического восприятия.

Дидактическая игра «Поймай звук М».

Выделение звука [М] из ряда открытых слогов.

Логопед:  –  Хлопните в ладоши, если услышите звук [М].

= Предлагаются слоги: ма, то, мо, по и так далее. Вручение фишек. =

7.   Складывание разрезных картинок по теме «Игрушки».

Логопед:  –  Ребята, сложите картинки.

        = Звучит минорная музыка. Самостоятельная работа детей. =

Логопед:  –  Скажи, какая игрушка у тебя получилась?

- Из какого материала она сделана?

- Какая она?

= Вручение фишек. =

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Итог:

  1. Назовите тему нашего занятия.
  2. Какая твоя самая любимая игрушка?
  3. Расскажи, как ты с ней играешь.
  4. Расскажи, как надо относиться к игрушкам.
  5. Тебе понравилось занятие? Почему?

=  Подсчёт фишек. Индивидуальная оценка.  =

Использованная литература

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001;
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005;
  4. Организация и содержание педагогической (логопедической) практики. Методические рекомендации.  Составитель А.М. Горчакова – Самара: Издательство СГПУ, 2003;
  5. Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада:   В 2ч. Ч.1    Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М.: Издательство «Альфа», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»

Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения

представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.

Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....